Главная
страница 1


Т.А. Красницкая
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Церковные школы

в дореволюционной России1


В статье рассматривается процесс становления и развития церковно-школьной образовательной системы в России во второй половине XIX-начале XX вв., которая в дореволюционный период должна была способствовать образованию и воспитанию гражданского общества в духе «преданности Православной церкви и престолу». Обращается внимание на различные аспекты функционирования церковных школ: общеобразовательную подготовку, динамику развития, педагогический состав, материальное обеспечение и систему управления. Показана ведущая роль Русской Православной Церкви в деле народного просвещения.
Ключевые слова: церковные школы, церковно-приходские школы, школы грамоты, второклассные школы, церковно-учительские школы, образование.


В последней трети XIX-начале XX вв. Русская Православная Церковь играла ведущую роль в распространении народ­ного просвещения и православной нравственности. Свидетельством активной позиции духовного ведомства в решении данного вопроса являлась созданная в течение нескольких десятилетий стройная система церковно-школьного образования.

Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в первой половине XIX века, когда в 1836 г. вышло повеление «о приглашении и поощрении» православного духовенства к повсеместному открытию школ при церквях и монастырях для обучения детей поселян. Указом Св. Синода от 19 октября 1836 г. духовенству были даны особые Правила для первоначального обучения детей, которые дореволюционный исследователь И. Преображенский считал первыми правилами для церковных школ2.

С момента официального признания начальных учебных заведений духовного ведомства начался их количественный рост. Согласно статистическим данным отчетов обер-прокурора Св. Синода в 1839 г. в стране действовало 2000, в 1841 г. – 2700, в 1851 г. – 4713 церковных школ3. Особенно резкий скачок в их численности произошел в 1861 г. в связи с отменой крепостного права. За один год удалось открыть 10680 учебных заведений. Через несколько лет этот процесс останавливается. С середины 60-х гг. и до начала 80-хх гг. XIX в. наблюдается сокращение численности православных школ. В 1881 г. в России функционировало лишь 4440 подобных учебных заведений4. Причинами повсеместного закрытия церковных школ на протяжении двух десятилетий стали недостаточное финансовое и материальное обеспечение учебных заведений, отрицательное отношение земства, училищных советов и местной учебной администрации. К.П. Победоносцев, после назначения на должность обер-прокурора (24 апреля 1880 г.) Св. Синода, обосновал уменьшение числа церковных школ тяжелым финансовым положением высшего органа духовной власти 5. Но причины были сложнее и коренились в школьной политике предшествующего правительства. С 80-х гг. XIX в. при непосредственном участии К.П. Победоносцева, который «в течение всей своей службы стремился сделать народное образование делом церкви», началось формирование церковно-школьной системы. Начало этому было положено «Правилами о церковно-приходских школах» 1884 г. С их утверждением официальное признание получили одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы. Кроме них духовенству разрешалось открывать дополнительные классы «по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах», «ежедневные уроки для взрослых», ремесленные отделения и рукодельные классы, а также воскресные школы6. В 1891 г. в соответствии с «Правилами о школах грамоты» законными становятся низшие начальные учебные заведения. Таким образом, постепенно расширялось образовательное пространство Русской Православной Церкви.

В этом направлении также работало земство, различные ведомства, отдельные общества, частные лица. Но, по-прежнему, проблема всеобщего обучения детей не была решена. В этой ситуации обер-прокурором К.П. Победоносцевым было предложено «покрыть Россию школами грамоты», с тем, чтобы «дешево» и в короткие сроки дать русскому народу всеобщую грамотность» под руководством церкви7. Для этого нужно было «подвинуть вперед» развитие низших начальных школ и подготовить для них новый контингент учителей. Этот запрос и должны были удовлетворить низшие учительские школы, появившиеся в России с 1896 г. и получившие название «второклассные». Они были не единственными в разряде учительских школ Русской Православной Церкви. В ведении духовного ведомства находились церковно-учительские, которые готовили учителей для всех типов начальных школ. Они получили распространение во второй половине 80-гг. XIX в8. Образцом для педагогических заведений духовного ведомства являлась Свято-Владимирская церковно-учительская школа, учрежденная в 1889 г. в Санкт-Петербурге.

