Главная
страница 1




«УТВЕРЖДЕНО»




Решением Ученого Совета ФГБОУ ВПО

«ВГИФК» от «30» октября 2012 г






Протокол № 3




«__30___» октября 2012года




Председатель Ученого Совета




Г.В.Бугаев




Секретарь Ученого Совета




О.Н.Савинкова


ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения практик в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежском государственном институте физической культуры» для студентов дневного и заочного отделения специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»


Настоящее Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. №1154 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», а так же с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года, № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным заместителем министра образования РФ 02.06.2000 года.

1. Общие положения

    1. Практика - это составная часть учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков и умений по избранной специальности.

    2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный институт физической культуры (далее – «ВГИФК»), реализующий основную образовательную программу специалиста по адаптивной физической культуре должен предоставить студентам возможность эффективного прохождения практик, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

    3. Целью практики является углубление и закрепление в условиях практической деятельности профессионально важных знаний и умений, полученных при изучении теоретических дисциплин, а так же подготовка специалиста к осуществлению профессиональных видов деятельности (образовательной, воспитательной, развивающей, реабилитационной, компенсаторной, профилактической, организационно-управленческой).

    4. В соответствии с требованиями к организации практик, содержащимися в ГОС ВПО, разработаны и утверждены документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов с учетом рабочих учебных планов по специальности «адаптивная физическая культура» и примерных программ дисциплин.

1.5. Виды и сроки практики определяются образовательными стандартами специальности, учебными планами, графиком учебного процесса и соответствующими приказами ректора, а содержание - программами практики.

2. Виды практики

2.1. Основными видами практики в институте являются: педагогическая практика в общеобразовательной школе; практика по специальности и специализации.

Цели и задачи практики на различных этапах обучения студентов отличаются друг от друга, однако они должны быть органически связаны между собой и с другими формами обучения.

2.1.1. Педагогическая практика призвана дать сведения и познакомить студентов со спецификой деятельности преподавателя физического воспитания совершенствование личностных свойств и творческих способностей в конкурсных условиях педагогической деятельности. Она проводится на третьем курсе продолжительностью 5 недель и должна проходить в общеобразовательных школах и других средних учебных заведениях, имеющих необходимое для проведения уроков физической культуры материально-техническое оснащение и квалифицированных учителей-методистов.

2.1.2. Практика по специальности ставит своей целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, сбор фактического материала для написания квалификационных работ, а так же подготовку к выполнению профессиональных функций специалиста по адаптивной физической культуре. Она организовывается и проводится на четвертом курсе в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности для инвалидов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья; в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях; в средних специальных и высших учебных заведениях и с лицами с ограниченными возможностями. Продолжительность составляет 6 недель.

2.1.3. Практика по специализации проводится на пятом курсе, продолжительность составляет 6 недель.

Целью практики является целостное выполнение профессиональных обязанностей специалиста АФК, инструктора-методиста ЛФК. Как правило, студент проходит практику по месту будущего трудоустройства. Если таковое не возможно из-за значительной отдаленности принимающей организации, студент направляется для прохождения практики в аналогичную организацию города. Объекты практики должны иметь условия, обеспечивающие решение поставленных задач, квалифицированных специалистов, способных выполнять функции методистов.

3. Организация практики

3.1. К числу организационных мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень проведения практики, относятся разработка программ практики, выбор баз практики и заключение с ними договоров, подготовка необходимой документации, работа кафедры по распределению студентов по местам практики, подбору руководителей, составлению тематики индивидуальных заданий и т.п.

3.2. Основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студентов и руководителей практики, является программа практики. Программы разрабатываются руководителем практик, согласовываются с кафедрами, рассматриваются на учебно-методическом совете и утверждаются Ученым Советом института.

Программы практики должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик специалистов, учитывать профиль специальности и отражать последние достижения науки и производства. Поэтому они должны периодически (но не реже одного раза в 5 лет) пересматриваться и дорабатываться. Разработка и издание программ практики для вновь открываемых специальностей и специализаций осуществляется не позднее, чем за семестр до ее начала.

