Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Вариант 9.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: алфавит, аналог, анатом, апартаменты, апостроф, арбуз, аргумент, арест, астроном, асбест.


Задание 2. Назовите и охарактеризуйте явление, лежащее в основе семантического искажения Измените фразы так, чтобы они соответствовали литературной норме: сняться в анфас, моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.

Задание 3. Прочитайте текст – фрагмент речи А.Ф.Кони. Какие функционально - смысловые типы речи, изобразительные и выразительные средства речи здесь использованы? Свое мнение обоснуйте.

Подсудимый настаивает перед правительствующим сенатом об отмене приговора палаты во всех частях, кроме одной, и об открытии ему вновь дверей государственной службы. Будучи в настоящем деле прокурором апел­ляционного суда, то есть представителем обвинительной власти, я выражаю надежду, что правительствующий сенат оставит приговор палаты в силе, а ходатайство подсудимого без последствий. Устав о службе гражданской т. III свода законов определяет в статье 712 «...общие качества должностного лица и общие обязанности, которые должны быть всегда зеркалом всех его поступков». К ним принадлежат: здравый рассудок, че­ловеколюбие, радение о должности, правый и равный суд всяко­му состоянию и т. д. Мы видели, как часто гнев потемнял здра­вый рассудок подсудимого, мы знакомы с характерными спосо­бами выражения им своего человеколюбия, мы знаем, как раде­ние о должности обращалось у него в радение о своей власти, нам известно, как облегчал он обращение к своему правому и равному суду... Он не может без опасения причинения дальней­шего вреда поручаемому ему делу оставаться матросом на ко­рабле государственной службы. Его следует высадить за борт — и когда он, предавшись частной жизни, сольется с массой людей, не имеющих никакой власти, он взглянет на последнюю снизу вверх и, вероятно, поймет, как дурно для других и опасно для се­бя распоряжался он той властью, которая была ему с доверием дана... 


Вариант 10.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: обетованный, паралич, санитария, экскурс, ханжество, упрочение, ходатайствовать, хозяева, цемент, юродивый, форум.


Задание 2. Подберите синонимы к словам: бережливый, прогрессивный, экстраверт, эксцентричный, традиционный, осмотрительный, информация, невысокий, неуступчивый, глобальный. Составьте словосочетания (предложения) с полученными парами.


Задание 3. Прочитайте фрагмент речи А.Ф.Кони. Как с помощью тропов выражено отношение оратора к предмету своей речи. Назовите вид тропов.

Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто-либо в одном месте, a no­
ползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вер-
нувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда
последние трудовые копейки, другая отнимет 50 руб. из
суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заста-­
вит пойти обиженного неизвестною, но преступною рукою парня
в солдаты, третья вырвет 10 руб. из последних 13 руб., получен­
ных молодою и красивою швеею-иностранкою, выгнанною на
улицы чуждого и полного соблазна города и т. д., и т. д.— ужели
мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не
можем обвинить тех, кто их распустил? («Дело о Станиславе и
Эмиле Янсенах, обвиняемых во ввозе в Россию фальшивых кре-­
дитных билетов...»). 


Вариант 11.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: кремень, легкоатлет, летаргия, наискось, приговор, позвонит, молода, столяр, чардаш, фетиш, теплится, случай.


Задание 2. Подберите антонимы к словам: отчаяние, безуспешный, оптимист, индивидуальный, оскорбительно, щедрый, инициативный, бездарный, гибельный, скрытный. Составьте словосочетания (предложения) с полученными антонимическими парами.


Задание 3. Прочитайте фрагмент речи А.Ф.Кони «Дело об убийстве Филиппа Штрама». К какому функционально-смысловому типу речи можно его отнести? Свое мнение обоснуйте.

...Нам придется коснуться некоторых сторон житейской обстановки подсудимых и их быта, из которых постепенно выяснится их виновность. Первый вопрос о месте, где совершено преступление.

Мы знаем, что это за место: это одна из маленьких квартир в одной из многолюдных улиц ремесленной и населен­ной части города. Квартира нанимается бедной женщиной, обыкновенно называемой в просторечии съемщицей, и отдается всякого рода жильцам. Проживают тут, как мы слышали, в этих трех маленьких комнатах, имеющих в длину всего десять шагов, с тоненькой стеной, из-за которой все слышно, с лестницей на не­большой чердак и с кухней, которая вместе составляет и прихо­жую, и комнату для отдачи жильцам, проживают в этих конур­ках студенты, сапожные подмастерья, девицы, «живущие от се­бя», и, наконец, сами хозяева.


Вариант 12.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: подзаголовок, призывник, разноименный, ракушка, раскаяние, оседлый, похороны, пасквиль, осведомить, плесневеть, призывной (пункт, возраст).


