Главная
страница 1


Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра общей лингвистики

Ш.я7

Т865


«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Учебная программа и методические рекомендации


для студентов факультета лингвистики

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2003


ББК Ш1.я7
Турбина О.А. Введение в языкознание: Учебная программа и методические рекомендации для студентов факультета лингвистики. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. – 22 с.
Методическая разработка содержит программу курса «Введение в языкознание» и рекомендации к ней, включающие пояснительную записку и список литературы. Материал тематически сгруппирован в 19 разделов, где приводятся темы лекций, планы семинарских занятий и вопросы для самостоятельной подготовки студентов. Программа предназначена для студентов лингвистических специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение».
Список литературы – 42 назв.

Одобрено учебно-методическим советом факультета лингвистики


Рецензенты:

д.фило.н., профессор Л.А. Нефедова.

к.филол.н., доцент А.Ф. Присяжная.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Введение в языкознание» предназначен для студентов факультета лингвистики, читается в 1 семестре, и включает 76 аудиторных часа, из которых 36 часов – лекции, 40 – часов семинарские занятия. Кроме аудиторных занятий учебным планом предусмотрена также самостоятельная работа в объеме 72-х либо 154-х часов для студентов разных специальностей.

Дисциплина «Введение в языкознание» является вводной теоретической дисциплиной в программе специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение». Она открывает сквозной курс общей лингвистики (теоретической и прикладной) в специальности 021800, содержащий «Историю лингвистических учений», «Основы общего языкознания», «Сравнительно-историческое языкознание», «Общую фонетику», «Лексикографию», «Общую грамматику» (морфологию и синтаксис), «Семантику», «Дискурс», ряд спецкурсов и дисциплин по прикладной лингвистике. В программе специальностей 022600 и 022900 «Введение в языкознание» предваряет сокращенный курс общего языкознания (история лингвистических учений и основы общего языкознания) и серию теоретических дисциплин частных лингвистик (теория основного и второго иностранного языков). Этим определяются основные задачи данного курса:


  • познакомить студентов с языкознанием как с отраслью науки и учебной дисциплиной;

  • подготовить студентов к изучению теоретических дисциплин общей и частной лингвистики;

  • сформировать у студентов первое представление об основных общих проблемах, которые занимают лингвистику с древнейших времен и до наших дней;

  • в общих чертах познакомить с понятийно-терминологическим аппаратом (с метаязыком) лингвистики;

  • дать общее представление об объекте лингвистики (языке), о его единицах, структурах и ярусах;

  • познакомить с основными методами лингвистического анализа и направлениями развития современной лингвистики.

Предлагаемая программа курса «Введение в языкознание» строится с учетом определенных начальных знаний студентов: основательной подготовки по русскому языку, владения иностранным языком (максимум в рамках программы средней школы), начальных знаний одного древнего языка (латинского), преподавание которого ведется параллельно данному курсу.

Курс панируется следующим образом: вначале вычитываются лекции, затем проводятся семинарские занятия.

Количество часов, отводимых на самостоятельную работу, различно для студентов разных специальностей. Это объясняется тем, что программа специальности 021800 включает более расширенное знакомство с прикладной лингвистикой. Участие преподавателя (лектора или ассистента) в самостоятельной работе студентов осуществляется в форме еженедельных индивидуальных консультаций и на семинарских занятиях в процессе проверки знаний, полученных студентами самостоятельно.

Контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена.



Предлагаемый комплект «Методических рекомендаций» содержит:

  1. Полный учебный план с указанием тем и количества часов, отводимых на лекционные и практические занятия по каждой теме.

  2. Планы семинарских занятий с перечнем вопросов для подготовки к ним.

  3. Перечень вопросов для самостоятельного изучения. Вопросы, отмеченные астериском, предназначены только для студентов специальности 021800.

  4. Списки литературы к каждой теме.

  5. Список экзаменационных вопросов.

  6. Общий список литературы.



Тема 1. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ И КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Лекция 1 (2 часа)

Семинар 1 (2 часа)

  1. Объект и задачи общего языкознания.

  2. «Поля» членения лингвистики.

  3. Понятие о языке вообще и языковых универсалиях.

  4. Языкознание в системе наук.

