Главная
страница 1страница 2страница 3


Приложение 1

ОДОБРЕНЫ


решением коллегии Минкультуры России

от 29 ноября 2011 г. № 16



Основные направления развития деятельности

по сохранению библиотечных фондов

в Российской Федерации

на 2011 - 2020 годы.

Москва, 2011

Авторский коллектив:
Т.Л.Манилова (главный редактор) – заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий–начальник отдела библиотек и архивов, кандидат педагогических наук;

С.А.Добрусина – директор Федерального центра консервации библиотечных фондов ФГБУ «Российская национальная библиотека», доктор технических наук;

А.Ю.Самарин – заместитель генерального директора ФГБУ «Российская государственная библиотека», доктор исторических наук;

И.П.Тикунова – заведующая НИО редких книг (Музей книги) ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат философских наук;

И.Г.Пестерева – начальник Отдела микрофотокопирования ФГБУ «Российская государственная библиотека»;

М.В.Дьяченко – заместитель заведующего Отделом межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат исторических наук;

Т.Я.Кузнецова – заведующая кафедрой библиотековедения и информатики ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма», кандидат педагогических наук;

Е.А.Ястржембская – заместитель директора ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России»;

Н.И.Хахалева – кандидат педагогических наук;

Н.А.Щербачева – координатор программ по сохранению библиотечных фондов.




С О Д Е Р Ж А Н И Е


Список сокращений…………………………………………………


Введение. Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации

(2001 – 2011 гг.)……………………………………………………..


Цель и задачи развития системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011-2020 гг..
1.Консервация библиотечных фондов……………………..............
2.Книжные памятники Российской Федерации……………………………………………………………
3.Создание Российского страхового фонда

документов библиотек.…………………………….……………….


4.Сохранение библиотечных фондов в процессе использования……………………………………………………….
5.Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов……………………………………………………………….


4


5

15
18

22

27

30



34



Список сокращений

АПРИКТ – ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма»

ВГБИЛ – ФГБУК «Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино»

ГПИБ России – ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России»

ЕРСФД – Единый российский страховой фонд документации

Национальная программа, Программа – Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2001 – 2010)

НИО редких книг – Научно-исследовательский отдел редких книг (Музей книги) ФГБУ РГБ

НИЦКРД – Научно-исследовательский центр консервации документов РГБ.

ОСКП – Общероссийский свод книжных памятников

РАН – Российская академия наук

РГБ – ФГБУ «Российская государственная библиотека»

РНБ – ФГБУ «Российская национальная библиотека»

РРСМ – Российский регистр страховых микроформ

РСФДБ – Российский страховой фонд документов библиотек

ФГБОУ ДПОФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

ФГБУ Федеральное государственное бюджетное учреждение

ФГБУК Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

ФЗ – Федеральный закон

ФТЛ – федеральная техническая лаборатория

ФЦКБФ РНБ - федеральный центр консервации библиотечных фондов ФГБУ РНБ

ФЦП – Федеральная целевая программа

COM – Computer output microfilms – система перевода электронных документов на микроформы (микрофиши и рулонную микропленку)
ВВЕДЕНИЕ. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2001 – 2010 гг.)
Сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны стало одним из приоритетов государственной политики в области развития библиотечного дела.

Начиная это направление в начале 1990-х годов Управление библиотек Министерства культуры Российской Федерации считало необходимым видеть в библиотечных фондах не только часть культурного наследия, но и важную, уникальную часть информационного ресурса страны, к которому должен обеспечиваться постоянный доступ.

Основная задача библиотек — предоставление обществу накопленных ценных информационных ресурсов. При этом непременным условием их доступности является соответствующая степень сохранности документов, позволяющая полноценно использовать их сегодня и при этом сохранить для будущих поколений.

Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются с течением времени. Новые носители информации - микрофильмы, микрофиши, магнитные и оптические диски - также подвержены разрушению и их появление рождает новую специфическую проблему обеспечения их сохранности. Задача сохранения библиотечных фондов становится все более актуальной и сложной по мере их роста, старения и массового использования.

В российских библиотеках проблема сохранности фондов и в советский период была достаточно острой, но в 1990-е годы в связи с отсутствием стабильного и полного бюджетного финансирования условия и возможности сохранения библиотечных фондов, как и всего культурного наследия России, резко ухудшились.

С 1994 г. Минкультуры России начало осуществлять мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов.

