Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение, гимназия №29 г.Томска

Город Томск

Учитель географии МОУ, гимназии № 29 Зубарева Александра Викторовна

Учитель математики МОУ, гимназии № 29 Вологжанина Елена Ивановна

Учитель информатики МОУ, гимназии № 29 Бормотова Надежда Владимировна



Интегрированный урок-путешествие (география – математика – информатика), 2 урока, 5 класс

«Путешествие по удивительным островам»

Цель: повышение мотивации учащихся к изучению предмета; развитие познавательной деятельности учащихся; создание условий для исследовательской, творческой деятельности.

Образовательно-воспитательные задачи:

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

- продолжить работу по развитию умения учащихся самостоятельно конструировать свои знания,

анализировать полученную информацию;

- создать условия для совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе обучения, коммуникации;

- использовать элементы здоровьесберегающих технологий через смену деятельности обучающихся.



Оборудование: физическая карта мира, атласы «География материков и океанов», интерактивная доска, презентация «Удивительные острова», заставки на экране с персонажами Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре, звуковой эффект, компьютеры, маршрутные листы, инструкции последовательности действий, контурные карты, кроссворд «Удивительные острова», сводная ведомость, измерительные инструменты, сигнальные флажки, глобус, наглядность, сертификаты путешественников.

Ход интегрированного урока

  1. Подготовительный этап игры

Путешествие на воздушном шаре осуществляется по следующим островам: Врангеля, Виктории, Элсмир, Гренландии, Исландии, Великобритании, Галаппагос, Святой Елены, Мадагаскару, Суматре, Хонсю, Сахалину.

Учащиеся работают в командах (пять команд). У каждого члена команды прикреплён бейджик с эмблемой.

На столе каждой команды следующее оборудование: атласы «География материков и океанов», контурная карта, маршрутный лист, лист с алгоритмом выполнения действий во время путешествия, измерительные инструменты, сигнальный флажок.

На экране появляется заставка с героями из книги Марка Твена, на которой написано название игры «Путешествие по удивительным островам».

Учитель географии

Сегодня мы с нашими любимыми героями Марка Твена, Томом Сойером и Геком Финном, совершим путешествие на воздушном шаре по удивительным островам. Для того чтобы не сбиться с намеченного маршрута, мы должны правильно определить географические координаты островов, направления отдельных участков маршрута.



Учитель информатики

Когда человек путешествует, он получает много новой информации.

ИНФОРМАЦИЯ – это знания, полученные нами из окружающего нас мира. Сохранить полученную информацию нам поможет маршрутный лист, в который мы будем заносить название островов, географические координаты, направления, то есть самую важную информацию о маршруте следования. Сегодня в путешествие отправится пять команд. Каждая команда будет путешествовать на своём воздушном шаре, и

поэтому будет самостоятельно заполнять свой маршрутный лист.



Учитель предлагает в маршрутный лист внести список состава команды.

На экране появляется заставка с маршрутным листом.

Учитель географии

У каждого члена команды есть свои обязанности, которые необходимо хорошо исполнять. Но в путешествии очень важна поддержка и взаимовыручка. От этого зависит чёткость работы всей команды и общий результат. В конце нашего путешествия мы подведём итоги, проверив правильность выполнения заданий, заполнения маршрутного листа и контурной карты, ответов на вопросы. По результатам игры каждому члену команды будет вручен сертификат путешественника. Перед каждым путешествием проводится инструктаж.



Учитель предлагает познакомиться с алгоритмом выполнения действий команды во время путешествия. На экране слайд с алгоритмом действий и картами (политическая карта мира и контурная карта).

Алгоритм выполнения действий команды во время путешествия:

  1. впишите географические координаты в маршрутный лист;

  2. по заданным географическим координатам определите остров на карте атласа;

  3. найдите место нахождения острова на контурной карте и подпишите его название;

4) после выполнения трёх первых действий поднимите сигнальный флажок;

5) впишите название острова в маршрутный лист (предварительно проверьте правильность написания);



  1. на контурной карте простым карандашом по линейке проложите путь к заданному острову;

7) определите направление отрезка пути и запишите данные в маршрутный лист

(6-й и 7-й пункты выполняете, после прибытия на второй и последующие острова);

8) экскурсия по острову (постарайтесь больше собрать информации, запомнить интересные данные);

При чёткой работе и взаимовыручке всех участников путешествия ждёт успех.

Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название.


  1. Основной этап игры





На экране появляется заставка с изображением воздушного шара и сундук, в котором обнаружены разные безделушки. Учитель математики рассказывает присутствующим, как возникла идея совершить путешествие. Во время своего рассказа она достаёт из сундука эти безделушки (бусы, книги, бинокль и др.) и показывает присутствующим.

