Главная
страница 1
Приложение 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИОЛОГИЯ»

квалификация (степень) – магистр


АННОТАЦИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
«Философия и методология социальных наук»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.1 Общенаучный цикл, базовая часть
Основной целью освоения дисциплины является ознакомление слушателей с различными философскими школами и направлениями, их объяснительным потенциалом, ролью в процессе социального познания, а также развитие представлений о связи корпуса абстрактных теорий с методологией конкретных социальных исследований.

В рамках курса рассматриваются основные направления философской мысли в контексте развития методологии социального познания, стили научного мышления, роль абстрактных философских концепций в социальных науках, модели объяснения и методологическая логика построения социальных исследований, критерии научного знания и их применение в социальных науках.

По результатам изучения дисциплины студент должен уметь критически анализировать аргументную базу важнейших философских концепций, владеть навыками философской рефлексии, оперировать концептуальными идеями современных методологий на мультипарадигмальном и междисциплинарном уровне, соотносить методологические подходы и актуальные социальные проблемы и процессы, проводить сравнительный анализ различных методологических вариантов изучения социальных явлений.

«Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.1 Общенаучный цикл, базовая часть
Целью данного курса является совершенствование навыков владения языком и углубление страноведческих знаний студентов. На данном этапе изучения иностранного языка происходит развитие умений аудирования, чтения, говорения, письма и перевода, полученных на предыдущих этапах обучения иностранному языку с акцентом на навыках, необходимых для профессиональной коммуникации и делового общения.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса: овладение лексическим запасом, обеспечивающим эффективную иноязычную коммуникацию в рамках профессиональной деятельности (лексика социально-экономического характера); формирование навыков корректного оформления различного рода эссе, отчетов и других типов академического письма; совершенствование навыков аудирования на примере работы с аутентичными тестами, позволяющее воспринимать на слух речь носителей языка, говорящих с разными акцентами и в разных жизненных ситуациях.

По окончании изучения дисциплины студент должен владеть специальной социологической и экономической лексикой; уметь воспринимать на слух аутентичную информацию (лекции, интервью, телефонные разговоры и пр.); корректно вести деловую переписку и оформлять академические тексты; читать и переводить литературу по специальности на иностранном языке с полным и точным пониманием текста.
«Иностранный язык: профессиональная коммуникация»

(трудоемкость - 6 зачетных единиц)



М.1 Общенаучный цикл, вариативная часть
Целью данного курса является совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности магистрантов-социологов. Его новизна определяется ориентацией на овладение студентами умениями профессиональной коммуникативной самопрезентации, выступающей важнейшим условием профессионального развития и карьерного роста в современных условиях.

В рамках курса предполагается использование новых образовательных технологий (интерактивное обучение, ролевые игры и т.п.) для совершенствования лингвистической и дискурсивной компетенций магистрантов; активизации видов иноязычной речевой деятельности на материале оригинальных социологических и экономических источников; совершенствования научного стиля письменной речи; формирования умений иноязычной самопрезентации; подготовки обучаемых к сдаче международного экзамена по иностранному языку; формирования у слушателей навыков деловой коммуникации в межкультурной среде, в том числе академической (компетенции, необходимые для участия в международных конференциях и семинарах: выступление с докладом по теме научного исследования, свободное участие в диалоге на профессиональные темы с носителями изучаемого языка и т.п.).




«История и методология социологии»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, базовая часть
Основной целью курса «История и методология социологии» является развитие представлений слушателей об основных направлениях и школах в истории социологии, о ключевых идеях и концепциях классической и современной социологической теории, а также совершенствование навыков социологического анализа в перспективе различных теорий.