Подробный анализ материалов проверки организации учета и режима хранения фондов федеральных библиотек, а также результатов анкетирования региональных библиотек показал, что ситуация с обеспечением сохранности фондов резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической.

В создавшихся условиях стала очевидной необходимость формирования новой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны.

Единственным оптимальным решением этой задачи являлась организация целенаправленной системной деятельности по сохранению библиотечных фондов, которая обеспечит модернизацию сферы сохранения документов, создание нового профессионального сообщества, развитие и внедрение новых технологий, оптимизацию расходов на сохранение документов в условиях острого финансового дефицита.

В сложившейся ситуации решение этой проблемы требовало гибкого подхода к выбору наиболее эффективных и экономичных средств, четкой постановки задач, осознанного отбора приоритетов. В условиях нехватки финансовых средств огромное значение имели организационные решения, кооперация и координация деятельности по сохранению библиотечных фондов.

Перед нашими специалистами стояла непростая задача - выработать стратегию обеспечения сохранности документов в условиях социально-экономического кризиса и минимального финансирования.

В результате большой и серьезной работы, проведенной Управлением библиотек Министерства культуры и ведущими библиотеками страны: Российской государственной (РГБ), Российской национальной (РНБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической (ГПИБ), был разработан пакет документов, определяющих стратегию действий по сохранению библиотечных фондов на ближайшее будущее, формулирующих принципы государственной политики в этой области.

Коллегия Министерства культуры Российской Федерации в 1998 г. рассмотрела и одобрила подготовленные документы, утвердила Концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

К 2000 г. специалистами в области библиотечного дела была разработана, а затем утверждена приказом Министра культуры № 540 от 13 сентября 2000 г. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, которая сформулировала государственную политику в области сохранения библиотечных фондов. В ней впервые были обозначены стратегические цели и задачи организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в масштабе страны, которая значительно эффективнее и экономичнее, чем разовые мероприятия, решает обозначенную проблему.

Важнейшим направлениям библиотечной деятельности, от которых непосредственно зависит сохранность документов, соответствовали 7 основных подпрограмм, составляющих Национальную программу:

1. Консервация библиотечных фондов.

2. Создание страхового фонда документов библиотек.

3. Книжные памятники Российской Федерации.

4. Безопасность библиотечных фондов.

5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

6. Учет библиотечных фондов.

7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

Национальная программа (2001 – 2010 гг.) была реализована в рамках федеральной целевой программы «Культура России» 2001 – 2005 гг. и 2006 – 2011 гг. Постоянное финансирование из федерального бюджета позволило не только модернизировать и развернуть работу по сохранению документов в российских библиотеках, но и направить ее в нужное русло, на решение задач государственного уровня.

За 10 лет реализации Программы через ФЦП «Культура России» были поддержаны проекты по организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов более чем в 50 субъектах Российской Федерации.

Утверждение программы и стабильное финансирование сферы сохранения библиотечных фондов из федерального бюджета в рамках ФЦП обратили внимание региональных органов власти на необходимость поддержки и разработки этого направления, дали необходимый импульс к увеличению финансирования этой важнейшей сферы библиотечной деятельности из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В реализации программы помимо федеральных и региональных библиотек системы Минкультуры России принимали участие библиотеки госуниверситетов и учреждения Российской академии наук, а также отдельные музеи и архивы. В качестве механизма реализации программы была создана и получила развитие управленческая инфраструктура сферы сохранения библиотечных фондов в виде трехуровневой системы методических и координационных центров:



  1. На федеральном уровне на базе крупнейших федеральных библиотек – РГБ, РНБ, ВГБИЛ, ГПИБ, и организаций – АПРИКТ, РОСИЗО, была сформирована система научно-методических координационных центров федерального значения, которые обеспечивают реализацию каждого из направлений программы на федеральном и региональном уровнях.

  2. На уровне субъектов Российской Федерации на базе центральных библиотек начала создаваться и уже успешно работает в целом ряде регионов система региональных и межрегиональных центров. На региональные центры возлагаются задачи реализации государственной политики по сохранению библиотечных фондов России, организации и координации деятельности по обеспечению сохранности фондов не только в своей библиотеке, но и во всех книгохранилищах региона вне зависимости от ведомственной принадлежности.

