Главная
страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи

АДМАКИНА

Татьяна Анатольевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности,

история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук
Санкт-Петербург

2012

Работа выполнена на кафедре психологии человека

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена»




Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент

Беломестнова Нина Васильевна

Официальные оппоненты:


Доктор психологических наук,

вед.н.с. ИП РАН

Носуленко Валерий Николаевич
Кандидат психологических наук,

доцент каф. конфликтологии СПбГУП



Дрынкина Татьяна Ивановна

Ведущая организация:


Санкт-Петербургский Институт психологии и акмеологии

Защита состоится «19» апреля 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН

Автореферат разослан « » марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент

Т.Н. Савченко


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования

Современная нестабильность и сложность культурного состояния общества актуализирует значимость художественно-эстетического воспитания человека. Росту духовно-нравственного и творческого потенциала индивидуума способствует формирование у него более сложной структуры эмоционального переживания, расширение области доступных эмоциональных состояний, понимание содержательного наполнения произведений искусств. Большую роль в решении этой задачи играет музыка, являясь одним из наиболее эмоциональных видов искусств.

На наш взгляд, эмоциональная отзывчивость на музыку – явление, изучение которого поможет определить некоторые аспекты психологического содержания эмоциональной сферы (в том числе и немузыкальные), выявить признаки музыкального переживания, а также разработать диагностический инструментарий, позволяющий их оценивать. Таким образом, на основании сугубо специфичного материала появляется возможность раскрыть ряд общепсихологических вопросов.

Понятие эмоциональной отзывчивости на музыку (в дальнейшем – ЭОМ) в качестве основы музыкальности в научную литературу было введено Б.М.Тепловым и определялось следующим образом: «переживание музыки как выражения некоторого содержания» (Б.М. Теплов, 1985, с.53). Речь идет о способности чутко улавливать эмоционально-смысловое наполнение музыкальной единицы. Б.М. Теплов подчеркивает, что эмоциональное переживание будет музыкальным в том случае, если имеет место «переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоциональная реакция во время восприятия музыки» (Б.М. Теплов, 1985, с.54). Другими словами, ЭОМ связана не с возникающими настроениями во время прослушивания мелодии, а со смысловым переживанием выразительной функции образа. Так, например, тема любви Татьяны (из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), выступающая в качестве эмоционального содержания, во многих картинах произведения воплощается в конкретной мелодической линии – музыкальном образе.

В начале ХХ века эмоциональная реакция стала выделяться в качестве необходимой составляющей музыкальности (С.Seashore, 1919; G.Revesz, 1920; H.Konig, 1925; J.Kries, 1926; Л.А. Баренбойм, 1937; E. Willems, 1956; E Szeghy, 1957). В отечественной психологической литературе также активно разрабатывалось понятие музыкальности, правда, в качестве ее основного свойства у разных авторов выступали различные психологические характеристики (Ю.А. Цагарелли, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева, А.Л. Готсдинер, Т.С. Князева, А.Н. Лебедев, А.В. Торопова, С.И. Науменко, Л.Л. Бочкарев, И.И. Ашмарин). Так, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева определяли музыкальность как «способность к снятию такой информации об объекте, когда выявляются <…> важные внутренние целостные связи между элементами, связи, обеспечивающие эмоциональную интеграцию воспринимаемого звучания» (Г.А. Ильина, С.Д. Руднева, с.67). Д.К. Кирнарская в качестве основы музыкальности выделяла способность «к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве» (Д.К. Кирнарская, 2005, с.136). Системообразующим фактором музыкальности по С.А. Стояновой является способность создавать музыкальный образ. Определение музыкальности как сформированности эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать ее эстетические качества, исполнять на высоком художественном уровне, сочинять дал С.И. Науменко. К. Карма (1975) в качестве главного признака обсуждаемого свойства выделял способность к структурированию музыкального материала. По К.В. Тарасовой (1988) несомненным компонентом структуры музыкальности являются познавательные музыкальные способности.

При достаточной научной разработанности такого психологического образования как музыкальность, понятие ЭОМ встречается в научной литературе редко. Изучение ЭОМ представлено в трудах Ю.А. Цагарелли (Цагарелли, 1989), выделявшего внешнюю ЭОМ, как психомоторную реакцию на компоненты музыкальной выразительности, и внутреннюю ЭОМ, как постижение эмоционального содержания музыкального стимула, а также в онтогенетических исследованиях К.В. Тарасовой.

