Формы подведения итогов занятий младших школьников в анимационной студии «Счастливый дитенок»:
выступления с показами мультфильмов собственного изготовления перед зрителями в школе и детских садах;
участие в конкурсах и анимационных фестивалях.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников мульт-кино-школы, их родителей, а также зрителей. Причем, за счет трансляции мультфильмов в сети интернет, зрительская аудитория может быть достаточно большой и разноплановой. И активной в своих комментариях по поводу увиденного.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
|
|
на тему
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводная часть. Откуда взялись мультфильмы?
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Как делаются анимационные фокусы?
|
5
|
1
|
4
|
3
|
Как мусор превращается в красоту?
|
5
|
1
|
4
|
4
|
Такие важные мелочи
|
5
|
1
|
4
|
5
|
Живая линия (графика)
|
4
|
1
|
3
|
6
|
Разноцветные кляксы (живопись)
|
4
|
1
|
3
|
7
|
Объемные фигуры (пластилин)
|
4
|
1
|
3
|
8
|
Экранизация детской считалочки или песенки
|
4
|
0,5
|
3,5
|
|
Всего
|
33
|
7,5
|
25,5
|
Содержание 1 этапа
-
Знакомство.
Знакомство детей с историей возникновения анимации. Первые аллюзии движения, воспроизводившиеся еще в древнем Египте и древней Греции. Устройство «волшебного фонаря» XIX века.
Просмотр первого русского мультфильма «Война рогачей и усачей» (1912 год).
Практическая работа: изобретение своего «волшебного фонаря» и оживление картинки с его помощью.
-
Анимационные фокусы.
Знакомство с понятием «трюковая съемка». Изобретение «своей» волшебной палочки.
Просмотр: мультипликационных рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие аттракционы. Техника безопасности.
Практическая работа: съемка и монтаж самых простых анимационных трюков: дети «летают», превращаются один в другого, «проходят» сквозь стены и тому подобное.
-
«Оживление» собранных на улице листьев, шишек, камушков и пр.
Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.
ПРОСМОТР: мультфильм «Варежка» (1967 г. Союзмультфильм) и фильмы Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (Например, «Игра с камнями», 1965 г.)
Практическая работа: Развитие умения покадрового движения малых предметов на мульт-столе.
-
Песок, крупа и пальчиковые способы рисования
Знакомство с особенностями песочной анимации.
Просмотр: мультипликационных работ московских детских студий.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с сыпучими материалами. Работа уже не только с готовыми формами действительности, но создание своих новых форм из песка, манки и других круп. Разводы пальцами и ладошками по поверхности сыпучих мелко-фактурных материалов.
-
Работа с линией
Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Азы сцено-движения, виды линий в природе и технике. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п.
Просмотр мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из интернета
Практическая работа: коллективный мультфильм, выполненный мелом на доске или на асфальте (при хорошей погоде). Индивидуальные графические работы.
-
Работа с цветом
От общего к частному – цветовые пятна с графической дорисовкой деталей. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.
ПРОСМОТР: мультфильм «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год), отрывки из фильмов А. Петрова.
Практическая работа: Коллективный мультфильм из набора цветовых пятен и разводов краски на стекле. Индивидуальные работы с превращение цветовых клякс в мультипликационных персонажей.
-
Работы с объемный изображением.
Понятие о пластилиновой анимации. Работа с однотонной массой для лепки и цветным пластилином. Использование проволоки для каркаса и других мелких предметов, которые можно «вживить» в пластилин.
ПРОСМОТР: отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского и несколько фильмов-победителей с последних фестивалей стоп-моушен анимации.
Практическая работа: коллективный мультфильм: сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа.
-
Итоговый мультфильм
Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.).
ПРОСМОТР: несколько разных мультфильмов на одну и ту же тему (пример того, как по-разному можно изобразить один и тот же текст)
Практическая работа: изготовление коллективного мультфильма-экранизации.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год
№
|
Тема занятия
|
Содержание
|
Количество часов
|
|
|
|
Вид дея-тельности
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Откуда взялись мультфильмы?
|
Знакомство детей с историей движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России.
ПРОСМОТР: первый русский мультфильм 1912 года (20 минут) + краткое обсуждение увиденного
|
Игровая
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Устройство «волшебного фонаря»
|
Простейшие оптические фокусы и опыты со светом. Совместное изготовление с детьми собственной модели «волшебного фонаря» для оживления нарисованной в классе картинки
|
Игровая
Познавательная
Трудовая
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Как делаются анимационные фокусы?
|
Знакомство с понятием «аттракцион» в экранных искусствах. Чем трюковые съемки и аттракционы в кино и на видео отличаются от анимационных.
Почему люди не летают?
Просмотр: рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие мульт-аттракционы
|
Игровая
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
4-5
|
Занятия на свежем воздухе (на территории вокруг школы, по возможности на природе, в крайнем случае – в большом школьном холле или спортзале)
|
Съемка на натуре детей в роли моделей для элементарных анимационных фокусов.
Максимально общий план съемки. Дети «летают», ходят не отрывая ног от земли, проходят сквозь стены и т.п.
После двух практических занятий в классе идет просмотр и разбор смонтированного учителем материала (20 мин)
|
Игровая
Креативная
|
0,5
|
1,5
|
6-7
|
Занятия в студии
|
Съемка детей в роли моделей для более сложных анимационных фокусов – в помещении.
Средний и крупный план съемки. «Изобретение» волшебной палочки: фокусы с предметами в руках, отдельными частями тела и т.п.
После двух практических занятий в классе идет просмотр и обсуждение смонтированного учителем материала (20 мин)
|
Игровая
Креативная
|
0,5
|
1,5
|
8
|
Анимация – это одушевление, оживление неживых предметов
|
Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.