Задание 2. Подберите синонимы к словам: высокий, внезапный, чувствительный, грустный, предприимчивый, меркантильный, авторитарный, бездушный, искренний, значительный. Составьте словосочетания (предложения) с полученными парами.


Задание 3. Прочитайте фрагмент судебной речи А.Ф.Кони «Дело об убийстве статского советника Рыжова». Какой книжный стиль используется оратором? Какие изобразительные и выразительные средства? Свой ответ обоснуйте.

Я думаю, что нет возможности усомниться в правдивости показания вдовы Рыжовой. Положение ее поистине ужасно: она лишилась мужа, которого горячо любила, лишилась в нем единственного заступника, единственной поддержки — и лишилась от руки своего брата. Являясь сюда, она должна или при­знать, что ее брат был прав, и тем показать, что муж ее сделал что-нибудь дурное, выходящее из ряда вон, для того чтобы выну­дить его на убийство, или же сказать все, как было, а это может быть гибельно для брата. Ей представляется ее жестокой судь­бой на выбор — или молчаливое согласие на опозоренье памяти покойного, любимого, неповинного мужа, чем, быть может, будет куплено спасение брата, или же горестное и тяжкое служение правде, которое, не возвращая ей мужа, должно подвести брата под справедливую кару. Для нее нет выхода из этого. (...) Мы знаем из дела, что у Рыжовой и у Шляхтина есть родные, жив отец, но знаем ли мы ту борьбу, те колебания, те муки, которые должна была пережить злополучная женщина, прежде чем ре­шиться прийти сюда обличительницей брата — сына своего от­ца; прийти во имя чести отца своих детей и прийти, по-видимому, как дозволительно заключить из вырвавшихся у нее невольно слов, вопреки требованиям своей семьи?! Знаем ли мы это?


Вариант 13.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: втридорога, выговоры, договоры, гастрономия, гегемония, генезис, дефис, диагноз, давнишний, забронировать (закрепить за кем-нибудь), забронировать (покрыть броней), заговор.

Задание 2. Подберите антонимы к словам: лицемерный, злободневный, неприметный, абстрактный, стремительный, умный, промышленный, инициативный, разбавленный, образованный. Составьте словосочетания (предложения) с полученными антонимическими парами.


Задание 3. Прочитайте фрагмент из судебной речи А.Ф.Кони «Дело о Станиславе и Эмиле Янсенах, обвиняемых в ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов». Какие типы речи(описание, повествование, рассуждение) и почему использованы в этом фрагменте? Используются ли в нем элементы разговорного стиля? Какова их роль? 

Вы знаете, в чем состоял этот случай. К курьеру французского министерства иностранных дел Обри явился неизвестный человек, назвавшийся Леоном Риу. Он I) принес ему посылку и просил отвезти ее в Петербург. Обри решился взять эту посылку. (...) Обри везет ее в Петербург вместе с депешами Тюильрийского кабинета. Что же такое в посылке? Это, как говорил курьеру Риу и как значится в безграмотном переводе, артикулы, то есть образцы товаров. Посылка, пустая по цене, она стоит 30 франков, ее можно бро­сить куда-нибудь, и она бросается в саквояж, где клеенка, кото­рой она обшита, распарывается. В Петербурге у Обри является желание посмотреть содержимое посылки, и не защищенные больше оболочкой, в ней оказываются фальшивые бумажки. Об этом заявлено — и вот благодаря необычной любознательности французского курьера русские кредитные билеты попадают на стол вещественных доказательств нашего суда. Вы знаете, что Янсены были затем арестованы. Обстоятельства этого ареста вам более или менее известны. Я не считаю нужным их повто­рять, но напомню только вкратце, что к Обри сначала явилась г-жа Янсен, но ей Обри не отдал привезенной посылки. (...) На другой день явились оба Янсена, отец и сын. Они получили по­сылку; отец предложил сыну расписаться и выдал деньги по тре­бованию Обри, немножко поспорив о размере вознаграждения. Затем они вышли. Но едва только они вышли, как старика окру­жили двое или трое людей. Оказалось, что это чины сыскной по­лиции, и отец был задержан. Вы слышали показание Э. Янсена, который говорит, что их разделило проходившее по улице войско и он, видя, как к отцу подошел кто-то, перешел с ящиком под мышкой через улицу, чтобы узнать, что случилось с отцом, но также был задержан. Э. Янсен говорит, что если бы он знал, что в ящике, то мог бы бежать, мог бы бросить ящик в канаву, но я полагаю, что объяснение это не заслуживает уважения. Бе­жать он не мог, потому что, не перейдя через улицу, он не знал еще, что отца остановила полиция, а не какое-либо неопасное частное лицо, а потом бежать было уже нельзя, его сейчас бы схватили; в воду бросить — тоже некуда, ведь дело было в нача­ле марта и вода в канаве была покрыта льдом; остается отдать­ся полиции. 

