Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский Государственный Гуманитарный Университет

имени М.А.Шолохова


Утверждаю:

Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова

Нечаев В.Д.

_________________



«____»__________20__ г.




Основная образовательная программа
высшего профессионального образования


Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Инновации и художественные технологии

(специализированная магистерская программа)

Магистр

(квалификация (степень) выпускника)

очная

(форма обучения)



          1. СОГЛАСОВАНО:




Проректор по УР




Замолоцких Е.Г.

«_____»____________2011 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Декан факультета




Фазылзянова Г.И.

«_____»____________2011 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой художественного образования




Мосина В.Р.

«_____»____________2011 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой живописи и рисунка




Геворгян Н.Р.

«_____»____________2011 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой дизайна




Сокольникова Н.М.

«_____»____________2011 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Москва, 2011

СОДЕРЖАНИЕ




Общие положения

3




1.1.

Нормативные документы для разработки ООП магистратуры по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

3




1.2.

Социальная роль (миссия), цели и задачи ООП. Программа.







1.3.

Сроки освоения ООП по данному направлению

3




1.4.

Трудоемкость ООП

5




1.5.

Требования к абитуриенту

5




1.6.

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

5







1.6.1.

область профессиональной деятельности

5







1.6.2.

объекты профессиональной деятельности

5







1.6.3.

виды профессиональной деятельности

5







1.6.4.

задачи профессиональной деятельности

5







1.6.5.

компетенции, формируемые в результате освоения ООП

8



КМВ по данному направлению подготовки

10



БКУЗ

10



Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

10




4.1.

Учебный план подготовки бакалавров

10




4.2.

Годовой учебный график

10




4.3.

Рабочие программы учебных дисциплин/ модулей

10




4.4.

Программы практик

10




4.5.

Программа научно-исследовательской работы ООП ВПО вуза

10




4.6.

Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО

10



Ресурсное обеспечение

11




5.1.

Учебно-методическое обеспечение ООП ВПО вуза

11




5.2.

Информационное обеспечение ООП ВПО вуза

11




5.3.

Кадровое обеспечение ООП ВПО вуза

11




5.4.

Материально-техническое обеспечение ООП ВПО вуза

12



Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов

13



Нормативно – методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения ООП.

14




7.1.

Рекомендации по использованию образовательных технологий

14




7.2.

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих фондов оценочных средств

14





Общие положения




Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая в МГГУ имени М.А. Шолохова по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Научно-методическим советом вуза с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.






1.1.

Нормативные документы для разработки ООП магистратуры по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование







Нормативно-правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

1.Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

2.Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

3.Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 0050100 «Педагогическое образование» (магистратура).

4.Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

5.Устав ФБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»;

6.Концепция современного гуманитарного образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.





1.2.

Социальная роль (миссия), цели и задачи ООП 050100 Педагогическое образование. Специализированная магистерская программа «Инновации и художественные технологии»







Миссия: Создание и реализация инновационной модели ВПО в области художественного педагогического образования на основе Концепции современного гуманитарного образования, разработанной МГГУ имени М.А. Шолохова в условиях современной культурно-образовательной среды с учетом контекстуального принципа проектирования, как основы формирования творческой личности художника.

Стратегические цели: - создание и приумножение для российского художественного образования квалифицированного кадрового потенциала новой формации:

- подготовка конкурентноспособных кадров, готовых к педагогической деятельности в области художественного педагогического образования, востребованных на всех уровнях художественного образования в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования, сознающих нравственную и художественную миссию искусства, способных к формированию личностных творческих качеств обучающихся и способных к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию и творческому развитию.

- формирование научных кадров, способных к инновационной деятельности в области художественного педагогического образования.

Задачи: Для достижения указанных целей будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- достижение нового современного качества высшего профессионального образования в области художественного педагогического образования;

- повышение социального статуса и профессионализма выпускников по данному направлению;

- повышение роли всех участников образовательного процесса: студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей, ректората;

- развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим и эстетическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда.

- разработка Компетентностной модели выпускника по направлению 050100 Педагогическое образование;






1.3.

Сроки освоения ООП по данному направлению







Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск - 2 года.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.






1.4.

Трудоемкость ООП







Трудоемкость ООП - 120 зачетных единиц




1.5.

Требования к абитуриенту







Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании. При приеме на подготовку магистра по направлению 050100 Педагогическое образование проводятся вступительные испытания профессиональной творческой направленности.




1.6.

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров







ООП по направлению 050100 Педагогическое образование разрабатывается на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки и включает в себя:







1.6.1.

Область профессиональной деятельности










образование, социальная сфера, культура.







1.6.2.

Объекты профессиональной деятельности










обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.







1.6.3.