Новизной курса является акцент на аналитическом осмыслении концепций, каждая из которых рассмотрена в ракурсе ее самобытности и преемственности, в перспективе ее возможностей и ограничений. Курс содержит обобщенные аналитические версии и оценки основных тенденций в социологической теории и методологии и в своей практической части ориентирован на развитие социологического аналитического и критического мышления слушателей. В процессе преподавания особое внимание уделяется развитию «социологического воображения»: аналитическим упражнениям по сравнению, обобщению теоретических подходов, обсуждению возможностей применения теоретических идей в изучении явлений современной социальной действительности. Это способствует развитию системного и интерпретативного стиля мышления, исследовательской гибкости в отношении используемых подходов.

По окончании изучения дисциплины студент должен знать о специфике социологического теоретизирования в целом и методологическом вкладе основных теоретических концепций в социологическую науку; уметь характеризовать, анализировать и критически оценивать различные теоретические подходы; типологизировать и иным образом обобщать теоретическую и эмпирическую информацию при анализе социальной действительности.


«Современные социальные теории»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, базовая часть
Курс имеет своей целью ознакомление студентов с актуальными тенденциями в социальной теории; аналитическими стилями, направлениями и способами теоретизирования в современной социальной мысли. В рамках курса рассматриваются основные направления современных социальных теорий: теория «общества собственной жизни» в условиях глобализации (У. Бек), теория коллективного акционизма (А. Турен), неосистемная трактовка коммуникации (Н. Луман). Особое внимание уделяется анализу постмодернистской традиции: знаниевой доктрине постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар) и постмодернистскому анализу идеологии (С. Жижек). Социопространственная перспектива представлена концепциями социальной организации пространства (А. Лефевр), стратегий власти и тактик повседневности (М. де Серто). Социолингвистическая традиция рассматривается в контексте постстуктурализма и семиологического подхода (У.Эко), либерально-иронической постфилософии (Р.Рорти) и психоаналитического феминизма (Ю. Кристева).

В результате освоения дисциплины студенты должны знать основные направления современной гуманитарной теоретической мысли; общие основания и взаимосвязи различных теоретических концепций, а также специфику каждой из них; тенденции и проблемы, центральные и периферийные темы современных социальных теорий. К числу важных навыков слушателей относится умение четко и структурированно охарактеризовать содержание различных социальных теорий, в том числе их социологический потенциал; формулировать и аргументировать собственную аналитическую оценку отдельных концепций и направлений теоретической мысли; обобщать, классифицировать и типологизировать теоретические концепции с учетом их преемственности и расхождений; артикулировать собственную позицию в отношении комплексных и неоднозначных вопросов.



«Методика социологического исследования»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, базовая часть
Основной целью дисциплины является развитие методологического мышления и методических знаний слушателей, необходимых для проведения самостоятельного социологического исследования. Внимание фокусируется на практическом освоении основных процедур технологии исследовательского процесса на основе выполнения практических заданий по конкретным темам с последующим обсуждением в форме групповой дискуссии или круглого стола. Это позволяет отработать методологические и методические приемы, осмыслить их возможности и ограничения.

Данный курс развивает ориентацию в постановке и ключевых принципах социального исследования на основе их сравнительного анализа, представление о программных элементах и вариациях исследований, знакомит с методикой и техникой реализации их на практике (количественными и качественными); совершенствует навыки разработки программы, подготовки инструментария и проведения пилотажного исследования. Умение выстроить композицию социального исследования, определить логические связи между его частями в конечном итоге формирует способность варьирования исследовательскими рамками в зависимости от целей проекта и особенностей изучаемого феномена, адекватного выбора социологического инструментария для анализа социальной реальности.


«Традиционные и нетрадиционные методы в социологии»

(трудоемкость - 5 зачетных единиц)



М.2 Профессиональный цикл, базовая часть
Основной целью дисциплины является развитие навыков слушателей по идентификации познавательных возможностей и ограничений различных методов, используемых в социологических исследованиях, рассматриваемых в контексте дихотомии количественного и качественного подходов, их обусловленности исследовательскими задачами и последующего использования на практике. Основной идеей выступает тезис: «не бывает универсально хороших или плохих методов - бывает их неадекватное и неумелое использование». По окончании изучения дисциплины студенты должны уметь разработать программу исследования с обоснованием адекватности предлагаемых методов для решения поставленной исследовательской задачи.