Программы практики должны содержать следующие основные разделы: - цели и задачи практики; - организация проведения практики; - содержание практики; - индивидуальные задания; - требования к отчету по практике; - подведение итогов практики. Они могут также включать методические указания по прохождению практики, перечень литературы и необходимой документации. Каждому студенту на период практики выдается индивидуальное задание, которое разрабатывается руководителем практики от кафедры. Содержание индивидуального задания должно учитывать конкретные условия и возможности предприятия, отвечать потребностям производства и одновременно соответствовать целям и задачам учебного процесса. Индивидуальное задание должно соответствовать способностям и теоретической подготовке студентов.

3.3. В качестве баз для прохождения практики выбираются предприятия, организации и учреждения, соответствующие профилю подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры. Предприятия, организации, учреждения, используемые в качестве баз практики, должны отвечать следующим требованиям:


  • наличие структур по профилю «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»;

  • возможность квалифицированного руководства практикой студентов;

  • возможность предоставления студенту на время практики рабочего места;

  • предоставление студентам права пользования имеющейся литературой, технической и другой документацией, необходимой для выполнения программы практики;

  • возможность проведения всех видов практики для определенных групп студентов на одной базе практики;

  • возможность последующего трудоустройства выпускников.

3.4. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

3.5. Общее руководство практикой студентов на базе практики приказом руководителя возлагается, как правило, на одного из заместителей, а непосредственное руководство на высококвалифицированных специалистов структурных подразделений. В начале практики студенты должны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами трудового распорядка, порядком получения материалов и документов.

3.6. Основанием для проведения практики является приказ ректора, определяющий сроки проведения практики студентов на текущий учебный год и конкретные обязанности должностных лиц по организации практики.

Организацию и проведение практики осуществляет учебный отдел института, в состав которого входит начальник отдела и руководитель практики. Ответственность за организацию и учебно-методическое руководство практикой несут проректор по учебной работе, начальник учебного отдела, руководитель практикой, заведующие кафедрами. Общий контроль за проведением практики в институте осуществляет проректор по учебной работе, курирующий работу учебного отдела.

Учебный отдел (руководитель практики) по заявкам кафедр ежегодно заключает договоры с организациями, выбранными в качестве баз практики, на предстоящий календарный год. Договор между институтом и базой практики оговаривает обязанности каждой из сторон по организации и проведению практики, вид и сроки практики, количество студентов, направляемых на практику. Договоры заключаются также и по мере выявления новых баз практики, в том числе и выбранных самими студентами.

3.7. По каждому виду практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию, предусмотренную программой практики. Студенты факультета заочного обучения все практики проходят индивидуально.

По окончании практики студент составляет письменный отчет. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики и весь материал, отражающий содержание разделов программы практики, календарного плана и индивидуального задания. Отчет о практике, дневник практики и характеристика на студента подписываются руководителем практики от базы практики и сдаются на кафедру в течение трех дней после прибытия с практики. Для оформления отчета студенту предоставляются в конце практики 2-3 дня. В дневнике в обязательном порядке должны найти отражение отзывы студента и руководителя практики о соответствии базы практики предъявляемым требованиям. Прием зачетов по практике проводится в течение первых двух недель, следующих за практикой.

3.8. Итоговая оценка за практику является дифференцированным зачетом, который отражает эффективность работы практиканта.

Зачет по педагогической практике производится на основе результатов проверки отчета, а дифференцированный зачет по производственной практике на основе результатов защиты отчета перед комиссией, назначаемой кафедрой. В состав комиссии, как правило, входят преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика, руководитель практики от кафедры и, по возможности, руководитель от базы практики. Сдача зачетов по практике может быть организована и проведена на базе практики. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении стипендии в соответствующем семестре. Если зачет по практике проводится после издания приказа о назначении стипендии, то поставленная оценка относится к результатам следующей сессии.

Итоги практики студентов обсуждаются на заседаниях кафедр, рассматриваются на заседании Совета института. По итогам практики могут проводиться научно-практические конференции, семинары, круглые столы с участием студентов, преподавателей, руководителей от баз практики и ведущих специалистов- практиков.