Самостоятельная работа (4 часа)*

  1. Проблема языковых универсалий в лингвистике.*

  2. Номенклатура и развитие языковых универсалий.*

Литература

  1. Зарубежная лингвистика. Языковые универсалии. – М.:Прогресс, 1999. – с.118-208.*

  2. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.:Высшая школа, 1974.

  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

  4. Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.

  5. Общее языкознание. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1987.

  6. Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*

  7. Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1989.

  8. Широков О.С. Введение в языкознание – М.: МГУ, 1985.

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА


Лекция 2 (2 часа)

Семинар 2 (2 часа)

  1. Антропогенез и происхождение языка.

  2. Логосическая теория происхождения языка.

  3. Гипотеза общественного договора.

  4. Теория “звукоподражания”.

  5. Социальная теория происхождения языка.

  6. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.

Самостоятельная работа (2 часа)*

  1. Нетрадиционные и фантастические гипотезы происхождения языка и степень их достоверности.*

Литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». –М.: Высшая школа, 1985.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание – М.: Просвещение, 1991.

  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

  6. Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.

  7. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М: Наука, 1976.

  8. Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*

  9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

  10. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.

Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Лекция 3 (4 часа)

Семинар 3 (2 часа)

  1. Понятие о генеалогической классификации; праязык как историческое понятие.

  2. Языки мира и теория моногенеза: «за» и «против».

  3. Модели генеалогических классификаций.

  4. Распад праязыка; эволюция и смешение языков.

  5. Понятие о типологической классификации.

  6. Морфологическая классификация языков.

  7. Синтаксическая классификация языков.

  8. Прочие типологические классификации.

Самостоятельная работа (8 часов*; 2 часа)

  1. Фонетическая типология.*

  2. Современные языковые семьи на территории Европы.

  3. Типология европейских языков.*

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.*

  6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., ВШ, 1987.

  7. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

  8. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

  9. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999*.

  10. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

  11. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.


Тема 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

Самостоятельная работа (12 часов*; 6 часов)

Семинарское занятие 4 (2 часа)

  1. Акты общения и языки.

  2. Номенклатура языков: а) родные и неродные языки; б) понятие билингвизма; в) понятие языковой непрерывности*; г) койне, языки-пиджины и креольские языки.

  3. Язык в свете истории культуры: а) бесписьменные языки; б) письменные языки; в) литературные языки и национальные литературные языки; г) языки межнационального общения*; искусственные языки*.

Литература

    1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

    2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

    3. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.

    4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

    5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

    6. Маслов Ю.С. Введение языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

    7. Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000.

    8. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

    9. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.


Тема 5. РАЗВИТИЕ ПИСЬМА

Лекция 4 (2 часа)

Семинар 5 (2 часа)

  1. Пиктографическое письмо.

  2. Идеографическое письмо.

  3. Виды фонетического письма.

  4. Развитие письма.

  5. История алфавита.

  6. Принципы орфографии.

Самостоятельная работа (8 часов*)

  1. Проблемы реформы орфографии*.

  2. Стенография*.

  3. Транскрипция*.

Литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Наука, 1976

  6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.



Тема 6. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА: ЯЗЫК И РЕЧЬ

Лекция 5 (2 часа)

Семинар 6 (2 часа)

  1. Формы существования языка.

  2. Язык в своем противопоставлении речи.

  3. Единство языка и речи.

  4. Единицы языка и единицы речи.

Самостоятельная работа (8 часов)*

  1. Речевая деятельность.*

  2. Понятие об актах вербализации и концептуализации.*

Литература

  1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. – М.: Наука, 1976

  6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985

  7. Общее языкознание. формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.

  8. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990

  9. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985

  10. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.


Тема 7. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА

Лекция 6 (2 часа)

Семинар 7 (2 часа)

  1. Различие между понятиями «система» и «структура» языка».

  2. Знаковая природа языка.

  3. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.

  4. Язык как открытая система. Место системы языка среди других систем.

Самостоятельная работа (8 часов*; 4 часа)

  1. Язык – мир.

  2. Язык – общество (культура).

  3. Язык – человек (личность).

Литература

    1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

    2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

    3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

    4. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М.: Наука, 1990.*

    5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

    6. Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Алфея, 2000.

    7. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука, 1978.

    8. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

    9. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

    10. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

    11. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.