Данный курс позволяет организовать углубленное изучение проблем, связанных с использованием различных методов, базируясь на знаниях, полученных ранее по различным социологическим дисциплинам. Особенностью курса является использование специфических форм работы в семестре преимущественно в виде установочных лекций и дискуссионных семинарских занятий, а также формы итогового контроля в виде проекта программы исследования по конкретной содержательной теме с акцентом на обоснование адекватности выбранного метода сбора и анализа данных.



«Статистические методы в социологических исследованиях

(базовый или продвинутый уровень – по выбору студента)»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть
Основной целью дисциплины является формирование у студентов навыков проектирования и реализации социологических исследований, основанных на вторичном анализе статистических данных с применением статистического пакета SPSS, а также освоение студентами основных статистических процедур, реализованных в данном пакете. SPSS как программный продукт содержит наиболее полный перечень инструментов для решения именно социологических задач и позволяет проводить анализ больших массивов социально-экономических данных.

В рамках курса акцент сделан на развитии практических навыков: студенты выполняют задания по статистическому анализу на реальных массивах данных АНО «Левада-Центр» (Москва), полученных из Единого архива социологических данных (www.socpol.ru). Ориентация в процессе обучения на реальные массивы позволяет студентам включаться в проблематику прикладных социологических исследований.

Кроме того, курс направлен на развитие навыков представления результатов полученного исследования – грамотного построения логического вывода, устной презентации результатов проведенных исследований, написания исследовательских работ и аналитических отчетов. Являясь составной частью общего блока дисциплин по методологии, дизайну, методике, технике, процедурам социологического исследования, курс предполагает освоение студентами методов анализа данных в рамках количественной исследовательской стратегии. Преподавание опирается на знание студентами логики построения исследовательской программы, особенностей моделей объяснения в рамках количественной и качественной исследовательских стратегий, а также основных методов измерения в социологии, логики шкалирования, возможностей и ограничений различных типов шкал измерения и т.д.
«Экономическая мобильность населения»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть

Основной целью курса является ознакомление студентов с концепциями измерения экономической мобильности, развитие навыков анализа разных аспектов динамики доходов населения, формирование умения выявлять факторы и следствия экономической мобильности.


Данный курс является авторской разработкой, отражающей новое для отечественных социально-экономических исследований направление – изучение мобильности населения по доходам (в том числе авторские проекты на базе Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения). Внимание к данной теме связано со стремлением понять, как формируется растущее в стране экономическое неравенство. В результате обучения студенты знакомятся с новым междисциплинарным направлением, которое активно развивается в рамках традиций Новосибирской экономико-социологической школы, отрабатывают навыки расчета ключевых показателей на реальных массивах социально-экономических данных, получают представление о применении результатов анализа экономической мобильности в социальной и экономической политике различных государств.

«Экономика и общество»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)

М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть
Целью освоения дисциплины является ознакомление слушателей с основными междисциплинарными подходами к изучению соотношения и взаимовлияния общества и экономики в исторической перспективе, формирование представлений о развитии экономики как о социальном процессе. Студенты знакомятся с экономической жизнью общества, рассматриваемой под углом зрения социологических теорий и понятий.

Новизна курса определяется тем, что он базируется на оригинальных подходах Новосибирской экономико-социологической школы. В содержательном плане это проявляется в акцентировании внимания на концепции социального механизма развития и трансформации экономических процессов. Кроме того, в курсе используются новейшие разработки отечественных и западных экономсоциологов, он включает помимо «стандартного» набора вопросов такие актуальные темы, как социологический анализ рынков и разных видов капиталов, институциональные изменения и социальные практики, экономические виды деятельности вне рыночных структур и пр.

