Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 25страница 26

PART I



GRAMMAR MATERIAL
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

( THE NOUN )

Имена собственные

Proper nouns



Имена нарицательные

Common nouns


Tim Baker

Europe

Great Britain



London

the Grand (Hotel)

Oxford Street

Penny Lane

the Thames

the British Museum

the Daily News


Исчисляемые

Countable



Неисчисляемые

Uncountable



a boy (two boys)

a man (three men)

a table (four tables)

a city (ten cities)

a mile (a hundred miles)

people


scissors

bread

water


love

equality


clothing

furniture

permission

length


cotton

tea


peace

ignorance

leasure

equipment



activity

news

Правила образования множественного числа

Правила

Примеры

Примечаниния


  1. Множественное число образуется путем добавле­ния окончания -s к форме единственного числа. Оно произносится:

[z] после звонких соглас­ных и гласных; [s] после глухих согласных; [iz] после [s], [z]


  1. Если существительное оканчивается на -s, -ss, -х, -z, -sh, -ch, -tch, множественное число образуется добавлением -es [iz]




  1. Имеется семь имен существительных, которые обра­зуют множественное число путем изменения корневой гласной



  1. Два имени существитель­ных образуют множествен­ное число добавлением en




  1. У некоторых имен существительных форма множест­венного числа совпадает с формой единственного числа


  1. У существительных, заим­ствованных из латинского и греческого, сохраняются соответствующие формы множественного числа



  1. Сложные имена существи­тельные образуют множе­ственное число следующим образом:

  1. -s добавляется к основ­ному слову



  1. форма множественного числа определяется конеч­ным элементом



  1. Если существительное начинается с man/woman,оба элемента принимают форму множественного чи­сла

  2. При отсутствии существительного в составе комп­лекса -s добавляется к последнему элементу

ties, plans, tables, books

А также

baths, paths, smooths, doths

healths, months, devices,

services, glasses.

buses, boxes, brushes, benches, matches, cargoes, potatoes, prizes.


man — men

woman — women

tooth — teeth

mouse — mice

louse — lice

foot — feet

goose — geese

ox — oxen

child — children
deer, sheep, swine, fish, trout, dozen, score, aircraft,

salmon, series, Chinese, Swiss, species.

phenomenon — phenomena

datum — data

crisis — crises

basis — bases

stimulus — stimuli

formula — formulae

indet — indices

antenna — antennae


editors-in-chief

brothers-in-law

lookers-on

lady-birds

hotel-keepers

housewives , postmen
men-servants

women-doctors


forget-me-nots

merry-go-rounds



Но: pianos, altos, photos, radios, cuckoos, kimonos, zeros, rodeos, videos, zoos, patios,

kilos, kangaroos,

concertos.


Имена существительные, используемые только в единственном

или только во множественном числе

Английский язык

Русский язык

  1. Существительные, обозначающие предметы, которые состоят из двух или более частей, как и в русском языке, используются только в форме множественного числа.

trousers брюки

spectacles (glasses) очки

scissors ножницы

scales весы

tongs щипцы

2. Следующие существительные всегда используются во мно­жественном числе:

wages, contents, clothes, arms,

stairs, riches, goods, potatoes,

onions, carrots, oats, etc.

His wages are high.

The contents have not been

changed.


His clothes were wet.

The stairs are steep.



Potatoes are cheap in autumn.

But: a potato, an onion, a carrot (one)

3. Существительные gate, sledge, watch, clock имеют форму един­ственного и множественного чи­сла.



The only gate was open.
All the gates were closed.

My watch (clock) is slow.



He was two watches (clocks).

4. Существительное vacation ис­пользуется только в единствен­ном числе.

Our summer vacation lasts two months.

But: We have two vacations a year.

Существительное holiday в этом значении имеет форму множест­венного числа.

the school holidays

the Christmas holidays

В значении "праздничный день" оно имеет форму единст­венного числа.

Friday is a holiday in Muslim countries.



Используются в единственном числе:
зарплата, содержание, одежда, оружие,

лестница, богатство, товар, картофель, лук, морковь,овес и т. д.

