Главная
страница 1
Азбука внедрения ИКТ в образовательный процесс школы

Е.И. Шлякова

МОУ «Средняя школа № 10»

Петрозаводск

В последнее время информационные технологии все больше и сильнее входят в нашу повседневную жизнь: компьютер дома, компьютер на работе. ИТ не обошли стороной и школы.

Немного статистики из жизни педагогического коллектива школы на сегодняшний день:


  • Обладаете ли вы базовыми или продвинутыми навыками работы на компьютере?

базовые – 74%, продвинутые – 32%, никаких навыков – 16%

  • Используете ли компьютер в своей работе?

часто (ежедневно или несколько раз в неделю) – 42%, редко – 37%,

не использую – 21%



  • Как используете компьютер в учебном процессе?

для подготовки к урокам – 63%,

непосредственно на уроках – 35%,

используют для изготовления дидактических материалов – 21%,

не используют – 16%



  • Имеете ли дома компьютер?

Да – 63% Нет – 37%

  • Сколько учителей обучено в центре ФИО?

31% от всего педагогического коллектива прошли курсы ФИО

  • Как частот используется видеопроектор? 3- раза в неделю

  • Я бы хотела представить внедрение ИКТ в образовательный процесс нашей школы в развитии.


Информационное пространство процесса обучения в школе



Информатизация обучения



Информатизация управления

Телекоммуникации





Компьютер как средство изучения


Компьютер как средство обучения



ИС «Школа»

Компьютер как средство связи и обмена информацией




Информатика



Базы данных

Телекоммуникационные проекты






Лаборатория ИКТ

Электронная почта Интернет

ИКТ на уроках


Обучение педагогов




Создание и использование медиатеки

Телекоммуни-кационные проекты


Учебные предметы и ИКТ



Создание авторских образовательных продуктов


Внеурочная деятельность



Элементы ДО



Путь этот занимает относительно короткий промежуток времени. Три обстоятельства повлияли на это:



  • Во-первых, огромная помощь ПетрГУ, с которым взаимоотношения нашей школы строятся на договорной основе с 1997 года.

  • Во-вторых, президентская программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы", поддержанной президентом России и одобренной в целом на заседании правительства.

  • В-третьих, создание и деятельность в нашем городе центра Федерации Интернет Образования.

Остановлюсь на самых значимых шагах в развитии информатизации нашей школы через направления:

  • Урок

  • Внеклассная работа

  • Управление образовательным процессом

Учителя предметники используют ИКТ на своих уроках следующим образом:

  1. В школе cсоздана медиатека. Используют готовые компакт-диски.

  2. Создают презентации уроков, то есть создают нечто вроде

  3. Создают различные тесты средствами программного продукта Delphi, в текстовом редакторе, веб-средствами.

  4. Используют Интернет-ресурсы.

  5. Пятый год учителя начальной школы работают с электронным приложением к учебнику математики Петерсон. Работа с программой дает возможность своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях, как общие для класса, так и характерные для каждого ученика в отдельности, значительно повышает результаты успеваемости в конце учебного года.

  6. Для оказания помощи учителям в этой работе на базе нашей школы создана и работает творческая лаборатория «Использование ИКТ в преподавании предметов гуманитарного профиля».

В результате этой работы изменились роль и функции учителя, который перестает быть монополистом, поставщиком знаний. Он становится проводником, советчиком и помощником ученика в мире знаний.

В 2000 году нашей школе было присвоено имя А.С.Пушкина. Большая работа по изучению жизни и творчества поэта, использование результатов этой работы в нравственном и духовном воспитании учащихся пополнились новыми формами деятельности методического объединения учителей-словесников. Это несколько телекоммуникационных проектов, среди которых я остановлюсь на проектах – «Проба пера», «Школьная Пушкинская Энциклопедия» и «Техносфера Пушкинской эпохи».

В 2000 году начал свою жизнь проект «Проба пера». Лучшие творческие работы из рукописных журналов мы стали размещать в «Пробе пера» на школьной странице в Интернет.

Цель проекта – развитие творческих способностей учащихся, обучение навыкам работы в Интернет.

«Проба пера» состоит из нескольких разделов:


  • «Сказка – ложь?..»

  • «Рождественская звезда»

  • «Времена года»

  • «И просыпается поэзия во мне…»

  • «Я – петрозаводчанин»

  • «Собрание сочинений» и другие.

Страница постоянно пополняется. В оформлении «Пробы пера» используются иллюстрации учащихся школы.

«Проба пера» была призером Российской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. И работа над этим проектом продолжается до сих пор.

Проект - «Школьная Пушкинская Энциклопедия».

Для энциклопедии мы выбрали в качестве эпиграфа цитату из статьи В.Г.Белинского о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «Энциклопедия русской жизни».

На предложение поучаствовать в проекте откликнулись 9 школ, в том числе школы Омска, Новокузнецка, Костомукши.

Участие в таких проектах важно для учеников. Внимательное отношение к тексту, исследовательская работа, чтение специальной литературы – полезные виды деятельности.

