Главная
страница 1
Проблемно – ориентированный анализ работы методического объединения учителей естественно – математического и гуманитарного цикла в 2011 – 2012 учебном году.
Всего в 2011-2012 учебном году запланировано и проведено четыре заседания МО, одно из которых организованное по корректировке планирования работы в новом учебном году и методической темы МО в связи с объединением учителей естественно – математического и гуманитарного цикла в одно объединение, в состав которого на сегодняшний день входят 11 учителей – предметников. Кроме того, на заседаниях объединения в рабочем порядке были рассмотрены основные критерии Положения о фонде стимулирования педагогических работников на основе Индикаторно – рейтинговой карты; а также определено возможное участие учителей МО в методических мероприятиях, проводимых в рамках школы; планирование работы с учащимися продвинутого уровня по подготовке к школьному и муниципальному этапам всероссийской предметной олимпиады. В рабочем порядке были также рассмотрены вопросы организации и проведения декады предметов гуманитарного и естественно-математического цикла.

Тема объединения, над которой в этом учебном году работают учителя – предметники, - «Повышение качества обучения через использование различных форм и методов активизации учебного процесса на уроках», - определяет и содержание методического работы в целом.

Именно изучение и применение в урочной и внеурочной деятельности оптимальных форм и методов работы позволяет не только активизировать познание, создавать на уроке ситуации выбора и успеха, но и актуализировать субъектный опыт учащихся, повышать мотивацию к изучению предметов.

В течение I и II полугодия 2011 – 2012 учебного года приоритетными были следующие формы методической работы: участие педагогов в кустовых, районных и окружных семинарах – практикумах, РМО, курсах повышения квалификации.

Так, в течение I полугодия учителя МО имели возможность повышать свой образовательный уровень через такие формы профессионального взаимодействия, как семинары. Н.И.Якшина в декабре 2011 года в качестве эксперта приняла участие в работе 7-дневного окружного семинара «Обобщение передовало опыта» при Институте развития образования г.Ханты – Мансийска: Д.В.Новоселов участвовал в работе регионального семинара при методическом центре г.Урая по теме «Внедрение электронного журнала и электронного дневника в ОУ на основе программных продуктов «Аверс»

Бальчус И.В. в I полугодии прослушала курс лекций «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как система обязательных требований», во II полугодии – “Профессиональное совершенствование педагога современной школы”, организованных окружным институтом развития образования.

21 декабря педагоги нашего объединения: Т.А.Журавлева, М.В.Конева, А.И.Потапова И.И.В.Бальчус приняли участие в работе кустового семинара «Развитие мотивационной сферы школьников на уроках гуманитарного цикла» на базе МОУ Чантырской СОШ.

Повышению профессионального уровня способствует и трансляция педагогического опыта через участие в РМО (так, М.В.Конева в декабре посетила занятия логопедов – дефектологов, а И.А.Морозова приняла участия в организации и работе РМО учителей истории на базе Междуреченской СОШ и Морткинской СОШ)

Кроме того, учителями объединения в течение полугодия систематически проводилось диагностическое отслеживание уровня усвоения программного материала учащимися в рамках образовательного стандарта через консультации, а также входные, текущие, четвертные контрольные, срезовые и зачетные работы, выполнение которых оценивалось в соответствии с действующими нормами оценок.

В I полугодии учителями МО была организована работа с учащимися продвинутого уровня, учащимися высокой мотивации с целью подготовки к районным эвристическим Интернет – олимпиадам, школьному и муниципальному этапам Всероссийской предметной олимпиады через индивидуальные консультации, элективные курсы.

Достижениями в работе учителей объединения являются результаты участия старшеклассников в районных предметных олимпиадах: ученица 10 класса Исыпова Анна стала победителем по русскому языку (учитель А.И.Потапова), ученики И.А.Морозовой: семиклассник Соснин В занял I место в олимпиаде по истории, а 11 – классница Жук Н. – стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по географии заняв 2 место.