У него довольно высокая зарплата.



Содержание не было изменено.
Его одежда была мокрой.

Лестница крутая.

Осенью картофель дешевый.


Имеют только форму множественного числа.
Единственные ворота были

открыты.


Все ворота были закрыты.

Мои часы отстают.

У него две пары часов.

Существительное каникулы име­ет только форму множественного числа.

Наши летние каникулы продолжа­ются два месяца.

школьные каникулы

рождественские каникулы

Пятница — праздничный день в мусульманских странах.




Правила правописания существительных во множественном числе Spelling Rules (Plurals)

Правила

Примеры


Примечания

  1. Если существительное оканчивается на с предшествующей согласной, меняется на -i + -es




fly — flies

army — armies

lady — ladies


В именах собственных изменений не происходит

Mary— Marys

2. Если существительное оканчивается на с предшествующей гласной, гласная не изменяется

day — days

boy — boys

play — plays

toy — toys

key — keys






3. -f; -fe в конце существительных меняются на -ve (в написании и произношении)

wife — wives

[waif] [waivz]

leaf — leaves

[li:f] [li:vz]

knife — knives

thief — thieves

life — lives [laif] [laivz]

half — halves




Но: a chief-chiefs;

a roof-roofs;

a gulf-gulfs;

a proof-proofs;

a safe-safes;

a cuff-cuffs;

a handkerchief-handkerchiefs;

a cliff- cliffs;

a belief – beliefs.






Выражение падежных отношений

Падежи в


русском языке

Падежи в английском языке

общий падеж


Притяжательный

падеж


Именительный

Винительный

Родительный

Дательный

Творительный

Предложный



а) без предлога:

The pen is on the table.

Ручка на столе.
I see a boy. Я вижу мальчика.

б) с предлогом:






of The pen of the boy is on the

table. Ручка мальчика на столе.




to I gave a pen to the boy.

Я дал ручку мальчику.


by The letter is written by the boy.

Письмо написано мальчиком.



with I write with a pen.

Я пишу ручкой.


about We are talking about the boy.

Мы говорим о мальчике.


The teacher’s room – комната учителя.

The teachers’ room – комната учителей, учительская.

The children’s room – детская комната.

The childrens’ room – комната детей.

The New Year’s Day – новогодний день.

Today’s newspapers – сегодняшняя газета.



Артикль (The Article)

Артикль не употребляется





  1. Перед именами существительными собственными

Helen, Moscow, France, Oxford Street

  1. Перед существительными во множественном числе, перед которыми в единственном числе стоит неопределенный артикль

An interesting film is on at our cinema.

Interesting films are on at our cinema.



  1. Перед абстрактными существительными, перед названием веществ, если речь не идет о каком-либо количестве

His work gives him satisfaction.

Oil is difficult to transport.



  1. Перед неисчисляемыми существительными (information, news, advice, money, equipment, и т.д.), если при них нет ограничивающего определения

This is important information.


  1. Перед существительными, обозначающими титулы, звания, форму обращения

Captain Volkov, Mr. Smith, Professor Green

  1. Перед именами существительными, обозначающими названия дней и месяцев

on Monday, in January

  1. Перед существительными, определяемыми словами next (будущий) и last (прошлый), если существительное обозначает время или количественными числительными

Last week, next year;

Но: the last week of the year; World War II; room №5



  1. Перед названиями наук

I like physics.

  1. В некоторых сочетаниях существительного с предлогом

(to go) by ship (train); on deck; (to go) on foot; (to be) on holiday; (to go) on business, from year to year и др.


Неопределенный артикль употребляется





  1. Перед существительными, обозначающими профессию

I'm a teacher.

She's an architect.



  1. С некоторыми выражениями количества

a pair of (shoes); a little; a couple of (minutes); a few; a hundred; a thousand

  1. В восклицаниях what + a + исчисляемое существительное

What a pity!

What a lovely day!





