Главная
страница 1страница 2страница 3






United Nations

CRC/C/BLR/Q/3-4/Add.1



Convention on the
Rights of the Child


Distr.: General

5 January 2011


Advance Unedited Version

Original: Russian



Committee on the Rights of the Child

Fifty-sixth session

17 January - 4 February 2011


Выполнение Конвенции о правах ребенка

Список вопросов относительно дополнительной и новой информации, в связи с рассмотрением объединенного третьего и четвертого периодического доклада Республики Беларусь (CRC/С/BLR/2-4)
ЧАСТЬ 1

1. Пожалуйста, информируйте о законодательстве Республики Беларусь, касающегося положений Конвенции о правах ребенка, в частности, о взаимосвязи Закона о правах ребенка, Кодекса о браке и семье и соответствующих Указов Президента Республики Беларусь; пересматривалось ли существующее национальное законодательство государства-участника в целях его соответствия положениям и принципам Конвенции о правах ребенка (статьи 2, 3, 6 и 12)
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах, участницей которых является Республика Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Кроме того, общие принципы и положения Конвенции о правах ребенка закреплены в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье.

В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» и Кодексе Республики Беларусь о браке и семье прописаны положения, регулирующие вопросы охраны детства, социальные и материальные права детей, гарантированная защита государством и обществом детства.

В 2007-2009 годах проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере защиты прав и законных интересов детей.

В Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» введено положение, в соответствии с которым должности, связанные с осуществлением воспитательных и учебных функций в отношении детей, а также другие должности, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь,: 172 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», 173 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение», 181 «Торговля людьми», 1811 «Использование рабского труда», 343 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера», 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего».

В 2009 году внесены изменения и дополнения в Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1604, обеспечивающие совершенствование деятельности социально-педагогических учреждений (центров, детских социальных приютов) по оказанию помощи детям из неблагополучных семей. Уточнены задачи по обеспечению контроля за детьми, возвращенными из детских социальных приютов в семьи.

7 декабря 2009 г. № 65-З принят Закон Республики Беларусь «Об основах молодежной политики». В документе закрепляются основные направления государственной молодежной политики в стране. В их числе - содействие права молодежи на труд, господдержка талантливых и одаренных граждан, молодых семей, гражданско-патриотическое воспитание, международное молодежное сотрудничество. Кроме того, законодательно обозначены субъекты государственной молодежной политики. В этот перечень включены «молодые граждане», «молодые семьи», «молодежные общественные объединения», «государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации молодежной политики».

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.02.2009 № 6 утверждено Положение о Совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совет является органом самоуправления учреждения образования.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2009 г. № 874 урегулирован порядок установления и осуществления опеки и попечительства над иностранными гражданами и лицами без гражданства, не достигшими возраста восемнадцати лет, не состоящими в браке и прибывшими в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2010 г. № 1226 утверждено Положение о порядке регистрации и ведения регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регистрацию которых осуществляет орган опеки и попечительства.

Впервые принят Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», определяющий правовые и организационные основы оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних при ее получении.

Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на


2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь
от 2 октября 2010 г. № 518 призвана продолжить деятельность в сфере противодействия торговле людьми, проституции и порнографии, в том числе совершенствовать информационно-просветительскую работу в сфере противодействия торговле людьми, нелегальной миграции, распространению проституции, детской порнографии.

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы направлена на обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства; повышение престижа семьи, уменьшение количества разводов; пропаганду здорового образа жизни в семье; формирование ответственного родительства; создание условий для принятия на содержание и воспитание детей-сирот.

Получила развитие государственная поддержка многодетных семей. Постановлением Совета Министров от 20 мая 2008 г. № 708 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам социальной поддержки семьи при рождении тройни и более детей».

Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2008 г. № 1193, определены направления работы по развитию личности ребенка, его здоровья, максимального раскрытия склонностей и интересов, созданию культурной предметно-пространственной и социальной развивающей среды.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 54
«О кадетских училищах» введен новый вид общеобразовательного учреждения – кадетское училище, которое обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования (VIII–XI классы). Основные задачи деятельности кадетского училища: обеспечение получения кадетами общего базового и общего среднего образования, а также необходимых для выбора профессии первичных знаний и навыков военного дела, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; патриотическое воспитание.

Президентом Республики Беларусь поручено Министерству образования и местным органам государственного управления обеспечить к 2015 году закрытие интернатных учреждений.