Тема 8. ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ

Самостоятельная работа (16 часов*; 8 часов)

Семинарское занятие 8 (2 часа)

  1. Языковой знак в системе знаков.

  2. Структура языкового знака: а) понятие об означаемом и означающем; б) структура означаемого: понятие о денотате, референте, сигнификате языкового знака; в) понятие о коннотате (коннотации).

  3. Свойства языкового знака: понятие об асимметрии языкового знака.

  4. Типы знаков (индексы, символы, иконические знаки).*

  5. Типы знаковых систем и их отношение к естественному языку.*

  6. Естественные и искусственные языки.*

  7. Проблемы моделирования языков.*

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа., 1974.

  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

  4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

  5. Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  6. Семиотика: Антология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.*

  7. Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике. – М.: Прогресс, 2000.*

  8. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  9. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.


Тема 9. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Лекция 7 (2 часа)

Семинар 9 (2 часа)

  1. Понятие функции языка. Представление проблемы функций языка в концепциях различных ученых.

  2. Коммуникативный, когнитивный и эмотивный аспекты языка и связанные с ними функции языка.

  3. Различия между функциональными аспектами языка, функциями языка и функциональными целями и задачами языка.

  4. Функции речи и отличие их от функций языка.

Литература


  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

  5. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.

  6. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.



Тема 10. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

Лекция 8 (2 часа)

Семинар 10 (2 часа)

  1. Функционирование, развитие и история языка.

  2. Понятие о синхронии и диахронии.

  3. Внутренние законы развития (традиции и тенденции).

  4. Внешние законы развития языка.

  5. Внешняя и внутренняя история языка. Методы ее изучения (понятие о синхронных срезах и диахронических исследованиях).

Самостоятельная работа (6 часов*; 2 часа)

  1. Источники языковых изменений.*

  2. Мертвые языки.

Литература
  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.
  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.
  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.
  6. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.
  7. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.
  8. Скрелина Л.М. Некоторые вопросы развития языка. – Минск: БГУ, 1073.

Тема 11. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Лекция 9 (2 часа)

Семинар 11 (2 часа)

  1. Биологическая основа языка и сознания.

  2. Языковое и неязыковое (вербальное и невербальное) мышление.

  3. Единицы языка и единицы мысли.

  4. Язык и языковое сознание.

  5. Языковое сознание и картина мира.

Самостоятельная работа (8 часов*; 4 часа)

  1. Что было раньше: язык или мысль?

  2. Факторы сознательного в языке: языковое знание, языковая политика (процессы нормализации, кодификации и др.).*

Литература

    1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

    2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

    3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

    4. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке. – М.: Наука, 1990.*

    5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

    6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

    7. Михайлов В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1992.*

    8. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.

    9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

    10. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988.*

    11. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

    12. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Наука, 1988.*

    13. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.

    14. Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: системный и структурный аспекты. – Челябинск: Издательство ЧелГУ, 1994.


Тема 12. ФОНЕМАТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Лекция 10 (2 часа)

Семинар 12 (2 часа)

  1. Существование фонетики и фонологии.

  2. Акустический аспект изучения звуков.

  3. Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики.

  4. Фонетическая классификация звуков речи.

  5. Учение о фонеме: Московская и Ленинградская (Петербургская) фонетические школы.

  6. Слог и фонетическое ударение.

  7. Интонация и просодия.

Самостоятельная работа (8 часов)*

  1. Основные виды фонетических процессов.*

  2. Понятие о прикладной фонетике.*

  3. Методы и приемы экспериментальной фонетики.*

Литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики-фонологии. Грамматика. – М: МГУ, 1991.

  6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

  7. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999.*

  8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.


Тема 13. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лекция 11 (2 часа)

Семинар 13 (2 часа)

  1. Лексика, лексикология и семасиология.

  2. Определение слова; признаки свойства слова.

  3. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова.

  4. Слово и понятие.

  5. Многозначность.

  6. Этимология.

  7. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.

Самостоятельная работа (8 часов*; 6 часов)

  1. Фразеологизмы: признаки и свойства; классификация фразеологизмов.*

  2. Терминология.

  3. Лексикография.

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.

  5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

  7. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука 1978.

  8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Уфимцева А.А. Лексическое значение. – М.: Наука, 1986.*


Тема 14. ГРАММАТИКА. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

Лекция 12 (2 часа)

Семинар 14 (2 часа)

  1. Лексическое и грамматическое значение.