Определенный артикль употребляется





  1. Перед существительными, обозначающими названия морей, рек, гостиниц, кафе, театров, музеев, газет

The Thames

Th British Museum

The Pacific

The Ritz


  1. Перед существительными, обозначающими единственные в своем роде явления

The sun

The Queen

The government


  1. Перед прилагательными в превосходной степени

He's the richest man in the world.

Jane's the oldest in the class.


Имя прилагательное (The Adjective)





Прилагательные

Положительная степень

Сравнительная степень

Превосходная степень

односложные и некоторые двусложные прилагательные

Small


Cold

Pretty


- er

smaller


colder

prettier


- est

(the) smallest

(the) coldest

(the) prettiest



некоторые двусложные и многосложные прилагательные

Active

Important


Beautiful

more active

more important


more beautiful

(the) most active

(the) most important

(the) most beautiful


исключения

Good

Bad


Many, much

Little


Far

better

worse


more

less


farther

further


(the) best

(the) worst

(the) most

(the) least

(the) farthest

(the) furthest


Наречие (The Adverb)




Образование степеней сравнения


Наречия

Положительная степень

Сравнительная степень

Превосходная степень

Односложные наречия (а также наречие early)

Late


Fast

Early


-er

later


faster

earlier


-est

latest


fastest

earliest


Многосложные наречия

Often

Slowly


more often

more slowly



most often

most slowly



Исключения:

Well

Badly


Much

Little


Far

better

worse


more

less


farther

further


best

worst


most

least


farthest

furthest




Имя числительное (The Numeral)




Образование количественных числительных





1 – 12

13 – 19

- teen


20 – 99

- ty


100 и более

1 one

2 two


3 three

4 four


5 five

6 six


7 seven

8 eight


9 nine

10 ten


11 eleven

12 twelve



13 thirteen

14 fourteen

15 fifteen

16 sixteen

17 seventeen

18 eighteen

19 nineteen


20 twenty

30 thirty

40 forty

50 fifty


60 sixty

70 seventy

80 eighty

90 ninety

95 ninety-five


100 a (one) hundred

101 a (one) hundred and one

200 two hundred

354 three hundred and fifty-four

1,000 a (one) thousand

2,450 two thousand four hundred and fifty

1,000,000 a (one) million




Чтение хронологических дат





1989г.

Nineteen eighty-nine

1800г.

Eighteen hundred

In 1970

in nineteen seventy

7th November, 1917

November, 7th, 1917



The seventh of November, nineteen seventeen

November the seventh, nineteen seventeen





Образование порядковых числительных





1й –12й


13й – 19й

- th


20й – 99й

- th


100й и более

- th


1 first

2 second


3 third

4 fourth


5 fifth

6 sixth


7 seventh

8 eighth


9 ninth

10 tenth


11 eleventh

12 twelfth



13 thirteenth

14 fourteenth

15 fifteenth

16 sixteenth

17 seventeenth

18 eighteenth

19 nineteenth


20 twentieth

21 twenty-first

22 twenty-second

30 thirtieth

90 ninetieth

99 ninety-ninth



100th one hundredth

200th two hundredth и т.д.

487 four hundred and eighty-seventh

3,000 three thousandth

1,000,000 one millionth




Чтение дробных и смешанных величин





1/3

3 4/5


7/8 foot

½

¼



2,5

0,5


One third

Three and four fifth

Seven eighth of a foot

One (a) half

One (a) quarter

Two point five

Point five




Глагол to be



З
быть

находиться


I am in the room

должен
to be to + go

Вспомогательный глагол
(Continuous,

Passive Voice)



to be
начения глагола to be



быть

являться
I'm a cadet

I am young


Формы глагола to be

b

e was been




am is are were



Present Indefinite (Simple)


I am
he We

she is you are

it they

Past Indefinite (Simple)

I

he We



she was you were

it they


Future Indefinite (Simple)

I shall be We shall be

he

s


will be
he will be you

it they


Оборот there + be





Время

Форма

Утвердительная

Вопросительная

Отрицательная

Present

There is a book on the shelf.

На полке есть книга.