2. Предоставьте информацию о полномочиях Национальной комиссии по правам ребенка и Комиссии по делам несовершеннолетних.

В соответствии с Положением о Национальной комиссии по правам ребенка (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. N 675), комиссия:

осуществляет контроль и анализирует деятельность государственных органов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию государственных программ поддержки детей и семьи;

вносит в установленном порядке предложения по изменению и совершенствованию законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

запрашивает у государственных органов и иных организаций информацию о реализации вопросов защиты прав и законных интересов детей, выполнения государственных программ поддержки детей и семьи, а также по вопросам, связанным с выполнением комиссией своих задач и функций, которые касаются законных интересов детей и рассматриваются судами, прокуратурой, иными правоохранительными органами, за исключением информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательными актами;

заслушивает на своих заседаниях информацию должностных лиц государственных органов и иных организаций о ходе реализации Закона Республики Беларусь "О правах ребенка", других нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, а также государственных программ поддержки детей и семьи;

анализирует состояние образования детей, их законных представителей, специалистов, работающих с детьми, в области защиты прав и законных интересов детей, разрабатывает предложения по его развитию;

поручает республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам в соответствии с их компетенцией осуществление мониторингов, рассмотрение и подготовку аналитических материалов и заключений по вопросам, касающимся обеспечения реализации прав и законных интересов детей, положения детей и семьи в обществе, повышения ответственности родителей за воспитание детей;

рассматривает обращения несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан, общественных объединений по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

информирует государственные органы о недостатках в работе этих органов по вопросам реализации прав и законных интересов детей, принимает предусмотренные законодательством меры по устранению имеющихся недостатков;

через своих представителей принимает участие в работе государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся положения детей, реализации их прав и защиты законных интересов;

вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь о создании рабочих групп с привлечением ученых и специалистов для подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование реализации в стране прав и законных интересов детей, улучшение их положения;

развивает международное сотрудничество с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими международными организациями, иностранными государствами по вопросам реализации в Республике Беларусь Конвенции.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних» Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

осуществляет меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

разрабатывает комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролирует их реализацию;

обобщает и распространяет положительный опыт работы органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь.



3. Пожалуйста, укажите, насколько взаимосвязаны по существу Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы и Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, был ли продлен срок их действия.

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы и Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы дополняют друг друга в системе мер по улучшению положений детей и защите их прав. В частности, вопросу защиты детей от жестокого обращения, торговли, всех видов эксплуатации в Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы отведен целый раздел, содержащий мероприятия на местном и государственном уровне вплоть до изучения органами прокуратуры вопроса исполнения законодательства по данному вопросу. В Президентской программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы предусмотрены ресурсное обеспечение системы органов, учреждений, иных организаций, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также разработка образовательно-воспитательных программ по профилактике насилия в семье, коллективе, обществе и формированию навыков ненасильственного разрешения конфликтов.

Президентская программа «Дети Беларуси» принималась в качестве дополнительного инструмента реализации Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав, обеспеченного целевым финансированием.

В настоящее время разрабатывается проект Президентской программы «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы.


4. Укажите информацию о прогрессе в создании независимого механизма по мониторингу в соответствии с Парижскими принципами для получения и рассмотрения жалоб о нарушениях прав ребенка, которые подаются самими детьми или от их имени.

В Республике Беларусь выстроена четкая система по рассмотрению обращений по защите прав и свобод ребенка.

Ребенок имеет право обращаться в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, Национальную комиссию по правам ребенка, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и законных интересов, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

Приоритет государственной политики в сфере защиты прав и интересов ребенка подтверждается тем, что Национальную комиссию по правам ребенка возглавляет заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

Одним из основных элементов этой системы по работе с обращениями градждан является Закон «Об обращении граждан», который обязывает государственные органы и должностных лиц принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав граждан. В целях выполнения этого Закона во всех государственных органах функционируют механизмы по работе с обращениями граждан. В подтверждение доступности системы обращений и доверия к ней со стороны граждан следует отметить, что только в 2009 году в государственные органы поступило более 40 тыс. сообщений от граждан по различной тематике государственной политики и прав человека.

Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498


«О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» приняты дополнительные меры по защите и обеспечению реализации прав и законных интересов граждан, надлежащему рассмотрению их обращений.

