Главная
страница 1
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

Профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___»___________________2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Основы психосоматики»

для студентов дневного факультета клинической психологии

для специальности 030302 - «Клиническая психология».




Кафедра Клинической психологии


Курс 4 Семестр 7
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____» ______________2011г., протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»

«___» _________ 2011 г., протокол № ______
Председатель комиссии:

Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____
Председатель ЦМС:

Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич


1.Инновационость программы, цель и задачи дисциплины.
Разработанная программа по специальности «Основы психосоматики» является отражением нового интегративного подхода к изучению феноменов психосоматической нормы и симптомообразования при психосоматических расстройствах. Она обеспечивает студентов необходимой инновационной информацией для овладения определенными современными знаниями и умениями в области психосоматики, необходимыми для профессиональной деятельности по специальности» медицинская психология».

Целью преподавания и изучения дисциплины является усвоение студентами основных положений и методов психосоматической медицины в их приложении к задачам клинической психологии.

Задачами дисциплины являются:


  • формирование способности ориентироваться в современных отечественных и зарубежных концепциях психосоматической медицины на основе накопленных массивов знаний;

  • изучение формирования психосоматических явлений в процессе индивидуального развития под влияния социальных, культуральных и других факторов в норме и патологии ,

  • изучение психологических механизмов образования симптомов при психосоматических расстройствах и роль личностных факторов в этом процессе;

  • овладение умениями адекватно оценивать и компетентно решать основные проблемы психосоматической медицины;

  • изучение теоретических основ оказания психологической помощи и освоение навыков работы клинического психолога в психосоматической клинике, позволяющих профессионально участвовать в практической прикладной деятельности.

Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы. Групповые дискуссии, элементы психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений являются ведущими компонентами в освоении изучаемой дисциплины. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, сообщение по подготовленному реферату) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
А. Студент должен знать и уметь:

- использовать основные положения современных теорий и моделей, разработанных в области психосоматической медицины;

- определять основные виды психосоматических расстройств;

- выявлять личностные особенности, психологические ресурсы и адаптационные возможности больных;

- использовать личностные и профессиональные качества клинического психолога во время работы в психосоматической клинике;

- соблюдать правовые и этические аспекты работы с больными, имеющими психосоматические нарушения;

- дифференцировать роль врача и клинического психолога в психокоррекции и психотерапии.

Б. Студент должен иметь навыки:

- обоснованного выбора психокоррекционного подхода;

-овладения принципами и методами психологического консультирования, психокоррекции больных с психосоматическими заболеваниями;

- взаимодействия клинического психолога с пациентами, имеющими психосоматические заболевания и их ближайшим микросоциальным окружением;

-организации работы клинического психолога и взаимодействия с медицинским персоналом в психосоматической клинике;

- навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, субъективного контроля ситуациии, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с больными, имеющими психосоматическую патологию.

В. Студент должен иметь представление о:

- диагностических критериях психосоматических и соматопсихических расстройств;

- принципах построения комплексного клинико - психологического обследования больных с психосоматическими заболеваниями.

Г.Уровень компетентности студента – наличие знаний об основной психосоматической феноменологии в норме и патологии позволяющих анализировать и адекватно интерпретировать различные модели симптомообразования психосоматических расстройств.

Д. Уровень комммуникативности студента – способность осмысленно осуществлять социальное взаимодействие с пациентом и другими участниками диагностического и лечебного процесса (медперсонал, консультанты по смежным специальностям, родственники пациента, другие члены социальных сетей и т.д.).

Г. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и другим дисциплинам, в том числе по физиологии ВНД, общей психологии, психофизиологии, клинической психологии, внутренним болезням, психиатрии, неврологии, психологии личности, психодиагностике, психологии развития и возрастной психологии.
3. Объем дисциплины в виде учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

90

Аудиторные занятия:

51

Лекции

15

Семинарские занятия (СЗ)

36

Самостоятельная работа (СР)

39

Формы текущего контроля:

1.Опрос по теме семинара.

2.Тестовый контроль (письменная контрольная работа, ситуационные задачи).

3.Рефераты, устное сообщение в виде доклада

4. Содержание дисциплины.

4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.


п /п


Наименование тем (лекций)



Количество часов по

видам учебной работы



Всего часов







Лекции

Семинар.

занятия.


Самостоят.

работа.





1.

Введение в основы психосоматики.

3

1

3

7

2.

Классификации психосоматических расстройств. Психосоматика в истории науки.

1

2

4

7

3.