Учитель математики

Как вы помните, ребята, в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» неожиданное богатство Тому и Геку не принесло особой радости. Три недели Гек старался быть благовоспитанным мальчиком и мужественно терпел муки. Вы, может быть, думаете, что Том Сойер успокоился после всех приключений? Как бы не так. Друзей всё время тянуло путешествовать, узнавать для себя что-то новое, неизведанное. И Том и Гек давно лелеяли мечту побывать в тех уголках Земли, которые находятся за пределами Соединённых Штатов. Только как это сделать? В это время в газетах стали много говорить о шаре, что неожиданно появился в трёх милях от их городка. Якобы какой-то отчаянный чудак смог совершить путешествие на нём чуть ли не вокруг земного шара. Тома всё чаще одолевала мысль, что это именно тот шанс, который неожиданно преподнесла им с Геком сама судьба. Днём обследовать шар не получилось бы, так как вокруг него всё время находились любопытные горожане. Том с Геком договорились, что встретятся в полночь. Условлено было, что каждый захватит с собой съестные припасы. Ещё до вечера каждый из них успел с наслаждением распространить среди товарищей весть, что скоро «все услышат кое-что».

И вот настала ночь. Помещение внутри шара было похоже на лодку; оно было велико и просторно, по бокам его были непромокаемые ящики, глобус и сундук, в котором хранились разные вещи. Конечно, в этом сундуке не было ни сокровищ, ни золота, но была вода и много других вещей; был древесный уголь, жаровня для него, были книги, карты и планы; были шубы и одеяла и множество разных безделушек: стеклянные бусы, блестящие медные украшения, что, как подумал Том, ясно доказывало, что путешественник побывал в разных частях Земли. Были также и различные деньги.

- Да, это, наверное, было удивительное путешествие, - подумал Том и решил обязательно повторить этот маршрут.

Давайте, ребята, вместе с Томом и Геком отправимся в путешествие в поисках удивительных островов.

Учитель информатики на экран выводит заставку с изображением Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре. Их полёт сопровождается звуковым эффектом.

Учитель математики

Том Сойер предложил своему другу Геку Финну начать путешествие с острова, который имеет интересное географическое положение: он расположен сразу в трёх полушариях (северном, восточном и западном), за пределами Северного полярного круга. Остров является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.



Учитель математики выводит в нижнем углу заставки географические координаты острова 70 с.ш. и 180 в.д. и предлагает выполнить участникам путешествия первые четыре пункта из алгоритма действий.

После проверки выполненных заданий команды приступают к выполнению пятого задания.
Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название.

Учитель географии проводит экскурсию по острову Врангеля в виде презентации.
Учитель информатики на экран выводит новую заставку с изображением Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре. Их полёт сопровождается звуковым эффектом.

Учитель математики

Понемногу обживаясь на воздушном шаре, Гек стал просматривать записи в судовом журнале и на одной из страниц рядом с координатами: 70° с.ш. и 110° з.д. несколько раз было записано слово «Виктория» (учитель выводит в нижнем углу заставки географические координаты острова 70° с.ш. и 110° з.д.).

- Том Сойер, нам не мешало бы побывать там и разгадать тайну загадочной победы.

- Вперёд, Гек Финн. Что же нас удерживает? (о. Виктория)



Учитель предлагает выполнить участникам путешествия первые четыре пункта из алгоритма действий.

После проверки выполненных заданий, команды приступают к выполнению пятого задания. Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название, также изображён в виде линии путь следования.

Том и Гек приземлились на острове, который называется Викторией. Итак, разгадана тайна загадочной победы!

Учитель географии проводит экскурсию по острову Виктория в виде презентации.

Во время дальнейшего следования по островам алгоритм действий всех участников путешествия повторяется.



Учитель информатики выводит на экран разнообразные заставки с изображением Тома Сойера и Гека Финна, включает звуковой эффект, а также на определённом этапе пути выводит на экран политическую карту мира с изображением пройденного маршрута.

Учитель математики объединяет разрозненные участки маршрута в единое целое, комментируя действия и высказывания Тома Сойера и Гека Финна, адаптированные к определённой ситуации.

Учитель географии проводит экскурсию по островам в виде презентации.

Действия и высказывания Тома Сойера и Гека Финна во время путешествия между островами:

□ Во время остановки на острове Виктория Тому пришла мысль продвинуться на воздушном шаре ещё севернее, где, по его мнению, были большие сугробы снега и лютые морозы. Его даже не пугала мысль, что лететь им придётся против ветра (о. Элсмир).



Том и Гек с высоты любовались очертаниями этого небольшого северного острова и были уверены, что здесь они уже не встретят ни одной живой души (перед посадкой на остров).

Экскурсия в виде презентации.

Том и Гек поблагодарили сотрудников национального парка за тёплый приём и отправились в путь (перед отлётом).