Таким образом, теоретический анализ показал имеющуюся в научной литературе проблему психологического содержания музыкальности (на данном этапе нет единых представлений), и, главным образом, эмоциональной отзывчивости на музыку, как основы музыкальности. Характеристики ЭОМ, предложенные Б.М. Тепловым, не дают полного представления о рассматриваемом феномене – определение ЭОМ недостаточно дифференцированно, неизвестны психологические корреляты данного образования, механизмы его возникновения, критерии диагностики и т.д., вследствие чего встает проблема его экспериментального изучения и объективной фиксации. Также до сих пор остаются неизученными вопросы о положении ЭОМ в структуре эмоциональности, характере детерминации обсуждаемого феномена (биологической и/или социальной), о внешних и внутренних факторах, способствующих развитию ЭОМ.

Объектом исследования являются особенности эмоционального реагирования людей в ответ на прозвучавшее музыкальное произведение, а также индивидуально-типологические свойства испытуемых как возможные корреляты эмоциональной отзывчивости на музыку.

Предметом исследования служат психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь следует подчеркнуть, что ЭОМ может выражаться на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, поведенческом, социальном и т.д. В данном случае нас интересуют именно психологические проявления ЭОМ.

Большинство экспериментально-теоретических исследований в области музыкальной психологии носят сравнительный характер, где сопоставляются индивидуально-типологические особенности в двух выборках – музыкантов и немузыкантов. Полученные таким образом данные рассматриваются исследователями в качестве предпосылок музыкальной одаренности. Так, психофизиологические особенности музыкальных людей изучались П.К. Анохиным, В.М. Бехтеревым, В.Н. Мясищевым, А.Л. Готсдинером, А.И. Борисовой, М.И. Никифоровым, М.В. Сергиевским, А.В. Сулимовым, Ю.В. Любимовой, Р.А. Павлыгиной, В.Н. Давыдовым. Лабильность нервной системы как нейродинамическая детерминанта музыкальной одаренности отмечалась И.А. Левочкиной, Е.П. Гусевой, А.И. Медянниковым, В. Никешичевым, Е.П. Гусевой, Ю.А. Цагарелли, Э.А. Голубевой, А.Н. Коневым, А.И. Медянниковым. Изучение эмоциональной сферы человека показало более высокий уровень переживания аффекта, чувственной окраски, богатство эмоционального содержания музыкально одаренных лиц в работах В.В. Медушевского, В.К. Белбородовой. Внимание исследователей также сосредоточено на диагностике эмоционального состояния музыкантов-исполнителей перед выступлением и его влиянии на успешность концертной деятельности. А.Х. Пашина, А.В. Торопова, исследуя модальностные характеристики эмоциональной сферы индивидуумов с высоким уровнем музыкальности показали, что им присущи спокойствие, безразличие, благополучие. По данным А.Х. Пашиной музыканты с большей точностью идентифицируют эмоции «нейтрально» (то есть отсутствие переживания как такового), «радость». В данной выборке также представлен расширенный набор точно опознаваемого эмоционального контекста, что автор связала с высоким уровнем эмпатийности. Немаловажными представляются исследования когнитивной сферы музыкальных людей. Круг изучаемых вопросов в этой области достаточно широк: сопоставление общей и музыкальной одаренности, влияние музыки на решение когнитивных задач, взаимосвязь полушарных стратегий головного мозга с музыкальностью (М.Ш. Бонфельд, Г.А. Голицын, О.Н. Данилова и др., R. Beisteiner, E. Altenmuller, T. Bever).