Психодинамическое направление в интерпретации психосоматических заболеваний.-1.

2

3

4

9

4.

Психодинамическое направление в интерпретации психосоматических заболеваний.-2.

1

3

3

7

5.

Роль кортико – висцеральных связей в возникновении психосоматических расстройств.

1

1

3

5

6

Стресс и совладание с ним как проблема психосоматики.

1

3

4

8

7

Интегративные подходы в психосоматике. Биопсихосоциальная модель.

1

3

3

7

8

Современные поведенческие подходы в психосоматике.

1

3

3

7

9

Феномен алекситемии.

1

1

3

5

10

Культурно – исторический подход к телесности.

1

1

3

5

11

Внутренняя картина здоровья и болезни.

1

2

3

6

12

Личностные феномены в психосоматике.

1

1

3

5




Всего часов

15

24

39

90

4.2.Содержание тем дисциплины.

Тема 1. Введение в основы психосоматики. Актуальность проблемы связи психической и соматической «сфер», предмета и задачи психологического изучения в психосоматике. Основные понятия в психосоматике. Психосоматика как область междисциплинарных исследований.

Тема 2. Психосоматика в истории науки. Классификации психосоматических расстройств.

Психосоматика как предмет изучения философии, религии, медицины. Теории конституций, их недостатки и значение для психосоматической медицины. Холистический подход и роль представителей отечественной клинической школы в его развитии. Классификации психосоматических расстройств в международной классификации болезней 10-го пересмотра, руководстве по диагностике и статистике –IV пересмотра.

Тема 3-4. Психодинамическое направление в интерпретации психосоматических заболеваний.

Лекция №1. Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств. Конверсионная модель З. Фрейда. Теория специфических для болезни психодинамических конфликтов Ф.Александера и ее теоретические предпосылки.   Многофакторная модель вегетативного невроза. Современная оценка теории Ф.Александера. Теории специфичности. Неспецифический подход к пониманию природы психосоматических расстройств

Лекция № 2. Эмоции и их роль в психосоматическом симптомообразовании. Вторая модель психосоматического образования симптомов по З.Фрейду. Эмоциональная специфичность вегетативных неврозов.  Модели психосоматического синдромогенеза в концепциях десоматизации М. Шура, двухэшелонной линии обороны А.Митчерлиха и в теории объектных отношений.

Тема 5. Роль кортико – висцеральных связей в возникновении психосоматических расстройств.

Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и психосоматическая медицина. Гипотеза о кортико- висцеральном происхождении психосоматический заболеваний К.М.Быкова, И.Т. Курцина.

Тема 6.Психофизиология и психология стресса, совладание с ним как проблема психосоматики. Теория стресса Г.Селье, ее истоки и роль в разработке проблем психосоматики. Стресс физиологический, психологический и эмоциональный. Современные теоретические представления о совладании со стрессом (coping behavior).Когнитивная теория стресса и совладающего поведения Р.Лазаруса. Поисковая активность и ее роль в адаптации к стрессу. Концепция выученной беспомощности М.Селигмана.

Тема 7. Интегративные подходы в психосоматике. Биопсихосоциальная модель.

Понятие об интегративных моделях. Интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г.Вайнеру. Различная природа болезни, чувства болезни и страдания. Биопсихосоциальная модель Т.Икскюля и В.Везиака

Тема 8 .Современные поведенческие (бихевиоральные) подходы в психосоматике.

Концепция типов поведения. Роль типов поведения в происхождении психосоматических симптомов.

Тема 9. Феномен алекситемии. Определение, основные признаки, происхождение, структура, концепция Р.Сифнеоса. Роль алекситемии в симптомообразовании и возможности её психокоррекции.

Тема 10. Культурно – исторический подход к телесности.

Культурно – исторический подход Л.С.Выготского и возможности его применения в психосоматике. Понятия «телесность», «психосоматический феномен нормы», «психосоматическое развитие», « психосоматический симптом». Роль познавательной активности больного в психосоматическом симптомогенезе.

Тема 11.Внутренняя картина здоровья и болезни.

Понятие о внутренней картине здоровья и болезни, история его возникновения и психологические характеристики понятия.. Модели ВКБ (А.Гольдшейдера, Р.А.Лурия, В.ВНиколаевой, А.Ш., Тхостова - Ариной Г.А., В.М.Смирнова -Т.Н.Резниковой, Г.Левенталя, А.Б.Квасенко, Ю.Г.Зубарева). ВКБ как проблема психиатрии и клинической психологии. Структура ВКБ и факторы влияющие на ее формирование и динамику Возрастные аспекты ВКБ. Динамика ВКБ в процессе лечения. Понятие о ятрогениях.

