Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

ПРОГРАММА



КУРСА

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ


Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002




ПРОГРАММА



КУРСА

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати

С о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. Е.П. Прохоров (часть I),

канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак (часть II),

канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III)



Программа курса «Основы журналистики». – М.: ИМПЭ

им. А.С. Грибоедова, 2002. – 50 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

© Прохоров Е.П., Шостак М.И., Свитич Л.Г., 2002


Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Предмет данной части курса – общие закономерности функционирования СМИ, знание которых необходимо для получения теоретических представлений о журналистике и присущих ей формах деятельности в обществе. Столь высокий уровень обобщения необходим для формирования глубоких представлений о сущности журналистики и для знакомства с эмпирическим миром журналистики. Очень важно, чтобы с первых шагов обучения теоретические представления о журналистике накладывались на знание реальных явлений в жизни СМИ. Поэтому и на лекциях, и на семинарских занятиях, и при подготовке письменных работ обязательно обращение к анализу текущей практики журналистики. Данная часть курса задает систему подходов и для других теоретических дисциплин по журналистике, а также для истории и социологии журналистики. Этим определено место данной части курса в структуре занятий. Курс имеет пропедевтический (pro + paideuo – «обучаю вперед») характер и призван дать целостное представление о журналистской деятельности.


Тема 1. Предмет, задачи и структура данной части курса

Понятие «журналистика» в ряду терминов: средства массовой информации, средства массовой коммуникации, средства массовой пропаганды, средства массового общения (mass media) и др. Журналистика как средство массовой информации и специальная (научная, техническая, медицинская и т.д.) журналистика.

Предмет изучения теории журналистики: особая сфера социально-творческой практики. СМИ как функционирующая система. Компоненты системы: «учредитель» («владелец», «издатель», «вещатель»), «журналист», «текст», «канал», «аудитория» и другие; ее структура, взаимодействие компонентов. «Прямые» и «обратные» связи в системе. Факторы порождения текстов, предназначаемых для публикации в СМИ.

Система основных категорий науки о журналистике. Центральное место понятия «массовая информация» в структуре системы категорий. Прямые и опосредованные связи между категориями науки о журналистике.

Сферы и области научного знания о журналистике: теория, история, социология. Связи и взаимодействия. Особенности развития и современного состояния. Объекты изучения и отрасли научного знания (газетно-журналь­ное дело, тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика, редакционно-издательское дело, агентская журналистика, служба паблик рилейшнз, кибержурнализм в Интернете и т.д.). Множественность конкретных научно-учебных дисциплин и их система.

Значение научного знания для практики журналистской деятельности. Проблема практичности научного знания и его востребованности. Учебно-научные центры. Формы подготовки, повышения квалификации, переподготовки.


Задачи данной части курса. Роль в формировании личности профессионала. Выработка теоретических ориентиров как оснований практического подхода к анализу явлений жизни. Соотнесение теории и практики. Формирование методологических основ изучения журналистских дисциплин. Роль системного научного знания о закономерностях функционирования журналистики для профессионально ориентированного овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов.
Тема 2. Журналистика как сфера массово-информационной
деятельности

Специфика массово-информационной деятельности. Информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «информация»: обыденное и научное содержание термина. Многообразие использования. Традиционные и современные значения. Атрибутивный и функциональный подходы. Информация и знание. Произведение – текст – информация.

Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной. Признаки и специфика массовой информации. Журналистика как носитель массовой информации. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Проблема полноты и достоверности. Потенциальная, принятая и реальная информация.

Семантический аспект массово-информационной деятельности. Информация и знания о действительности. Дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная информация как элементы информационной модели действительности.

Синтактический аспект массово-информационной деятельности. Принципиаль­ные возможности структурирования текста и основания использования различных элементов в разных ситуациях.

Прагматический аспект массово-информационной деятельности. Текст (потенциальная информация) и аудитория. Принятая и реальная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности. Условия и критерии информативности: небанальность, декодируемость и релевантность.

СМИ и ориентация «потребителей» информации в самых различных сферах жизни. «Необходимое и достаточное» разнообразие СМИ в демократическом обществе. Право на получение полной и достоверной информации журналистами и аудиторией. Информационная транспарентность и ее рамки. Требование гласности деятельности социальных институтов и доступа журна­листов к источникам информации. Правила работы с ними. Законодательные и этические нормы. Проблема информированности. Информационная безопасность. Информационная борьба и информационные войны. Информационная природа слухов. Проблема публикации непроверенных данных и сведений. Информация и дезинформация. Проблема «информационного порядка» в обществе.
Массовая информация в социальном управлении. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты: прямые и опосре­дованные последствия информационного взаимодействия.
Тема 3. Функции журналистики

Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь поня­тий «цель», «средства», «деятельность», «результат» Выявление сущности предмета или явления через его функции. Необходимость знания о функциях журналистики для оптимизации практической деятельности. Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание. Функ­ции журналистики и многообразие общественных потребностей в массовой информации. Значение объективного знания о функциях в целях реализации объективного предназначения СМИ по достижению информированности аудитории.

Функциональная роль СМИ в общественной системе. Представления о функциях различных субъектов системы («учредителя / владельца», «журналис­та», «аудитории»). Объектив­ные и субъективные причины неверной интерпретации и реализации функций. Функциональные, дисфункциональные, нефункциональные, афункциональные результаты.

Коммуникативная основа деятельности журналистики. Понятие коммуника­ции. Многообразие коммуникативных средств и форм. Средства массовой коммуникации.

Система функций журналистики. Идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса основы журналистики для студентов факультета журналистики
956.3kb.
5 стр.
Информационно-издательский комплекс к. В. Трубникова в условиях капитализации журналистики второй половины XIX века
312.7kb.
1 стр.
История зарубежной журналистики (вопросы к экзамену) для студентов 4 курса ож озо
17.56kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной журналистики
598.79kb.
3 стр.
Примерная программа дисциплины история зарубежной журналистики
236.89kb.
1 стр.
Familie Методические указания по немецкому языку как второму иностранному для студентов 2 курса кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики
455.31kb.
4 стр.
Программа экзамена по дисциплине «основы журналистики»
65.53kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 73 Средства массовой информации 2009г
531.38kb.
2 стр.
Примерная программа дисциплины международное гуманитарное право и сми
141.35kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Элективный курс "Основы журналистики"
113.4kb.
1 стр.
Контрольные вопросы и задания для компьютерного тестирования по курсу «Основы журналистики: Введение в специальность»
93.55kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы
227.1kb.
1 стр.