Вариант 14.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: доллар, заговор, задолго, занятый, мытарь, принудить, опека, петля, планер, развитой, ремень, побеленный, револьвер.


Задание 2. Подберите анонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Составьте словосочетания (предложения) с полученными антонимическими парами: весело, веселый, веселиться, встреча, встречать, встречаться, глубокий, глубина, легкий, легкомысленный.


Задание 3. Прочитайте фрагменты из судебных речей А. Ф. Кони. Подумайте, как с помощью тропов (они выделены курсивом) выражено отношение оратора к пред­мету своей речи. Назовите вид тропов.

I. Я нахожу, что подсудимый Емельянов совершил дело ужасное, нахожу, что, постановив жестокий и несправедливый приговор над своейбедной и ни в чем не повинной женой, он со всей строгостью привел его в испол­нение. Если вы, господа присяжные, вынесете из дела такое же убеждение, как и я, если мои доводы подтвердят в вас это убеждение, то я думаю, что не далее, как через не­сколько часов, подсудимый услышит из ваших уст приговор, ко­нечно, менее строгий, но, без сомнения, более справедливый, чем тот, который он сам произнес над своей женой. («Дело об утоп­лении крестьянки Емельяновой ее мужем».)


Вариант 15.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: лист, мост, путь), обходный (маневр), опериться, нормировать, наложенный, подростковый, поедом, сцепленный, украинский, уплаченный, феномен, худоба, черпать.


Задание 2. Выделите антонимические пары. Укажите значения слов, на которых строятся каламбуры.

И все же конец мой - еще не конец, конец - это чье-то начало. 2. Ищу я выход из ворот, но нет его - есть только вход. И то не тот. 3. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб. 4. Чего не потеряшь, того, брат, не найдешь. 5. О, кто-нибудь, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ . 6. Вы не прислушиваетесь к голосу народа? - Это не народ! - Это хуже, чем народ, это лучшие люди города. 7. Сильнее тот, кто меньше любит, кто больше любит, тот слабей...Кто больше любит, тот богаче, кто меньше любит, тот бедней.

Задание 3. Прочитайте фрагменты из речи Н.П.Карабчевского (Дело о гибели парохода «Владимир»). Определите род и вид речи. Какие аргументы ( к существу дела или к человеку) преобладают в речи? Назовите выразительные и изобразительные средства, использованные в тексте.

Криун отсутствует. Вы должны простить ему это. С того момента, как его бесчувственного вытащили из воды с искалеченными ногами, и до сегодняшнего дня протекло четыре месяца. Для него это была одна сплошная нравственная пытка. Его отсутствие во время прений избавило его, по крайней мере, от тех ударов, которые носили на себе все характерные черты ударов, которые наносят­ся лежачему.

Я не прошу у вас ни милости, ни снисхождения для него. Я твердо верю, что русское общество своим чутким сердцем дав­но уже поняло, что в лице Криуна оно имеет дело с гораздо бо­лее несчастным, нежели виновным человеком. 


Вариант 16.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: донельзя, двоюродный, денационализация, жалюзи, железка, занятой (человек), занятый (дом), мокрота (слизистые выделения), мокрота (сырость), мытарь, мытарство, ополоснутый.


Задание 2. Подберите синонимы к словам. Составьте с ними словосочетания (предложения): сперва, неприятно, копить, предположение, бродить, чудовищный, доставать.


Задание 3. Прочитайте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Случай из судебной практики». Проанализируйте текст. Определите тему, род, вид фрагмента речи (свое мнение обоснуйте). Укажите, какие изобразительные и выразительные средства использованы в данном фрагменте.

Мы – люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны… Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им отца! Их здесь нет, но вы можете себе их представить…Его посадили рядом с ворами и убийцами! Его! Надо только представить себе его нравственные муки в этом заключении, вдали от жены и детей, чтобы…Да что говорить? Знать его душу – значит знать особый, отдельный мир, полный движений. Я изучил этот мир…Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека…Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека…

Вариант 17.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: атеизм, блокированный, бредовый, бомбардировать, видение (способность видеть), видение (призрак), ветеринария, драматургия, древко, египтянин, знамение, завидно.


Задание 2. В приведенных каламбурах разграничьте многозначность и омонимию. За справками обращайтесь к толковым словарям.


  1. Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся. 2. Над ним одним все нимбы, нимбы. Побольше терниев над ним бы! 3. Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы ударить еще раз.