□ Том вытащил карту, начертил направление, смерил расстояние и сказал:

- Как видите, лучше всего лететь на восток, это составит всего восемьсот миль, тогда как на запад наш путь будет больше во много раз (о. Гренландия).

С воздушного шара Том и Гек увидели большой остров, покрытый толстым слоем снега и льда, а когда они узнали, что он называется Гренландия - «зелёная земля», были очень удивлены (перед посадкой на остров).

Экскурсия в виде презентации.

На Тома и Гека произвёл впечатление сказочный городок в снежном царстве. Они долго бродили по его улицам, обсуждая дальнейший маршрут своего путешествия (перед отлётом).

□ В записках любого путешественника есть один недостаток: в них всегда есть какая-нибудь прореха, если вникать в суть. Том никак не мог сопоставить те бескрайние просторы, что открывались перед ними, с маленьким коричневым пятнышком на карте. Он никак не ожидал увидеть перед собой пространство, покрытое ледниками и вулканическими лавами (о. Исландия).



Наши герои с нетерпением ждали приземления, они хотели быстрее увидеть всё своими глазами (перед посадкой на остров).

Экскурсия в виде презентации.

Том и Гек были горды тем, что побывали в самой северной столице мира и обращались к исландцам по имени, не принимая во внимание чины и возраста (перед отлётом).

□… Потом на них напало разочарование, так как поднялся ранний утренний туман. Том взял на себя управление шаром, а Гек пристально всматривался в туман и наблюдал, не грозит ли какая-нибудь опасность. Шар летел плавно, но не очень скоро, а туман всё больше и больше сгущался и наконец сделался таким густым, что казалось, мы были окружены густыми облаками чёрного дыма. Шар опустился на фут ниже, и перед ними открылась панорама острова (о. Великобритания).



Том где – то читал, что из - за частых туманов Британские острова поэтически называют Туманным Альбионом (от лат.albus – «белый»).

Экскурсия в виде презентации.

Друзья были довольны, что именно в этом загадочном месте (в Стоунхендже) заканчивается их экскурсия по острову Великобритания.

□ Они продолжали наблюдать в подзорные трубы, как это делал Колумб, открывая Америку. Но ничего не видели, кроме океана. Полдень прошёл, солнце начало садиться, но земли и признака не было. Они недоумевали, в чём дело, но надеялись, что всё обойдётся благополучно, и, продолжая двигаться на юго-запад, поднялись повыше, чтобы не наткнуться в темноте на горы (о-ва Галапагос).



Тома и Гека заинтересовало происхождение названия островов Галапагос.

Экскурсия в виде презентации.

Наши герои с любопытством наблюдали за общением человека с животными, но чувствовали себя не очень комфортно рядом с гигантскими черепахами.

□ Разбирая содержимое сундука, Гек обнаружил гравюру с изображением Наполеона. На обратной стороне были выцарапаны следующие координаты: 15 ю.ш.и 5 з.д.

- Том Сойер, это явно координаты не Франции. При чём же здесь Наполеон?

- Гек Финн, нам надо непременно побывать там (о. Святая Елена).



Во время длительного перелёта на воздушном шаре у Тома и Гека не выходила из головы мысль о Наполеоне Бонапарте.

Экскурсия в виде презентации.

С чувством исполненного долга друзья покидали этот маленький островок, затерянный в водах Атлантики.

□ - Я полагаю, что следующие координаты нашего путешествия приведут нас на остров Гаити.

- С чего ты взял? Координаты указывают нам дальнейшее продвижение на восток, а остров Гаити находится совсем в другой стороне.

- Я знаю это по цвету. В нашу подзорную трубу я вижу одну сплошную синеву.

- Так мы летим над водами Атлантики. А что общего имеет этот остров с синим цветом?

- Гаити тоже весь синий.

- Что ты городишь? Где ты это видал?

- Да на карте.

Трудно себе представить, какое при этом Том выразил огорчение и презрение! Он сказал:

- Знаешь, Гек Финн, если бы я был таким дураком, как ты, я бросился бы вниз.Видел на карте! Гек Финн, ты думаешь, что все страны такого же цвета в действительности, как нарисованы на карте? (о. Мадагаскар).



Интуиция подсказывала нашим героям, что знакомство с данным островом принесёт много интересного (перед посадкой на остров).

Экскурсия в виде презентации.

□- Надо ещё поискать попутный ветер, и тогда мы легко доберёмся до места.

- Поищем, Том, обязательно поищем. Плохо, если нужно будет подниматься мили на две вверх, - там холодно, как на севере; но я думаю, что мы найдем нужное течение ниже. Самое лучшее, если мы попадём в циклон. Я слышал, что циклоны в этих широтах проходят довольно низко над землёй (о. Суматра).

