Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
- это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.
№
п/п
|
Тема урока
|
Характеристика деятельности учащихся (УУД)
|
Дата
|
Самое великое чудо на свете (4)
|
1
|
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме. Читать текст вслух целыми словами, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары или группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
2
|
Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщений на основе статьи учебника.
|
|
3
|
Первопечатник Иван Фёдоров
|
|
4
|
Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете».
|
|
Устное народное творчество (15)
|
5
|
Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме. Различать виды устного народного творчества. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратких пересказов. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Делить текст на части. Называть основные черты характера героев. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
6
|
Русские народные песни.
|
|
7
|
Лирические и шуточные народные песни.
|
|
8
|
Докучные сказки.
|
|
9
|
Сочинение докучных сказок.
|
|
10
|
Произведения прикладного искусства: гжель, хохлома.
|
|
11
|
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка
|
|
12
|
|
13
|
«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.
|
|
14
|
|
15
|
|
16
|
«Сивка-бурка», русская народная сказка.
|
|
17
|
|
18
|
|
19
|
Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1 по теме «Устное народное творчество»
|
|
Поэтическая тетрадь 1 (10)
|
20
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Как научиться читать стихи?
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать прием интонационного чтения. Сочинять свои стихотворения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно.
|
|
21
|
Проект «Как научиться читать стихи?» На основе статьи Я. Смоленского.
|
|
22
|
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
|
|
23
|
Ф. И. Тютчев «Листья»
|
|
24
|
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь …»
|
|
25
|
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …». Подвижные картины природы. Прием олицетворения.
|
|
26
|
И. С. Никитин «Встреча зимы»
|
|
27
|
И. З. Суриков «Детство»
|
|
28
|
И. З. Суриков «Зима»
|
|
29
|
Путешествие в литературную страну. Тест № 2 по теме «Поэтическая тетрадь 1»
|
|
Великие русские писатели (25)
|
31
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
|
Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.
Составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
32
|
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Эпитеты. Сравнения.
|
|
33
|
|
34
|
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
|
|
35
|
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
|
|
36
|
А.С. Пушкин «Зимний вечер».
|
|
37
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Рисунки Билибина к сказке.
|
|
38
|
|
39
|
|
40
|
И. А. Крылов «Мартышка и очки»
|
|
41
|
Подготовка сообщения о И.А. Крылове.
|
|
42
|
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
|
|
43
|
И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
|
|
44
|
М.Лермонтов. Стихи
|
|
45
|
М. Ю. Лермонтов «Утёс»
|
|
46
|
Подготовка сообщения на основе статьи В. Воскобойникова о творчестве М.Ю. Лермонтова.
|
|
47
|
М.Ю. Лермонтов «Осень»
|
|
48
|
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
|
|
4950
|
Л. Н. Толстой «Акула»
|
|
51
|
Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
|
|
52
|
Л.Н.Толстой «Прыжок»
|
|
53
|
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
|
|
54
|
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
|
|
55
|
Обобщение по теме «Великие русские писатели». Тест № 3 по теме «Великие русские писатели»
|
|
|
Поэтическая тетрадь 2 (6)
|
56
|
Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихи, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Объяснять смысл непонятных слов и выражение с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике и толкового словаря. Высказывать свое собственное отношение к прочитанному. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.
|
|
57
|
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
|
|
58
|
К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
|
|
59
|
И.А.Бунин. Стихи. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»
|
|
60
|
|
61
|
Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 4 по теме «Поэтическая тетрадь 2»
|
|
Литературные сказки (8)
|
62
|
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
63
|
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
|
|
64
|
|
65
|
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
|
|
66
|
|
67
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
|
|
68
|
|
69
|
Урок-КВН. Обобщение материала за 1 полугодие. Контрольная работа № 1 за 1 полугодие.
|
|
Были-небылицы (10)
|
70
|
М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства.
|
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героев. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.
|
|
71
|
|
72
|
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
73
74
|
|
75
|
|
76
|
А. Куприн «Слон»
|
|
77
|
|
78
|
|
79
|
Урок-путешествие по «Былям – небылицам». Проверочная работа № 2 по теме «Были-небылицы»
|
|
Поэтическая тетрадь 1 (6)
|
80
|
Саша чёрный. Стихи
|
Прогнозировать содержание раздела. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом.
|
|
81
|
|
82
|
А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
|
|
83
|
|
84
|
С. А. Есенин «Черёмуха»
|
|
85
|
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 3»
|
|
Люби живое (16)
|
86
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое. Подбирая в тексте слова-определения. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведения на основе плана. Придумывать свои произведения о животных.
|
|
87
|
М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
|
|
88
|
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
|
|
89
|
|
90
|
В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»
|
|
91
|
|
92
|
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
|
|
93
|
|
94
|
Б. Житков «Про обезьянку»
|
|
95
|
|
96
|
|
97
|
В. Л. Дуров «Наша Жучка»
|
|
98
|
В. П. Астафьев «Капалуха»
|
|
99
|
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
|
|
100
|
|
101
|
Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 6 по теме «Люби живое»
|
|
Поэтическая тетрадь (8)
|
102
|
С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведение и его содержание, высказывать свое мнение. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
103
|
|
104
|
А. Л. Барто «Разлука», «В театре»
|
|
105
|
|
106
|
С. В. Михалков «Если»
|
|
107
|
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
|
|
108
|
Проект «Праздник поэзии»
|
|
109
|
«Крестики-нолики» - обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Проверочная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 4»
|
|
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12)
|
110
|
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
|
Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений. Придумывать самостоятельные юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и оценивать свои достижения.
|
|
111
|
А. П. Платонов «Цветок на земле»
|
|
112
|
|
|
А. П. Платонов «Ещё мама»
|
|
113
|
М. М. Зощенко «Золотые слова»
|
|
114
|
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
|
|
115
|
|
116
|
Н. Н. Носов «Федина задача»
|
|
117
|
|
118
|
Н. Н. Носов «Телефон»
|
|
119
|
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
|
|
120
|
Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 4 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
|
|
По страницам детских журналов (8)
|
121
|
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
|
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения чтения « чтение в темпе разговорной речи». Находить необходимую информацию в журнале. Готовить информацию по теме, используя информацию журнала. Проверять себя и оценивать свои достижения.
|
|
122
|
|
123
|
Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»
|
|
124
|
Г. Б. Остер «Вредные советы»
|
|
125
|
|
126
|
Г. Б. Остер «Как получаются легенды»
|
|
127
|
Р. С. Сеф «Весёлые стихи»
|
|
128
|
Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 7 по теме «По страницам детских журналов».
|
|
Зарубежная литература (8)
|
129
|
Мифы Древней Греции
|
Планировать работу на уроке. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлении древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя. Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки народов. Сочинят свои сказки. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение.
|
|
130
|
|
131
|
|
132
|
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
|
|
133
|
|
134
135
|
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Контрольная работа № 2 за 2 полугодие
|
|
136
|
Брейн ринг
|
|