Выпускница нашей школы Ковдрин А. стала победителем олимпиады по биологии (учитель Ковдрин Н.А.). Данные достижения – это результат кропотливой, добросовестной работы учителей нашего МО, которые подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

Старшеклассники нашей школы оказались достаточно конкурентноспособными и в эвристическо Интернет – олимпиаде по литературе, которая впервые проводилось в районе.

Ученица 9 класса Уголкова Д и семиклассник Соснин В заняли первые места среди учеников 7 – 11 классов района, показав 92% и 100% выполнение всех заданий (учитель Бальчус И.В.)

9 классник Владимиров Н и ученик 7 класса Соснин В (учитель Бальчус И.В.), умело используя ресурсы Интернета и другие источники информации, продемонстрировали прочные знания по предмету, став победителями районной эвристической Олимпиады по русскому языку.

Восьмиклассник Ерпалов В (учитель И.А. Морозова) достойно выступил в районной олимпиаде, посвященной Отечественной войне 1812 года, заняв шестое место среди учащихся 8-11 классов школ района, выполняя задания того же уровня сложности, что и старшеклассники.

Семиклассник Соснин В. (учитель И.В. Бальчус) стал победителем в секции “Филология” районной научно-практической конференции “Шаг в будущее”.

Кроме того, в феврале-марте учащиеся нашей школы приняли участие в заочном туре Всероссийской предметной олимпиады по биологии, истории, литературе и русскому языку, организованном Всероссийским центром поддержки талантливой молодежи и продемонстрировали хорошие результаты выполнения заданий. Всем участникам олимпиадам вручены сертификаты, а четырем призерам- девятиклассникам: Владимирову Н, Козыреву Н, Уголковой Д, и семикласснику Соснину В, которые, выполнив олимпиадные задания на 93,3%, заняли 3место вручены именные грамоты. (учитель И.В. Бальчус)

Данные результаты – это, безусловно, важные достижения учителей – предметников, которые, основываясь на индивидуальном и разноуровневом подходе смогли смотивировать на познавательно-творческую деятельность учащихся продвинутого уровня.

Деятельность педагогов нашего МО характеризуется прежде всего “открытостью”. Так, И.А. Морозова приняла участие в работе районного семинара учителей физической культуры и ОБЖ на базе нашей школы, пригласив гостей на открытый урок по истории в 6 классе, а Н.И. Якшина с группой учащихся выезжала на презентацию шахматного центра в п.Луговое, где ребята приняли участие в сеансе одновременной игры с мастером по шахматам.

Что касается внеклассной работы, то с 23.01 – 10.02.2012 года в нашей школе учителями МО гуманитарного и естественно – математического цикла проведена ставшая уже традиционной предметная декада.

Цель запланированных внеклассных мероприятий:

1) способствовать развитию интереса к изучению предметов школьной программы; развитию кругозора и интеллекта обучающихся, приобретению навыков работы со справочной литературой, Интернет – ресурсами;

2) самореализация личностного потенциала учащихся;

3) апробация эффективных форм, методов развития и поддержки одаренности школьников; подготовка к олимпиадам и конкурсам всех уровней.

Следует отметить положительные тенденции к изменению содержания внеклассной работы по предметам цикла: проводимые мероприятия все больше носят активно – познавательный характер, отличаются глубиной содержания, разнообразием форм.

И предметный период, который изобиловал познавательно – развивающими видами деятельности, в этом плане не исключение.

Учителями – предметниками для учащихся среднего и старшего звена были организованы как традиционные, так и нестандартные формы коллективной деятельности, а именно: «Врата знаний» для учеников 5-11 классов., «конкурс басенных миниатюр» (5-6 классы), турнир знатоков информатики (7-8 классы), Муза Клио приглашает» (7-8 классы), Ломоносовский турнир (5-11 классы), пресс – конференция «Знаете ли вы?....», интеллектуальная игра «Умники и умницы» (10-11 классы), «Своя игра» по географии (6 класс),

Устный журнал «Математика и архитектура» (9-10 класс), викторина по биологии (7-8 класс), итоговый капустник (5-11 класс),
перемена почемучек «Магия интеллекта» (5-11 классы).