There are some pupils in the room.

В комнате несколько учеников



Is there a book on the shelf?

На полке есть книга?

Are there any pupils in the room?

В комнате есть ученики?



There is no book on the shelf.

На полке нет книги.

There are no pupils in the room.

В комнате нет учеников.



Past

There was a book on the shelf.

На полке была книга.

There were some pupils in the room.

В комнате были ученики.



Was there a book on the shelf?

На полке была книга?

Were there any pupils in the room?

В комнате были ученики?



There was no book on the shelf.

На полке не было книг.

There were no pupils in the room.

В комнате не было учеников.



Future

There will be some pupils in the room.

В комнате будут ученики.



Will there be any pupils in the room?

В комнате будут ученики?

How many pupils will there be in the room?

Сколько учеников будет в комнате?



There will be no pupils in the room.

В комнате не будет учеников.




Видовременные формы английского глагола




Active


Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Констатация факта

Процесс

Завершенность

Процесс в течение некоторого промежутка времени

PRESENT

V,V-s


I write

Я пишу


( часто)

PRESENT

am

is V-ing



are

I am writing

Я пишу

(сейчас)



PRESENT

have


has V-ed, V3

I have written

Я написал

(уже, только что)



PRESENT

have


has been V-ing

I have been writing

Я пишу (уже час, с двух часов)


PAST

V-ed, V2

I wrote

Я писал


( вчера, два дня тому назад)

PAST

was


were V-ing

I was writing

Я писал

( вчера в два часа, когда он вошел)



PAST

had V-ed, V3

I had written

Я написал

(вчера к трем часам: до того, как он пришел)


PAST

had been V-ing

I had been writing

Я писал


(уже два часа, когда он пришел)

FUTURE

shall


will V

I shall write

Я буду писать

(завтра)


FUTURE

shall


will be V-ing

I shall be writing

Я буду писать

( завтра в три часа)



FUTURE

shall


will have V- еd, V3

I shall have written

Я напишу

( завтра к трем часам)



FUTURE

shall


will have been V-ing

I shall have been writing

Я буду писать

( завтра уже три часа, когда он придет)




Passive


Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Констатация факта

Процесс

Завершенность

Процесс в течение некоторого периода времени

PRESENT

am

is V-ed, V3



are

I am instructed –Меня инструктируют (каждый год)



PRESENT

Am

is being V-ed, V3



are

I am being instructed -

Меня инструкти­ру-ют (сейчас)


PRESENT

have


has been V-ed, V3

I have been instructed – Меня проинструк-ти­ровали (уже)



Вместо отсутствующих форм Per­fect Continuous употребляются формы Perfect.

PAST

was


were V-ed, V3

I was instructed – Меня инструктировали (вчера)



PAST

was


were being V-ed, V3

I was being instructed – Меня инструктировали ( когда он вошел)



PAST

had been – V-ed, V3

I had been instructed – Меня уже проинструктировали ( к тому времени, когда он пришел)


Вместо отсутствующих форм Per­fect Continuous употребляются формы Perfect.

FUTURE

shall


will be V-ed, V3

I shall be instructed -

Меня будут инструктировать (завтра)


FUTURE

Вместо отсутствующей формы употребляется Future Indefinite



FUTURE

shall


will have been V-ed, V3

I shall have been instructed – Меня уже проинструктируют ( к трем часам)





Модальные глаголы (Modal Verbs)





Возможность,

Физическая, умственная способность



Оттенки значения

Глаголы

Перевод

Физическая, умственная способность

can

be able to



мочь,

быть способным



Возможность (в силу обстоятельства)

can

(may)


мочь,

иметь возможность



Возможность (благодаря разрешению)

can

may


можно (мочь)

Невозможность (в силу запрета)

mustn’t

not to be to

may not


ни в коем случае нельзя

долг, необходимость

моральный долг, моральная обязанность, необходимость

must

должен

Необходимость (в силу обстоятельств)

to have to

должен, вынужден, приходится

совет, рекомендация

should

ought


следует,

должен


Запланированная необходимость

to be to

shall


должен,

обязан


возможность,

физическая, умственная способность



Оттенки значения

Глаголы

Перевод

Отсутствие необходимости

neednt

not to have to

shouldnt

oughtnt



не должен,

не нужно,

не следует


разная степень уверенности

почти полная необходимость

must

должно быть, вероятно, очевидно

Неуверенность, незнание

may

может быть (но я не знаю), пожалуй

Предположение с большой степенью сомнения

might

could


может быть и так, но вряд ли…

удивление, неверие

cant

возможно ли?

