Главная
страница 1

Открытый урок в 10 классе "Пути становления государственности в Московской Руси"


Цели:

  1. Проанализировать ситуацию, сложившуюся в конце XV века.

  2. Проследить: какие важнейшие изменения произошли в Русском государстве в этот период? Каковы их причины?

  3. Определить условия становления монархической формы правления в России в XIV – XV вв.

Задачи:

  • Закрепить понятия «централизованное государство»,

  • Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.

Оборудование.

  • На доске: Карта России (1300–1533)

  • портрет Ивана III

Основные понятия

единое государство, самодержавная власть, царь



I. Вводная часть.

XV век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии (1452 г.), время начала великих географических открытий, время открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с се остатками Крымским, Казанским, Сибирским, Астраханским ханствами.

Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, на основе восточной деспотии, при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III.

II часть. В XIV – XV вв. – это период самоопределения Московского государства. Какие же пути становления государственности были приемлемы для нашей страны в этот период? Для их определения я прошу вас выполнить следующее задание:

Задание 1. По предложенным символам власти определить возможные пути становления государственности в Московской Руси (слайд №1)

1. Шапка Мономаха, 2. вече, 3. скипетр. 4. “колокол”, 5. держава.

Ответ.

1. Республика: 4. “колокол”, 2. вече.



2. Монархия: 1. Шапка Мономаха, 3. скипетр. 4. колокол, 5. держава.

Исходя из этой работы с иллюстративным материалом, вы, возможно, угадаете тему урока?

После предложенных вариантов учитель сообщает тему урока: Пути формирования государственности в Московской Руси (слайд 2)

Работа с учебником §17, с.227 – 229 «Подчинение Новгорода» (слайд 3)

Задание:


  1. В чём состоял религиозный смысл карательного похода на Новгород?

  2. Какова была роль Марфы Борецкой?

  3. Каков результат походов на Новгород? Работа с картой.

Показ на слайдах иллюстрации: Марфа Борецкая. Уничтожение новгородского веча; Вечевой колокол увозят из Новгорода (слайды 4,5)

Включить запись Колокольного звона.

Учитель: Традиционной, сложившейся еще в эпоху Киевской Руси, была феодальная республика. Вече решало все основные вопросы, подчас приглашая или прогоняя даже князей (Киев, Новгород, Псков).

Почему же устанавливается монархическая форма правления?

Учитель: в 1478 году, после победы над Новгородом, Иван III прекратил уплату дани Орде разорвав басму(или образ царя), изломал её, бросил на землю, растоптал ногами; велел умертвить послов, кроме одного, и сказал ему: «Спеши объявить царю виденное тобою; что сделалось с его басмою и послами, то будет и ним, если он не оставит меня в покое». (слайд 6)

Этому решению способствовала и международная обстановка. После падения Константинополя Русь оставалась самым крупным православным государством в тогдашней Европе. Весь православный народ смотрел на Москву как на свою надёжную опору. К тому же овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог. Зоя перешла в православие и приняла имя Софьи. Расчёты римского престола на усиление влияния в русских землях не оправдались. Зато престиж московского великокняжеского двора благодаря этому браку вырос не только среди русских земель, но и в Европе. На Москву стали смотреть как на серьёзную силу в борьбе с османской опасностью.

В этих условиях Иван III и разорвал отношения с Ордой. Орда решила примерно наказать Русь и вернуть её в подневольное ярмо. Хан Ахмат повёл на Русь стотысячное войско. 8 октября 1480 г. ордынцы предприняли попытки форсировать Угру и обрушиться на русский лагерь. Но повсюду получали отпор – с русского берега стреляли из пушек, пищалей, луков. Это было первое применение русскими огнестрельного оружия в полевых условиях. Ордынское войско понесло большие потери и отступило. В декабре хан Ахмат попытался начать переговоры с Иваном III о возвращении Руси к прежней зависимости. Но Иван III, не отказываясь от переговоров, тянул время, укреплял армию. И тут хан Ахмат не выдержал и дал приказ отступать. Так закончилось так называемое стояние на реке Угре. (слайд 8,7)

Организация работы класс разбивается на три группы:

1 группа – выделить положительное влияние татро-монгольского ига;

2 группа – выделить отрицательное влияние татро-монгольского ига;

3 группа – историческое значение стояния на реке Угре.

Учитель: После победа над Ордой, Новгородом и Тверью. Появилось крупное, единое, самостоятельное государство – Россия. Иван III именует себя государем всея Руси. Гербом нового государства стал заимствованный у Священной Римской империи двуглавый орёл. Герб символизировал, что Россия является евразийской державой. (слайд 9,10)



Вывод: В ходе XIV – XV вв. наряду с внешними предпосылками (татро-монгольского ига) складываются и внутренние (формирование единоличной власти князя - самодержавия, существует единая религия, единое государство)

Д/З: § 17, с. 225-233.



Ружьё

Ружьё, ручное огнестрельное гладкоствольное оружие. Появилось в 14—15 вв. и называлось аркебуза, кулеврина, пищаль. В 16 в. после изобретения фитильного замка появились более совершенные Р. — мушкеты, находившиеся на вооружении пехоты. С конца 17 в. в России и странах Западной Европы получили распространение гладкоствольные, заряжающиеся с дула кремнёвые ружья (см. Кремнёвое оружие). В 19 в. гладкоствольные ружья были вытеснены ружьями с винтовыми нарезами в канале ствола (см. Винтовка). Р. гладкоствольные сохранились только как ружья охотничьи. См. также Оружие.


Смотрите также:
Урок в 10 классе "Пути становления государственности в Московской Руси"
43.76kb.
1 стр.
Урок мхк в 10 классе «Продолжение византийских традиций и новаторство мастеров Древней Руси»
49.29kb.
1 стр.
И. О. Князький С. Н. Козырева история россии. Правители московской руси
2472.97kb.
11 стр.
Мероприятия кафедры гуманитарных наук к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности
38.38kb.
1 стр.
Классный час в 8А классе. «Мир без границ.»
39.08kb.
1 стр.
Классный час в 8А классе. «Мир без границ.»
38.56kb.
1 стр.
Урок для нас итог трехлетней работы с младшими школьниками по возрастным циклам уроков воспитания духовного становления детей: «Радость. Любовь. Добро»
149.69kb.
1 стр.
Геоисторические факторы становления российской государственности и проблема формирования гражданского общества
43.85kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы 2010 Напишите пять ключевых (основных) предложений по теме по теме: Становление государственности на Руси
78.98kb.
1 стр.
Урок по обж в 11-м классе по теме "Военная присяга клятва воина на верность Родине России"
83.2kb.
1 стр.
Урок в 7 классе. «И думал о счастье…»
60.94kb.
1 стр.
Программа восточные славяне в древности (V-VIII вв.)
312.96kb.
1 стр.