В лекционном курсе магистранты получают основные сведения о сходстве и различиях конкурирующих между собой направлений анализа взаимодействия экономического и социального – экономической социологии и социальной экономики, знакомятся с объектом и предметом экономической социологии и наиболее известных на сегодняшний день подходах к определению этой дисциплины, основных этапах ее становления и развития. Акцент делается на углублении знаний студентов об основных регуляторах и механизмах осуществления экономического действия, влиянии институциональных, социально-культурных и властных факторов на экономическое поведение людей. В ходе практических занятий рассматриваются наиболее острые проблемы социально-экономических преобразований в России с позиции экономсоциологического подхода.

«Стратегия и дизайн социологического исследования»

(трудоемкость - 4 зачетные единицы)

М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть
Дисциплина «Стратегия и дизайн социологического исследования» имеет своей целью познакомить слушателей с подходами к пониманию сути и формата дизайна социологического исследования, обсудить элементы дизайна исследования и их взаимосвязь, научить выстраивать логику исследования на этапе его проектирования; рассмотреть проблемы, которые возникают при планировании и проведении социальных исследований и представлении их результатов; выработать у студентов навыки планирования исследования, а также развить навыки подготовки программы исследования, как в формате дизайна, так и исследовательского предложения.

Курс «Стратегия и дизайн социологического исследования» является завершающим в модуле курсов по теории и методологи в ООП магистратуры по направлению «Социология». Освоение данного курса является необходимым для успешного проектирования и реализации студентами социологического исследования, анализа, осмысления и представления его результатов в магистерской диссертации.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать имеющиеся в профессиональном сообществе обществоведов точки зрения в отношении дизайна исследования; варианты/опции решений на каждом из этапов проектирования исследования; а также уметь разрабатывать дизайн исследования, который бы обеспечивал получение валидных, надежных научных результатов.

«Институциональное развитие российской цивилизации»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)

М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть
Целью освоения дисциплины является ознакомление слушателей с основными теоретическими подходами, на основе которых ведется дискуссия о закономерностях и перспективах развития России. Данный курс является авторской разработкой, отражающей новое для отечественных социально-экономических исследований междисциплинарное направление, которое развивается в рамках Новосибирской экономико-социологической школы. Студенты получают представление об относительно новой парадигме цивилизационного развития, разработанной на основе теории раздаточной экономики, активно включены в обсуждение ее возможностей и ограничений. Теория раздаточной экономики - новый взгляд на хозяйственную систему России, которая объясняет устройство и механизмы функционирования нерыночных экономик, показывает отличие российской хозяйственной системы от западной модели и позитивные перспективы развития. Кроме того, в курсе представлены интеллектуальные источники современной «картины мира» (формационный, модернизационный, цивилизационный и институционально-эволюционный подходы). Объяснительный потенциал новой парадигмы рассматривается в контексте ее использования как инструмента социального анализа и прогнозирования (на примере жилищной реформы в России).

В рамках курса акцент сделан на развитии аналитических навыков и критического мышления студентов, которые должны уметь сопоставлять и сравнивать между собой различные концепции цивилизационного развития на основе дискуссий о путях развития России, Запада и Востока, а также использовать новую парадигму для анализа конкретной социально-экономической ситуации (процесса, объекта).

«Современные экономические проблемы»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Данная дисциплина имеет своей целью познакомить слушателей с наиболее актуальными экономическими проблемами и используемыми на практике методами их решения. Она направлена на формирование у слушателей навыков понимания различных проблемных ситуаций, связанных с экономическим ростом, экономическими кризисами и способами их преодоления.