  3. Начали создаваться центры сохранения библиотечных фондов третьего уровня системы – в Иркутской области и Алтайском крае под руководством региональных центров создаются муниципальные центры сохранения библиотечных фондов.

Создание системы координационных центров позволяет, не создавая дорогостоящих служб сохранения фондов в каждой библиотеке страны, решать проблемы материально-технического и кадрового обеспечения сферы сохранения библиотечных фондов в российских библиотеках в возможно короткие сроки и с наименьшими затратами.

За годы реализации Национальной программы ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов во многих регионах России качественно изменилась. В половине регионов были созданы необходимые условия для развития деятельности в сфере обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Подготовлены новые профессиональные кадры в области консервации документов, повышается квалификация имеющихся специалистов.

Достаточно сказать, что в 2000 г. только в 7 общедоступных библиотеках имелись полноценные службы консервации документов: 3 – в федеральных библиотеках, 4 – в регионах, а в настоящее время более чем в 40 субъектах Российской Федерации работают специалисты-консерваторы или специально обученные библиотекари и ведется работа по созданию и развитию центров и служб консервации библиотечных фондов.

В 20 субъектах Российской Федерации уже созданы и успешно функционируют региональные и межрегиональные центры и службы сохранения библиотечных фондов, которые работают со всеми фондохранилищами своего региона вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Они имеют соответствующие профессиональные кадры и оснащены современным оборудованием. Необходимо отметить, что большая их часть начала работу в процессе реализации Программы с «нуля».

Еще в 10 центральных региональных библиотеках начали реализовываться проекты создания подразделений и служб обеспечения сохранности фондов, которые в перспективе вырастут в региональные центры.

В 2000 г. в подавляющем большинстве региональных библиотек в хранилищах не было даже термометров и гигрометров и, соответственно, не осуществлялся контроль режима хранения фондов на самом элементарном уровне. В настоящее время региональные центры оснащены новейшими контрольно-измерительными приборами и современным консервационным оборудованием, что позволило вывести работы по обеспечению сохранности фондов на совершенно новый уровень.

Организован мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов: выполнено обследование состояния хранилищ и сохранности фондов 107 библиотек, архивов и музеев в 64 регионах России, в том числе более 77% всех центральных библиотек субъектов Российской Федерации.

Библиотеки получили профессиональный анализ состояния своих документов и хранилищ, а также рекомендации по практической консервационной деятельности именно в данных библиотеках и в конкретных условиях.

Разработаны новые технологии и методики исследования состояния документов. Методика экспертизы и паспортизации библиотечных фондов на основе электронных баз данных – «Редкая книга» (2001 г.), «Манускрипт» (2002 г.), «Фотография» (2003 г.), «Открытка» (2010 г.), успешно внедряются и уже используются во многих региональных библиотеках.



Южно-Сахалинск

Петропавловск-

Камчатский
Взаимодействие ФЦКБФ РНБ с библиотеками России
Разработаны и внедряются новые технологии массовой консервации, в том числе фазовая консервация, нейтрализация кислотности бумаги документов. Модернизация материально-технической базы ФЦКБФ РНБ позволила начать широкое использование этих технологий в работе с регионами: изготовлять контейнеры из бескислотного картона и инкапсулировать в полимерную пленку листовые документы для фазового хранения документов региональных библиотек, проводить массовую нейтрализацию кислотности бумаги документов из фондов федеральных и региональных библиотек (более 28 тонн за 5 лет), а также использовать механизированные методы реставрации.

Применение технологий и методов массовой консервации, позволяет многократно увеличивать объемы документов, спасенных от разрушения. Одновременно обеспечивается высокопрофессиональная ручная реставрация ценнейших документов, хранящихся не только в федеральных, но и в региональных библиотеках.

Разработаны нормативные документы: два межгосударственных и один национальный стандарт: «Консервация документов. Общие требования», «Консервация документов. Термины и определения», «Консервация документов на компакт-дисках».

Подготовлена научно-методическая база организации системной деятельности по консервации документов в библиотеках страны, выпущены в свет более 10 научно-методических и учебных пособий.

До 2001 г. работа по описанию и учету особо ценных документов велась только в федеральных и единичных региональных учреждениях. Не было достоверной информации о наличии, количестве и состоянии ценнейшей части библиотечных фондов, представляющей собой значимую составляющую культурного достояния России.

За период реализации программы удалось заложить нормативно-правовую и научно-методическую основу для выявления, идентификации и библиографического учета книжных памятников, провести значительную работу по созданию системы государственного учета наиболее ценной части Национального библиотечного фонда.