Практический опыт показывает, что ЭОМ может ярко проявляться у людей, не имеющих к музыке никакого отношения. И, наоборот, среди музыкантов встречаются те, которые обладают низкой ЭОМ. Об этом писал и автор понятия ЭОМ Б.М. Теплов. Некоторые экспериментальные данные свидетельствуют в пользу обозначенного предположения. Так, в исследовании Т.С. Князевой, А.Н. Лебедева, А.В. Тороповой выдвигалась гипотеза, что «среди «немузыкантов» встречаются люди с выдающимися музыкальными способностями. И, наоборот, некоторые профессиональные музыканты могут обладать посредственной «природной» музыкальностью, компенсирующейся (а иногда и не очень) в процессе обучения и профессионального опыта» (Т.С. Князева, А.Н. Лебедев, А.В. Торопова, 2001, с.89). Посредством метода экспертных оценок были выявлены студенты музыкальных профессиональных учреждений, обладающие низкой музыкальностью. Оказалось, что профиль их ЭЭГ приближен к показателям, характерным для немузыкальных людей. Посредством ЭЭГ была также диагностирована повышенная музыкальность у испытуемых из группы немузыкантов. Другое исследование предполагало сравнение эмоциональных и формально-динамических характеристик среди лиц с высокой и низкой музыкальностью без опоры на формальный признак профессиональной принадлежности. Для нашей работы представляется важным выявить характеристики ЭОМ у людей, обладающих ею независимо от их принадлежности к музыкальной деятельности. В связи с этим в настоящем диссертационном исследовании сравнительный анализ реализуется на основании критерия выраженности ЭОМ, а не наличия/ отсутствия музыкального образования.

Цель данного исследования состоит в выявлении и описании психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:



  1. Изучить эмоциональные и когнитивные характеристики ЭОМ, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.

  2. Исследовать эмоциональную сферу испытуемых в формально-динамических и модальностных проявлениях.

  3. Выявить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с уровнем эмпатии человека.

  4. Определить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку со степенью дифференцированности эмоций.

  5. Соотнести направленность стратегии обработки информации с эмоциональной отзывчивостью на музыку.

  6. Предложить комплекс эмпирических критериев ЭОМ.

Гипотезы научного исследования:

  1. Можно выделить эмоциональные и когнитивные показатели эмоциональной отзывчивости на музыку, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.

  2. Можно предположить, что люди с высоким уровнем ЭОМ обладают такими индивидуально-типологическими особенностями как подвижность, возбудимость, интенсивность эмоциональных процессов, склонность к положительным эмоциональным переживаниям, высокий уровень эмпатии, доминирование типов характеров с ярким проявлением эмоций, выраженность правополушарного когнитивного стиля.

Методологической базой исследования являются комплексный подход в изучении человека (Б.Г. Ананьев); интегративные концепции структуры индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.В. Белоус, Э.А. Голубева, Н.В. Беломестнова); выделение феномена ЭОМ (Б.М. Теплов), теория дифференцированных эмоций К.Изарда, системный подход к анализу личности (В.А. Барабанщиков, К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Беломестнова); типологический подход (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева).

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:



    1. Для изучения представления музыкантов-профессионалов об ЭОМ используется анкетирование представителей музыкальных специальностей.

    2. Опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ.

    3. Эмпирическое исследование эмоциональных и когнитивных показателей ЭОМ осуществляется посредством семантического дифференциала, ассоциативного теста, рисуночного теста, заполняемых испытуемыми после прослушивания музыкального произведения.

    4. Исследование индивидуально-типологических свойств испытуемых с высокой ЭОМ:

1) эмоциональная сфера

Для оценки формально-динамических свойств эмоциональности применяется опросник Е.П. Ильина «Характеристики эмоциональности».

С целью исследования модальностных проявлений свойств эмоциональности применяется шкала дифференцированных эмоций К. Изарда.

Выявление уровня эмпатии осуществляется с помощью опросника А. Меграбяна, Н. Эпштейна.

Оценка характерологических черт осуществлялась посредством методики аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам (13 СХП) Э.Г. Эйдемиллера.

2) когнитивная сфера

Для диагностики когнитивного стиля применяется тетрахорическая методика (методический прием Л.Я. Балонова, В.Л. Деглина, Н.Н. Николаенко в модификации Н.В. Беломестновой).

Уровень интеллекта определяется тестом структуры интеллекта Р. Амтхауэра и прогрессивными матрицами Дж. Равена.

Данный методический комплекс позволяет изучить ЭОМ с разных позиций: во-первых, имеется экспертная характеристика изучаемого феномена, во-вторых, актуализируются эмоциональные и когнитивные реакции в процессе прослушивания музыкальных произведений, в-третьих, диагностируются индивидуально-типологические характеристики людей с высокой ЭОМ.