Задание 3. Прочитайте текст – фрагмент выступления Ф.Н.Плевако по делу Московского Ссудного коммерческого банка. Определите род и вид речи. Сформулируйте и текстуально проиллюстрируйте основные риторические приемы, которыми пользуется в своей речи Плевако. Выпишите элементы высокого стиля, к употреблению которых прибегает автор. Для чего Плевако обращается к биографиям своих подзащитных? Свое мнение обоснуйте.

За что остается судить этого человека? Разве можно его судить за то, что он до сих пор был честным человеком и примерным членом общества?

Возьмите его прошлое. Он был пионером русской промышленности. Он участвовал в таких предприятиях, которые делали честь его деятельности…

И вот за все это его посадили на скамью подсудимых и теперь называют мошенником, грабителем и составителем подлогов!..

Наконец, возьмите Ленивова. Он считался в Москве человеком, в прошлом которого не было позорящих обстоятельств. Когда разразилось это несчастие,(…) не лучше ли ему было скрыть свое имущество? Между тем он созвал своих кредиторов и отдал им все свое состояние. 

Здесь говорят, что эти люби – грабители. Но ведь грабители делаются богаче после преступления. Между тем мы видим, что один из подсудимых разорен и потерял все свое состояние, у других погибли сотни тысяч…

(…)Но здесь не место вопросу о казни, здесь место вопросу о правосудии

Меч этого правосудия в ваших руках.

Извлеките его и рассеките…не сидящих перед вами, - они да живут! – но вот узел клеветы и хитросплетений, который враги собрали над головами осужденных.
Вариант 18.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: премирование, подогнутый, скрепленный, счастливый, хребет, теплиться, экзальтированный, эпилог, переходный, поваренная., импульс, мастерски.


Задание 2. В приведенных каламбурах разграничьте омонимы и многозначность. За справками обращайтесь к толковым словарям. 


  1. Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что остепенился, потому что зарылся в степь. 2. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. 3. Два одиноких фотографа срочно снимут ванную комнату. 4. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания профсоюзных марок. 



Задание 3. Прочтите текст - фрагмент из выступления А.Н.Сахарова на форму «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшийся 14-16 февраля 1987 г. в Москве. К какому роду и виду можно его отнести? Назовите приемы, а также изобразительные и выразительные средства, использованные в тексте.

…Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.

В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.

Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.(…)

Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность. 




Вариант 19.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: русло, теплится, танцовщица, филантропия, умерший, углубить, абрис (контур), щавель, случай, соболезнование, современный.


Задание 2. Многозначность слов. Выделите омонимы. Пользуясь словарем, определите их значение. Не смешивайте омонимы с многозначностью.


  1. Каков ни есть, а хочет есть. 2. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся. 3. Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит. 4. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.


Задание 3. Прочитайте фрагмент из лекции Т.Н.Грановского О французском короле Людвиге (Людовике) Х1. Какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) и с какой целью в нем использованы?

Парижских граждан при въезде короля поразило страшная противоположность между герцогом Бургундским и королем. Первый въехал в город как настоящий феодальный властитель, великолепно одетый, окруженный блестящим рыцарством. Людвиг был небольшого роста, худощавый, одетый в платье среднего сословья. Может быть, эта самая простота привлекла к нему сердца городского народонаселения. Между тем как Филипп давал рыцарские праздники, Людвиг знакомился с добрыми горожанами, крестил у них и особенно успешно действовал на женщин, удивлявшихся дотоле невиданной простоте короля. 

Это был король среднего сословия с его ненавистью к феодализму. Говорят, что на один турнир Филиппа Людвиг смотрел из окошек своего дворца и особенно забавлялся следующим: незнакомый рыцарь явился на турнир и страшно избивал рыцарей; говорят, что это был мясник, подосланный королем. Вообще таких преданий о Людвиге ходит очень много, но самый характер их показывает, какие черты короля врезались в память народа. 




Вариант 20.

Задание 1. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения в словах: эксперт, позвонит, юродивый, салютовать, соболезнование, статуя, созыв, силос, сирота, танцовщица, сметка.


Задание 2. Запишите синонимические ряды, доминантами которых являются: 1).глаголы, передающие движение воды, ветра 2).прилагательные, определяющие осенний день без солнца.


Задание 3. Прочитайте текст - фрагмент речи адвоката К.Ф. Хартулари по делу Лебедева. Какие, типы речи (описание, повествование, рассуждение) и с какой целью в нем использованы?

Заручившись разрешительным свидетельством городской управы на ломку здания, правление, согласно обязательству, потребовало от Лебедева немедленного приступа к работе,

Лебедев отправляется на Никольский рынок, там среди рабочего пролетариата вербует себе отряд рабочих по самым дешевым поденным платам.