3 июня 2009 г. был принят Федеральный закон № 119 «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле», который ввел книжные памятники в зону правового регулирования на федеральном уровне, закрепил за ними статус объектов, охраняемых государством, и позволил подготовить подзаконные акты, утвердившие критерии отнесения к книжным памятникам и заложившие основу двухуровневой системы государственной регистрации, включающей Реестр книжных памятников как основную учетно-регистрационная форму и Общероссийский свод книжных памятников (далее  Свод) как информационную основу для осуществления государственной регистрации.

Развитие федерального законодательства стимулировало нормотворческую деятельность на региональном уровне: нормы, регламентирующие деятельность в сфере книжных памятников, были внесены в законодательство более 40 субъектов Российской Федерации.

C целью выявления фондодержателей книжных памятников и сбора информации для Свода, было проведено специальное анкетирование федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, центральных библиотек различных ведомств, крупнейших музеев, архивов, учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, в ходе которого было выявлено 481 учреждение (190 библиотек, 118 музеев, 67 архивов, 28 научных учреждений, 78 учебных заведений) из 77 регионов России, в фондах которых хранятся документы и книжные коллекции, обладающие признаками книжных памятников. К книжным памятникам можно отнести около 5 млн. рукописных и печатных книг. С учетом данных о фондодержателях осуществлялась работа по сбору информации о книжных памятниках − коллекциях и единичных книжных памятниках. К началу 2010 г. были собраны описания 519 книжных коллекций и 120 000 изданий и экземпляров, относящихся к категории книжных памятников.

Для формирования Свода как информационной основы для государственной регистрации в 2010–2011 гг. было разработано специальное программное обеспечение, позволяющее унифицировать учет книжных памятников разных времен и культур, и позволяющее создавать в режиме удаленного доступа машиночитаемые записи с возможностью идентификации учтенных объектов по 30 различным признакам. Начиная с 2010 г., в обновленную версию Свода было включено уже более 25 000 записей на издания, все экземпляры которых обладают признаками книжных памятников, более 5 000 записей на отдельные документы и 200 записей на книжные коллекции, готовые для регистрации в Реестре книжных памятников. В наполнении Свода принимали участие крупнейшие библиотеки и музеи, а также центральные библиотеки субъектов Российской Федерации.



Для привлечения всех учреждений−фондодержателей книжных памятников к участию в программе и координации их деятельности началось создание сети региональных центров по работе с книжными памятниками на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Основными задачами региональных центров являются организация работы по выявлению, описанию, учету особо ценных документов и коллекций, хранящихся в регионах, подготовка сведений о них для включения в Свод и Реестр книжных памятников, а также формирование региональных сводов книжных памятников, создание специальных веб-сайтов. С 2006 г. к этой работе подключилось уже более 30 регионов России.



Начиная с 2001 г. в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов создается Российский страховой фонд документов библиотек (РСФДБ). Как страховой фонд библиотечных документов, являющихся национальным научным, культурным и историческим наследием, РСФДБ является частью Единого российского страхового фонда документации (ЕРСФД) (в соответствии с «Положением о едином российском страховом фонде документации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 № 1253-68).

РСФДБ представляет собой совокупность находящихся в государственной собственности страховых и пользовательских копий документов библиотек, заключающих в себе сумму знаний, необходимых для обеспечения поступательного движения цивилизации при полной или частичной утрате фондов библиотек. В настоящее время в этой работе принимают участие 40 регионов. За 10 лет работы изготовлено и отправлено на хранение в специальную федеральную техническую лабораторию около 6 млн. кадров. Российский регистр страховых микроформ (РРСМ) содержит 5000 учётных записей.
Рост производства страховых микрокопий документов библиотек


Кадры

Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудников библиотек, в обязанности которых входит решение задач сохранения библиотечных фондов.

За 10 лет реализации Программы около тысячи специалистов из федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации прошли специальное обучение как в системе дополнительного профессионального обучения (АПРИКТ), так и оперативного повышения квалификации на базе крупнейших федеральных центров. Это позволило в значительной мере сформировать новую профессиональную среду и новую идеологию сохранения библиотечных фондов.