Тема 12. Личностные феномены в психосоматике. Личностная предрасположенность как фактор риска при психосоматических расстройствах. Концепция профиля личности Ф.Данбар. Неспецифичность изменений личности при хронических соматических заболеваниях и основные типы изменений. Роль социальной ситуации развития. Психологическая характеристика поведенческого типов А, В, С, Д. Психологическая саморегуляция при психосоматических расстройствах. Проблема психодиагностики и коррекции личностных феноменов в психосоматике.
4.3.Тематический план семинарских занятий.

Семинар №1. Введение в основы психосоматики.

Понятие о психосоматической проблеме как проблема связи психической и соматической «сфер». Предмет и задачи психосоматики. Психосоматика, соматопсихика и психосоматическая медицина. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматические и соматоформные расстройства.

Семинар № 2. Психосоматика в истории науки. Классификации психосоматических расстройств.

Психосоматика как предмет изучения философии, религии, медицины. Теории конституций, их недостатки и значение для психосоматической медицины. Холистический подход и роль представителей отечественной клинической школы в его развитии (Мудров М.Я., Остроумов, Захарьин Г.А, и др). Феноменология тела, герменевтика здоровья и болезни. Особенности современной психосоматики. Классификации психосоматических расстройств в международной классификации болезней 10-го пересмотра, руководстве по диагностике и статистике –IV пересмотра.

Семинар № 3. Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств.

Конверсионная модель З. Фрейда. Теория специфических для болезни психодинамических конфликтов Ф.Александера и ее теоретические предпосылки.  Векторы качества психических процессов. Многофакторная модель вегетативного невроза. Современная оценка теории Ф.Александера. Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств

Семинар № 4.   Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств.

Эмоции и их роль в психосоматическом симптомообразовании. Вторая модель психосоматического образования симптомов по З.Фрейду. Эмоциональная специфичность

вегетативных неврозов.  Модели психосоматического синдромогенеза в концепциях десоматизации М. Шура, двухэшелонной линии обороны А.Митчерлиха и в теории объектных отношений.

Семинар № 5. Роль кортико – висцеральных связей в возникновении психосоматических расстройств.

Идеи российской физиологической школы (И.М.Сеченов и И.П.Павлов).Учение об условных рефлексах и психосоматическая медицина. Гипотеза о кортико- висцеральном происхождении психосоматический заболеваний К.М.Быкова, И.Т. Курцина. Достоинства и недостатки учения И.П. Павлова и кортико – висцеральной теории.

Семинар № 6. Психофизиология и психология стресса, совладание с ним как проблема психосоматики.

Физиологические механизмы реакции на угрозу. Теория стресса Г.Селье, ее истоки и роль в разработке проблем психосоматики. Стресс физиологический, психологический и эмоциональный. Современные теоретические представления о совладании со стрессом (coping behavior): транстеоретическая модель стресса и совладания Р.Лазаруса. Поисковая активность и ее роль в адаптации к стрессу. Концепция выученной беспомощности М.Селигмана. Стресс и психосоматический симптомогенез.

Семинар № 7. Интегративные подходы в психосоматике. Биопсихосоциальная модель.

Понятие об интегративных моделях. Интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г.Вайнеру. Различная природа болезни, чувства болезни и страдания. Биопсихосоциальная модель Т.Икскюля и В.Везиака

Семинар № 8.Современные поведенческие (бихевиоральные) подходы в психосоматике. Концепция типов поведения. Личностная предрасположенность как фактор риска при психосоматических расстройствах. Концепция профиля личности Ф.Данбар. Психологическая характеристика поведенческого типов А, В, С, Д. Роль типов поведения в происхождении психосоматических симптомов.

Семинар № 9. Феномен алекситемии. Определение, основные признаки, происхождение, структура. Роль алекситемии в симптомообразовании и возможности психокоррекции.

Семинар № 10. Культурно – исторический подход к телесности.

Культурно – исторический подход Л.С.Выготского и возможности его применения в психосоматике. Понятия «телесность», «психосоматический феномен нормы», «психосоматическое развитие», « психосоматический симптом». Роль познавательной активности больного в психосоматическом симптомогенезе ( нозогнозии).

Семинар № 11.Внутренняя картина здоровья и болезни.

