Главная
страница 1
Тарасова Татьяна Ивановна

МБОУ СОШ «Дневной пансион – 84»

г.о. Самара
Применение мультимедийных средств для активизации

познавательной деятельности учащихся начальной школы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте особо выделена значимость средств информационно-коммуникационных технологий ориентированных на развитие «умений создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач».

В современном обществе возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно – коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются мультимедийные средства.

Это позволит:


  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

  • проводить совместную работу для решения возникающих проблем;

  • предоставить доступ к информации в контролируемой сети Интернет

Обучение в начальной школе - фундамент для освоения знаний на следующих ступенях обучения. Перед собой ставлю сложную задачу - не только формировать базовый уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и развивать творческие возможности учащихся. Активная познавательная деятельность учащихся на уроках необходимое условие формирования умственных качеств личности.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке - актуальна в современном мире. Актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием между необходимостью формирования познавательной активности и отсутствием современного методического обеспечения. Современные школы оснащают техническими обучающими средствами, но не хватает дидактических средств обучения. Например, к УМК по системе Л.В. Занкова мультимедийный материал «Проверь себя» выпущен только для 1 класса. Возникает проблема: недостаточное обеспечение дидактическими средствами УМК по системе Л.В. Занкова. Поэтому учителя создают свои методические копилки.

Варианты применения мультимедийных средств обучения (МСО) разнообразны: лекционные курсы, практические занятия, дистанционное обучение. Мой проект основан на практических занятиях по составлению и применению дидактического средства обучения - Ментальных карт.

Цель проекта:

создание и применение Ментальных карт на уроках и во внеурочное время

Гипотеза: использование компьютерных технологий в процессе обучения активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует повышению качества образования.

Задачи проекта.


  • формировать общеучебные умения и навыки на уроках с использованием компьютерных технологий

  • формировать умения и навыки получения, обработки и передачи информации

  • развивать познавательную активность и творческие способности учащихся

  • способствовать расширению кругозора учащихся с помощью создания МК

Новизна опыта состоит в разработке Ментальных картсовременной технологии работы с информацией на уроках и во внеурочное время.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный. 2010-2011 учебный год.

В рамках повышения квалификации работника образования, я прошла курсовую подготовку «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации деятельностного подхода» в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА). На курсах узнала о новых технологиях – работа с интерактивной доской, лента времени,

ментальная карта. Ментальная карта (карта ума, карта памяти) – это современная технология работы с информацией. МК – основа создания данного проекта.

II этап. Апробация проекта. 2011-2012 учебный год.



Ученики.

Создали Ментальные карту «Жигулёвский заповедник».



Учитель.

17.04.2012 Я выступила с докладом на Межрегиональной научно - практической конференции «Реализация требований Л.В.Занкова. Поволжские Занковские чтения». Тема: « Экспресс – исследование. Создание и применение ментальной карты в исследовательской работе».

III этап. Реализация проекта - 2012-2013 учебный год.

Ученики.

Создали МК «Периметр фигур».



Учитель.

Защита педагогического проекта «Применение мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы».

Ожидаемые результаты:


  • повышение успеваемости младших школьников;

  • активизация познавательной деятельности;

  • развитие умений, позволяющих создавать МК;

  • приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Составлять МК с детьми начинаем с планирования и систематизации материала на бумаге. Потом создаём МК в Интернете. Для этого используем социальный сервис Web 2.0. MindMeister, который имеет русскоязычный интерфейс. Создание и применение МК - требует много времени. Однако, работа с МК эффективна для активизации познавательной деятельности.

Приведу примеры.



Работа с МК на уроках математики.

Практика моей работы показывает, что изучая тему «Периметр фигур», ученики часто ошибаются в обозначениях, единицах измерений, нахождении сторон по периметру. Анализируя данную проблему, я пришла к выводу, что не хватает целостной картины восприятия материала. Заучивая правила нахождения периметра, дети не видят взаимосвязи объектов. Ментальная карта даёт возможность структурировать материал. А визуально структурированные данные легче понять и запомнить.



Ментальную карту «Периметр фигур» мы создали в этом году. Планируем в следующем году создать ментальную карту «Площадь фигур»

Главное преимущество ментальных карт – возможность охватить картину в целом, увидеть взаимосвязи. Такая визуализация материала, работа в Интернете помогает хорошему усвоению знаний: и интересно и продуктивно.

Работа с МК во внеурочное время.