В результате, к началу XX века сложилась стройная образовательная система, состоявшая из двух категорий (начальной и учительской) школ. Ее функционирование определялось «Положением о церковных школах Ведомства Православного Исповедования» 1902 г., которое «завершило создание и укрепление церковных школ».

Первая категория школ была представлена широким спектром учебных заведений, дававших разную степень начального образования. Самую полную подготовку давали двухклассные церковно-приходские школы с четырехлетним (затем - с пятилетним) курсом обучения. Правильно организованными считались одноклассные церковно-приходские школы, но курс обучения был меньше и составлял 3 (с начала XX века – 4) года. Элементарную грамотность давали в школах грамоты с двухлетним сроком обучения, а также в воскресных школах.

В одноклассных церковно-приходских школах (их курсу соответствовали школы грамоты и воскресные) преподавались Закон Божий (молитвы, Св. история, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика, рукоделие (для девочек). В двухклассных, кроме вышеперечисленного, – краткая церковная и отечественная история, «география, в связи с краткими сведениями о явлениях природы», черчение, рисование. При наличии финансовых средств в школах преподавали гигиену, сельское хозяйство, ремесло (столярное, токарное, переплетное и др.), военную гимнастику. На первом месте в обучении детей стоял Закон Божий, т. к. церковные школы должны были в первую очередь «утверждать православное учение веры и нравственности христианской»9.

Учительские школы, как и начальные, давали разную степень общеобразовательной и педагогической подготовки. По сути церковно-учительская школа имели расширенный курс предметов второклассной. В последней преподавали Закон Божий, церковную историю, церковное пение (в церковно-учительской – с обучением регентованию и музыке), церковно-славянский язык, русский язык (в церковно-учительской – в дополнении со словесностью и историей литературы), отечественную историю (в церковно-учительской – всеобщую и русскую), «географию, в связи со сведениями о явлениях природы» (в церковно-учительской курс был разделен на два предмета), арифметика (в церковно-учительской – с обучением «главным основаниям геометрии и землемерия»), геометрическое черчение и рисование, дидактика (в церковно-учительской – с обучением «главным основаниям педагогики»), начальные сведения по гигиене, рукоделие, чистописание (в церковно-учительской он отсутствовал). В учительских заведениях также преподавали факультативные курсы: иконописание, музыку, ремесло, сельское хозяйство10.

Более основательная подготовка в церковно-учительских школах позволяла ее выпускникам работать в разных типах начальных учебных заведениях. Окончившие второклассные школы могли преподавать только в школах грамоты. Вместе с тем они могли сдать экзамен на звание учителя церковно-приходской школы или продолжить образование в церковно-учительской11.

Начальные и учительские школы имели разную степень распространения в России. Динамику их развития можно проследить по статистическим данным, представленным в таблице12:



Церковные школы Российской империи

(конец XIX - начало XX века)

Годы

Типы церковных школ

двухклассные

церковно-приходские



одноклассные

церковно-приходские



школы грамо-ты

воск-ресные

второклас-сные

церков-но-учительские

1885

100

5570

3331

-

-

-

1897

236

16279

21614

-

225

14

1905

615

24863

16967

251

421

18

1915

1019

34363

2171

104

418

20

Преобладающим типом в стране были начальные одноклассные церковно-приходские школы. Второе место по численности до начала XX в. занимали школы грамоты. Затем наблюдалось их быстрое сокращение. Причинами такого явления были: неудовлетворенность населения в уровне их подготовки, недостаточное финансовое обеспечение, исключение из школьных сетей при разработке плана всеобщего обучения. В последнем случае они заменялись правильно организованными церковно-приходскими или земскими школами. Воскресных школ из числа начальных было всех меньше, т.к. они не имели устойчивой финансовой поддержки. Учителя в них работали бесплатно, а потому церковно-школьное управление не могло обязать лиц, причастных к этому делу, открывать воскресные школы.

Количество учительских школ также не соответствовало планам Училищного Совета при Св. Синоде. Второклассных школ предполагалось учредить в стране 1086 (по две в каждом уезде епархии), выделив на каждую 1500 рублей. Но оказалось, что задуманное количество школ велико, да и сумма была недостаточна, чтобы с удобствами организовать учебное и хозяйственное дело. В 1902 г. было принято решение о сокращении количества второклассных школ, ассигновав на содержание каждой 3000 рублей. Низшие учительские школы возникали там, где были благоприятные финансовые условия.