Понятие о внутренней картине здоровья и болезни, история его возникновения и психологические характеристики понятия. Модели ВКБ как проблема психиатрии и клинической психологии. Структура ВКБ и факторы влияющие на ее формирование и динамику Варианты реагирования на болезнь (Ташлыков В.А). Возрастные аспекты ВКБ.

Динамика ВКБ в процессе лечения. Понятие о ятрогениях.

Семинар № 12. Личностные феномены в психосоматике. Неспецифичность изменений личности при хронических соматических заболеваниях и основные типы изменений. Роль социальной ситуации развития. Психологическая саморегуляция при психосоматических расстройствах. Проблема психодиагностики и коррекции личностных феноменов в психосоматике.

4.4.Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Основы психосоматики» в объеме 24 часа представлена в форме самоподготовки студентов к семинарским занятиям по основным темам дисциплины в соответствии с предложенной программой и содержанием дисциплины. По одной из тем дисциплины студент готовит доклад, который излагается устно и представляется в форме реферата.

Обязательная литература.

1.Бассин Ф.В и др. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических клинических синдромов// В кн.:Бессознательное: природа, функции, методы исследования.- Тбилиси, 1978,том 2, с 195-215.

2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. –М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376.

3. Клиническпая психология: Учебник, под ред. Б.Д. Карвасарского. – Глава 14.Основы психосоматики.- СПб: Питер, 2004. – с.476 – 513.

4.Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У. Баумана. - 2-е международное издание. Пер.с нем. – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Мастера психологии»). – Глава 34. - с.962 -1005.

5. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. – М.: Медицина, 1977. –111с.

6. Любан – Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача / изд. Психоневрологичесмкого института им. В.М.Бехтерева, 1996 – СПб, 255.

7.Менделевич В.Д.,Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. Часть 2.Психосоматическая медицина. – М.: «МЕДпресс- информ», 2002. – с.330 -608.

8. Николаева В.В.Влияние хронической болезни на психику.- М, 1987.-168с.

9.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. – 2е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР МЕД, 2002. Главы 29, 30. - с.682 – 723.

10. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. Часть II.- М.: SvR – Aргус, 1995. – с. 207 – 357.

11.Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287с.

12.Шерток Л. Непознанное в психике человека.- М.:Прогресс,1982.-310с.

13. Фрейд З.О психотерапии истерии/В кн.З.Фрейд.О клиническом психоанализе. –М.,1992-с.41-90.

Рекомендуемая литература.

1.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. – М.:Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 336с.

2.Алекситемия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. Методическое пособие. С-Пб., 1994. – 17с.

3. Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб: Изд- во “Речь», 2000. – 238 стр.

4.Аммон Г.Динамическая психиатрия. Психосоматика. Глава 7./ изд. Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.-СПБ,1995.-с 101 -121

5.Антропов Ю.Ф., Щевченко Ю.С.– Лечение детей с психосоматическими расстройствами - СПб.: Речь, 2002. – 560 с.

6.Арина Г.А.Психосоматический симптом как феномен культуры// Телесность человека: междисциплинарные исследования (сборник факультета психологии МГУ).- М.,1991-с.45-54.

7.Бассин Ф.В.Проблема бессознательного(О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).-М.: Изд-во «Медицина»,1968.- 467с.

8.Бодров В.А.Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.- М., Институт психологии РАН, 1995. - 128с.

9.Вейн А.М., Молдовану. Нейрогенная вентиляция. - Кишинев, изд-во «Штиница», 1988. - 182 с.

10.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПБ,:Питер,2005.-336с. - (серия «Практическая психология»).

11.Выготский Л.С.Собрание сочинений. Т.3-М,1983.

12.Гринберг Дж. Управление стрессом.7 изд. – СПб.:Питер, 2002 -496с. – (Серия «Мастера психологии).

13..Губачев Ю.М., Жузжанов О.Т., Симаненков В.И.Психосоматические аспекты язвенной болезни.- Алма – Ата: Казахстан, 1990. -216с.

14.Заболевания вегетативной нервной системы .Руководство для врачей.//Под редакцией профессора Вейна А.М.-М.:Медицина,1991.-624с.

15.Зейгарник Б.В.Опосредованная саморегуляция в норме и патологии.//Вестник МГУ.Серия 14.»Психология».,1981,32,с.9-15.

16.Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б, Мазур Е.С.Саморегуляция поведения в норме и патологии//Психологический журнал, 1989,,т.10,№ 2,с.122-132.

17.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.-СПб.;Речь,2005.- 400с.