Реализуется новый образовательный проект в формате двухгодичной профессиональной переподготовки «Менеджмент сохранения библиотечных фондов», целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями системного управления в данной области деятельности, а также знаниями по всем функциональным направлениям обеспечения сохранности библиотечных фондов. Программа «Менеджмент сохранения библиотечных фондов» получила государственную аккредитацию.

В ее рамках обучение прошли более 50 специалистов из 7 федеральных библиотек и 27 субъектов Российской Федерации.

Сформирована система оперативного повышения квалификации библиотечных кадров. Двухнедельные образовательные семинары, краткосрочные обучающие семинары, мастер-классы, практикумы, семинары-совещания, стажировки и др. по приоритетным направлениям сохранения библиотечных фондов: консервации документов, внедрению государственных стандартов в этой области деятельности; превентивным мерам, обеспечивающим сохранность документов в процессах использования; электронной паспортизации документов; комплексной работе с книжными памятниками, их идентификации, библиографическому описанию и созданию реестра; формированию страхового фонда российских библиотек, ликвидации последствий аварийных ситуаций в библиотеке периодически организуют ФЦКБФ РНБ, НИЦКРД И НИО редкой книги (Музей книги) РГБ, ВГБИЛ, ГПИБ, ООО «Центр по безопасности культурных ценностей», региональные центры консервации документов (например, Научная библиотека Томского государственного университета, Донская государственная публичная библиотека и др.).


Изменения, произошедшие за эти годы в центральных региональных библиотеках системы Минкультуры России отражены в диаграмме:

Таким образом, за прошедшее десятилетие удалось сделать многое и задачи, поставленные Национальной программой, в основном решены:



  • Впервые в России спланированная деятельность по обеспечению сохранности библиотечных фондов получила комплексное государственное финансирование по всем выделенным приоритетным направлениям и реализуется на практике. Началась и успешно развивается системная деятельность по большинству направлений Национальной программы более чем в половине регионов России.

  • Улучшилось отношение к проблемам сохранения библиотечных фондов в библиотечном сообществе, а в ряде регионов – и органов власти.

  • Подготовлены квалифицированные кадры в области сохранения библиотечных фондов. Создается структурированное профессиональное сообщество специалистов по сохранению библиотечных фондов.

  • Качественно изменилась ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов более чем в половине регионов страны, в которых созданы условия для развития профессиональной деятельности по сохранению библиотечных фондов.

  • Создается нормативная и научно-методическая база деятельности в сфере сохранения библиотечных фондов.

  • Внедряются новые методики и технологии обеспечения сохранности документов.

  • Модернизируется материально-техническая база сохранения библиотечных фондов.

Программа была с энтузиазмом принята в регионах России и многие центральные библиотеки субъектов Российской Федерации успешно реализуют ее в своих регионах.

В результате десятилетней работы нашли подтверждение основные принципы, заложенные в Программе, выбранные стратегия, приоритеты и направления деятельности, которые необходимо продолжать и развивать на следующем этапе:

1. Системность организации деятельности по сохранению фондов;

2. Комплексный подход в решении проблем сохранения библиотечных фондов;

3. Целевое финансирование реализации программы из бюджетов федерального и регионального уровней;

4. Ориентация на новые методы и технологии сохранения фондов;

5. Развитие организационной инфраструктуры сферы сохранения библиотечных фондов.


следующая страница >>
Смотрите также:
Решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г. №16
524.93kb.
3 стр.
Решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г. №16 Основные направления развития
402.67kb.
3 стр.
Доклад на заседании коллегии уфсинот 10. 07. 2013
103.17kb.
1 стр.
Решением коллегии Госстроя России от 27 января 1999 г. N 1 Программа действий государственного комитета
296.07kb.
1 стр.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 28. 06. 2012 №10(145)
322.67kb.
1 стр.
Решение коллегии Министерства культуры РФ от 29 ноября 2011 г. N 16 "О проектах документов "
986.03kb.
13 стр.
Москва, мгимо (У) мид россии, 9-10 ноября 2011 г. 9 ноября 2011 г
68.69kb.
1 стр.
Решением Президиума Общероссийской общественной спортивной организации «Союз танцевального спорта России»
333.61kb.
1 стр.
Деятельность Минкультуры России по сохранению объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия юнеско
34.89kb.
1 стр.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от «31» октября 2012года №13 (148)
468kb.
1 стр.
Минкультуры россии
71.72kb.
1 стр.
1. Минкультуры России А. С
183.15kb.
1 стр.