Главная
страница 1

3 класс, 4 четверть

Конспект урока музыки по теме:

"Острый ритм - джаза звуки"

Выполнила учитель музыки

МОУ Ивняковской СОШ

Сизова Е.С.


Цель:

Познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.



Задачи:

1) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;

2) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Основной метод: объяснительно - иллюстративный

Наглядность:


  • Презентация;

  • картинки с музыкальными инструментами;

  • нотный текст песни.

ТСО:

  • муз центр;

  • записи с фонограммами;

  • экран, проектор.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 


-Музыкальное приветствие

У: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

У: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д: Джаз.

У: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

У: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.



У: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.



Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.



У: А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.

(Рассказ и показ инструментов)


3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Работа по учебнику (стр. 118-119)

А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева. (Фото показать)

ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист. (Портрет на доску)

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги - обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.

Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»

У: Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ


А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.

ИГРА “Выбери инструменты”

Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

У: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

Д: Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА


У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Мистер Жук”

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Исполнение учителем

Анализ:

У: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д: Джазовом.

У: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

4) пение стоя, с движениями, с хлопками, с муз. инструментами.



У: Молодцы, ребята, я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч. 



ПРИЛОЖЕНИЕ

Мистер Жук

Муз Г.Гладкова

Сл. Дж.Чиарди


    1. Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.

Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!

Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.

Мистер Жук – большой чудак.


    1. Я спросил его: “Куда Вы? Вот так милые забавы!

Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”

Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!

Отвяжитесь, я тону!”


    1. Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.

Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?

Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,



Обожаю водный спорт!

    1. Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
      С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
      Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
      Всё привык я делать сам.
      Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
      Всё привык я делать сам.








Смотрите также:
Конспект урока музыки по теме: "Острый ритм джаза звуки"
63.05kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
138.47kb.
1 стр.
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
37.75kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок музыки в 5-м классе по теме "
71.19kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
1 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе Тип урока : Углубление и закрепление материала. Проблема
93.29kb.
1 стр.
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель
262.73kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Героические образы в русской музыке»
63.64kb.
1 стр.
Конспект урока «Борьба Руси с западными завоевателями» фио шаронова Ирина Юрьевна
67.73kb.
1 стр.