В 2002 году в школе было создано научное общество «Эврика». Им руководит Олег Владимирович Казачков, преподаватель университета, кандидат технических наук. Вместе с ним ученики работают над проектом «Техносфера Пушкинской эпохи», собирая материал об архитектуре, военном деле, транспорте, технических новинках эпохи А.С. Пушкина.

В этом учебном году мы участвовали в международном проекте гражданского образования «Вы – народ». Итогом реализации проекта стало создание образовательного продукта «Дистанционный курс обучения «Демократия: государство и общество».

Использование проектной деятельности позволяет раскрыть таланты каждого ученика, выявить структуру способностей и затем приспособить к этой структуре технологию учебного процесса.

Большое внимание в нашей школе уделяется сайту школы.

Создавая сайт школы, мы думали о том, что он сможет эффективно функционировать и может быть интересен широкому кругу посетителей. На нашем сайте:


  • имеется справочная информация, интересующая учеников и родителей, в том числе об учителях, учебных программах, расписании занятий, традициях школы.

  • отражены в развитии направления работы школы

  • размещены творческие работы учеников

  • представлены наработки учителей

  • находятся элементы дистанционного обучения

И вообще он представляет наше образовательное учреждение международному сообществу (http://media.karelia.ru/~sch10/default.htm)

Информационная система «Школа» обеспечивает поддержку принятия управленческих решений по организации учебного процесса в школе.

Наша школа явилась базовой площадкой для внедрения и апробации этой системы. На сегодняшний день в базу данных внесены все необходимые сведения по учащимся, учителям, родителям, учебным планам, нагрузке.

Задачи управления персоналом и контингентом учащихся внедрены и работают.

В настоящее время мы начали работу над задачей управления учебным процессом – это:


  • ведение журналов успеваемости (по предмету, классу, ученику),

  • формирование сведений по классам,

  • формирование отчетности по успеваемости.



Проблемы внедрения ИКТ в образовательный процесс сегодня и что делать завтра.

Благодаря общероссийской президентской программе «Компьютеры детям» в школы города поставлены современное технологическое оборудование и программное обеспечение, осуществляется поддержка школ в части организации доступа к Интернету.


Одной из самых серьезных проблем является то, что сегодня нет системы сопровождения техники, нет организованной обратной связи по поставкам техники. У малоопытных пользователей, какими на первых порах, безусловно, будут учителя, постоянно возникает масса самых элементарных вопросов, решением которых в крупных компаниях и организациях занимаются обычно специально выделенные сотрудники служб технической поддержки или системные администраторы. А к кому должны обращаться за помощью учителя?

Как правило, во время действия гарантийных обязательств поставщиков - проблем нет, но по истечении гарантий, возникает проблема, как ремонта, так и модификации физически и морально устаревающей техники.

Проблема обслуживания действительно будет серьезной, так как фирмы-поставщики компьютеров считают, что школы можно будет обслуживать так же, как других клиентов.

Наряду с техническим сопровождением техники, не менее серьезными являются проблемы внедрения ИКТ в учебный процесс. А именно:



  • Доступ в Интернет школа оплачивает из внебюджетных средств, и поэтому возникает дефицит возможности использования Интернет.

  • Работа тех педагогов, кто занимается внедрением ИКТ в учебный процесс или вовсе не оплачивается, или оплачивается мизерно.

  • Для эффективного использования компьютеров в школе нужно объединить все компьютеры в локальную сеть, организовать и вести компьютерную медиатеку, курсы компьютерной грамотности для учителей. Добиться реальных изменений к лучшему, возможно, мне кажется, когда мы получим в школу квалифицированного, заинтересованного в результатах труда (оплаты в том числе) специалиста.

Освоение учителями компьютерных технологий идет быстрыми темпами, однако, нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того чтобы этот процесс был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.


Смотрите также:
Азбука внедрения икт в образовательный процесс школы
70.49kb.
1 стр.
В. А. Красильникова
61.32kb.
1 стр.
Эффективность внедрения в образовательный процесс программ профильного обучения
115.18kb.
1 стр.
I. Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
181.87kb.
1 стр.
Исследование опыта внедрения образовательных программ и технологий в образовательный процесс на второй ступени по направлению «организация туроператорской деятельности»
74.34kb.
1 стр.
Информационные технологии для новой школы
47.73kb.
1 стр.
Опыта внедрения икт в гкоу ро школе-интернате VI вида г. Волгодонска
66.82kb.
1 стр.
Образовательная программа школы составлена на основе важнейших положений: Закона РФ «Об образовании»
225.99kb.
1 стр.
2. Присуждение премии «За честь и достоинство» производится от имени администрации школы один раз в год 10-ти обучающимся кадетских классов
21.04kb.
1 стр.
Анализ работы гоу сош №1224 за 2007-2008 учебный год
1837.2kb.
9 стр.
В 2012/2013 учебном году гбоу сош №1155 осуществляет образовательный процесс
11.69kb.
1 стр.
Программы профильной бизнес-школы «успех» для старшеклассников
11.4kb.
1 стр.