Том ещё раз проверил координаты острова (0° ш. и 100°в.д.) и вдруг его осенила мысль, что они летят прямо над экватором (перед посадкой на остров).

Экскурсия в виде презентации.

Том и Гек в Медане купили новые удочки, так как решили порыбачить прямо с воздушного шара (перед отлётом).

□ Гек долго смотрел в подзорную трубу и сказал, что видит что-то вроде чёрной верёвки на песке, но не может догадаться, что это такое.

- Ну, - сказал он, - я думаю, что, может быть, теперь нам удастся узнать, где мы находимся, потому что, может быть, эти линии не что иное, как один из меридианов, которые рисуют на картах; вот мы спустимся и посмотрим, какой там нумер и…

- Стыдись, Гек, я никогда не видел такой пустомели, как ты. Неужели ты думаешь, что меридиан на земле?

- Том Сойер, но ведь они же есть на карте; ты сам это отлично знаешь; вот здесь 140-й меридиан на карте, взгляни, и ты убедишься (о. Хонсю).

Подлетая к острову, наши герои одновременно увидели на фоне цветущей сакуры возвышающийся конус вулкана.

Экскурсия в виде презентации.

Наши герои решили подняться на воздушном шаре с моста, который соединяет острова Хонсю и Авадзи.

□ Шар поднялся до холодного воздуха, до градуса замерзания и остался там на некоторое время. Потом Том с Геком вернулись назад, в умеренную температуру и медленно стали продвигаться вперёд, делая по двадцать или двадцать пять миль в час (о. Сахалин).



Путешествие близилось к завершению, но наши герои продолжали любоваться уже более суровой красотой окружающей природы. Внимательный Том отметил, что остров, на который они приземляются, похож на селёдку.

Экскурсия в виде презентации.

Путешествие завершилось, но Том и Гек уже наверняка знали, что впереди их ждёт новое, не менее увлекательное путешествие по удивительным местам, которых на планете так много.

3. Заключительный этап игры.

Команды сдают маршрутные листы на проверку учителю математики, контурные карты остаются на руках у команды и могут использоваться при выполнении заданий заключительной части урока.

Учитель географии

Мы надеемся, что это путешествие обогатило всех новыми знаниями и впечатлениями.

- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?

- На каких островах вы хотели бы побывать ещё?

- Какие дополнительные сведения вы можете сообщить о посещённых нами островах?

- Какие трудности вы встретили на своём пути?

- Что мы не учли, отправляясь в путешествие?

Учитель информатики

Ребята, сейчас вы продолжите работу за компьютером. Возле компьютера лежит лист с вопросами, на которые вы постарайтесь ответить правильно и быстро. Ответы занесите в таблицу кроссворда, который выведен на монитор. В обсуждении вопросов участвует вся команда.



Кроссворд


ВОПРОСЫ

По горизонтали:

1.Остров огня и льда. (Исландия).

2.Самый большой остров на земле. (Гренландия).

3.На этом острове находится знаменитый вулкан Фудзияма. (Хонсю)

4.Остров ледяных нагромождений и полярных цветов. (Элсмир)

5.Остров, который по середине пересекает экватор. (Суматра)

6.Остров удивительных животных: щетинистых ежей и кольцехвостых лемуров. (Мадагаскар)

7.Остров, названный в честь английской королевы. (Виктория)

8.Остров белых медведей и моржей. (Врангеля)

По вертикали:

1.Знания, полученные из окружающего нас мира.

После выполнения кроссворда команды поднимают сигнальный флажок

Во время выполнения кроссворда учителя проверяют задания на маршрутном листе и контурной карте и данные вносят в сводную ведомость. Затем вносятся баллы за кроссворд и подсчитывается общий балл.

Учитель математики подводит итог и называет результаты.

Учителя информатики и географии помогают осуществлять награждение команд.

Литература

1. Европа (раздел тома «Страны. Народы. Цивилизации»серии «Энциклопедия для детей») / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.

2. Марк Твен. Том Сойер - воздухоплаватель. – М.:Бамбук, 2000.

3. Моррис Н. Самые большие острова. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.



Интернет – ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Диск с презентацией в программе Power Point (Экскурсии по островам: Врангеля, Виктория, Элсмир, Гренландия, Исландия, Галаппагос, Святая Елена, Мадагаскар, Суматра, Хонсю, Сахалин) и звуковым сопровождением.

2. Папка с образцами по оформлению урока и раздаточного материала (эмблемы, сертификат путешественника, алгоритм выполнения работы, маршрутный лист, контурная карта)

3. Папка с фотографиями с урока и отзывами присутст


Интегрированный урок географии, математики и информатики в классах естественнонаучной направленности.


Урок-исследование «Путешествие к профессору Цельсию».
Зубарева Александра Викторовна, учитель географии гимназии №29, г. Томск.