Весь этот отряд под командой Андрея Лебедева (…) рассыпался по куполу здания, который изнутри, для безопасности, был подперт четырьмя деревянными стойками, скрепленными между собой железными связками, или скобами. (…)

Работа закипела. Застучали молотки, и вскоре наружная металлическая обшивка была снята, а за ней снят так называемый черный пол, и остов купола тотчас же обнажился с его металлическими стропилами, числом до 32, которые, подобно радиусам от центра, спускались от вершины купола к его основанию, лежащему на стенах самого здания в кольце.

Наступала самая трудная и самая опасная часть работы, состоявшая в разборке и расчленении металлических стропил. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ


РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “РИТОРИКА “




Задание №1 (поставить ударения в словах) следует выполнять, обращаясь за справками к любому орфографическому словарю.

Задание №2 следует выполнять, помня о том, что антонимы - это слова с противоположным значением (чёрный - белый), синонимы- слова, обозначающие одно и то же или близкие по значению слова (Родина-Отечество-Отчизна), омонимы - слова с одинаковым звучанием, но разным значением : коса (девичья), коса (песчаная), коса (косить траву).

Известны различные формы лексической омонимии - полная и неполная. Полная лексическая омонимия - это совпадение слов, принадлежащих к одной части речи, во всех формах. Например наряд - “одежда” и наряд -“распоряжение”; они не различаются в написании и произношении, совпадают во всех формах единственного и множественного числа. 

При неполной (частичной ) омонимии совпадение в звучании и написании наблюдается у слов, принадлежащих к одной части речи, не во всех грамматических формах: завод -“промышленное предприятие” (металлургический завод) и завод -“приспособление для приведение в действие механизма” (завод часов). У второго слова нет множественного числа ,а у первого есть.

Наряду с омонимией обычно рассматривают смежные с ней явления, относящиеся к грамматическому, фонетическому (звуковому) и графическому уровням языка Среди созвучных форм выделяют омоформы - слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме (реже - в нескольких) Например, три - числительное в именительном падеже (три друга) и три - глагол в повелительном наклонении единственного числа 2-го лица (три морковь на терке). Омонимичными могут быть и грамматические формы слов одной части речи. Например, формы прилагательных большой, молодой могут указывать, во-первых, на именительный падеж единственного числа мужского рода (большой успех, молодой специалист); во-вторых, на родительный падеж единственного числа женского рода ( большой карьеры, молодой женщины); в-третьих, на дательный падеж единственного числа женского рода ( к большой карьере, к молодой женщине); в-четвертых, на творительный падеж единственного числа женского рода ( с большой карьерой, с молодой женщиной). Эти формы согласуются с существительными, выступающими в различных падежах. Омоформы изучаются в разделе морфологии.

2. В русском языке изучаются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Это омофоны. Например, слова луг и лук, молод и молот, везти и вести совпадают в произношении вследствие оглушения звонких согласных звуков на конце слова и перед глухим согласным. Изменение гласных в безударном положении приводит к созвучию слов полоскать и поласкать, зализать и залезать, старожил и сторожил. Следовательно, омофоны -это фонетические омонимы, их появление в языке связано с действием фонетических законов. 

Омофониия может проявляться и шире - в звуковом совпадении слова и нескольких слов: Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима; Лет до ста расти нам без старости.

  1. Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, называются омографами. Обычно они имеют ударение на разных слогах: кружки - кружки, засыпал- засыпал, парить- парить и т. д.


Следует разграничивать явления омонимии и многозначности. Многозначность обычно реализуется в речи: контекст ( т.е. законченный смысловой отрезок речи ) проясняет одно из конкретных значений многозначного слова : тихий голос (негромкий), тихий нрав (спокойный), тихая езда (медленная), тихая погода (безветренная), тихое дыхание (ровное). В отличие от многозначных слов лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о многозначности одного слова.



Паронимы - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись-роспись, одеть-надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Кроме того, при выполнении задания №2 следует помнить о том, что словарный состав русского литературного языка неоднороден. Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно представить следующим образом:

Лексика современного русского языка


исконно русские слова заимствованные слова

индоевропеизмы из славянских языков

общеславянская лексика из неславянских языков

восточнославянская лексика скандинавские, тюркские, 

собственно русская лексика латинские, греческие, 

заимствования немецкие и др.

Особое место в составе русской лексики среди славянских заимствований занимают старославянские слова, или старославянизмы (церковнославянизмы).

Старославянизмы имеют характерные фонетические признаки:

а). Неполногласие, т.е. сочетания ра-, ла-, ре-, ле- между согласных на месте полногласных русских оро-, оло-, ере-, еле-,ело в составе одной морфемы: брада-борода, младость-молодость, чреда-череда, млеко-молоко;

б). Сочетания ра-, ла- в начале слова на месте русских ро-, ло: раб, ладья.

