Главная
страница 1
Урок музыки в четвертом классе по теме:

«В музыкальном театре»



Тема урока: «В музыкальном театре». Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин».

Содержание урока. Отличительные черты русской музыки. Польские народные интонации в композиторской музыке. Драматургическая роль танцев в опере как средство характеристики действующих лиц. Повторение жанровых признаков танцев – пластическое интонирование: полонеза, мазурки, танца краковяк. Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских.

Художественный материал урока.

Кукушка – польская народная песня.

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: Ария Ивана Сусанина. Танцы из второго действия оперы (Полонез, Краковяк, Мазурка).

Ария Ивана Сусанина вновь вводит детей в атмосферу оперного театра, в мир героико-трагических образов М. Глинки и думы К. Рылеева. Звучание фрагментов из хоров «Славься!» и «Родина моя…» позволит ребятам сделать важное обобщение, в котором они попытаются затронуть такие вопросы:

- Какими художественными средствами характеризует композитор русских людей в опере?

- Какую роль играют в опере интонации русских песен? Связаны ли они с интонационным строем думы К. Рылеева, подсказано ли это самим поэтом?

- Почему именно так решает творческую задачу композитор?

Какими предстают враги в думе К. Рылеева? Какими интонациями охарактеризовал поляков поэт?

Предложите ребятам воссоздать в своем воображении, смоделировать образ поляков в опере. Какими средствами музыкальной выразительности они воспользуются? Как правило, дети выбирают маршевые, грозные, резкие интонации, темный, мрачный колорит мелодии. После этих высказываний пригласить учащихся вслед за Глинкой и его музыкой во дворец польского короля, в «польский акт» оперы, где воинственно настроенные шляхтичи действительно объявляют поход на Русь, на Москву!

То неожиданное, ярко-эмоциональное впечатление, которое производит на детей музыка Полонеза, Краковяка и Мазурки, становится исходным моментом для дальнейших размышлений:

- о драматургической роли танцев в характеристике поляков – контраст-противопоставление русской песенности;

- о претворении композитором польских национальных музыкальных традиций, в основе которых танцевальность, бережное отношение к культуре другого народа;

- о том, какое впечатление оставляет музыка. Именно музыка, а не поляки, враги, которых она олицетворяет;

- о раскрытии замысла композитора, о красоте и правде в искусстве.



Интонационные особенности, которые учащиеся услышат в польском танце «Краковяк», связаны прежде всего с ритмом, с синкопой. Ее упругий, неожиданный «перебив такта» напомнит им чешскую польку. Ребята могут исполнить «Краковяк» с движениями, которыми они смогут подчеркнуть интонационно-ритмическую основу этого танца. Оказывается, что такая незначительная на первый взгляд деталь, как ритмическая формула танца может указать слушателям на родство музыкальных культур западных славян – чехов, поляков, словаков, жителей Западной Украины.


Смотрите также:
Урок музыки в четвертом классе по теме: «В музыкальном театре» Тема урока: «В музыкальном театре». Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин»
25.23kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок музыки в 5-м классе по теме "
71.19kb.
1 стр.
Урок во 2 классе: "В музыкальном театре. Балет"
60.39kb.
1 стр.
Урок музыки во втором классе. Общая тема года «музыкальная прогулка». Тема урока «ноты долгие и короткие» Урок №13
24.59kb.
1 стр.
Урок музыки в 5 классе. Тема урока : «Музыкальная живопись и живописная музыка»
51.5kb.
1 стр.
Предмет урока в V классе: интеграция истории, литературы. Тема урока: «В театре Диониса» Тип урока: урок изучения нового материала Форма работы: фронтальная, индивидуальная
111.15kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Департамент культуры и культурного наследия ивановской области
18.6kb.
1 стр.
Сводный план основных мероприятий джазового фестиваля «Кубань играет джаз»
65.36kb.
1 стр.
Некоторые особенности развития жанра балета в отечественном музыкальном театре 50-70-х годов
181.16kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Семинар-практикум для воспитателей знакомство с оперой м. И. Глинки «иван сусанин» музыкальный руководитель е. В. Багинская
65.23kb.
1 стр.