Виды профессиональной деятельности магистров










  • педагогическая;

  • научно-исследовательская;

  • инновационная;

  • художественно-творческая;

  • организационно-управленческая;

  • информационно-коммуникативная;

  • проектная;

  • методическая;

  • культурно-просветительская.







1.6.4.

Задачи профессиональной деятельности










в области педагогической деятельности:










изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся старшей школы, различных профильных образовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;

организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;

использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;











в области научно-исследовательской деятельности:










анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;











в области управленческой деятельности:










изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

исследование, проектирование, организация, и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;

использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;












в области проектной деятельности:










проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;











в области методической деятельности:










изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;

использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов;












в области культурно-просветительской деятельности:










изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

использование современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;

формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.









1.6.5.

Компетенции, формируемые в результате освоения ООП










Общекультурные компетенции:

способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;

готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;

способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности;

способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;

способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

готов работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке;

Профессиональные компетенции:

общепрофессиональные:

готов осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках;

способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности:

способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;

способен руководить исследовательской работой обучающихся;

в области научно-исследовательской деятельности:

способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;



в области методической деятельности:

готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;

готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;

в области управленческой деятельности:

готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

готов организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;

готов использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

в области проектной деятельности:

готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта;

готов проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения;



в области культурно-просветительской деятельности:

способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;

готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности;

способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

готов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;

способен формировать художественно-культурную среду;



в области управленческой деятельности:

способен организовать работу творческого коллектива исполнителей;



готов к принятию профессиональных и управленческих решений, определению порядка выполнения работ и поиску оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости.




КМВ по данному направлению подготовки




Приложение 1.



БКУЗ




Приложение 2.



Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП




4.1.

Учебный план подготовки магистров







Приложение 3.




4.2.

Годовой учебный график







Приложение 4.




4.3.

Рабочие программы учебных дисциплин/ модулей







Приложение 5.




4.4.

Программы практик







Приложение 6.




4.5.

Программа научно-исследовательской работы







Приложение 7.




4.6.

Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование







Приложение 8.



Ресурсное обеспечение




5.1.

Учебно-методическое обеспечение ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование







Библиотечный фонд университета укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.





5.2.

Информационное обеспечение ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование







В университете обеспечен доступ к международным и общероссийским информационным ресурсам: международная база ведущих мировых изданий «Scopus», полнотекстовая база периодических изданий компании «Ивис», электронная библиотека elibrary.ru, pravo.fso.gov.ru, электронная энциклопедия и отраслевые справочники «Рубрикон», информационно-правовая система «Законодательство России», архив информации из открытых источников «Интегрум».




5.3.

Кадровое обеспечение ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование







Качественный состав ППС, обеспечивающих реализацию направлений подготовки 050100 – Педагогическое образование составляет:

- процент ППС с учеными степенями и званиями, привлеченного к ведению занятий по направлению – 71%, из них состоящие в штате – 69,3%; Народный художник России – 1, заслуженный деятель искусств РФ – 1, члены Союза художников РФ – 28.

- процент докторов наук – 15,4%,

- ведущие специалисты в сфере данного направления подготовки -представители работодателя, – привлеченные к ведению занятий:

Д.п.н., профессор, действительный член РАО Ломов С.П.;

Д.п.н., профессор Козлов В.И.

Д.п.н., профессор Шабанов Н.К.

Д.и.н., профессор Соколова Сербская Л.А.;

К.п.н., доцент Демидова В.Г. – директор Центральной Наро-Фоминской школы искусств «Гармония»;

К.п.н., доцент Чернова Л.С. – директор Борской художественной школы;

К.п.н., доцент Ростовцев Н.А. – директор Нижегородского художественного училища;

Першин С.В. – главный хранитель ГУК МО «Московский областной музей народных промыслов»;






5.4.

Материально-техническое обеспечение ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование







МГГУ им. М.А. Шолохова, реализующий основную образовательную программу подготовки бакалавров и магистров данного направления подготовки, располагает материально-технической базой:

- количество компьютерных классов с единицами техники;

2 компьютерных класса, оснащенных современной компьютерной техникой (34 компьютера), объединенной в локальную сеть с выходом в Интернет. В компьютерных классах установлены специализировнные программы для работы с векторной (Adobe Illustrator, Corel Draw), растровой (Adobe Photoshop) и 3- В (3D Studio Max) графикой, а так же версткой (Adobe Indesign) и анимацией (Adobe Flash).

- количество лабораторий/мастерских с перечнем оборудования в соответствии со ФГОС;

4 творческие мастерские по рисунку и живописи, 1 скульптурная мастерская, 2 мастерские декоративно-прикладного искусства, 1 мастерская по дизайну, имеются собственные учебные площадки для проведения занятий в условиях пленэра.