Эмпирическая база исследования

Общая численность респондентов, охваченных исследованием, составляет 563 человека обоих полов, в возрасте от 17 до 55 лет, различной профессиональной направленности и разным уровнем музыкального образования.



Достоверность научных результатов, представленных в диссертации, обусловлена разносторонним теоретико-методологическим анализом феномена ЭОМ, комплексным применением психологических методов, адекватных поставленным целям и задачам, корректным приемам их обработки, статистической значимостью полученных данных, репрезентативностью выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, содержательным анализом полученных данных, грамотно построенным научным исследованием.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Феномен эмоциональной отзывчивости на музыку представляет собой комплексное образование, включающее как эмоциональные, так и когнитивные характеристики. К эмоциональным характеристикам относятся интенсивность и дифференцированность эмоционального реагирования на музыку, склонность к переживанию положительных эмоциональных состояний, амбивалентность эмоционального переживания. Когнитивные характеристики проявляются в вербальном показателе (большое количество словесных ассоциаций в ответ на музыку), нестандартности музыкальных образов, сюжетно-динамическом способе обработки слушателем музыкального материала;

  2. В качестве индивидуально-типологических свойств человека, связанных с ЭОМ, выступают такие особенности как интенсивность эмоционального реагирования, переживание всего диапазона эмоциональных состояний – положительных, когнитивных, отрицательных стенических и астенических эмоций, более высокий уровень эмпатии, представленность в структуре характера гипертимных, эмоционально-лабильных и истероидных черт.

  3. Для оценки выраженности ЭОМ можно применять следующие категории: потребность в музыкальном воздействии (частота прослушивания музыки, посещения концертов); моторная и вегетативная реакция на музыкальные стимулы; эффект последействия музыкального стимула (потребность в напевании, легкость переключения на другой вид деятельности); модальность эмоциональной реакции на музыку; субъективная оценка степени выраженности ЭОМ.

Научная новизна исследования

Получены новые данные, позволяющие раскрыть характеристики изучаемого феномена. Выделен комплекс характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку, что в дальнейшем может использоваться для решения проблем, связанных со спецификой эмоционального реагирования на внемузыкальные стимулы. Показано, что психологические характеристики ЭОМ включают в себя не только эмоциональные, но и когнитивные показатели.

Разработан и апробирован диагностический инструментарий (опросник и показатели различных методик), с помощью которого представляется возможным оценивать психологические характеристики ЭОМ и в дальнейшем применять используемые в диссертационном исследовании методы для оценки выраженности изучаемого феномена.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке перечня психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку. В ходе теоретического анализа не было обнаружено исчерпывающей информации о содержательных характеристиках изучаемого феномена. В результате эмпирического исследования был предложен комплекс эмпирических критериев ЭОМ.

Практическая значимость

Разработан диагностический инструментарий – опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ, а также различные показатели методик, позволяющие выявлять характеристики ЭОМ при массовых обследованиях. Исследование ЭОМ может помочь выявить механизмы формирования данного образования, поэтому результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами при построении программ тренингов и практических занятий, направленных на развитие чуткости, эмоциональной восприимчивости, а также послужить теоретической основой для разработки методов релаксации посредством музыкального воздействия в процессе в психотерапии. Материалы диссертации также могут служить источником для расширения таких учебных курсов как «Психология индивидуальных различий», «Музыкальная психология», «Психодиагностика», «Коррекционная психология», «Социальная психология».



Апробация и внедрение результатов работы

Основные теоретические положения, практические результаты диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, на заседаниях секции «Фундаментальных проблем психологии и антропологии» Санкт-Петербургского Союза ученых.

По теме диссертационного исследования были реализованы доклады на III Международной конференции МАКИ (Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований) в Москве (2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2009», Международной конференции, «Метафизика искусства – VI: Архитектоника музыкального образа» в рамках Дней Петербургской Философии – 2009, Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2010».

Внедрение полученных результатов осуществлялось при проведении лекционных занятий по дисциплинам «Дифференциальная психология», «Психология личности», «Экспериментальная психология» (СПбГУП, 2008-2010) и практических занятий по курсу «Общая психология» (РГПУ им. А.И. Герцена, 2008).