Вологжанина Елена Ивановна, учитель математики гимназии №29, г. Томск.

Бормотова Надежда Владимировна, учитель информатики гимназии №29, г. Томск.

Формы работы, использованные на уроке: групповая.

Цель урока: повышение мотивации школьников к изучению предмета; создание условий для исследовательской, творческой деятельности; ознакомление с современными информационными технологиями; расширение кругозора обучающихся.

Образовательно - воспитательные задачи:

- познакомить обучающихся с биографией профессора Цельсия, его термометрической шкалой и приборами для измерения температуры воздуха, воды и почвы;

- закрепить умения обучающихся вычислять среднюю температуру воздуха в заданных пунктах,

строить графики хода температуры воздуха и проводить их анализ;

- установить закономерность зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над

горизонтом;

- показать влияние океанов, циркуляции воздушных масс, высоты над уровнем моря на

температуру воздуха;

- закрепить навыки работы по алгоритму; содействовать рациональной организации труда;

- использовать интерактивные методы обучения для поиска информации;

- развивать основные психические процессы: память, воображение, мышление, внимание,

наблюдательность и сообразительность;

- провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения

практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;

- выработать самооценку в выборе пути и критерии оценки своей работы и работы одноклассника;

- содействовать развитию творческого сотрудничества;

- способствовать повышению интеллектуального уровня обучающихся.



Оборудование: географическая карта мира, географический атлас «Материки и океаны», географический атлас «Начальный курс», интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, алгоритм выполнения работы, измерительные инструменты, миллиметровка, фломастеры (черный, синий, красный), выставка термометров, памятные сертификаты.
Ход урока

Учитель географии

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к профессору А. Цельсию. К нашей встрече мы должны хорошо подготовиться.



Что вы знаете о профессоре А. Цельсии?

Обучающиеся отвечают на вопрос, затем учитель даёт слово ученику, который подготовил сообщение о А.Цельсии.

(На интерактивной доске появляется слайд с портретом А.Цельсия)

Приложение 1.

Андерс Цельсий (Anders Celsius) – шведский астроном, геолог и метеоролог (в те времена геология и метеорология считались частью астрономии) родился в Упсале (Швеция). Окончил Упсальский университет и с 1730 года до конца жизни был профессором этого университета. Цельсий участвовал во французской экспедиции в Лапландию по измерению формы и размеров Земли. Наблюдал Северное сияние и описал более 300 своих и чужих наблюдений. Весьма точно измерил яркость 300 звёзд, используя систему одинаковых стеклянных пластин, поглощавших свет.

Но слава пришла к нему совершенно с другой стороны. Он прославился как создатель новой термометрической шкалы. В 1742 году Цельсий опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда – за 100°. Позже шведский биолог К.Линней «перевернул» эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя её шкалой Цельсия. Поэтому данные температуры мы записываем в следующем виде: +25°С или - 25°С.
Учитель географии

Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о температуре воздуха и обо всём, что с нею связано. Температура воздуха измеряется термометром. Это привычный для всех прибор, и мы задумываемся о том, когда он появился.



Кто же изобрёл первый термометр?

Первый термометр (термоскоп), совершенно непохожий на современный, был изобретен в самом конце XVI века. Его автор - итальянский ученый Галилео Галилей.



(На интерактивной доске появляется слайд с термометром Г.Галлилео).

Приложение 1.

Термометр Галилея представляет собой стеклянный цилиндр, наполненный водой, в котором плавают наполненные цветной жидкостью шарики. По мере подъема температуры жидкость в цилиндре расширяется, и шарик начинает тонуть. По мере уменьшения температуры жидкость в цилиндре сокращается, и шарик начинает подниматься. Погрешность данного прибора составляет до 4°.

Слово «термометр» ввёл голландский учёный Дреббель в 1636 году.

Термометр (от греческого therme –тепло и metreo – измеряю)- прибор для измерения температуры воздуха, почвы и воды.
Учитель географии

Кто изобрёл первый спиртовой и ртутный термометры?

Первый жидкостный термометр изобрёл немецкий физик Даниэль Габриэль Фаренгейт(1686-1736) в 1709 и 1714 гг. соответственно. Им была создана температурная шкала (32° - температура замерзания и 212° - температура кипения).



(На интерактивной доске появляется слайд со школой Цельсия и Фаренгейта).

Приложение 1.

Давайте вспомним, как градусы Цельсия можно перевести в градусы Фаренгейта?

Существует формула для перевода градусов Цельсия в градусы Фаренгейта, но можно использовать и следующее правило:



Итак, чтобы перевести градусы Цельсия в градусы Фаренгейта нужно удвоить значение температуры и прибавить 30°.