Освоение дисциплины помогает правильно интерпретировать логику, инструменты и последствия проводимых государством реформ, направленных на решение экономических проблем, с которыми сталкивается современное общество. Основной акцент делается на формировании у слушателей умения в разных ситуациях практически применять методологию системного подхода к анализу экономических явлений, помогает им рассматривать и анализировать взаимосвязи экономических явлений, возникающие на разных уровнях и в разных контекстах. Особый акцент при этом делается на проблемах социально-экономического развития России с учетом их генезиса и специфики проявления в современных условиях.

Данный курс помогает магистрантам составить целостное представление о связи экономических, институциональных и социальных факторов развития на основе отечественного опыта и практик зарубежных стран. Актуальным является обсуждение механизмов возникновения кризисных явлений в современной экономике и социально-экономические последствия этих явлений, а также ознакомление с методами, используемыми международными организациями, национальными правительствами и региональными властями для предупреждения экономических кризисов и смягчения их социальных последствий. В результате изучения дисциплины развиваются навыки анализа макроэкономических и институциональных факторов в контексте социально-экономического развития, использования статистических данных для межстрановых сравнений и т.п.
«Социологические теории идентичности»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Целью данной дисциплины является ознакомление слушателей с современными дискуссиями в социальной теории вокруг понятия “идентичность”, критически осмыслить основные подходы к определению идентичности, а также обсудить особенности исследования гендерных, этнических, классовых идентичностей в меняющемся глобализирующемся обществе, возможности их репрезентации в современных масс-медиа. В курсе рассматриваются критические социальные теории, в рамках которых концептуализируется понятие современной / постсовременной идентичности / субъективности. Особое внимание уделено парадигме cultural studies, а также постфеминистским, постколониальным и психоаналитическим исследованиям и подходам. Идентичность рассматривается, с одной стороны, как социальный конструкт (множественная, гибкая, меняющаяся, перформативная субъективность), а с другой стороны, как политический и идеологический проект. 

В процессе преподавания акцент сделан не развитии умений применять теоретические концепции для организации эмпирического исследования; критически оценивать и интерпретировать текстовые и визуальные сообщения, апеллирующие к идентичности и социальной принадлежности, а также технологии их конструирования; представить результаты исследовательской работы в стандартных (доклад, презентация, эссе) и творческих (фильм, рисунок, перформанс) форматах.



«Коммуникация и общественные связи»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Целью данной дисциплины является ознакомление слушателей с основными западными традициями анализа коммуникации и связей с общественностью, формирование представления о междисциплинарном характере теоретических и прикладных разработок, при этом теории коммуникации рассматриваются как единая методологическая основа для развития связей с общественностью, маркетинга и рекламы. Новизна курса предопределяется интересом к коммуникативным дисциплинам в системе высшего профессионального образования в России, поиском новых подходов к их преподаванию. Коммуникативная компетентность становится таким же необходимым базисом общеуниверситетской квалификации выпускника, как компетентность культурная, философская или историческая.

В результате освоения дисциплины студенты должны уметь диагностировать коммуникативные проблемы в межличностных, групповых, организационных и межкультурных взаимодействиях. Кроме того, в рамках курса отрабатываются навыки проведения коммуникативного аудита в организации; диагностики коммуникативной составляющей внешней и внутренней среды организации; разработки планов ПР кампаний; составления заявок на участие в российских конкурсах студенческих работ по коммуникации и связям с общественностью («Оранжевый апельсин», «Белое крыло» и др.). Особое внимание уделяется развитию навыков взаимодействий в межкультурной среде, которые отрабатываются в результате проведения ролевых игр с последующей рефлексией в формате индивидуальных и групповых заданий.



«Социальная журналистика»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Данный курс формирует представление о функционировании одной из важных сфер журналистской деятельности. Основной целью является ознакомление студентов с широким спектром теоретических и практических вопросов, связанных с работой социального журналиста. Основное внимание уделяется рассмотрению специфики социальной журналистики в российских реалиях, ее инструментов, а также особенностей взаимодействия социального журналиста и субъектов социальной среды.