- количество специализированных кабинетов с перечнем оборудования;

2 медиа-класса, оборудованных интерактивными мультимедийными досками;

- организация практик: основные направления, базы практик.

При подготовке специалистов приоритетной является практико-ориентированная направленность обучения, что обеспечивается, с одной стороны, использованием собственных специально-разработанных методик

на факультете изящных и визуальных искусств внедрена концептуальная модель образовательного процесса, направленная на формирование профессиональной готовности к работе в области художественного педагогического образования;

логически подобранными площадками практик, прохождение которых позволяет сформировать и закрепить базовые профессиональные компетенции.

В рамках программы подготовки бакалавров художественного образования 2009-2011 годах были проведены учебно-исследовательская практики по музейному делу на базе ведущих музеев Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии.



Базами практики являются организации, предприятия и учреждения различных форм собственности. В их числе: В целях подготовки конкурентоспособных кадров и организации практик магистров по направлению 050100 – Педагогическое образование между университетом и предприятиями, организациями были заключены договора о проведении совместных производственных, проектных и музейных практик. Среди многих хотелось бы выделить следующие организации: Общеобразовательные школы с этнокультурным компонентом; студия «Дизайн Арт» (г. Железнодорожный); Центр реабилитации молодых инвалидов, г. Москва; ГОУ ЦО № 1468, г. Москва; Ассоциация народных промыслов России, г. Москва; МОУ ДОД МО Центральная детская школа искусств «Гармония», г.Наро-Фоминск; ГУК МО «Московский областной музей народных художественных промыслов», г. Мытищи, с.Федоскино; ГОУ СПО МО «Рузское училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» (г. Руза, п. Дорохово); МУК «Борский государственный краеведческий музей» (г. Бор).



Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов




Учебно-воспитательная среда МГГУ им. М.А. Шолохова обуславливает:

  • лидерство в сфере гуманитарных технологий;

  • практическую реализацию концепции современного гуманитарного образования;

  • формирование универсальных компетенций;

  • обеспечение конкурентоспособности за счет развития методик, направленных на культивирование качеств процессуального (функционального) лидерства, которое обеспечивает развитие:

  • инициативности;

  • ответственности;

  • мотивации достижений;

  • высокой коммуникативной компетентности;

  • организованности;

  • навыков самоорганизации и самомотивации.

Основными инструментальными средствами решения поставленных задач являются:

  • процессуально-целевой метод;

  • развитие волонтерского движения в Университете;

  • развитие системы подготовки педагогов и организаторов (вожатых), способных самостоятельно разрабатывать программы профильных смен.

Стержневой составляющей внедрения современных методов воспитания в образовательный процесс является реализация курса «Жизненная навигация» с последующим сопровождением работы студентов над планом персонального саморазвития на протяжении всего срока обучения.



Нормативно – методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения ООП.




7.1.

Рекомендации по использованию образовательных технологий







- учебно-методическая документация, материалы по всем учебным курсам, дисциплинам

- электронно-библиотечная система

- специально оборудованные кабинеты и аудитории – академического рисунка, академической живописи, скульптуры и пластического моделирования

- специализированные компьютерные классы

- выход в Интернет

- необходимый комплект лицензионного программного обеспечения






7.2.

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих фондов оценочных средств







- созданы условия максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей дисциплин в качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели смежных дисциплин

- итоговая государственная аттестация включает защиту магистерской выпускной квалификационной работы;

- государственный экзамен по дисциплине Современные проблемы художественного образования;

- государственный экзамен по дисциплине Иностранный язык.






Смотрите также:
Ректор мггу им. М. А. Шолохова Нечаев В. Д
228.12kb.
1 стр.
Фио: Шубина Ирина Владимировна Область профессиональных интересов
30.72kb.
1 стр.
Чалбаш Эмиль Тейфукович
39.34kb.
1 стр.
Программа «Город для наших детей»
128.34kb.
1 стр.
Возрасная и педагогическая психология программа и
836.55kb.
5 стр.
Методические разработки по факультативному курсу «Математические методы в экономике. Линейное программирование»
47.83kb.
1 стр.
Семинар для студентов Института политики, права и социального развития «Наука в действии»
129.56kb.
1 стр.
В. Б. Литвин, канд пед наук, доцент кафедры русской филологии мггу
613.8kb.
4 стр.
«В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата»
112.94kb.
1 стр.
«современные методы теории краевых задач»
58.17kb.
1 стр.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С. И. Ожегова, видеокадры фильма С. Бондарчука «Судьба человека». Опережающее задание
165.39kb.
1 стр.
22–23 ноября 2007 года
57.67kb.
1 стр.