в). Сочетание жд на месте русского ж: одежда, надежда, между ( ср. восточнославянские – одежа, надежа, меж)

г). Согласный щ на месте русского ч : нощь, дщерь;

д). Гласный е в начале слова на месте русского о: елень, един.

Язык как система находится в постоянном движении, развитии. В каждый период развития в нем функционируют слова, принадлежащие к активному словарному запасу, постоянно используемые в речи, и слова, вышедшие из повседневного употребления и поэтому получившие архаическую окраску. Слова ,переставшие активно употребляться в языке, получили название устаревших, или архаизмов (чадо, ворог, рече, посему, сей, десница, энкавэдист и т.д.)

К архаизмам относятся названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активному лексическому запасу: вседневно - всегда, комедиант - актер, надобно - надо, глаголить -говорить и т.д. Главным их отличием от историзмов является наличие синонимов в современном языке, лишенных оттенка архаичности. 

Историзмы - это названия исчезнувших предметов, явлений, понятий: опричник, кольчуга, жандарм, городовой, гусар, институтка, большевик ,продразверстка и др. Историзмы, в отличие от прочих устаревших слов, не имеют синонимов в современном русском языке.

В пассивный состав лексики входят и неологизмы - новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными наименованиями соответствующих предметов, понятий.

(футурология, феминизация, доперестроечный (период), омоновцы, федералы и т.д.


Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления. 

а). Русские народные говоры, или диалекты, имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы бытуют, в основном, в устной речи крестьянского населения.

б) Терминологическая и специальная лексика, используемая людьми одной профессии, работающими водной области науки, техники.Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.Профессионализмы, в отличие от терминов, функционируют преимущественно в устной речи как “полуофициальные слова”, не имеющие строгого научного характера.

в). Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг, жаргоны профессиональные, лагерный жаргон, и арго - речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг) и т. д.

г). Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов: лететь сломя голову, работать спустя рукава, бить баклуши и 




Для успешного выполнения задания №3 нужно помнить, что существуют такие понятие, как род и вид ораторского искусства


А. Род красноречия Б.Вид красноречия

1. Социально-политическое красноречие Доклад на социально- политическую тему

Политическая речь (например, 

предвыборная)

Дипломатическая речь.

Военно-патриотическая речь

Политическое обозрение

Митинговая речь

Агитаторская речь.

2. Академическое красноречие Лекция (в вузе, эпизодическая). Научный

доклад.

Научный обзор. Научное сообщение


3. Судебное красноречие Обвинительная речь.

Защитительная речь.

Напутственное слово судьи присяжным 

заседателям.

4. Бытовое красноречие Юбилейная или похвальная речь. Застольная 

речь – тост.

Надгробное слово, или поминальная 

речь.

5. Богословско-церковное красноречие Проповедь.

Речь на соборе.

Необходимо также иметь четкое представление о выразительных и изобразительных средствах речи.



Изобразительные средства речи - это образность, картинность. Один из самых простых изобразительных средств – эпитет (“деревянная походка”), т.е. красочное определение.

Фигуры речи, в которых слова употребляются не в прямом, а в переносном значении, называются тропами. Первый троп- эпитет. 

Другим тропом является метафора - это не слово, а сочетание слов (“вколачивать мысли в голову”).

Распространенным средством речевой выразительности является сравнение. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общие признаки: (“как лань, стройна”, “словно вихрь, несла ее крепким летом”).

К метафорам и сравнениям примыкает метонимия - это вид метафоры, художественный прием, когда вместо названия предмета речи употребляется название какого-то другого предмета, который тесно связан с первым : “Лес поет”, ”Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою”.

Разновидностью метонимии является синекдоха. Это троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части. Синекдоха придает высказыванию броскость, энергичность, обобщенность: “ все флаги будут в гости к нам “.



Другой вид метафоры - аллегория. Это иносказательное изображение понятия при помощи конкретного жизненного образа: “Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана”.

Для усиления яркости речи широко применяются выразительные средства.

 Анафора (единоначатие) - повторы, т. повторение в начале каждой строки одних и тех же слов. «Жди меня, И я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грустьжелтые дожди. Жди, …» 



Градация - постепенное усиление впечатления, достигаемое посредством последовательного применения однотипных слов или синонимов так, что каждое последующее слово усиливает смысл и значение предыдущего. «Он сердился, злился, свирепел».

 Гипербола - нарочитое, непомерное преувеличение силы, значения, размера изображаемого предмета: “Редкая птица долетит до середины Днепра”. 