В результате освоения дисциплины студенты должны понимать особенности разработки, проведения и освещения в СМИ социальных акций; иметь представление о механизмах создания и распространения социальной рекламы; а также об основных принципах социального проектирования. Студенты имеют возможность приложить теоретические знания в процессе выполнения практических заданий: анализ СМИ как источника социальной информации; посещение социально значимого мероприятия и создание авторского текста в реальном времени; подготовка социального проекта (проектирование социальной акции) и реализация его информационного сопровождения с помощью инструментов социальной журналистики (представление результатов проектной деятельности в творческом формате ролика социальной рекламы в процессе ролевой игры-презентации с акцентом на привлечении внимания потенциальных спонсоров).


«Глобализация: вызовы и альтернативы»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основная цель данной дисциплины заключается в формировании представления о сущности, предпосылках и проявлениях глобализационных процессов в современном обществе, а также навыков применения теоретических концепций для анализа социальной динамики конкретной социальной системы.

В рамках курса студенты знакомятся с теоретическими концепциями, интерпретирующими и объясняющими процессы в современных обществах как глобальные; формируют теоретическое видение «альтернатив» глобализации; получают навыки анализа динамики в отдельных сферах социальной жизни с точки зрения теорий глобализации, а также умение идентифицировать проявления глобализационных процессов в повседневной жизни. Ключевые направления анализа глобализации затрагивают экономические аспекты (от информатизации общества к обществу знания, от международного разделения труда к глобальной экономике), политические аспекты (национальное государство в условиях глобализации, содружества национальных государств, новые социальные движения), культурные аспекты (точки соприкосновения и точки напряжения культур). Выполняемое студентами расчетное задание направлено на измерение статистических индикаторов глобализации на основе эмпирических данных.



«Брендинг»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью дисциплины «Брендинг» является ознакомление студентов с особенностями продвижения торговой марки на основе разработки и внедрения в сознание потребителей позиционирования и образа бренда; формирование представления о сущности торговой марки: от разработки торговой марки и реализации желаемой позиции торговой марки до перехода торговой марки в ранг бренда. Данная дисциплина входит в модуль практико-ориентированных курсов магистратуры по направлению «Социология», формирующих профессиональные компетенции для работы в маркетинге, рекламе и связях с общественностью. Изучение теории позиционирования торговой марки позволяет не только усилить осознание студентами сущности понятия «торговая марка», но и понять возможности, ограничения и необходимые требования при продвижении новой торговой марки и соответствующего ей товара.

Данный курс является авторской разработкой и базируется на многолетнем профессиональном опыте автора в области рекламной деятельности и брендинга. Это позволяет иллюстрировать теоретические положения на примерах проведенных рекламных кампаний и разработанных стратегических рекламных концепций. Решение большого количества реальных практических задач студентами направлено на отработку следующих практических навыков: определение наиболее продуктивного позиционирования торговой марки из нескольких возможных вариантов; разработка комплексного образа бренда; принятие обоснованных стратегических решений при управлении брендом; оценка применимости рекламных материалов для продвижения бренда. В результате освоения дисциплины слушатели должны владеть навыками разработки ассоциативной модели бренда; трансляции марочных ассоциаций бренда; коллективной работы при разработке системы образа бренда.




«Реклама в маркетинговых коммуникациях»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью курса является ознакомление слушателей с теориями и концепциями маркетинговых коммуникаций, а также отработка навыков планирования рекламных кампаний и оценки их эффективности. Данный курс является авторской разработкой, которая ориентирована на рассмотрение широкого круга проблем формирования и реализации коммуникативных стратегий коммерческих организаций в социально-экономическом пространстве. Это новое междисциплинарное направление, которое активно развивается на стыке экономики и социологии, внимание к которому связано со стремлением понять, как осуществляется продвижение товаров, включающее в себя рекламу, различные формы стимулирования сбыта, личные продажи и связи с общественностью как составляющие комплекса маркетинговых мероприятий, обеспечивающего информационную связь с покупателями.