  2. Понятийные и грамматические категории.

  3. Понятийная субстанция и грамматическая форма языковой единицы и системы языка в целом.

  4. Уровни грамматики языка и их единицы.

Самостоятельная работа (10 часов*; 6 часов)

  1. Понятие морфемы.

  2. Морфема и морф.*

  3. Морфема и словоформа.*

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука 1978.

  6. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  7. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.,:Просвещение, 1985.

  8. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.


Тема 15. ЧАСТИ РЕЧИ

Лекция 13 (2 часа)

Семинарское занятие 15 (2 часа)

  1. Традиционная классификация частей речи (история вопроса).

  2. Преимущества и недостатки лексико-семантического морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.

  3. Универсальные свойства частей речи.

  4. Система имени (понятийная субстанция и грамматическая форма).

  5. Система глагола (понятийная субстанция и грамматическая форма).

  6. Генезис частей речи.

  7. Функции частей речи (части речи и члены предложения).

Самостоятельная работа: (8 часов*; 6 часов)

  1. Основные грамматические и понятийные категории имени в языках мира.

  2. Основные грамматические и понятийные категории глагола в языках мира.

Литература
  1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*
  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.
  4. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  5. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  6. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

  7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

  8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.


Тема 16. СЛОВО И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Лекция 14 (2 часа)

Семинар 16 (2 часа)

  1. Проблемы границы слова.

  2. Слово как единица морфологии и синтаксиса.

  3. Синтаксическое и аналитическое слово (слово и синтагма).

  4. Словосочетание.

  5. Этапы морфологизации синтаксической конструкции.

Самостоятельная работа (8 часов*; 6 часов)

  1. Синтетические и аналитические словоформы.

  2. Морфология и синтаксис.

  3. Место синтаксиса в теории описания языка.*

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.

  5. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.


Тема 17. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Лекция 15 (2 часа)

Семинар 17 (2 часа)

  1. Виды словосочетаний. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания.

  2. Предикация и номинация.

  3. Семантическая и синтаксическая структура предложения.

  4. Основные категории предложения.

  5. Простое, осложненное и сложное предложение.

Самостоятельная работа (12 часов*; 6 часов)

  1. Основные синтаксические единицы.

  2. Синтаксические отношения и их типы.

  3. Синтаксическое членение предложения.*

  4. Предложение и высказывание.*

  5. Сверхфразовое единство и текст.*

Литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.

  4. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М.: Наука, 1985.*

  5. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  6. Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: Системный и структурный аспекты. – Челябинск, Издательство ЧелГУ, 1994.

  7. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

Тема 18. МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Лекция 16 (2 часа)

Семинарское занятие 18 (2 часа)

  1. Метод и методика в языкознании.

  2. Описательный и структурный методы.

  3. Сравнительно-исторический и исторический методы.

  4. Сопоставительный и типологический методы.

  5. Точные методы в лингвистике.

Самостоятельная работа (6 часов*; 2 часа)

  1. Психологические методы в лингвистике.*

  2. Стилистический метод в лингвистике (лингвистическая и литературоведческая стилистика).

Литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  2. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.

  3. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

  4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

  5. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  6. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  8. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: Издательство БГУ, 1978.

  9. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петразаводск: Издательство государственного университета, 1995.


Тема 19. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ

Лекция 17 (2 часа)

Семинарское занятие 19 (4 часа)

  1. Понятие о лингвистической школе, лингвистических направлениях и лингвистической дисциплине.

  2. Логическое направление в языкознании.

  3. Психологическое направление в языкознании.

  4. Сравнительно-иторическое языкознание.

  5. Младограмматическое направление.

  6. Ф. де Соссюр как основатель современной лингвистики.

  7. Основные направления структурализма.

  8. Русские лингвистические школы.

  9. Когнитивная лингвистика.

Самостоятельная работа (14 часов)

  1. Развитие идей языкового универсализма в разные эпохи.

  2. Современное представление о языковом универсализме.

  3. Лингвистические направления, развивающиеся на стыке с другими науками.

Литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  2. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии: Учебное пособие. – М., РУДН, 2003.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.

  4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

  5. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  6. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: Издательство БГУ, 1978.