Литота - преуменьшение величины, значения изображаемого явления, предмета: “мальчик с пальчик”, “избушка на курьих ножках”. Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений, называется антитезой: 

“Кто верил, кто утратил веру, 

Тот насладиться не успел, 

Тот - насладился через меру”...


Оттенки смешного: юмор смех дружелюбный, призывающий не к уничтожению явления, а к его совершенствованию.

 Сатира - разящий смех, призывающий к уничтожению явления, ирония - особая форма эмоциональной критики, при которой за притворно-положительной оценкой скрыта острая насмешка. 



Сарказм - высшая степень иронии, едкая, остро-язвительная насмешка. 

Оксюморон - соединение несовместимых понятий, заострение до нелепости какого-либо положения: «Живой труп», «Мертвые души». 

Риторический вопрос - утверждение или отрицание не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. «Быть или не быть»? - вот в чем вопрос.

Риторические восклицания служат для придания речи эмоциональности и выразительности “ О времена! О нравы!”

При выполнении задания №3 следует помнить, что в современном русском языке функционируют четыре стиля : официально-деловой (язык документов), публицистический (язык газет и журналов, радио и телевидения, т.е.язык СМИ), научный стиль (язык научных конференций, симпозиумов, научной литературы и т.д.) и художественный (поэтический) - язык произведений художественной литературы.

Каждый из них характеризуется своими особенностями: официально-деловой лишен эмоциональной окраски, это язык предельно лаконичный, отличающийся использованием определенной лексики. При написании сообщения, изложенного официальным стилем, следует привести пример приказа, отчета, протокола, делового письма или другого документа, используя все необходимые реквизиты.

Научный стиль также характеризуется отсутствием эмоциональной окраски , обращен к ограниченному количеству слушателей (читателей). Главной его особенностью является активное использование научной терминологии. Эти особенности научного стиля речи следует учитывать при выполнении соответствующего задания.

Публицистический стиль отличается образностью, эмоциональностью, обращен к возможно большему кругу слушателей (читателей). Тема произведений публицистического стиля - это всегда проблемы масштабные, волнующие основную часть населения. Главная задача авторов этих произведений - наиболее ярко и убедительно высказать свою (часто совпадающую с мнением большинства) точку зрения по той или иной проблеме. 

Основные особенности произведений художественного стиля - образность, выразительность, авторское своеобразие. Здесь уместно широкое использование выразительных и изобразительных средств речи: метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений и т.д. Все это следует учитывать при выполнении задания.

При выполнении задания №5 в вариантах 11-20 следует знать, что существует три функционально- смысловых типа сообщения : описание, повествование, рассуждение.

Описание - это вид сообщения, лишенный динамики, здесь нет развития действий; он характеризуется статичностью, т.е. нигде ничего не происходит, дается лишь описание какой-либо местности, обстановки, здания и т.д. Здесь активно используются такие части речи, как прилагательные и причастия.

Повествование - это вид сообщения, характеризующийся динамикой, т.е. развитием событий; здесь дается описание действий. В основе такого сообщения - какой- либо эпизод, действие персонажей. Чаще всего здесь используются глаголы в форме прошедшего времени.

Рассуждение - вид сообщения, в основе которого- мнение автора по тому или иному вопросу, по какой-либо проблеме. Главная мысль рассуждения дается в форме тезиса 0 основного высказывания. Далее в логической последовательности приводятся аргументы, подтверждающие данное высказывание. В качестве аргументов используются общеизвестные факты, имеющие реальное подтверждение. В заключение дается вывод – т.е. подводится итог сказанному. Главное при выполнении этого задания - умение рассуждать. 

Необходимо также помнить о композиции речи, состоящий из зачина, вступления, основной части и заключения.




Список литературы


  1. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебн. пос. М. 2010. 


  2. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М. 2002. 


  3. Корникова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн. пос. М., 1998.


  4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебн. пос. М. 1994.


  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М.1988.
  6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М. 2003.




  7. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.


  8. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. Учебн. пос. М., 1996.


  9. Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009. 


  10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.


  11. Порубов Н.И. Риторика. Минск, 2004.


  12. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. Учебно-метод. пос. М., 2009. 


  13. Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2010.


  14. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011.
  15. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.




  16. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М. 2009.



  17. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. М. 2008. – 568 с.

  18. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М. 2007. -191 с.

  19. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М.1997. – 333 с.

  20. Трунов Н.Н., Мельник В.В. искусство речи в суде присяжных: учебно-практ. пособие

М. Высш. образование. 2009.


Вопросы к зачету 
  1. Риторика как наука. Предмет и задачи риторики. 


  2. Роды красноречия.


  3. Риторика: основные категории и понятия. 


  4. Софисты - создатели античной риторики.