3.9. Студенты не прошедшие практику по неуважительной причине или получившие неудовлетворительную оценку считаются профессионально непригодными, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

3.10. Руководитель практики от института:


  • готовит проекты приказов и решений по вопросам практики;

  • уточняет с базами практики условия прохождения практики;

  • доводит до кафедр информацию о наличии мест практики в соответствии с заключенными договорами;

  • организовывает установочную и итоговую конференции по педагогической практике с участием студентов, методистов института и методистов баз практики;

  • осуществляет контроль за ходом практики, анализирует и обобщает ее результаты;

  • через бухгалтерию института производит расчет с базами практики согласно заключенным договорам;

  • обеспечивает кафедры необходимой документацией по практике;

  • осуществляет контроль за разработкой программ практики, своевременной переработкой и утверждением программ практики;

  • анализирует отчеты кафедр по результатам практики и готовит итоговую справку о ее проведении.

3.11. Деканаты факультетов:

  • информируют студентов о сроках проведения практики и сдачи по ней зачетов;

  • осуществляют контроль, за организацией и проведением кафедрами практики;

  • контролируют своевременность сдачи зачетов и отчетной документации по итогам практики;

  • заслушивают отчеты по вопросам практики на заседании кафедры.

3.12. Выпускающие кафедры (кафедры, организующие практику):

  • пересматривают и по мере необходимости (не реже чем один раз в пять лет) вносят предложения по организации и проведению практики;

  • осуществляют выбор баз практики, по согласованию с ними формируют заявку по количеству принимаемых на практику студентов и направляют ее в учебный отдел для заключения договоров;

  • распределяют студентов по базам практики, графики распределения начала практики предоставляют в учебный отдел;

  • назначают руководителей практики;

  • организовывают и проводят установочную и итоговую конференции по всем видам практики с участием методистов института и методистов базовых организаций, где сообщается примерный объем работы практиканта, программа практики и список отчетных документов, где обсуждаются итоги, отмечаются положительные и отрицательные стороны в подготовленности студентов-практикантов, намечаются пути повышения качества подготовки специалистов;

  • разрабатывают примерную тематику индивидуальных заданий по практике;

  • осуществляют руководство и контроль за ходом практики студентов;

  • по окончании практики организуют прием зачетов назначенными комиссиями;

  • обсуждают итоги и анализируют выполнение программ практики на заседаниях кафедр;

  • представляют в деканаты и руководителю практики отчеты о проведении практики с предложениями по совершенствованию ее организации.

3.13. Организация и проведение практик на заочном отделении

3.13.1. Практика студентов 4 курса.

Педагогическая практика организуется и проводится на базах общеобразовательных школ г.Воронежа и области, имеющих необходимое для проведения учебно-воспитательной работы, материально техническое оснащение и квалифицированных учителей-методистов.

Задачи практики:



    1. Проверить качество знаний, уровень сформированности умений и навыков, приобретенных студентами на занятиях по дисциплинам учебного плана.

    2. Обеспечить углубленное формирование профессиональных умений и навыков в условиях реальной практической деятельности студентов.

Дифференцированный зачет планируется на 4 курс 8 семестр.

      1. Практика по специальности.

Практика по специальности проводится в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности для инвалидов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья; в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях; в средних специальных и высших учебных заведениях и с лицами с ограниченными возможностями, имеющих необходимую материально-техническую базу и высококвалифицированных специалистов, способных выполнять обязанности методистов.

Задачи практики:



  1. Закрепление и совершенствование теоретических и профессионально-педагогических умений и навыков, приобретенных в период обучения, в практике работы в сфере адаптивной физической культуры.

  2. Расширение, закрепление и совершенствование умения самостоятельного решения основных задач адаптивного физического воспитания учащихся.

  3. Приобщение студентов к социально-активному отношению к общественно-полезной профессиональной деятельности.

  4. Формирование творческого подхода к организационной, учебной и воспитательной работе.