Стартовое мероприятия «Врата знаний» (5-11 класс) сопровождалось высокой познавательной активностью учащихся, чему в немалой степени способствовал занимательно-познавательный характер вопросов, которые подготовили учителя – предметники для учащихся среднего и старшего звена.

Артистизма, умелого сценического воплощения, меткости слова требовал от учащихся 5-6 классов конкурс басенных миниатюр «Все басни в гости к нам», который организовали и провели учителя – словесники И.В.Бальчус и М.В.Конева.

Практические образовательные и воспитательные цели, а именно: умение работать коллективно, формирование осмысленного, устойчивого интереса к изучению предмета преследовали турнир знатоков информатики, организованный для учащихся 7-8 классов Новоселовым Д.В., и устный журнал «Математика и архитектура», который провела для 10- классников Краева Н.Г.

Мероприятие носило интегрированный характер, так как содержание презентаций с изображения знаменитых соборов мира позволило учащимся увидеть роль математики в формировании «прочности» и пользы архитектуры.

Информационно – познавательные цели преследовали и пресс – конференция «А знаете ли вы?..», организованная для учащихся 7-8 классов учителем математики Якшиной Н.И.

Групповая форма организации мероприятия позволила создать условную модель реальной обстановки: семиклассники представляли совет ученых, ученики 8 класса – корреспондентов различных журналов.

В ходе мероприятия участники не только отвечали на вопросы викторины, решали кроссворды, головоломки, но и выполняли творческую работу.

Викторина по биологии, организованная для учащихся 7-8 классов учителем биологии Ковдрин Н.А., по форме и содержанию представляла собой Дуэль Эрудитов.

Вопросы и задания, предложенные участникам викторины, охватывали основные темы смежных общеобразовательных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и были нацелены не только на расширение кругозора и привитие интереса к предмету, но и на формирование навыков самоконтроля, совершенствование умений работать в коллективе.

По типу телевизионных передач были организованы интеллектуальные игры для шестиклассников и старшеклассников.

Цель внеклассного мероприятия «Своя игра» (учитель О.В.Руденко) – повторить и углубить знания по таким разделам школьного курса географии, как «Литосфера», «Биосфера», «Гидросфера».

Мероприятие сопровождалось высокой познавательной активностью учащихся, чему в немалой степени способствовало методическое оснащение, подготовленное учителем: интересная по содержанию презентация, атласы, карточки-задания.

Гуманитарное состязание «Умники и умницы», организованное для учащихся 10-11 класс Потаповой А.И., цель которого - развитие лингвистической интуиции, воспитание потребности к изучению родного языка, способствовало формированию самостоятельности мышления, активизировало самостоятельную активность. В процессе игры участники отвечали на вопросы, решали орфографические задачи. Все задания старшеклассниками успешно выполнялись, хотя значительная их часть представляла собой задания усложненного характера, выходящие за рамки школьной программы.

Цель турнира знатоков истории «Муза Клио приглашает», организованного для учеников 7-8 классов Морозовой И.А., - развитие мотивации учащихся на изучение истории, познание прошлого своей страны.

Форма проведения мероприятия-исторический турнир, а также подготовленная учителем презентация (каждое задание сопровождалось слайдами с иллюстративным материалом) способствовали не только актуализации имеющихся у учащихся знаний по истории разных стран с древности до конца 19 века, формированию умений анализировать, извлекать информацию из исторических источников, но и развитию познавательного интереса учащихся через решение занимательных заданий. Учащихся соревновались в том, кто точнее измерит длину парты в пядях, выясняли, кто такой «мальчик для битья», пытались отличить кику от кокошника и т.д.

И – наконец, общешкольный итоговый капустник «Пресс – центр Половинкино сообщает…» для самых активных участников 5 – 11 классов позволил поставить точку в завершении периода предметов гуманитарного и естественно – математического цикла.

Самые интересные, ключевые моменты периода были отражены в «живой» экспресс – газете, которую представили ученики 5 класса.