С сокращением школ грамот положение второклассных школ осложнилось. Выпускники этих учебных заведений не могли найти себе место работы. Для «спасения» низших учительских школ при них были организованы курсы для подготовки к сдаче экзамена на получение свидетельства на звание учителя начальной школы, а также помощника законоучителя. Несмотря на неблагоприятные условия, этот тип церковной школы просуществовал до 1917г.

В несколько раз меньше было высших учительских школ, которые требовали самых значительных затрат13.

Начальные и учительские школы были распространены в Европейской части России. Лидирующие позиции по количеству церковных школ в этом регионе занимали Киевская, Волынская, Могилевская, Подольская, Тамбовская, Самарская и Тульская епархии. Незначительный процент православных учебных заведений приходился на Кавказ, Сибирь и Азиатскую Россию. Менее всего церковных школ было учреждено в Якутской епархии.

Церковные школы по половому признаку делились на мужские, женские и смешанные. Начальные церковные школы в большинстве были смешанными, а учительские - либо мужскими, либо женскими. Материальное обеспечение школ ведомства православного исповедания до конца XIX в. определялось, главным образом, местными средствами: пожертвованиями частных лиц, попечителей, различных сборов, пособием от земств, дирекции народных училищ, православных братств и др. Лишь отдельные (образцовые) школы епархий получали небольшое пособие от государства. С середины 90-х гг. XIX в. церковные школы получили финансовую поддержку со стороны государства. Казенные средства росли с каждым годом. К 1909 г. на удовлетворение различных нужд школ духовного ведомства было выделено более 10 000 000 рублей. В первую очередь полное обеспечение получали учительские школы. Начальные церковные школы, получая казенные пособия, по-прежнему, опирались на местные средства.

Огромные финансовые вливания в образовательную сферу Русской Православной Церкви не могли покрыть все необходимые расходы, т.к. с каждым годом увеличивалось и количество учебных заведений. С введением проекта всеобщего обучения политика финансирования несколько изменяется. С 1909 г. церковные школы, которые были включены в школьные сети, стали получать дополнительные казенные кредиты. Оставшаяся часть школ существовала за счет прежних казенных кредитов и местных средств. Финансирование православных образовательных учреждений со стороны государства продолжалось до 1917 года.

Церковные школы имели свою систему централизованного управления. Она сформировалась постепенно в ходе развития церковно-школьного дела в Российской империи. Ее высшее звено было представлено Училищным Советом при Св. Синоде, который заведовал всеми церковными школами страны, решая вопросы по их «устройству и содержанию». На местах (в каждой епархии) церковными школами управляли епархиальный училищный совет и его уездные отделения. Первый заботился о «благоустроении» существующих, а также открытии и содержании новых школ, назначал новых учителей, осуществлял выдачу свидетельств на льготу по воинской повинности ученикам, окончившим церковную школу, распределял пособия из казенных средств на устройство новых школ и ремонт старых, рассматривал журналы уездных отделений, составлял годовой отчет о состоянии церковных школ в епархии, т. е. на него возлагалась вся ответственность за положение начальных православных образовательных учреждений в губернии. В некоторых епархиях (в их числе были Санкт-Петербургская, Московская, Симбирская, Смоленская, Тверская Владимирская и др.) права епархиального училищного совета были переданы местным православным братствам.

Уездные отделения епархиального училищного совета находили средства на поддержание школ, заботились об устройстве дополнительных классов при школах, ежедневных уроков для взрослых, ремесленных и рукодельных классов, воскресных школ, народных чтений, педагогических и певческих курсов для учителей, о распространении библиотек миссионерского характера, об устройстве книжного склада, о снабжении школ учебниками и книгами для чтения, занимались «приисканием» учителей, представлениями преосвященному о поощрении учителей и т.д.