В настоящее время существует большое разнообразие термометров. Есть термометры жидкостные, механические, автоматические. Их используют для измерения температуры воздуха, почвы, воды, тела человека и животных.

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку термометров.

(На интерактивной доске появляется слайд «Виды термометров»).

Приложение 1.

На метеостанциях для определения температуры воздуха используют термограф.



Термограф (от греческого therme –тепло и grapho – пишу) – прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий её ход в виде кривой. (На интерактивной доске слайд с изображением термографа). Приложение1.
Учитель математики

Ребята, свою работу мы продолжим в командах (класс разбит на 5 команд). Каждая команда выполняет индивидуальное задание. Сейчас нам с вами предстоит осуществить своё небольшое исследование в области температур. Учитывая, что мы с вами живём в век стремительно развивающихся компьютерных технологий, в исследовательской работе мы будем применять компьютеры и интерактивную доску. Помните, что при работе в команде важно уметь слышать друг друга и работать слаженно, при этом четко распределив обязанности между собой. Свою работу вы можете выполнять последовательно, переходя от раздела к разделу, а можете распределить задания внутри своей команды.


Учитель информатики знакомит группы школьников с алгоритмом выполнения работ с использованием компьютера. Каждой группе вручается лист-задание с алгоритмом работы. Приложение 2.

Мыс Челюскин (полуостров Таймыр)

команда №1

Томск

команда №2

Москва

команда №3

Аден (полуостров Аравийский)

команда №4

Икитос (Южная Америка)

команда №5


Обучающиеся выполняют задания по предложенному алгоритму, определяют по карте географические координаты исследуемого пункта.
(Икитос - 4° ю.ш. и 74° з.д.; Аден - 13 ° с.ш. и 45° в.д.; Томск - 56° с.ш. и 85° в.д.;

Москва - 56° с.ш. и 37 ° в.д.; мыс Челюскин - 77° с.ш. и 107° в.д.).
На интерактивной доске выведена таблица 1, которую заполняют по мере выполнения заданий.

Учителя математики, географии и информатики проверяют правильность выполнения работ, консультируют обучающихся.


Название пункта

Температура по месяцам, ° С

Среднегодовая

t

воздуха



Годовая амплитуда

t

воздуха



1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII







Мыс Челюскин

(П-в Таймыр)


-30,2

-27,8

-27,1

-20,8

-10


-1,2

2,1

1,3

-1,7

-9,9

-21,1

-25,8


-14,35

32,3

Томск

-19,2

-16,7

-10,1

-0,1

8,5

15,3

18,1

15,2

9,2

0,9

-10,8

-17,5

-0,6

37,3

Москва

-9,9

-9,6

-5,2

4,2

11,8

16,1

18,2

15,7

11,2

3,8

-2

-8,1

3,85

28,1


Аден

(п-ов Аравийский)



24,2

24,7

26,1

27,2

28,9

31,2

31,3

29,3

28,7

28,2

26,1

24,1

27,5

7,2


Икитос (Ю.Америка)

25,7

28,2

27,1

24,8

25,1

24,2

23,7

26,2

26,8

26,1

25,7

24,2

25,65

4,5
Таблица 1. Среднемесячные температуры воздуха в пунктах, расположенных на разных широтах
Учитель математики подводит итог результатов работы команд (правильность определения средней температуры воздуха и годовой амплитуды колебания температуры воздуха в заданном пункте, график годового хода температуры воздуха).

Ребята, давайте проанализируем зависимость годового хода температуры воздуха от величины годовой амплитуды температуры воздуха в заданных пунктах.

(Графики годового хода колебаний температуры воздуха всех пунктов, выполненные на миллиметровке, вывешиваются на доске)


Учитель географии проводит устный опрос.

В каком пункте самая маленькая годовая амплитуда колебаний температуры воздуха?

(в Икитосе).

(Все названные пункты находим на географической карте).

В каком пункте самая большая годовая амплитуда колебаний температуры воздуха?

(в Томске).

Какую закономерность изменения среднегодовой температуры воздуха мы наблюдаем при движении с севера на юг?

(Среднегодовая температура воздуха повышается при движении с севера на юг).

Как можно объяснить эту закономерность?

(Чем ближе к экватору, тем выше положение Солнца, а значит, больше солнечных лучей поступает на поверхность Земли).

(На интерактивной доске появляется слайд с положением Солнца на разной высоте).

Приложение 3.

Томск и Москва находятся примерно на одной широте. Почему средние годовые температуры воздуха в этих городах все же отличаются?

Что ещё кроме географической широты влияет на температуру воздуха?

(Влияние океанов и морей. Моря и океаны зимой не дают сильно охлаждаться, а летом сильно прогреваться прилегающей суше. Поэтому зима в Москве более тёплая, а лето более прохладное по сравнению с Томском. Амплитуда колебаний температуры воздуха в Москве тоже меньше. Температура воздуха зависит от высоты местности над уровнем моря, от преобладающих ветров).