Ответственность за организацию работы с обращениями граждан несут руководители государственных органов, иных организаций. Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительной информации может быть продлен срок не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

Граждане вправе обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие госорганы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Государственные органы ежегодно осуществляют анализ рассмотрения обращений граждан, принимаются меры по устранению недостатков в работе.

По инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь с 1 декабря 2010 г. в Беларуси работает круглосуточная «горячая линия» в целях своевременного выявления фактов семейного неблагополучия и в рамках профилактики насилия в отношении детей.
5. Предоставьте информацию о том, насколько настоящее законодательство гарантирует право детей создавать их собственные организации.

В соответствии со статьей 26 (Право на свободу объединений) Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Дети имеют право объединяться в детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не имеет целей насильственного изменения конституционного строя либо ведения пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Частью первой статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» предусмотрено, что граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения.

Нормами Закона предусмотрена возможность создания молодежных и детских общественных организаций.

Согласно части первой статьи 8 Закона в качестве учредителей общественного объединения имеют право выступать граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии с частью второй статьи 11 Закона членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

Детским и молодежным общественным объединениям оказывается государственная поддержка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

По состоянию на 1 октября 2010 г. Министерством юстиции Республики Беларусь в стране зарегистрировано 209 молодежных общественных объединений, 32 из которых являются детскими.

Эти объединения ведут работу по различным направлениям и объединяют представителей разных социальных групп молодежи.

Органы ученического самоуправления активно участвуют в организации досуга (арт-центры, советы дел, клубы выходного дня, творческие группы); осуществлении учебного процесса (научные общества учащихся, лаборатории, группы консультантов, работа инструкторов-организаторов); создании органов самообслуживания, профильных объединений безопасности и правопорядка (дежурные посты, кружки и отряды юных друзей милиции, инспекторов движения, спасателей-пожарных), благотворительных объединений (бюро добрых услуг, волонтерские отряды, клубы милосердия); информационном обеспечение жизнедеятельности детских коллективов внешкольных учреждений (пресс-центры, клубы юных журналистов, видео-, теле-, радиоцентры, лекторские группы, общественно-политические клубы).

7. Укажите, какие меры принимаются государством-участником с целью предотвращения распада семей.

Приоритетными мерами государственной поддержки семьи в Республике Беларусь являются: установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов качества жизни семей; обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей; обеспечение материальной и социальной поддержки семей.

Семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственную помощь: денежные выплаты на детей в связи с их рождением и воспитанием (система государственных пособий семьям, воспитывающим детей); обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет жизни в малообеспеченных семьях; оказание адресной социальной помощи в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям.

С 1 января 2010 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 642 «Об увеличении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет». В соответствии с Указом размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен до 100 процентов бюджета прожиточного минимума.

Вопросы назначения и выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей регулируются Законом Республики Беларусь
«О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

В законодательстве уделено внимание вопросам совмещения семейных и профессиональных обязанностей, что в первую очередь актуально для родителей.

В соответствии со статьей 185 Трудового Кодекса Республики Беларусь отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка предоставляется работающему отцу или другим работающим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, при условии выхода матери ребенка на работу и прекращения выплаты ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

В соответствии со статьей 265 Трудового Кодекса Республики Беларусь родители, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или (и) троих и более детей в возрасте до 16 лет, имеют право на один дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой.

Одним из направлений государственной помощи по реабилитации и улучшению условий жизни детей, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, является развитие социального обслуживания, обеспечивающего широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-правовых и иных социальных услуг.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» малообеспеченным неблагополучным семьям государственная адресная социальная помощь может предоставляться и в виде продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей, других товаров и услуг первой необходимости для детей.

Меры, принимаемые государством с целью предотвращения распада семей, осуществляются также через реализацию различных программ:

на обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства, направлена также Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

В рамках Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 годы реализуются мероприятия, направленные на профилактику домашнего насилия, укрепление репродуктивного здоровья, гендерное просвещение.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» гражданам Республики Беларусь гарантированы бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, медико-психологическим аспектам брачно-семейных отношений, а также медико-генетическая диагностика по медицинским показаниям в государственных учреждениях здравоохранения в целях профилактики возможных наследственных заболеваний у потомства.

Согласно статье 24 женщинам гарантируются медицинское наблюдение и оказание медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения во время беременности, родов и в восстановительный период после родов.

8. Представьте информацию о существующих национальных стратегиях, программах или планах по охране психического здоровья ребенка, в частности по профилактике суицида среди детей.