неужели?


не может быть?

Уверенность в невозможности

couldnt

не может быть, не мог

Неличные формы глагола





Функции

Infinitive

Gerund

Participle 1

Participle 2

Perfect Participle

To learn -

изучать


Learning –

изучение


Learning -

изучающий, изучая



Learned -

Изученный



Having learned -

изучив


ПОДЛЕЖАЩЕЕ

To learn English is necessary in modern life. Изучать английский необходимо в современной жизни. (идея)

Learning English is hard but necessary.

Изучение английского трудно, но необхо-димо. (процесс)












ДОПОЛНЕНИЕ

I want to go to America.

I want you to go to America. (complex ob­ject)

Mr. Garrett heard Natalie speak over the telephone. Мистер Гэрэт слышал, что Натали гово­рит по теле­фону.


Natalie avoids driving. Натали избегает водить машину.

Mr. Garrett heard Nata­lie speaking over the telephone. (complex object) Мистер Гэ­рэт слышал, как Натали говорила по телефону.







ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

(In order) To know English well you must study hard. Чтобы хорошо знать английский, вы должны усердно заниматься.

On hearing the news he got very angry. Услышав новость, он очень рассердился.

(When) Driving the car Natalie enjoys it greatly.

Когда Натали водит машину, ей это очень нравится.



When asked he brought his papers.

Когда его спросили, он принес свои документы.



Having read the letter, he put it on the table. Прочитав письмо, он положил его на стол.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

This is a good book to read (which you can read) Это хорошая книга для чтения.

He had a chance of becoming a popular dancer.

У него была возможность стать известным танцовщиком.



They saw a flying plane. Они увидели в небе летящий самолет.

The text translated by the boy is very interesting. Текст, переведенный мальчиком, очень интересный.






Resume & Curriculum Vitae (CV)


Резюме и жизнеописание.
Резюме является кратким изложением данных о Вашем образовании и профессиональном опыте и включает, в том числе, краткие биографические справки. Объем резюме не должен превышать одной страницы.

Жизнеописание отличается от резюме объемом, и пишется обычно претендентами на руководящие должности. В нем следует дать более подробную, чем в резюме информацию о себе, своем образовании и квалификации.

Как правило, резюме и жизнеописание включают следующую информацию:

1. Личные данные: полное имя (фамилия, имя, отчество), полный адрес проживания в настоящее время, контактный и домашний телефоны, дата рождения и возраст, семейное положение (включая сведения о детях), национальность, при необходимости – иммиграционный статус.

2. Цель поиска работы (очень кратко).

3. Сведения о полученном образовании: (в хронологическом порядке) названия и адреса средних школ, даты их посещения, полученная вами квалификация в средних учебных учреждениях; названия и адреса колледжей и университетов, даты учебы и полученная вами квалификация.

4. Сведения о дополнительном образовании: (в хронологическом порядке) названия курсов и их продолжительность, даты посещения Вами данных курсов и полученная квалификация.

5. Информация о Ваших умениях и навыках: уровень владения иностранными языками, наличие водительских прав, навыки работы на компьютере, машинописная скорость и т.п.

6. Данные об опыте работы: (в хронологическом порядке) даты работы в каждой должности, имена и адреса работодателей, должность, краткое описание обязанностей, количество людей в вашем подчинении, успехи достигнутые за время работы в данной должности, причина увольнения, и т.п.

7. Информация о личных интересах: работа на добровольных началах, игра на музыкальных инструментах, чтение определенного жанра книг, увлечение конкретным видом спорта, приготовление блюд, увлечение искусством и т.п.