Результаты диссертационного исследования изложены в 25 публикациях общим объемом 4,96 п.л. Из них 2 работы объемом 0,74 п.л. опубликованы в рецензируемых изданиях.

Структура и объем диссертации

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, выводы, список литературы (200 наименований, из них – 5 на иностранном языке), 13 приложений. Основное содержание изложено на 188 страницах, иллюстрировано 44 таблицами и 9 рисунками.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены методологические и теоретические предпосылки исследования, обозначены цель и задачи, объект, предмет, методы исследования, сформулированы гипотезы и положения, выносимые на защиту. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формы апробации и внедрения результатов исследования.

Первая глава «Психологические характеристики и корреляты эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических исследованиях» посвящена обзору отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме.

В параграфе 1.1 «Анализ основных понятий, связанных с эмоциональной отзывчивостью на музыку» рассматриваются дефиниции таких понятий как музыкальность, сензитивность, сентиментальность, чувствительность, чуткость в различных словарях и психологических трудах.

Параграф 1.2 «Проблема психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических исследованиях» посвящен исследованию особенностей переживания человека, формирующегося под воздействием музыкального стимула.

В разделе 1.2.1 «Механизм эстетической реакции как теоретическая предпосылка формирования представления о психологическом содержании ЭОМ» внимание обращено на проблему эстетического переживания в процессе восприятия произведений искусств. В философских размышлениях Ф. Ницше А.Ф.Лосева, Ж. Делеза, А.И. Розова, психологических трудах Л.С. Выготского, Н.Е. Вераксы, В.М. Аллахвердова выдвигается идея диалектики, противостояния противоположностей как одного из механизмов, лежащего в основе катарсиса. Произведение искусства заключает в себе аффективное противоречие, вызывающее антагонистические чувства, которые приводят к эмоциональной разрядке.

В разделе 1.2.2 рассматриваются особенности эмоционального реагирования человека на музыкальное воздействие. Представлены результаты эмпирических исследований, изучающих влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека (В.Л. Новицкая), влияние прошлого опыта на качественную специфичность эмоционального переживания при музыкальном воздействии (В.И. Петрушин). Имеются данные о взаимосвязи между эмоциями человека, проявляющихся в повседневной жизни, и особенностями их отражения в музыке (В.И. Петрушин), обсуждается понятие эмоционального слуха как возможного аналога ЭОМ (В.П. Морозов). Исследования воздействия музыки на эмоциональную сферу детей представлены в трудах К.В. Тарасовой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Галич, Е.Г. Инжевитовой, Н.В. Беломестновой, В.В. Подпругиной, И.В. Блинниковой.

В разделе 1.2.3 «Эмпирические исследования когнитивной составляющей музыкального переживания» обсуждается конкретное наполнение смыслового компонента ЭОМ в теоретических и эмпирических исследованиях. Предполагается, что ЭОМ может проявляться в визуальных образах, конкретных зрительных представлениях, возникающих в процессе прослушивания мелодий, индивидуальных воспоминаниях об эмоционально-насыщенных ситуациях (образный компонент) и в без-образных музыкальных впечатлениях, чистом эстетическом переживании гармонии и красоты (абстрактное переживание).

В параграфе 1.3 «Индивидуально-типологические особенности музыкальных людей в трудах отечественных и зарубежных авторов» систематизированы данные сравнительного анализа различных свойств индивидуальности музыкантов и немузыкантов.

В разделе 1.3.1 обсуждаются модели структуры индивидуальности отечественных исследователей (Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Т.Ф. Базылевич, Э.А. Голубевой, Н.В. Беломестновой) как методологическая основа исследования.



Раздел 1.3.2 «Индивидные особенности музыкальных людей» посвящен рассмотрению поло-возрастных, формально-динамических характеристик музыкальных людей. В качестве психодинамических коррелят ЭОМ можно выделить лабильность нервной системы (И.А. Левочкина, Е.П. Гусева, А.И. Медянников, М.В. Никешичев, Н.А. Аминов, Э.А. Голубева, Ю.А. Цагарелли, А.Н. Конев). В данном разделе представлены также результаты нейрофизиологических исследований музыкального переживания (В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер, А.И. Борисов, М.И. Никифоров, М.В. Сергиевский, А.Н. Лебедев, Т.С. Князева, Т.Н. Маляренко, А.В. Сулимов, Ю.В. Любимова, Р.А. Павлыгина, В.Н. Давыдов).