Национальная стратегия по охране психического здоровья ребенка отражена в ряде законов Республики Беларусь:

Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет правовые основы государственного регулирования оказания психиатрической помощи, гарантий и прав граждан при ее оказании и порядок защиты их прав.

Психиатрическая помощь гарантируется государством и оказывается на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина. Граждане должны обеспечиваться психиатрической помощью в ее наименее ограничительной для них форме.

Психиатрическая помощь оказывается гражданину при его добровольном обращении или с его согласия, за исключением отдельных случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия его законных представителей.

Ограничение прав и свобод граждан, связанное с наличием психического расстройства (заболевания), допускается только в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Не допускается ограничение прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), только на основании диагноза психического расстройства (заболевания), фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения.

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» регулирует порядок оказания психологической помощи детям, в том числе с точки зрения профилактики суицида.

В Беларуси в 2009 году закончили жизнь самоубийством 37 детей против 26 в 2008 году.

В настоящее время реализуется Комплексный план по профилактике суицидального поведения на 2009-2012 годы.

Работает экстренная психологическая помощь для детей и подростков по телефону.



9. Укажите, установило ли государство-участник процедуру обращения детей- жертв насилия, эксплуатации и торговли людьми в учреждения по реабилитации.

Законодательно закреплено право детей-жертв насилия, эксплуатации и торговли людьми обращения за помощью в органы опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, в учреждения социальной помощи систем образования, труда и социальной защиты.

В целях минимизации негативных социальных последствий в Республике Беларусь действуют реабилитационные учреждения Министерства здравоохранения (для детей в возрасте от 0 до 3 лет), Министерства труда и социальной защиты (для детей в возрасте от 15 до 18 лет) и Министерства образования (для детей в возрасте от 3 до 15 лет), в которые могут обратиться дети – жертвы насилия, эксплуатации и торговли людьми или быть направлены заинтересованными органами и службами.

Социальная защита и реабилитация детей-жертв осуществляется безвозмездно и, наряду с иными видами помощи, включает в себя предоставление временного места пребывания в детских социальных приютах, «кризисных комнатах» (по аналогии с приютами/шелторами), которые создаются в территориальных центрах социального обслуживания населения, а также в учреждениях здравоохранения.

В 2009 году в данные учреждения системы Министерства образования за помощью обратилось 4 ребенка – жертвы торговли людьми (Брестская область – 3, Витебская область – 1).

В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми». Данным проектом в качестве одного из принципов противодействия торговле людьми закреплен принцип защиты прав детей-жертв торговли людьми.

Кроме того, в законопроекте закреплены положения о социальной защите и реабилитации жертв торговли людьми (детей в возрасте до трех лет; в возрасте от трех до пятнадцати лет; достигших пятнадцатилетнего возраста; в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет; лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста). Предусмотрен, в случае необходимости, поиск семей несовершеннолетних – жертв торговли людьми, устройство их на воспитание в другие семьи.

В 2009 году Беларусь с визитом посетила Специальный докладчик по торговле людьми, в особенности женщинами и детьми, Совета ООН по правам человека. По итогам визита спецдокладчик высоко оценила усилия правительства в вопросах борьбы с торговлей людьми на национальном и международном уровнях.



10. Пожалуйста, предоставьте информацию

а) о прогрессе, достигнутом в создании системы ювенальной юстиции

В настоящее время дорабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь «О Концепции ювенальной юстиции Республики Беларусь». К данной работе привлечен экспертный потенциал ЮНИСЕФ.

Одной из главных задач проекта Концепции видится смещение акцентов в работе с несовершеннолетними правонарушителями с карательных на воспитательные и реабилитационные.

Вместе с тем, на практике реализуются некоторые элементы ювенальной юстиции. Дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (с участием народных заседателей) специальными судами по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку, с обязательным участием государственного обвинителя.



б) Укажите, имеет ли ребенок право быть заслушанным в ходе судебного разбирательства

Несовершеннолетние в возрасте с 10 лет имеют право быть заслушанными в ходе судебного разбирательства.

На всех стадиях уголовного процесса права и законные интересы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших осуществляют вместе с ними или вместо них законные представители, а также защитники, которые вправе участвовать во всех следственных действиях, проводимых с несовершеннолетними.