Дифференцированный зачет планируется на 5 курс 9 семестр.

3.13.3. Практика по специализации.

Практика по специализации направлена на целостное выполнение профессиональных обязанностей специалиста АФК, инструктора-методиста ЛФК. Этот этап практики студент проходит по месту будущей профессиональной деятельности или в аналогичной организации.

Задачи практики:

1. Углубленное изучение организации работы по АФК.

2. Ознакомление с системой руководства АФК в данном лечебно-профилактическом или образовательном учреждении.

3. Формирование устойчивого интереса к профессии, потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

4. Совершенствование теоретических знаний и практических навыков по ЛФК и массажу.

5. Оказание практической помощи лечебно-оздоровительным и образовательным учреждениям по оздоровлению средствами ЛФК и массажа пациентов и профессионального контингента учреждений.

6. Совершенствование навыков самостоятельной работы по профилю избранной профессии.

Дифференцированный зачет планируется на 6 курс 11 семестр.

4. Материальное обеспечение

4.1. В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.

4.2. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.

4.3. За период прохождения всех видов практики, связанной с выездом из места расположения высшего учебного заведения, студентам выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Проезд к месту практики и обратно оплачивается в полном размере.

4.4. Проезд студентов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счет средств вуза.

4.5. Проезд студентов в места прохождения практики, не связанные железнодорожными и водными путями с местом нахождения вуза, оплачивается высшим учебным заведением на основании предъявленных документов.

4.6. На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

4.7. Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится.

Если учебная практика студентов проводится в структурных подразделениях вуза, расположенных по месту нахождения высшего учебного заведения, суточные не выплачиваются.

Разработано:

Руководитель практики,

ст.преподаватель кафедры ТиМФК,ПиП Е.А.Корякина


Согласовано:

Начальник учебного отдела И.Н.Маслова

Декан ФДО Г.В.Бугаев

Декан ФЗО М.М.Кубланов

Приложение 1.

Руководитель бригады студентов (методист)



  • Участвует в установочной и итоговой конференциях института.

  • Знакомит студентов с базой практики.

  • Знакомит директора, завуча школы, учителей физической культуры, классных руководителей, тренеров и других работников баз, участвующих в проведении практики, с программой практики.

  • Составляет план работы бригады на период практики.

  • Распределяет студентов совместно с работниками баз, принимающих участие в проведении практики по классам, отделениям, группам и т.д.

  • Помогает составлять студентам индивидуальные планы и другие виды отчётной документации, контролирует их выполнение.

  • Оказывает студентам методическую помощь в организации и проведению уроков, занятий и других мероприятий, предусмотренных программами практик, анализирует и оценивает эти занятия, мероприятия. .

  • .Систематически проверяет работу студентов на местах проведения практик в школах, коллективах, организациях, предприятиях.

  • Ведёт учёт посещаемости студентов практики и через деканат и спортивно-педагогические кафедры принимает соответствующе меры к практикантам, недобросовестно относящимся к выполнению своих учебных обязанностей.

  • Проводит каждую неделю со студентами-практикантами методическое совещание.

  • Проверяет документацию и итоговые отчёты студентов по практике.

  • По окончании практик совместно с ответственными работниками баз практик принимающих участие в её организации и проведении практики выставляют дифференцированную оценку каждому студенту, оформляет характеристику с оценкой.

  • Помогает студентам готовиться к выступлениям на конференциях по обмену опытом.

  • По окончании практик организует совместно с ответственными работниками баз итоговые совещания практикантов и представляет руководителю практик характеристики на каждого студента-практиканта, отчетную документацию студентов по практике в соответствии с установленной формой и требований программы практик.

Приложение 2.

Схема отчёта методистов бригад


  • Общая характеристика баз практики, где проходил практику студент.

  • Организация и ход практики.

  • Количество уроков, занятий, мероприятий, проведенных практикантами, и их качество.

  • Характеристика видов работ (учебная, учебно-воспитательная, спортивно-массовая и др. вида работ), проведенной практикантами.

  • Оценка подготовки студентов по спортивной специализации, двигательная, личная подготовка студентов.