Анализируя проделанную работу, следует отметить, что в организации и проведении большинства мероприятий прослеживался прежде всего деятельностный подход: и участники, и болельщики (зрители) работали в интерактивном режиме, имея возможность для конструктивного общения свободного обмена мнениями.

Именно этим объясняется высокая познавательная активность учащихся (в каждом мероприятии принимали участие в среднем от 12 до 25 человек).

А поскольку любая деятельность завершается экспресс – диагностикой, с помощью экспертизы предложений педагоги МО выявили следующие возникшие проблемы и минусы в проведении предметного месячника и возможные пути их устранения.

1.В течение ряда лет несомненным «плюсом» организации внеклассной работы по предмету является такая форма внутришкольной олимпиады, как Ломоносовский турнир, интегрированный характер которого позволяет участникам закрепить и углубить знания по различным школьным дисциплинам одновременно: математике, физике, биологии, информатике, иностранному, русскому, литературе, истории, обществознанию.

2.Один из «минусов» организации внеклассной работы по предмету – отсутствие научных чтений, выступлений с рефератами, что не позволяет учащимся продвинутого уровня совершенствовать опыт публичной защиты, реферирования, аннотации, обучаться информационным и аналитическим умениям.

Таким образом, имеет место основная нерешенная проблема – отсутствие системы, комплекса практических мероприятий по организации работы с учащимися продвинутого уровня с целью формирования положительной мотивации изучения предмета, развития познавательного интереса.



3. Не вызвала активного интереса, особенно у старшеклассников, такая форма организации как Перемена почемучек «Магия интеллекта». В основном отдельные ученики среднего звена отгадывали кроссворды, ребусы, шарады, получая дополнительные бонусы в виде школьной «валюты» - «талантов».

Следовательно, в следующем учебном году необходимо продумать форму интерактивного взаимодействия учащихся во время перемен.

Подводя итог сказанному, хочется отметить всех без исключения педагогов МО, которые в довольно сжатые сроки смогли проделать внушительный объем работы, подготовить учащихся, сценарии мероприятий, которые в большинстве своем прошли на достаточно хорошем методическом уровне, сопровождались активной познавательной деятельностью учащихся.

Межсекционная работа по предметам цикла традиционно включала в себя совместную работу с администрацией по корректировке общешкольного плана методической работы, а также замер скорости письма и техники чтения учащихся основной школы, контроль за соблюдением ЕОР, проведение школьных репетиционных экзаменов по русскому языку и математике по материалам и в форме ЕГЭ и ГИА для выпускников средней и основной школы.

Анализ показателей успеваемости в 2011-2012 учебном году учителей нашего МО позволяет увидеть положительную динамику сформированности ЗУН учащихся 5-11 классов по предметам цикла.

По итогам 2011-2012 учебного года учителя объединения не имеют неуспевающих, хотя за период промежуточной аттестации (четверть, полугодие) двойки все - таки есть.



  1. Таким образом, по-прежнему актуальной для учителей МО остается проблема работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися группы резерва, мотивированными на учебу.

  2. Имеет место и основная нерешенная проблема – отсутствие системы по подготовке учащихся к научным чтениям, выступлениям с рефератами.

(В этом учебном году ученики только трех педагогов МО: Якшиной Н.И, Ковдрин Н.А, Бальчус И.В – приняли участие в школьной научно-практической конференции “Шаг в будущее”)

  1. Остается актуальной для большинства педагогов МО и проблема работы по теме самообразования связанная с изучением методики работы с интерактивной доской, которая в силу объективных технических причин пока в школе не установлена.

Таким образом, большинству педагогов МО не удается в полной мере систематизировать наработки по теме самообразования и реализовать полученные знания на практике.

Итак, исходя из темы МО, которая будет приоритетной и в 2012-2013 учебном году:

Повышение качества обучения через использование различных форм и методов активизации учебного процесса на уроках”, наметить возможные пути решения существующих проблем, которые определяют задачи и цели работы МО в следующем учебном году.

