Главная
страница 1
Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 25 с профильным обучением

Тема : « Антарктида »


Разработка урока по географии

С применением информационных

компьютерных технологий

Учителя высшей категории Санагурской В.Н.

г. Краматорск


2012

Антарктида.
Цели урока :
Образовательная :
Продолжить формировать представление о уникальности и своеобразии природы материка, особенностях его климата , внутренних вод.растительности и животного мира.
Развивающая :
Способствовать формированию идеи познавательного мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географической информации ( контурными картами, атласами, учебниками, интернетом, дополнительными материалами ). Развивать самооценку и умение решать проблемные вопросы. Способствовать в приобретении навыков в самообразовательной деятельности учащихся.
Воспитательная :
Способствовать возникновению желания принимать участие в сохранении и улучшении окружающей среды.

Способствовать сплочению ученический коллектив через совместное создание мультимедийной презентации.


Инструментарии :
Физическая карта мира, карта климатических поясов и областей, карта природних зон мира, мультимедийная презентация, контурные карты, раздаточный материал для проверки домашнего задания и закрепления нового материала.

Методы :


Практические, частично-поисковые, словесные, наглядно-демонстративные.

Тип урока :

Комбинированный.

Структура урока :

І. Организационный момент.

ІІ. Повторение и закрепление домашнего задания.

ІІІ. Актуализация опорных знаний и уений учащихся.

ІV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

V. Изучение нового материала.

VІ. Закепление новых знаний и умений учащихся.

VІІ. Итог урока.

VІІІ. Домашнее задание.

Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания по теме «Географические исследования и рельеф Антарктиды :
Клас делится на 3 варианта, каждый из вариантов получает задание на карточках.
Задание 1.
Выберите из предложенного перечня и подчеркните черты, характеризующие Антарктиду.


  1. Вариант :


-Самый удалённый материк

-Пересекается экватором



-Омывается Южным океаном

-Был открыт последним

-От Южной Америки отделяется проливом Дрейка


  1. Вариант :

- полностью лежит за южным полярным кругом

- Самый маленький по размерам материк

- В его центре находится южный полюс

- Крайней северной точкой является мыс Барроу

- Все берега обращены на север

- Вытянут с севера на юг

- Имеет одну крайнюю точку





  1. Вариант :

- Самый высокий материк

- Самый низкий материк

- Пересекается северным полярным кругом

- Покрыт ледовым куполом

- Массив Винсон 5140 м. – наивысшая точка

- Южный полюс был покорён русской экспедицией.

- На материке значительно выделяется Антарктический полуостров.



Для проверки применяется самоконтроль, каждый правильный ответ – 1 балл.
Наиболее активные ученики озвучивают правильные ответы, при необходимости учитель вносит коррективы.


Задание 2.
1 Вариант.
Вписать события, соответствующие датам :

1761 г. (Первое научное обоснование существования Южного материка М В Ломоносовым.По мнению учёного»падуны», так учёный называл айсберги,образуются возле больших берегов, а потом от них отрываются.Т.е. он допускал,что эта Земля находится скорее всего в районе Южного полюса).

1773 г. (Экспедиция Джеймса Кука первой в мире пересекла Южный полюс).

Январь 1820 г. (Русская экспедиция под руководством Таддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла материк и исследовала его береговую линию).

Декабрь 1911 г. (Норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс).

2 Вариант
Докажите, что Антарктида – осколок Гондваны ( не менее 4 аргументов )

1.(В основании материка лежит древняя Антарктическая платформа).

2.(Горы Антарктического полуострова судя по всему являются продолжением горной области Анд Южной Америки,о чём свидетельствует возраст и состав горных пород).

3.(В недрах Антарктиды обнаружен каменный уголь и останки Крилозавра,что свидетельствует о ранее тёплом климате материка и наличии буйной растительности).

4.(На основании Современной теории литосферных плит и гипотезы А. Вегенера ,схожести очертаний берегов).

3 Вариант.
Обозначьте на контурной карте :
1.Антарктический п-ов.

2.Трансантарктические горы.

3.Массив Винсон.

4.Море Уэдделла.



Для проверки применяется взаимоконтроль, каждый правильный ответ – 1 балл.

Наиболее активные ученики озвучивают правильные ответы, при необходимости учитель вносит коррективы.



Блиц-вопросы . Дают возможность заработать дополнительные баллы.
1 Вариант.
Какие выдающиеся даты из истории Антарктиды вы ещё знаете ?

Каждый правильный ответ – 1 балл.



2 Вариант

1.Докажите, что в Антарктиде продолжается сейсмическая активность.

(существует действующий вулкан Эребус).

2.Какая часть Антарктиды является низменной?

(Западная).

3.Какова средняя высота покровного ледника?

(4 000 метров).


Каждый правильный ответ -1 балл.
3 Вариант
Что вы знаете о:

- ледовом покрове Антарктиды ?

- Атлантических Андах ?

- Антарктическом п-ове ?

- Трансантарктических горах ?

- море Уэдделла ?

- массиве Винсон?
Каждый правильный ответ -1 балл.

ІІІ. Актуализация опорных знаний и уений учащихся.