При опросах и допросах, как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия, несовершеннолетних участников процесса уголовно-процессуальный закон предусматривает участие педагога или психолога, представителя инспекции по делам несовершеннолетних.



в) какие альтернативные формы применяются вместо лишения свободы

Назначение наказания для несовершеннолетнего в виде лишения свободы судом применяется в качестве крайней меры.

Государственная политика заключается в приоритетности наказаний, не предусматривающих лишения свободы, над содержанием под стражей. Действующее законодательство предусматривает применение более мягких и альтернативных видов наказания в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления.

Статьями 77 и 78 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что лицам, в том числе и в возрасте до восемнадцати лет, впервые осуждаемым к лишению свободы, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, суд может применить отсрочку исполнения назначенного наказания на срок от одного года до двух лет или постановить об условном неприменении назначенного наказания в виде лишения свободы.

Достаточно широко распространено осуждение несовершеннолетних без применения мер уголовного наказания с применением мер воспитательного характера.

Часть 2 статьи 117 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусматривает возможность назначения следующих видов принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних: предостережение, заключающееся в разъяснении последствий повторного совершения преступлений; обязанность принесения извинения потерпевшему может быть осуществлена в зале суда, в присутствии близких потерпевшего, или в иной публичной форме; обязанность загладить причиненный ущерб; ограничение свободы досуга на срок от одного до шести месяцев до достижения восемнадцатилетнего возраста с установлением судом обязательного порядка использования свободного от учебы и работы времени; помещение несовершеннолетнего на срок до двух лет, но не долее чем до достижения им восемнадцатилетнего возраста в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.



г) осуществляется ли обучение персонала и создание специальных судов по делам несовершеннолетних

Совершенствование судебной системы в отношении несовершеннолетних заложено в действующие страновые программы ПРООН и ЮНИСЕФ для Беларуси.

Повышение квалификации судей осуществляется на базе Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции.

Одной из форм повышения квалификации является участие судей, обучающихся в указанном Институте, в проведении международных семинаров и конференций. В частности, в мае 2007 г. в данном Институте был проведен международный семинар «Защита прав детей в Республике Беларусь» для судей, работников правоохранительных органов. 13 марта 2009 года в рамках реализации ПРООН проекта «Содействие более широкому применению международных стандартов в области прав человека в процессе отправления правосудия в Республике Беларусь» был проведен семинар, посвященный перспективам развития в Республике Беларусь ювенальной юстиции.

Вместе с тем, Беларусь хотела бы использовать имеющийся потенциал УВКПЧ и Совета Европы по подготовке и повышению квалификации судей, работающих с несовершеннолетними.

д) какие меры предпринимаются по реабилитации ребенка

В целях исправления осужденных и подготовки их к самостоятельной жизни в воспитательной колонии организуется единый учебно-воспитательный процесс, предусматривающий сочетание воспитательной работы с получением общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования и осуществлением профессиональной подготовки. Для повышения эффективности воспитательного процесса при отрядах в воспитательной колонии могут создаваться родительские комитеты из родителей и других родственников осужденных (ст. 134 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь).

В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних организуется и проводится воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений. Комиссии по делам несовершеннолетних, районные (городские) социально-педагогические учреждения образования оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством, по оказанию социальной помощи несовершеннолетним и их реабилитации.

Местными исполнительными и распорядительными органами после освобождения подростков из воспитательных колоний принимаются меры по их жизнеустройству, трудоустройству, продолжению обучения в учреждениях образования.



е) Пожалуйста, предоставьте информацию о режиме и условиях исправительных работ, как альтернативе заключению

Исправительные работы назначаются лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы.

Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до пятнадцати процентов.

В период отбывания исправительных работ запрещается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения инспекции.



ж) уточните, ожидается ли участие детей в общественных работах, и, если да, предоставьте информацию о сроках, периодичности и условиях такой работы

Общественные работы заключаются в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ.

В соответствии со статьей 110 УК (Общественные работы) общественные работы назначаются осужденному, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов и заключаются в выполнении работ, посильных для такого лица.

Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю. Осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы, общественные работы отбываются в свободное от учебы или основной работы время.



11. Пожалуйста, укажите, как государство-участник

а) обеспечивает лишенных свободы содержание детей отдельно от взрослых;

Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, в том числе несовершеннолетними.

Раздельное содержание несовершеннолетних осужденных к лишению свободы от совершеннолетних предусмотрено статьей 71 (раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях) Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь и статьей 31 (раздельное размещение в камерах) Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003г. № 215-3 «О порядке и условиях содержания лиц под стражей».