18.Карвасарский Б.Д., Простомолотов В.Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишинев, изд-во «Штиница», 1988.- 165с.

19. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л., Медицина,1980. -184с.

20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., изд-во «Наука», 1983.- 368с.

21. Клиническая психиатрия. В 2-х т.Т.1.Глава 19.Пер с англ.- М.:Медицина,1994. – с 594 -629.

22.Кокс Т. Стресс.-М., 1981.

23.Кулаков С.А.Основы психосоматики.- СПб.: Речь, 2003. – 288с.

24. Курцин И.Т.Теоретические основы психосоматической медицины.- Изд-во «Наука», Ленингр. отд.-Л., 1973. - 336с.

25. Менегетти А. Психосоматика / Пер. с итал. Славянской ассоциации Онтопсихологии. – М.:ННБФ «Онтопсихология», 2003. -328 с.

26.В.В.Николаева.О психологической природе алекситемии// Телесность человека: междисциплинарные исследования (сборник факультета психологии МГУ).- М.,1991-с.80-89.

27.Николаева В.В.,Мотовилин .О.,Арина Г.А.Развитие личности в социальном пространстве .Роль социальной ситуациии развития в становлении прелдставлений ребенка о собственном теле.//Развитие личности,2003,№2, с.61-83.

28.Психология телесности между душой и телом/ред.сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви.- М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2005.

29.. Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций. Глава 6.Пер. с польск. –М.:Прогресс,1974. – с.301 – 352.

30. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

31.Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.- 125с.

32.Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии// Телесность человека: междисциплинарные исследования (сборник факультета психологии МГУ).- М.,1991-с 89-96..

33..Смирнов В.В., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы исследования «внутренней картины болезни» // Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983, с.38 – 61.

34. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.:Медицина,1984. -182с.

35.Телесность человека: междисциплинарные исследования (сборник факультета психологии МГУ).- М.,1991- 159с.

36.Тищенко.П.Д. Герменевтика и здоровье.//в сб.:Здоровье и экология человека:

методологический анализ предмета и метода исследования.-М,1987-с.96-119.

37..Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1986. – 384с.

38.. Тхостов А.Ш.Болезнь как семиотическая система//Вестник МГУ. Психология.-1993, №1.

39.Тхостов А.Ш.Семантика телесности и мифология болезни// Телесность человека: междисциплинарные исследования (сборник факультета психологии МГУ).- М.,1991-с.96-108.

40.Тхостов А.Ш.Топология субъекта (опыт феноменологического исследования).//Вестник МГУ. Сер.14.»Психология».,1994, №2,с.3-12.

41.Тхостов А.Ш.,Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни //В сб.:Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно – психической и соматической патологии.-Л, ЛНИПНИ им В.М.Бехтерева.,1990- с.44-49.

42.Фрезер Дж.Дж.Золотая ветвь –М,1986.

43.Эверли Дж.С.,Розенфельд Р. Стресс:природа и лечение:Пер. с англ..-М.:Медицина, 1985,с.24 – 59..
5. Средства обеспечения усвоения дисциплины:


  • лекционный зал;

  • учебные комнаты;

  • наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, видеофильмы.

6. Материально-техническое обеспечение:

  • учебные классы;

  • телевизор и видеомагнитофон; ноутбук; видеопроектор; компьютеры.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, а также самостоятельная работа

учащихся. Тематика лекций и семинарских занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа направлена на получение студентами знаний по основам психосоматики и формирование определенных практических навыков и умений будущих специалистов.

Семинарское занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний (тестовый контроль, ситуационные задачи и т.д).;

  • беседа по теме семинара;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

На семинарском занятии преподаватель обращает внимание на наиболее важные разделы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет часть занятия, где студент получает «обратную

связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и семинарских занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и коллоквиумам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то есть ведения научно-исследовательской работы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на занятиях. По результатам изучения дисциплины сдается экзамен.
Автор программы:

профессор кафедры клинической психологии,



доктор медицинских наук В.М. Ялтонский.


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
361.94kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности
524.84kb.
3 стр.
Клиническая психология
145.02kb.
1 стр.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности 030302. 65 – «Клиническая психология»
1859.16kb.
28 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Экономическая теория» для студентов экономического факультета по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»
572.22kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность» часть 2
938.31kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины история психологии направление подготовки 030300 психология профиль подготовки
1076.36kb.
6 стр.
Рабочая программа по учебной дисциплине «патофизиология» по специальности 022700 «клиническая психология»
371.09kb.
1 стр.