  • Дисциплина студентов и их отношение к практике.

  • Трудности, испытываемые студентами при прохождении практик.

  • Общий уровень подготовки студентов к практике.

  • Успеваемость практикантов.

  • Выводы и предложения по усовершенствованию организации и проведения практик.

Приложение 3.

Перечень документации, представляемой методистами бригад:



  • Отчёт методиста.

  • Дневник методиста.

  • Наглядный материал по практике (стенные газеты, материалы уголков- практикантов, витрины и д.р.).

  • Ведомость с оценками успеваемости бригады студентов, подписанная методистом и ответственным лицом, с базы практики.

  • Отчетная документация студентов-практикантов.

  • Характеристики на студентов за подписью ответственных лиц и заверенные печатью того коллектива, где проводилась практика.

Приложение 4.

Директор школы (зав. учебной частью)


  • Обеспечивает необходимые условия для проведения практики.

  • Знакомит студентов-практикантов со школой (постановкой учебно-воспитательной работы, документацией, оборудованием, традициями, составом педагогов и учащихся).

  • Проверяет выполняемую студентами учебно-воспитательную работу с учащимися, посещает отдельные уроки, занятия.

  • .Проводит совместно с методистом академии заключительное совещание студентов по педагогической практике в школе.

  • Осуществляет контроль за работой со студентами учителей физической культуры, классных руководителей, методистов и тренеров.

  • Утверждает составленную учителем физической культуры, классным руководителем, методистом, тренером развёрнутую характеристику на каждого студента.

Приложение 5.

Учитель физической культуры (инструктор ЛФК):


  • Участвует в установочной и итоговой конференциях института.

  • Отвечает совместно с методистом за выполнение программы практики.

  • Знакомит студентов с разнообразными фордами работы учителя физической культуры (тренера), планом физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, передаёт им свой педагогический опыт, проводит открытые уроки (занятия).

  • Систематически обучает студентов самостоятельно проводить уроки физической культуры, тренировки, мероприятия, предусмотренные в режиме учебного дня школы, и внеклассную работу.

  • Инструктирует студентов по вопросам оформления документации по вопросам практики, составления документов планирования, участвует в обсуждении проведенных уроков.

  • Привлекает студентов к участию в повседневной воспитательной работе с учащимися.

  • Несёт ответственность в случае травм учащихся на занятиях практикантов.

  • Составляет совместно с классный руководителем, тренером, методистом характеристики на каждого студента и представляет отчёт по итогам практики.

  • .Систематически ведет дневник и по окончании практики предоставляет его руководителю практики.

Приложение 6.



Классный руководитель:

    1. Знакомит студентов с планом воспитательной работы и определяет их участие в этой работе с классом, соответственно плану и программе практики

    2. Консультирует студентов в процессе к проведению различных воспитательных мероприятий и оказывает им помощь в этом.

    3. Наблюдает за проведением бесед с учащимися, массовых мероприятий, анализирует и оценивает их деятельность.


Смотрите также:
Г. В. Бугаев Секретарь Ученого Совета
183.98kb.
1 стр.
Штат кафедры «Аудит и контроль»
104.94kb.
1 стр.
С приветственным словом к участникам заседания обратились Премьер-министр Республики Армения Т. С. Саркисян, Секретарь Совета безопасности Республики Армения А. В
48.37kb.
1 стр.
112-я сессия Ученого совета оияи I. Общие положения
113.11kb.
1 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы 240901 биотехнология саранск, 2013 Структура отчета
1986.78kb.
11 стр.
Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х 1930-х годов 10. 01. 01 Русская литература
682.78kb.
3 стр.
Обращение ректора мэи
16.72kb.
1 стр.
На заседании Ученого Совета
128.29kb.
1 стр.
Состав Ученого Совета
78.76kb.
1 стр.
Утверждено на заседании Ученого Совета
705.08kb.
2 стр.
На заседании Ученого совета спбгасу
187.35kb.
1 стр.
Утверждено решением Ученого совета
636.64kb.
8 стр.