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что в районе экватора и тропиков жарко в течение всего года, а на Таймыре девять месяцев длится зима. И только в умеренных широтах, где мы с вами живём, хорошо выражены четыре времени года.

(На интерактивной доске появляется слайд «Времена года»).

Приложение 4.
Учитель информатики

Вы определяли среднюю температуру года, строили график хода температуры за год.

Используя Интернет - ресурсы, вы можете найти данные температуры воздуха, графики хода температуры за определённый период.
Посмотрите погоду в Томске на сайте (нажмите клавишу Ctrl и щелкните двойным щелчком по ссылке http://pogodavtomske.ru/
Учитель географии вместе с ребятами анализирует особенности графика хода температуры воздуха в городе Томске.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились со шкалой Цельсия и приборами для измерения температуры воздуха, установили закономерности изменения температуры воздуха от географической широты и других климатообразующих факторов, закрепили умения вычислять среднюю температуру воздуха, строить графики хода температуры и анализировать их. Как вы заметили, это очень трудоёмкая работа, а на метеорологических станциях она проводится систематически.



Как вы считаете, для чего необходимо вести систематическое наблюдение за погодой и, в первую очередь, за температурой воздуха?

(Использовать данные для работников сельского хозяйства, строителей, лётчиков, водителей автомобилей, моряков, геологов. Предсказывать изменения климата).

Какова средняя температура воздуха на нашей планете? (+14°С).

Что происходит с температурой воздуха на планете?

(Систематическое наблюдение за климатом осуществляется последние 150 лет. За сто минувших лет температура воздуха в Северном полушарии повысилась на 0,6 градуса Цельсия. Резкое потепление отмечается с 1976 года. К 2100 году из-за потепления климата средняя температура на планете может вырасти на 1,4 — 5,8 градусов)

Почему человечество беспокоит глобальное потепление климата?

(Таяние ледников, поднятие уровня воды (на 12-20 см), охлаждение тёплых течений, понижение температуры в Европе и т.д.).

(На интерактивной доске появляется слайд таяния ледников на Килиманджаро).

Приложение 5.
Может ли человечество как-то замедлить повышение температуры воздуха?
Учитель математики

В заключение урока мы проведём викторину. Будут предложены в занимательной форме вопросы, касающиеся температуры.



(Викторина составлена в виде презентации, красочно оформлена. Вопросы оцениваются от одного до трёх баллов в зависимости от сложности. За правильный ответ вручается жетон с количеством заработанных баллов).

Приложение 6.

Викторина.

1.В книге Ж.Верна доктор Клоубонни, спутник капитана Гаттераса, сообщает: «Нам пришлось испытать самые большие морозы, когда-либо наблюдавшиеся на земле... -58° С». Справедливо ли в наши дни это утверждение почтенного доктора? - 1б.

2. Какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (-89,2° С) – 1б.

3. В каком районе была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле? (в Антарктиде на станции «Восток)- 1б.

4 . Где на нашей планете наблюдается самое большое количество солнечных дней в году?

(в пустыне Сахара)- 3б.

5. Какая самая высокая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (+ 58° С) -1б.

6. В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха на Земле? (в Северной Африке, в районе города Триполи) - .

7. Какая самая низкая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (- 71° С) – .

8. Где находится «полюс холода» северного полушария? (в Северо-Восточной Сибири, в Оймяконе) – 2б.

9. Какая самая высокая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (+40° С)- .

10. В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха в России?

(В Астраханской и Волгоградской областях)-3б. При использовании дополнительной информации – 2б.



Дополнительная информация.

Географические координаты района: 49° с.ш. и 45 в.д. – 2б.

11. Где была зарегистрирована самая большая амплитуда колебания температуры воздуха на Земле? (107° в Якутии, от -70° С зимой до + 37° С летом) – 2 б.

12. Максимальная средняя годовая температура воздуха (+ 34,4°С) зарегистрирована в 1960 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 13°с.ш. и 41°в.д. (Атлас материков и океанов, стр.20). Определите район. (Впадина Данакиль на северо-востоке Эфиопии)- 2б.

13. Минимальная средняя годовая температура воздуха (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 82° ю.ш. и 57° в.д. (Атлас материков и океанов, стр. 28). Определите район (Полюс Недоступности в Антарктиде)-2б.

14. Почему продукты портятся быстрее в тёплую погоду? (Порча продуктов связана с активизацией жизнедеятельности бактерий, сопровождающейся химической реакцией окисления. Известно, что скорость большинства химических реакций и биологических процессов приблизительно удваивается при повышении температуры на 10° С) – 2б.