Итак, мы продолжаем изучать самый загадочный материк на Земле, наименее изученный участок нашей планеты.

Исследователь-полярник ирландец Шеклтон сказал « Это последнее великое путешествие, которое ждёт человека».

Приём «Географическая мозаика»

Дать определения понятиям:

Пустыня (Природная зона,в которой сухой период длится круглый год,а дожди выпадают крайне редко).

Оазис (Участок в пустыне,который при налички воды покрыт растительностью).

Пассаты (Постоянно дующие ветры).

Вади (Сухие долины рек в Северной Африке и на Аравийском п-ове).

К главной разгадке этой мозаики мы вернёмся немного позже.
ІV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Прием «Верю, не верю» совместно с физминуткой.
Упражнение 1 на расслабление мышц шеи.
Верим – опускаем медленно голову вниз, не верим – назад.
Верите ли вы, что :
В Антарктиде нет Полярных медведей?

В Антарктиде есть реки?

Что это самое сухое место на Земле?

Есть участки свободные от снега и льда?



Упражнение для снятия напряжения с глаз.
Верим – быстро моргаем глазами , не верим – плотно закрываем глаза.
Верите ли вы, что :
-В Антарктиде есть озёра ?

-Здесь находится полюс холода ?

-Растут как в тундре карликовые березы ?:

- Основной растительностью являються мхи и лишайники.

-Бывает больше солнечного света чем на экваторе?

-В особенностях природы материка может бать сходствао с особенностями природы Африки?

И неважно правильно или нет Вы отвечали. Ведь задача нашого урока и заключается в том что-бы найти ответы на эти вопросы.
V. Изучение нового материала.
Приём «Слово учителя»
Климат Антарктиды самый холодный и суровый, это объясняется её географическим положением и высотой над уровнем моря. В центральной его части полгода царит Полярный день, полгода Полярная ночь. В полярный день (декабрь-февраль) солнце совсем не заходит за горизонт. В этот период в Антарктиду поступает больше солнечного света, чем на экваторе.
Полярная ночь Полярный день


Приём «Проблемный вопрос»
Почему же материк не прогревается ?
1 Белая поверхность льда отображает 90 % солнечных лучей

2 Малый угол падения солнечных лучей .




Приём «Географическая лаборатория»
Работая с климатической картой атласа, определить среднюю температуру января и июля антарктиды на побережье и в центральной части материк , а также температуру минимум и температуру максимум.

(Ср.темпер. Января -32С,Ср. Темпер.Июля-70С.Мин.температура-89,2С вблизи станции»Востов».Макс темп.+14С на Антарктическом п-ове).

Определить господствующие на материке ветры .

Приём» Проблемный вопрос»

Почему Юго- восточные ветры дуют от Полюса к Умеренным широтам, т.е.к краям материка?

(В центре материка сформировалась область высокого давления.У побережья давление ниже,а ветер как известно дует из области высокого давления в оласть низкого).


Приём «Слово учителя»
Особенностью Антарктиды являются стоковые ветры, обусловленные её куполообразным рельефом и формирующейся над Антарктидой областью высокого давления. Нисходящие потоки воздуха, досстигая поверхности льда вследствие охлаждения и под действием силы тяжести стекают вниз по склону. Скорость таких ветров составляет приблизительно 160 км/час. Толщина 200-300 м. Несёт с материка в океан снег и ледяную пыль

Возвращаемся в « Географическую лабораторию»
-Определите количество осадков выпадающих на материке.

(До 100 мм. осадков).


Приём «Слово учителя»
Этот континет является самым сухим местом на Земле. Даже в самой сухой пустыне мира идёт больше дождей, чем в «сухих долинах» Антарктиды. На южном полюсе осадки составляют 10 мм/год.
Сухие долины

Думаете Антарктида – это бесконечный лёд и снег ? Тогда вам следует знать, что в Антарктиде существуют оазисы. На долинах Виктория, Мастер и Тейлор вы не увидите льда, т.к. в этом районе дождя не было , как минимум 2 миллиона лет. Антарктические оазисы – территории, свободные от льда и снега.

С суровым климатом Антарктиды связано её покровное оледенение. Лёд возник из наслоений снега, который лежит на материке и никогда не тает 10- 20 миллионов лет назад. Под воздействием собственного веса лёд постепенно сползает в океан, образуя шельфовые ледники, которые являются морским продолжением ледникового покрова. Отдельные части ледника, достигнув моря, отламываются и образуют огромные айсберги.

Айсберг



Многие считают ,что из-за льдов в Антарктиде отсутствуют внутренние воды.Это не совсем так.
Приём «Удивляй» ( опережающее задание )
Есть ли в Антарктиде реки, озёра и водопады.
Ученик 1. Вы можете не поверить, но в Антарктиде есть реки! Одной из них являетс река Оникс, которая уносит талые воды на восток. Она течёт к озеру Ванда, находящемуся в сухой долине Райд. Течёт она всего 2 месяца во время антарктического лета. Длина её 40 км. И хотя здесь нет рыбы, в ней живут микроорганизмы и водоросли.