В разделе 1.3.3 внимание обращено на вопрос особенностей эмоциональной сферы музыкальных людей. Обозначается склонность к переживанию положительных эмоций музыкантов, для них характерны спокойствие, благополучие (А.Х. Пашина, А.В. Торопова), положительный стенический компонент эмоциональной сферы способствует успешной музыкальной деятельности (Р.Ф. Сулейманов, С.П. Коныгина). Ю.А. Цагарелли представил разветвленную иерархическую структуру музыкальности, в которой выделены внешняя и внутренняя ЭОМ.

В разделе 1.3.4 представлены данные о характерологических особенностях музыкантов (Б.М. Теплов, И.А. Логанова), в том числе и в зависимости от их специализации (В.Т. Ражников, Е.С. Борисова, Г.Л. Ержемский, Р.Ф. Сулейманов).

В разделе 1.3.5 «Взаимосвязь когнитивной сферы с эмоциональной отзывчивостью на музыку» отмечается факт положительной корреляции музыкальной и интеллектуальной одаренности (Я.А. Пономарев, Т.В. Галкина, М.А. Кононенко, Г.С. Тарасов, И.В. Тихомирова, Р.Ф.Сулейманов, Е.М. Курильченко, О.Н. Ефремова), обсуждается концепт «музыкальное мышление» (И.Ф. Гербарт, Б. Риман, Э. Ганслик), проводится анализ особенностей мыслительной деятельности выдающихся композиторов (М.Е. Тараканов, О.В.Лукьянович, Л.К.Каверина). Интерес представляет современная работа Д.К. Кирнарской, выделившей музыкально-языковую способность – конструкт, позволяющий эстетически и осмысленно воспринимать музыкальные идеи. Особого внимания заслуживает проблема способов обработки музыкальной информации. В нейропсихологии долгое время речевые функции локализовали в левом полушарии, а неречевые (в частности, музыкальные) – в правом. Во второй половине ХХ века высказываются мнения о левополушарном способе обработки информации в процессе восприятия музыки профессиональными музыкантами (Bever Th., Chiarello R. Beisteiner). Напомним, что феноменология правополушарного модуса мышления имеет образно-чувственный, интуитивный, эмоциональный характер. Левополушарный стиль характеризуется рациональным, символическим, аналитическим способом обработки информации. В эмпирическом исследовании Е.Ю. Артемьевой показано, что для профессиональных музыкантов особенностью стратегии описания изображений являются абстрактность, отрыв от реалистичности, схематичность, символичность, что, вероятно, свидетельствует в пользу применения левополушарного способа обработки информации. Однако имеют место предположения о том, что для одних композиторов характерен левополушарный способ переработки, а для других – правополушарный (Г.А. Голицын, О.Н. Данилова и др.).



следующая страница >>
Смотрите также:
Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку
373.94kb.
3 стр.
ШаповаловаН. Л
68.55kb.
1 стр.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки
86.93kb.
1 стр.
Психологические характеристики русского крестьянства второй половины XIX начала XX века
510.31kb.
3 стр.
Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях. «Музыкальный калейдоскоп»
57.52kb.
1 стр.
Кандидат психологических наук, доцент
201.2kb.
1 стр.
Кандидат психологических наук, доцент
201.89kb.
1 стр.
Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей
58.49kb.
1 стр.
Название последнего альбома him «Тиэз он тэйп» (Слёзы на ленте) связано с эмоциональной реакцией фронтмена Вилле Вало (ВВ) на музыку своих любимых исполнителей
19.04kb.
1 стр.
Исследование для изучения особенностей эмоциональной сферы слабовидящих детей. Сформированы две группы детей: I 82 ребенка, посещающих детский сад компенсирующего типа; II 62 ребенка с дефектами зрения, посещающих детский сад общего типа
1231.71kb.
13 стр.
Психологические особенности рекламы лс
79.74kb.
1 стр.
Обрадович Тамара, аспирантка 1 года обучения кафедры «Менеджмент»
10.78kb.
1 стр.