ПРОСМОТР: мультфильм «Варежка» или отрывки из фильмов Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (20 мин)
|
Игровая
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Занятие на натуре (по возможности – экскурсия на природу, на крайний случай – школьный двор)
|
Сбор на территории вокруг школы природного материала – камушков, веточек, листьев и пр.
Съемка неподвижных предметов в экстерьере (столбов, деревьев, канализационных люков, деталей школьного здания) таким образом, чтобы создать при монтаже на экране иллюзию их движения
|
Игровая
Познавательная
Трудовая
|
|
1
|
10
|
Занятие в студии
|
Просмотр снятого накануне материала, обсуждения механизма зрительной иллюзия.
Аукцион идей для сюжета, который можно было бы снять на следующем занятии
|
Игровая
Креативная
|
0,5
|
0,5
|
11-12
|
Оживление предметов, собранных на улице или из школьного портфеля
|
Съемка короткого коллективного мультфильма, состоящего из отдельных эпизодов, в каждом из которых каждый ученик создает свой обособленный образ из собранного на экскурсии материала или из предметов, которые у него есть при себе
Просмотр и обсуждения результатов коллективного творчества. «Работа над ошибками»
|
Игровая
Креативная
|
0,5
|
1,5
|
13
|
Как превратить песок в воду?
|
Знакомство с особенностями песочной анимации.
Просмотр: мультипликационных работ московских детских студий.
|
Игровая
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Работа с песком
|
Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) Дети пробуют рисовать по песку пальцами, ладошками, насыпать песок по контуру и просто на чистый лист
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
15
|
Работа с манной крупой
|
Коллективная работа «по очереди» на общем черном противне, засыпанном манной крупой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
16
|
Работа с более крупными крупами, мелкой галькой, сухоцветами
|
Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) со смешанной фактурой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
17
|
Волшебные точки – пиксели.
|
Знакомство с особенностями движения на экране персонажей, состоящих из мелких фрагментов – мозаики, вышивки крестом и т.п.
Превращение горстки мелко изорванной бумаги в разных персонажей, их «оживление» на мульт-столе
|
Игровая
Креативная
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Графика в анимации
|
Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п. Виды линий в природе и технике. Линии и точки в пространстве танца: этюд-упражнение из основ сцено-движения «нарисуй своим телом в воздухе линию»
Просмотр мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из интернет
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Контур и его заполнение (точка-точка-запятая…)
|
Дети обводят на доске белым мелом контуры различных предметов и анимируют их.
Коллективный мультфильм про нарисованного человечка
|
Игровая
Познавательная
Креативная
|
|
1
|
20
|
Силуэт
|
Деты вырезают по контуру силуэты из бумаги. Изучают выразительность движения темного силуэта за белой ширмой.
Коллективный мультфильм в стиле «театра теней».
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
21
|
Мелки – не просто детская забава:)
|
Разноцветные мелки. Рисуем в классе на доске или на натуре на асфальте или бетонной стене.
Коллективное творчество и индивидуальные работы. Наиболее интересные снимаются.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
22
|
Живопись в анимации
|
Просмотр собственного мультфильма с последнего занятия и анализ роли цвета в изобразительной силе воздействия мультфильма. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.
ПРОСМОТР: мультфильм «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год)
|
Аналитическая
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
23
|
Кляксография
|
Дети учатся смешивать цвета и дорисовывать цветовым пятнам детали, превращающие их в персонажей. Совместными усилиями анимируют пятно краски на стеклянной поверхности мульт-стола.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
24
|
Пробуем краски на ощупь
|
Просмотр результатов коллективного творчества, снятого на прошлом занятии. Анализ. Сравнение с отрывками из фильмов А. Петрова, нарисованных мокрыми красками на стекле.
Коллективная работа – изготовление из разводов красок и анимация «морских волн» на стекле мульт-стола
|
Аналитическая
Креативная
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Чем компьютерная флэш-анимация отличается от рисованной руками?
|
Коллективная работа на компьютере. Понятие «заливки» контура однородным цветом, используемое в компьютерной анимации. Анализ знакомых детям мульт-сериалов.
Закрашивание детьми контуров любимых мульт-героев «вручную» с использование компьютерной палитры.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
26
|
Объемные фигуры в анимации
|
Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией союзмультфильма.
ПРОСМОТР: отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского.
|
Игровая
Познавательная
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Кто прячется в комке глины?
|
Работа в парах: один придумывает персонажа, а другой вылепливает его из куска бесцветной массы для лепки. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
28
|
Работа с цветным пластилином
|
Дети осваивают на практике способы работы с цветным пластилином:
- его можно «намазывать» тонким слоем на бумагу, заготовленный силуэт или на вылепленную из бесцветной массы объемную фигуру;
- можно использовать проволоку, веточки и другой подручный материал для вживления в пластилин и придания ему форы;
- можно смешивать цвета
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
29
|
Коллективная пластилиновая сказка
|
Сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа.
|
Игровая
Креативная
|
|
1
|
30
|
Итоговый мультфильм первоклашек
|
Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.)
ПРОСМОТР нескольких разных мультфильмов с одним литературным источником.
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
0,5
|
0,5
|
31-32
|
Работа над мультфильмом
|
Поэтапная работа над изготовлением материала и съемкой мультфильма
|
Трудовая Креативная
|
|
2
|
33
|
ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ (желательно присутствие гостей: одноклассников, родителей и других желающих)
|
Просмотр итогового мульт-фильма и лучших мульт-этюдов по итогам года.
Открытое голосование и выбор лучших работ.
Награждение авторов-победителей.
Общее чаепитие
|
Развлекательная
Социальная
|
|
1
|
|
|