Цели и задачи в 2012-2013 учебном году:


  1. повышение качества урока через развитие информационной компетентности учителя;




  1. использование в организации учебной деятельности приемов стимулирования в развитии познавательного интереса учащихся с низкими учебными возможностями;



  1. изучение и применение в работе с учащимися продвинутого уровня приемов и методов работы, ориентированных на развитие самостоятельного и креативного мышления, исследовательских способностей, формирование культуры умственного труда через расширение содержания образования (элективные курсы, участие в очных и заочных олимпиадах муниципального и федерального уровня, научно – практических конференциях, конкурсах)

Исходя из проблем и задач, наметить следующий ориентировочный план работы в 2012-2013 учебном году.





Основные направления деятельности

Содержание работы

Сроки

ответственные

1

Планово-прогностическая

1.1 Корректировка планирования работы МО в 2012-2013 учебном году в соответствии с информационно-методическими запросами учителей-предметников

Сентябрь-Октябрь

Рук. МО

1.2 Индивидуальные собеседования по корректировке планов самообразования в соответствии с темой объединения и методической темой школы.

2

Организационно-методическая

2.1 Организация взаимосвязи учителей-предметников с целью планирования работы с учащимися продвинутого уровня для подготовки к олимпиадам разного уровня, проведение мониторинговых замеров

Ноябрь

Рук. МО, учителя - предметники

2.2 Семинар- практикум “Основы технологии развития творческой деятельности учащихся на уроке”(приемы и методы развития творческой деятельности)

2.3 Организация и проведение предметного месячника.

Декабрь

3

Контрольно-оценочная

3.1 Проблемно-ориентированный анализ деятельности МО в первом полугодии.

Январь 2013

Рук.МО

3.2 Теоретический семинар “Педагогическая тактика активизации познавательной деятельности учащихся” (уровни познавательной активности учащихся)

3.3 планирование работы с учащимися продвинутого уровня по подготовке к научно-практической конференции “Шаг в будущее”

4

Организационно-методическое

4.1Семинар-практикум “Алгоритм создания ситуации успеха на уроке”

Март 2013

Рук. МО

4.2 Мониторинг качества знаний по предметам в 9 и 11 классах (по материалам и в форме ЕГЭ и ГИА)

4.3 Уровень сформированности учебных навыков по предметам цикла (анализ ЗУН по итогам четвертных срезовых работ, тестирование)

5

Контрольно-оценочная

5.1 Экспертиза деятельности педагогов МО в 2012-2013 учебном году

Апрель

Рук. МО


Смотрите также:
Анализ работы методического объединения учителей естественно математического и гуманитарного цикла в 2011 2012 учебном год
134.22kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей естественно научного цикла мбоу «Старописьмянская оош» Лениногорского муниципального района рт за 2012- 2013 учебный год
439.54kb.
2 стр.
Анализ работы методического объединения учителей естественно- научного цикла за 2011-2012 учебный год
901.69kb.
5 стр.
Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла мобу сош №25 г. Якутска за 2011-2012 учебный год
128.3kb.
1 стр.
Анализ работы мо учителей естественнонаучного цикла мбоу «сош №197 им. В. Маркелова» за 2011-2012 учебный год
353.46kb.
3 стр.
Школьного методического объединения учителей истории и обществознания на 2011 2012 учебный год. Методическая тема школы : «Интеграция учебно воспитательного процесса предметов гуманитарного цикла в условиях модернизации образования»
192.08kb.
1 стр.
Анализ работы мо учителей-логопедов за 2011-2012 учебный год
198.25kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей эстетического цикла, физической культуры, обж, тпк и технологии за 2011-2012 год
298.02kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей испанского и английского языков школы №1252 имени Сервантеса за 2011 2012 учебный год
48.39kb.
1 стр.
Сюлинская сош им. С. С. Сюльского
320.12kb.
1 стр.
Заседание методического совета «Приоритетные задачи методической работы в 2011-2012 учебном году. Мотивация и образовательный процесс. Утверждение рабочих программ»
186.2kb.
1 стр.
Методическая работа Связь с учителями
61.91kb.
1 стр.