  5. Сократ – основоположник риторики.


  6. Демосфен - родоначальник ораторского искусства.


  7. Риторическое учение Аристотеля. 


  8. Исократ – основатель риторической школы в Афинах. 


  9. Цицерон как последний оратор республиканского Рима 


  10. Значение античной риторики для мировой культуры. 


  11. Иисус Христос как оратор. 


  12. Риторика и гомилетика. 


  13. Европейская риторика.


  14. Выдающиеся ораторы Великой французской революции. 


  15. Древнерусское ораторское искусство.


  16. М.В. Ломоносов – основоположник российской филологии. 


  17. Риторика России XIX века. 


  18. Судебное красноречие. Ф.Н. Плевако, А.Н. Кони и др. об искусстве оратора.


  19. Неориторика.


  20. Тропы и риторические фигуры. Их виды. 


  21. Толерантность речи.


  22. Речевая агрессия.


  23. Разновидности спора: дискуссия, диспут, полемика.


  24. Риторические приемы оратора (корректные и некорректные).


  25. Имиджевая риторика. Классификация «абстрактных типов» собеседников.


  26. Правила этичного поведения в споре.


  27. Политические красноречие в России. 


  28. Церковная проповедь в современной России. 


  29. Риторическая культура и культура поведения человека в обществе.




Темы докладов и научных сообщений для студентов очного отделения
  1. Риторика как искусство убеждения.


  2. Красноречие как этическая категория.


  3. Красноречие как эстетическая категория.


  4. Речевые средства оратора.


  5. Подготовка и проведение деловых бесед.


  6. Невербальные выразительные средства оратора.


  7. Образ оратора в мировой литературе и искусстве.


  8. Искусство спора в культурах Востока и Запада.


  9. Риторика в контексте древнегреческой цивилизации.


  10. «Эзопов язык» как ораторский прием.


  11. Развитие риторических традиций в России.


  12. Теории словесности в русской культуре XIX века.


  13. «Речи, которые изменили мир» (великие ораторы в истории человечества).


  14. Характеристика идеального защитника и обвинителя в работах А.Ф. Кони.


  15. Академическое красноречие России во второй половине XIX в.


  16. Нравственные основы судебной речи.


  17. Риторическая культура и культура поведения человека в обществе.


  18. Стили современного красноречия: торжественное (риторическое) (церковная проповедь).


  19. Стили современного красноречия: официально-деловое (Послания Президента).


  20. Жанр поучения в Древней Руси и жанр Послания Президента в современной России: сравнительная характеристика.


  21. Стили современного красноречия: фамильярное, бытовое. 


  22. Стили современного красноречия: интимно-ласковое, шутливое (комическое), насмешливое (сатирическое) (выступления юмористов).


  23. Риторика и современные PR-технологии. 


  24. Политическая риторика: история и современность.


  25. Излюбленные тропы и фигуры речи конкретного оратора (по выбору студента).


  26. Классическая риторика и логотерапия: синтез традиций и новаторство. 


  27. Судебный оратор и России и на Западе: сравнительная характеристика.


  28. Образы отечественных юристов как судебных и политических ораторов (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, К.П. Победоносцев и др.) (по выбору студента).


  29. Судебная речь как средство развития правовой культуры в России.


  30. Культура и речевой этикет работника судебной системы.







КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу

Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________

«_____»_____________год


КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу

Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________

«_____»_____________год


КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу


Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________

«_____»_____________год

КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу


Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________

«_____»_____________год

КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу


Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________

«_____»_____________год

КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу


Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________

«_____»_____________год

КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу


Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________


«_____»_____________год

КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН

Рецензии на письменную работу


Дисциплина__________________________________

Тема работы_________________________________

____________________________________________

Ф.И.О. студента______________________________

Курс________________________________________

Ф.И.О.рецензента_____________________________

Оценка______________________________________

Подпись рецензента___________________________


«_____»_____________год


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Вопросы к экзамену по Истории отечественного государства и права для студентов всех форм обучения
740.11kb.
5 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Истории отечественного государства и права»
28.54kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов заочной формы обучения
363.69kb.
1 стр.
Программа курса «история отечественного государства и права» Тема Предмет истории отечественного государства и права
100.54kb.
1 стр.
Вопросы экзамену по Истории отечественного государства и права
36.32kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для студентов I курса юридического факультета очной формы обучения
42.25kb.
1 стр.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
858.75kb.
5 стр.
Вопросы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран для студентов I курса дневного отделения
54.12kb.
1 стр.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке для студентов всех форм обучения
349.05kb.
1 стр.
Г. Калининград 2013 г. Словарь терминов по истории отечественного государства и права
181.83kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13
454.05kb.
3 стр.