  8. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петразаводск: Издательство государственного университета, 1995.

  9. Теория языка. Методы его исследования и преподавания. – Ленинград, Наука, 1981.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка.

  2. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.

  3. Генеалогическая классификация; праязык как историческое понятие.

  4. Виды типологической классификации.

  5. Доалфавитный период в истории письменности.

  6. Разновидности фонетического письма. История алфавита.

  7. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.

  8. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.

  9. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.

  10. Понятие функции языка и функции речи.

  11. Функционирование, развитие и история языка.

  12. Внутренние и внешние законы развития языка.

  13. Биологическая основа языка и сознания.

  14. Языковое сознание и картина мира.

  15. Акустический аспект изучения и классификации звуков речи.

  16. Учение о фонеме.

  17. Методы и приемы экспериментальной фонетики.

  18. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова; полисемия; омонимия.

  19. Слово и понятие.

  20. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.

  21. Понятийные и грамматические категории.

  22. Уровни грамматики языка и их единицы. Грамматическое значение и грамматическая форма.

  23. Традиционная классификация частей речи (история вопроса).

  24. Преимущества и недостатки лексико-семантического морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.

  25. Универсальные свойства частей речи.

  26. Генезис и функции частей речи.

  27. Проблема границ слова в лингвистике (грамматический аспект).

  28. Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции.

  29. Предикация и номинация.

  30. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания и предложения.

  31. Полупредикативные (потенциально предикативные) и полипредикативные единицы.

  32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.

  33. Сравнительно-историческое языкознание и младограмматизм.

  34. Основные направления современной лингвистики.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.

  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

  4. Зарубежная лингвистика I-III. – М.: Прогресс,1999.

  5. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

  6. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии: Учебное пособие. – М., РУДН, 2003.

  7. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.

  8. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

  9. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1974.

  10. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М.: Наука, 1990.

  11. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

  12. Кочергина В.А. Введение в языковедение. – М.: МГУ, 1991.

  13. Ломтев Т.П. Обще и русское языкознание. – М.: Наука, 1976.

  14. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.

  15. Мамудян М. Лингвистика. – М., Прогресс, 1985.

  16. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., Высшая школа, 1987.

  17. Михайлов В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 1992.

  18. Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000.

  19. Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.

  20. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука, 1972.

  21. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

  22. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – М.: Наука, 1976.

  23. Общее языкознание. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1987.

  24. Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.

  25. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью – М.: Наука, 1985.

  26. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999.

  27. Ревзин И.И. Модели языка. – М.: Наука, 1962.

  28. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: – Высшая школа, 1990.

  29. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988.

  30. Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

  31. Семиотика: Антология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

  32. Скрелина Л.М. Некоторые вопросы развития языка. – Минск: БГУ, 1073.

  33. Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике. – М.: Прогресс, 2000.

  34. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975.

  35. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.

  36. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.

  37. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск: Издательство государственного университета, 1995.

  38. Теория языка. Методы его исследования и преподавания. – Ленинград: Наука, 1981.

  39. Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: Системный и структурный аспекты. – Челябинск, 1994.

  40. Уфимцева А.А.Лексическое значение. – М.: Наука, 1986.

  41. Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1989.

  42. Широков О.С.Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.




Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов факультета лингвистики Челябинск Издательство юургу 2003 ббк я7
236.6kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические рекомендации для студентов естественнонаучного профиля Брест 2009 (07) ббк 74. 58
410.63kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс Челябинск Издательский центр юургу 2010 ббк х62. я7 К893
605.38kb.
5 стр.
Методические рекомендации по выполнению практических работ Нижний Новгород 2011 ббк п-26
757.33kb.
10 стр.
Рабочая программа и учебно-методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета дневной и заочной формы обучения
212.45kb.
1 стр.
Справочник телефонов челябинск Издательство юурГУ
2676.47kb.
37 стр.
Методические рекомендации Калининград Издательство Калининградского государственного университета
696.48kb.
4 стр.
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ для студентов финансово
1842.02kb.
10 стр.
Методические рекомендации по научно-исследовательской практике предназначены для преподавателей и студентов факультета психологии, направления 030301. 65 «Психология» заочной формы обучения
296kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического факультета по курсу
189.71kb.
1 стр.