Используя ресурсы дополнительной образовательной программы «Первые шаги в науку», мои ученики провели экспресс – исследование. Для работы создали ментальную карту «Жигулёвский заповедник». Класс разделили на 5 групп. Каждая группа работала только в одном направлении.

В центре листа - название заповедника. От центральной темы расходятся ветки. На них располагаются только ключевые слова, характеризующие тему – страницы истории, география, флора, фауна, эксплуатация природных ресурсов.

На ментальную карту я прикрепила гиперссылки. По опыту работы могу сказать, что такие вставки - эффективны и не вызывают сложностей. Они помогают ученикам находить нужную информацию в контролируемом Интернете. Ассоциации, как известно, очень способствуют запоминанию. Поэтому для усиления ассоциативных связей, каждый из узлов карты желательно подкрепить рисунком.

Работы, выполненные детьми, имеют высокую познавательную ценность. От каждой группы была представлена работа: публичная защита с презентацией. Лучшую презентацию в 2011г показали в школе во всех четвёртых классах на уроке «Окружающий мир», тема «Заповедники России».

Высока и результативность.

Исследовательская работа ученицы по теме «Страницы истории Жигулевского заповедника» отмечена на районной НТК – 1 место, городской НТК – Грамота. Фильм «Каменная чаша» отмечен дипломом – 1 место в V Всероссийском конкурсе компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом».

При работе с МК ученики не только приобретают опыт работы с компьютером, но и развивают универсальные учебные действия. Работа с ментальной картой формирует у школьников такие метапредметные результаты как:



  • умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • умение использовать различные способы поиска информации;

  • умение работать в информационной среде с учебными моделями;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение работать в информационной среде с учебными моделями (ментальной картой)

Результаты реализации проекта.

В ходе педагогического наблюдения, по результатам анкетирования, выявлено:



  • более 75% учащихся нравятся уроки математики.

  • положительная динамика качества знаний и среднего балла по математике.

  • увеличение числа победителей в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.

Таким образом, создание и применение Ментальных карт на уроках и во внеурочное время позволяет применять деятельностный способ обучения: ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний и активизирует познавательную деятельность учащихся.

Результаты участия школьников

в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Разрабатывая ЦОР, я активно принимаю участие во Всероссийских конкурсах: V Всероссийский конкурс компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом», «Лучший IT - учитель России», II Всероссийский конкурс компьютерного творчества «IT – drive».


d:\таня школа, работа, документы\грамоты тарасова\компьютер.jpg d:\таня школа, работа, документы\грамоты тарасова\it учитель благодарность.png d:\таня школа, работа, документы\грамоты тарасова\it- driv.jpg
На IV городском фестивале педагогических проектов 22.03.2013, за работу «Применение мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности учащихся», мне вручили грамоту - III место.

d:\pict0002.jpg d:\pict0003.jpg

Работа « Использование ментальных карт как средство формирования



познавательных УУД» опубликована в Сборнике работ по материалам Всероссийского заочного форума педагогов «Перспективы образования». Актуальные проблемы формирования УУД. Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2012.


d:\pict0001.jpg

1. Ресурсы по Ментальным картам (Mind Maps)

  • Каталог сайтов на www.stimul.biz

  • Каталог сайтов на www.mind-map.ru

2. Статьи о том, что такое ментальные карты

  • Статья на www.stimul.biz

  • Статья на ru.wikipedia.org


Смотрите также:
Тарасова Татьяна Ивановна мбоу сош «Дневной пансион – 84» г о. Самара Применение мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
76.87kb.
1 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
138.41kb.
1 стр.
Герман Татьяна Ивановна, учитель физики высшей категории, педагогический стаж 26лет, «Почетный работник общего образования рф»
323.93kb.
1 стр.
X международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Математика 3 класс 1 тур
77.86kb.
1 стр.
Отчет учителя математики мбоу сош №4 литвиновой елены анатольевны
33.54kb.
1 стр.
Основные направления работы по формированию познавательной деятельности и речи детей с зпр
142.03kb.
1 стр.
Педагогическая эффективность творческого подхода к инновационной технологии в активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
329.54kb.
1 стр.
Курсы повышения квалификации Год прохождения Количество часов Тарасова Тамара Ивановна Директор школы
97.29kb.
1 стр.
Новости мбоу сош №51 с. Березовка 30. 11. 2012г
90.77kb.
1 стр.
Тарасова Вера Ивановна учитель начальных классов
16.43kb.
1 стр.
13 октября в рамках экологического марафона в мбоу сош №6 для учащихся 1 -4 классов
22.08kb.
1 стр.