8. Наличие рекомендательных писем: имена в полной форме и адреса людей, которые согласились дать Вам рекомендации; если по требованию потенциального работодателя могут быть предоставлены рекомендательные письма, на это следует указать отдельно, сделав следующую пометку: References are available upon request.

При составлении резюме желательно использовать следующие фразы: I developed; I created; I took responsibility for; I managed; I devised; I controlled; I initiated; I negotiated.


RESUME
Name: Emily Alison Biggins

Address: 47, Putney Hill, London

SW16 4QX

Tel.: London 475 78 65

Date of birth: 15 July 1970

Age: 27


Marital status: Single

Nationality: British



Objective:

To secure a part – time position that offers a variety of tasks, in which to use my secretarial skills and knowledge of foreign languages.



Education

Dates: 1987 – 1992

College: South Thames College, London.

Qualifications: Secretarial Courses; Shorthand

Grade 2; Typing Grade 3.

Dates: 1993 –1994

College: Oxleigh Secretarial College

Qualifications: Secretarial Skills Refresher

Course: Shorthand (90 w.p.m.);

Typing (60 w.p.m.). Book – keeping

Grade One. Word – processing.

Employment

Dates: 1995 – to present

Company: Philip Wilson Publishers Ltd.

Position: Secretary to the Sales Manager.

Responsibilities: Taking shorthand; typing and filing

correspondence, maintaining diaries,

office support, etс.

Other Skills & Occupations

I now work regularly as a volunteer for the Red Cross. I also have a clean drivers’ license and a good knowledge of Spanish and French. My personal interests include classical literature reading, independent travel, modern jazz and swimming.

References

References are available on request.
CURRICULUM VITAE
Name: Maria Ivanova

Address: ul. Tverskaya, dom 55, kv. 134 Moscow

Telephone: Home: (095) 292 52 22
Education & Training
December 1991- April 1994 Moscow Sate Linguistic University, Department Of English Lexicology

Qualifications Linguistic Researcher; PhD diploma was obtained in April 1994

September 1981 – June 1986 Moscow State Linguistic University, Department of German Languages.
Qualifications
Higher education diploma: Teacher of English and German.

April 1997 Computer training courses in Xylos (Microsoft Authorized Training Centre of Moscow)


Employment
July 1996 to present Price Water House, Translating & Interpreting Department

Position: Translator from/to English and German.

Responsibilities: Interpreting, auditing documents, translating from/to English and German

August 1995 – July 1996 British Petroleum

Position: Translator and administrative assistant

Responsibilities: Translating from/to English, administrative duties performance

August 1994 – August 1995 Norton Rose

Position: Translator and interpreter.

Responsibilities: Translating from/to English and German (commercial contracts, legal documents, etc.)

August 1986 – August 1994 English language teaching at the department of English lexicology Of Moscow State Linguistic University

Position: Tutor of English

Responsibilities: Practical English and grammar for third-year Students, Stylistics

1986 up to present Free-lance interpreter and translator at the chamber of commerce and industry

Skills: Good typing skills, strong organizational skills, ability to work under pressure, customer-oriented, good time management

Computer literacy: Word Perfect, MS Word For Windows, Lotus Ami-Pro 3.1., Lotus 1-2-3, e-mail, Internet user

Languages: Native Russian, professional level of English and German

Interests: Social/Cultural traveling, classical literature, world history, jazz music

Sporting: Swimming, skiing

Countries visited: UK, USA, Spain, Japan, Australia, New Zealand


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для заочной формы обучения по специальности
846.77kb.
26 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров
2910.23kb.
15 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров
1834.41kb.
11 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения
1189.86kb.
12 стр.
Н. П. Грачев, И. Н. Маслова
1759.9kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения по специальности 210406. 65 «Сети связи и системы коммутации»
829.31kb.
10 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
446.71kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения
129.08kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов 3,4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
1672.05kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
331.05kb.
1 стр.