Ученик 2. В начале 1990-х исследователи российской станции «Восток», пробурившись на 3 с лишним километра вглубь антарктических льдов, обнаружили нечто совершенно уникальное – огромное озеро, многие века полностью изолированное от остальной планеты.

Ученик 3. Крова́вый водопа́д — кроваво-красный от большого содержания оксида железа поток, вытекающий из ледника Тейлора (англ. Taylor Glacier) в Сухих долинах в Восточной Антарктиде.

Богатая железом солёная вода спорадически выходит из небольшой трещины в ледяном водопаде. Источником воды является озеро, покрытое 400 метрами льда, удалённое на несколько километров от водопада. Это озеро сформировалось, когда сухие долины были затоплены морской водой, а после отступления воды и наступления льда 4—1,5 миллиона лет назад оно оказалось закрытым толстым слоем льда. Солёность воды в озере превышает таковую в океане в четыре раза, поэтому вода не замерзает даже при –10 °C

Возвращаемся в «Географическую лабораторию».

-Определите в какой природной зоне находится Антарктида?

(Антарктические пустыни).


Приём «Слово учителя»
Совершенно верно!

Природной зоной Антарктиды являются антарктические пустыни, т.к. здесь холодно и почти не выпадает осадков растительный мир является очень скудным. Полностью сухопутных млекопитающих в Антарктиде нет. Все они живут в море поближе к источникуу питания. 6 из 17 видов существующих пингвинов живут в Антарктиде. Наиболее распрастранёнными являются императорский пингвин и пингвин адели. Тюлени ( морской леопард, морской лев ) опасны для пингвинов. В океане обитают синий кит, кашалот, касатка, а также рыбы-драконы, медузы, морские звёзды, рыба-белокровка . Из насекомых в Антарктиде обитает бескрылая муха.





VІ. Закрепление новых знаний и умений.
А тепер внимание, мы подошли к разгадке «Географической мозаики»
К какому материку относятся определения, которые вы давали в начале урока?
Верно к Африке.Нам уже известно, что Африка-самый холодный материк на Земле.
Сегодня мы узнали,что Антарктида-самый холодный . Есть ли сходства в природе таких разных материков?
Ученики.

В Антарктиде тоже есть пустыни, только холодные Антарктические.


Есть и оазисы, только без воды.
Реки Антарктиды тоже сезонне и временне, только они не пересыхают, а замерзают.
Пассаты Антарктиды-это Стоковые ветры.
Разгадка мозаики записывается не доске.(Можно в виде таблицы).
Приём»Вставь недостающие слова»

-Климат Антарктиды самый …………и………….на Земном шаре.

-Антарктида большей частью расположена в ……………….климатическом поясе.

-Здесь господствуют…………и………….ВМ.

-Только северная часть материка лежит в пределах………………климатического пояса.

-В центральной части материка полгода царит………………,а полгода………………

-Самая низкая температура…….. была зафиксирована недалеко от станции»Восток».

-Ветра дующие от центра материка к побережью называются…………….

-Отдельные части льда, оторвавшись от шельфовых ледников Антарктиды образуют………..

-Антарктида лежит в пределах природной зоны…………………

-Территории свободные от снега и льда называются…………………….

-Жизнь животных Антарктиды связана с ……………и сосредоточена на ………………

VІІ. Итог урока.
Учащиеся принимавшие участие в создании презентации по теме, активно принимавшие участие в работе»Географической лаборатории»,решении проблемных вопросов, а также в подготовке сообщений о внутренних водах получают дополнительные баллы.

Во время урока учитель чтобы не запутаться может раздавать жетоны или фишки.



Карточки с оценками ученики сдают учителю.

VІІІ. Домашнее задание.


Смотрите также:
Разработка урока по географии с применением информационных компьютерных технологий Учителя высшей категории Санагурской В. Н
126.64kb.
1 стр.
Учителя географии Тимчук Ю. В. в рамках подготовки к ент
556.57kb.
2 стр.
Здания необычной архитектуры
91.7kb.
1 стр.
Использование информационных компьютерных технологий, как необходимое условие повышения качества образования
57.35kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий
168.88kb.
1 стр.
Сборник тестов по информатике. Базовый курс (Из опыта работы учителя высшей категории Грачевой Л. П.) Саранск 2007
652.24kb.
11 стр.
Методическая разработка урока с использованием информационно-компьютерных технологий Н. А. Коткова
93.62kb.
1 стр.
Информационно-педагогический модуль. /обобщение опыта работы учителя географии высшей категории Лебедевой Ольги Николаевны моу «Краснокоммунарской средней общеобразовательной школы»
82.87kb.
1 стр.
Путешествие в страну олимпию
45.83kb.
1 стр.
Выписка из письма Министерства образования Республики Беларусь от 12. 06. 2012 №04-01-01/П-241/88 перечень
346.89kb.
1 стр.
Методическая разработка урока экскурсии из цикла «Литературные места Санкт Петербурга» «Пушкинские места Санкт Петербурга. Площадь Искусств»
93.05kb.
1 стр.
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану: Тип Хордовые. Класс Костные рыбы
69.63kb.
1 стр.