В курсе рассматриваются эволюция современных концепций и моделей маркетинговой деятельности, роль и место маркетинговых коммуникаций в реализации маркетинговых стратегий; сущность современной рекламы как социокультурного явления и инструмента социального влияния; специфика создания рекламы как информационной модели продукта для целевой потребительской аудитории; успешные практики организации и проведения рекламных компаний; методы исследования рекламы как ресурс повышения эффективности бизнеса.



«Поведение потребителей»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью данной дисциплины является ознакомление слушателей с основными параметрами и характеристиками поведения потребителей, методиками его изучения, прогнозирования и моделирования, а также развитие навыков разработки, планирования и осуществления исследований поведения потребителей; использования исследовательской и иной информации при принятии маркетинговых и управленческих решений.

Традиционно поведение потребителей рассматривается в рамках маркетинга как инструмент для решения узкого круга специализированных, вспомогательных задач. В последние годы становится очевидным, что понимание потребителя, умение прогнозировать его поведение и «управлять» некоторыми его аспектами является залогом успеха любой деятельности, направленной на взаимодействие с людьми и основанной на/зависящей от их предпочтений. При разработке данного курса использовались как «классические» материалы и методики, разработанные и применяемые западными университетами и компаниями, так и инструменты, разработанные и применяемые теоретиками и практиками современных российских рынков (с активным привлечением Интернет-ресурсов профессионального профиля).

По окончании изучения дисциплины студенты должны уметь ставить и успешно решать задачи, связанные с изучением и формированием установок, отношения, поведения потребителей; выбирать адекватные модели и методы эмпирического исследования потребителей, основываясь на специфике решаемой задачи; выявлять факторы (культурные, социальные, индивидуальные), влияющие на поведение потребителя в условиях современных рынков.


«Социальные сети в современном обществе»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью данной дисциплины является ознакомление слушателей с концепциями и методами анализа социальных сетей, а также развитие навыков применения сетевого подхода для изучения социально-экономических явлений. Анализ социальных сетей (social network analysis) – новое направление в современных социальных науках, представляет собой синтез теоретических подходов и аналитических инструментов. Его основная идея – используя данные о сетях взаимодействий индивидов и других социальных акторов, можно получить информацию о социальных структурах. Практическая значимость сетевого анализа состоит в наличии разработанных и апробированных в решении конкретных социально-экономических задач методов и процедур. Владение навыками построения и анализа сетевых моделей дает новый инструмент для исследовательской и проектной деятельности.

В рамках курса рассматривается история развития сетевых подходов (структурный, нормативный, ресурсный и динамический); сетевые потоки, теория социального капитала и социального обмена; структурные элементы социальных сетей, концепция «структурных дыр»; основные методы анализа сетевых данных (теория графов и алгебра матриц); индикаторы свойств сети: размер сети, сетевой ранг, сила связей, плотность эгоцентрической и социоцентрической сети, локальная и глобальная центральность, централизация сети, клики, подгруппы, структурная эквивалентность и иерархия. Акцент делается на освоении основных процедур специализированной компьютерной программы для анализа социальных сетей USINET, позволяющей проводить сетевой анализ при изучении социальной мобильности, занятости, рынка труда, профессиональной карьеры, социальной поддержки.



«Доверие в социальных коммуникациях»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью данной дисциплины является ознакомление студентов с понятийным аппаратом, теоретическими и методическими основаниями исследования феномена доверия, а также спецификой его эмпирического изучения в современном обществе. На фоне повышенного интереса к изучению доверия как социального феномена наблюдается низкий уровень систематизации знаний о данном явлении. В рамках курса предлагается обсуждение возможных подходов к структурированию теоретической и эмпирической информации, при этом доверие рассматривается как самостоятельный предмет исследования. Существующие в исследовательской практике проблемы концептуализации доверия делают необходимым подробное освещение различных подходов к интерпретации доверия как социального феномена.