Уездные отделения ввиду централизованного управления в епархии не пользовались такой самостоятельностью как уездные училищные советы по земским школам. Все мероприятия отделений, постановления собраний передавались на рассмотрение епархиального училищного совета, а после представления – на утверждение епархиального преосвященного. Для самостоятельного разрешения отделениям оставались мелочные дела, но и в этом случае они должны были сообщать совету о своих постановлениях. В 1910-11 г. централизация в системе местного управления церковных школ была ослаблена. Часть дел была передана окончательному решению отделений, другая шла на утверждение преосвященному помимо совета и третья – в епархиальный училищный совет. В первом случае уездные отделения заведовали школами грамотности, выдавали свидетельства об окончании школы, находили средства для развития школ, открывали при школах библиотеки, устраивали народные чтения, организовывали книжные склады, снабжали школы учебниками.

Общий надзор за церковным - школьным делом осуществляла особая инспекция, которая со второй половины 90-х гг. XIX в. в каждой епархии состояла из епархиального и уездных наблюдателей. Они следили за состоянием церковных школ посредством их частого посещения. Непосредственное руководство школой возлагалось на заведующего, чаще всего из священнослужителей.

Педагогический состав церковных школ был довольно пестрым. В учебных заведениях работали как духовные, так и светские лица, которые имели разную подготовку. Церковно-школьное управления предпринимало все необходимые меры к обеспечению школ квалифицированными специалистами. Но до конца решить эту проблему не смогло.



В последней трети XIX – начале XX вв. духовным ведомством было создано 6 разрядов церковных школ. Они образовывали единую достаточно стройную систему начального духовного образования с общим административным управлением и соответствующими правилами организации, просуществовавшую без существенных изменений до 1917 г. Русская Православная Церковь сумела занять свою нишу в образовательном пространстве, решая наряду с другими ведомствами проблему обучения детей.

© Красницкая Т.А., 2011

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

2 Преображенский И. Отечественная Церковь по статистическим данным всеподданнейших отчетов за 1841, 1851, 1861, 1871, 1881 и 1890-91 годы. Сравнительный обзор //Церковные ведомости. 1894. № 39. С. 1371.

3 Там же. С. 1372.

4 Там же. С. 1373.

5 Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 СПб., 1902. С. 650.

6 Правила о церковно-приходских школах // Владимирские епархиальные ведомости. 1884. № 16. С. 385.

7 Добронравов В. Школы грамоты и приходское (сельское) духовенство. // Владимирские епархиальные ведомости. 1893. № 12. С. 347–363.

8 РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 410. Л.227.

9 Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII. Отделение 1. СПб., 1904. С. С. 207-210.

10 Там же. С. 210-211.

11 РГИА. Ф. 803. Оп. 16. Д. 100. Л. 1-637.

12 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С. 178; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб., 1899. С. 225; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. СПб., 1910. С. 210-211;Ванчаков А. Церковные школы при законах о всеобщем обучении // Церковные ведомости. 1917. № 3. С. 54, 58.

13 РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 263. Л. 144, 232.


Смотрите также:
Т. А. Красницкая Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории фгбоу впо шуйский государственный педагогическ
121.49kb.
1 стр.
Обрезкова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории государства и права и отечественной истории, старший научный сотрудник нии истории казачества и развития казачьих регионов
278.77kb.
1 стр.
Н. В. Загладин Всемирная история. XX век. 10-11 классы
5289.47kb.
25 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы
360.7kb.
1 стр.
Непревзойденный мастер атак генерал яков крейзер
114.94kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «История и культура стран изучаемых языков»
247.54kb.
1 стр.
А. валидов: пребывание у власти исхаков Салават Мидхатович
581.6kb.
3 стр.
Викторина по кубановедению
44.74kb.
1 стр.
Нато и берлинский кризис 1958-1961 годов А. В. Пилько
421.48kb.
3 стр.
Академия. Еженедельник науки и образования Юга России. 2012. №25 (541). Берлявский Леонид Гарриевич
80.9kb.
1 стр.
Югославские товарищи руководствуются стремлением к дружбе снами, а не конъюктурными соображениями. Военно-исторический журнал Министерства обороны РФ критика и библиография степанов алексей Сергеевич
79.58kb.
1 стр.
Цветкова Марина Валентиновна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, председатель профсоюзного комитета преподавателей Тверского государственного университета. 12. 00-13. 00 Пленарное заседание
137.59kb.
1 стр.