15. При какой температуре воздуха, по мнению учёных, создаются самые комфортные условия для человека? (+ 20С) - 1б.

16. Какие пределы диапазона значений температуры воздуха составляют зону комфорта?



(Средние значения зоны комфорта 21-24° С. Следует иметь в виду, что значения температуры для зоны комфорта могут изменяться в зависимости от влажности воздуха и скорости ветра). -2б.

17. При каких температурах, по вашему мнению, наступают нижний и верхний пределы критической температуры воздуха? Уточните, при каких температурах возникает ощущение дискомфорта, которое сигнализирует о необходимости тем или иным способом восстановить нарушенное равновесие. (Нижний предел - 18° С , верхний - 27° С)- 2б.

18. Что такое эффективная температура воздуха?

(Это один из биометеорологических индексов, характеризующий эффект воздействия на человека комплекса метеорологических величин (температура, влажность, ветер. Эффективная температура – это то значение температуры, которое должен иметь сухой воздух при штиле) – 3б.

(На интерактивной доске появляется слайд с таблицей температурных показателей).

Значения температуры воздуха при штиле и адекватные им по величине охлаждения значения температуры воздуха при различной скорости ветра

Скорость ветра (м/с)


Температура воздуха (° С)

Штиль

1

-3

-9

-15

-20

-26

-31

2-4

-1

-6

-12

-17

-23

-28

-34

6-7

-9

-17

-23

-31

-40

-45

-53

10-11

-17

-20

-28

-37

-45

-53

-62

15-16

-20

-23

-34

-40

-51

-59

-67

19. При какой температуре воздуха шестые классы могут не посещать школу? (32 оС) - 1б.

20. Какую максимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек? (В течение очень короткого времени человек может находиться в сухом воздухе при очень высокой температуре. Предельная температура, которую может перенести человек, составляет 160° С. Это было доказано английскими физиками Бланденом и Чентри путём эксперимента) – 3б.

21. Какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?



(Минимальная температура, при которой люди кратковременно бывали на воздухе, составляет -89° С) - 3б.

(Подводится итог викторины).

Учитель математики подводит итог урока.

В повседневной жизни мы каждый день соприкасаемся с показателями температуры воздуха, которые в той или иной степени воздействуют на наш с вами организм. Эффект воздействия на человека температуры воздуха при штиле и ветре неодинаков. Знание эффекта этого воздействия поможет вам сберечь свое здоровье. В заключение урока каждому участнику мы вручаем памятный сертификат со значениями температуры воздуха при штиле и адекватными им по величине охлаждения значениями температуры воздуха при различной скорости ветра. Приложение 7.


Список используемой литературы:

1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986.

2. Атлас по географии. География материков и океанов, 7 класс. / Под ред. Т.П.Филатовой. – Омск: ФГУП Омская картографическая фабрика, 2006.

3.Евсеева Н.С., Окишева Л.П. География Томской области. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – Томск: НТЛ, 2002.



4. Студенцев Н.Н, Файбусович Э.Л. и др. Занимательная география. Географические задачи и вопросы. – Саратов: Саратовский университет, 1973.

Интернет - ресурсы:

http:// festival. 1 september. ru. Константинова Т.В. Температура воздуха. Методическое пособие для учителя.; http: // ru. wikipedia. org/ wiki/; http: // krogosvet. Ru; http:// www. peoples.ru; http:// forum. shadrnsk. Net; http:// mihotest narod. Ru; http:// fiz. 1 sebtember. Ru; http:// ki


Смотрите также:
Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»
297.37kb.
1 стр.
Урок-путешествие к робинзону крузо (1 класс) Ход урока
24.51kb.
1 стр.
Урок Игра- путешествие «Два флота» 2 класс заключительный урок 3 четверти (Тема года: «Ты и искусство») Тема: «Два флота» Тип урока: игра- путешествие
84.08kb.
1 стр.
Урок путешествие принцессы Арифметики в осень
67.68kb.
1 стр.
Интегрированный урок на тему «климат» география-информатика
128.41kb.
1 стр.
Дата № урока время Ф. И. О. учителя предмет класс Тема урока, мероприятия 02. 04. 2013 2 50 30 Яковлева И. В. англ язык 9а
40.43kb.
1 стр.
Путешествие на роскошной яхте
12.15kb.
1 стр.
Урок-соревнование "Путешествие по Федеративной Республике Германии"
24.73kb.
1 стр.
Урок математика + английский язык в 5 классе. Путешествие в Диснейленд
38.27kb.
1 стр.
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324, город Москва. Тип урока : урок-путешествие
90.1kb.
1 стр.
Интегрированный урок «математика изобразительное искусство»
196.15kb.
1 стр.
Урок-путешествие к Робинзону Крузо (1 класс)
36.91kb.
1 стр.