Пониманию многогранности феномена доверия способствует включение слушателей в проектную деятельность, направленную на измерение в степени доверия к экономическим субъектам, государственным структурам и т.п. По окончании изучения указанной дисциплины студенты должны уметь использовать адекватный поставленным задачам метод измерения доверия; применять аналитический аппарат концепций доверия для изучения различных социальных явлений и процессов (на массивах социально-экономических данных).



«Социальная антропология организаций»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью данной дисциплины является ознакомление студентов с социальной антропологией организаций как особым теоретическим подходом к исследованию различных аспектов организационной жизни и управлению современными организациями. Это тесно связано с концепциями организационной культуры и возможностями ее применения для объяснения и описания процессов, происходящих в современных организациях, а также с методами исследования культуры в организациях.

Новизна курса обусловлена рассмотрением социальной антропологии как отрасли организационных исследований, слабой изученностью организационно-культурной проблематики в российских реалиях. В рамках дисциплины обсуждаются основные концепции и теории организационной культуры, а также методы исследования культурных феноменов в организациях в рамках социально-антропологического подхода. Акцент делается на развитии «антропологической чувствительности» к феноменам культуры, системного и интерпретативного стиля мышления, дает возможности для проявления исследовательских и аналитических инициатив в изучении современной мультикультурной реальности.

По окончании изучения дисциплины студенты должны уметь обосновать выбор метода анализа культурных феноменов в организации при проведении социологического исследования; разработать оригинальную методику полевого исследования культурных феноменов применительно к конкретной организации; провести диагностическое исследование организационной культуры на конкретном предприятии и на основании результатов анализа предоставить практические рекомендации.

«Пространственный аспект рынка труда»

(трудоемкость - 3 зачетные единицы)



М.2 Профессиональный цикл, вариативная часть, курс по выбору
Основной целью данной дисциплины является ознакомление студентов с основными парадигмами и проблематикой исследований города, включая социологические, антропологические и экономико-географические, важнейшими параметрами развивающихся и постиндустриальных рынков труда, проявлением в них пространственной дифференциации. Ядро курса составляют обсуждение и критический анализ теорий и концепций в их логическом развитии и в сравнении с эмпирическими свидетельствами, доступными студентам в непосредственном наблюдении или в известных массивах данных, представляющих локальный, региональный, национальный и глобальный рынки труда.

По окончании курса студенты должны уметь использовать методы и техники сбора специфической социологической, картографической и статистико-экономической информации; реконцептуализировать известные социолого-урбанистические западные традиции на материале современной России, комбинируя эмпирический, теоретический и методологический уровни анализа. Особое внимание уделяется развитию навыков корректного выбора методов исследования пространственной структуры и городской морфологии, оценки экономических моделей рынка труда и его пространственных аспектов, включение в них социальных факторов.


Смотрите также:
Образовательный стандарт по направлению «социология» квалификация (степень) магистр аннотации учебных курсов «Философия и методология социальных наук»
251.02kb.
1 стр.
Учебный план подготовки бакалавра по направлению Социология Квалификация (степень) бакалавр
297.89kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «Социолингвистика и социология языка»
158.38kb.
1 стр.
Стандарт предприятия
325.08kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «педагогическое образование»
178.14kb.
1 стр.
Темы философии социальных и гуманитарных наук Учебное издание по программе кандидатского минимума «История и философия науки. Философия социальных и гуманитарных наук»
4906.44kb.
26 стр.
Закс йоханн М., магистр права, магистр социальных и экономических наук
19.27kb.
1 стр.
Что такое магистратура?
85.62kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Программа дисциплины «Социология девиантного поведения»
88.19kb.
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080200. 62 «Менеджмент»
214.24kb.
1 стр.
Срок обучения: 2 года Степень: магистр техники и технологии Дополнительная квалификация
23.81kb.
1 стр.