В силу статьи 71 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь изолированно от всех осужденных содержатся несовершеннолетние женского пола.

Осужденным несовершеннолетним создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

б) гарантирует гуманное отношение и уважение в обращении с детьми на стадиях проведения расследования, задержания и лишения свободы.

Законодательство Республики Беларусь гарантирует гуманное отношение и уважение при обращении с несовершеннолетними на всех стадиях уголовного процесса.

На всех стадиях уголовного процесса права и законные интересы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших осуществляют вместе с ними или вместо них законные представители, а также защитники, которые вправе участвовать во всех следственных действиях, проводимых с несовершеннолетними.

При опросах и допросах, как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия, несовершеннолетних участников процесса закон предусматривает участие педагога или психолога, представителя инспекции по делам несовершеннолетних.

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – УПК) порядок производства по делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, законодателем выделен в особую главу. В ней последовательно проводится принцип повышенной юридической охраны несовершеннолетних, провозглашенный в международных правовых актах. Он осуществляется путем двойного представительства интересов несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого – защитником и законным представителем. Эти лица наделены почти равными правами, их одновременное участие признается обязательным с более ранних этапов производства по делу.

При производстве предварительного расследования по делам, где фигурантами выступают несовершеннолетние, участие защитника является обязательным.

В соответствии с частью 3 статьи 47 (отказ от защитника) УПК отказ от защитника, заявленный несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым на предварительном следствии, следователем не принимается.

Повышенная защита несовершеннолетних в новом Уголовно-процессуальном кодексе проявляется также в том, что впервые определена продолжительность допроса данной категории лиц в качестве подозреваемого или обвиняемого - не более двух часов без перерыва, а в общей сложности - не более четырех часов в день (часть 1 статьи 434 УПК). Эта норма вдвое сокращает продолжительность допроса.

Мера пресечения как содержание под стражей может быть применена лишь в исключительных случаях: при совершении несовершеннолетним менее тяжкого, тяжкого и особо тяжкого преступления, при особой дерзости и агрессивности его преступных действий или при наличии окружающей несовершеннолетнего преступной среды и связанной с этим опасности совершения рецидива тяжких преступлений и создания препятствий к их расследованию.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей немедленно ставятся в известность родители или другие законные представители несовершеннолетнего.

При наличии данных, указывающих на умственную отсталость несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого устанавливается степень его умственного развития либо отсталости, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими.

В необходимых случаях для установления данных обстоятельств, согласно требованиям пункта 3 статьи 228 УПК, проводится экспертиза специалистами в области детской и юношеской психологии (психолог, педагог), или указанные вопросы ставятся на разрешение психолого-психиатрической экспертизы. Выводы эксперта-психолога и психиатра могут быть приняты судом во внимание в качестве смягчающих ответственность обстоятельств и учтены при решении вопроса о виде и мере наказания.

Несовершеннолетние потерпевшие или свидетели имеют право отказа от дачи показаний.

12. Пожалуйста, предоставьте информацию о том, насколько права, предусмотренные Конвенцией, распространяются на детей, принадлежащих к религиозным или этническим меньшинствам, в том числе цыганам, в частности, насколько доступными для них являются услуги в социальной, образовательной сферах и сфере здравоохранения, а также существуют ли возможности обучения на родном языке или в соответствии с их религиозной принадлежностью.

Граждане Беларуси, относящие себя к национальным меньшинствам, в том числе цыгане, обладают всей полнотой прав и свобод, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, независимо от национального происхождения.

Законами «Об образовании», «Об общем среднем образовании» определено, что могут создаваться группы в дошкольных учреждениях, классы в общеобразовательных учреждениях или дошкольные и общеобразовательные учреждения, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

В целях обеспечения права национальных меньшинств пользоваться родным языком в государственных учебных учреждениях организовано обучение на языках национальных меньшинств, изучение истории и культуры национальных общностей. Действуют школы с польским и литовским языком обучения. На базе государственных учреждений образования и культуры функционирует 66 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучают около 5 тыс. представителей национальных общностей, в том числе азербайджанцы, армяне, афганцы, грузины, греки, евреи, корейцы, латыши, литовцы, молдаване, немцы, поляки, украинцы, татары, турки, цыгане. Во взаимодействии со странами исторического происхождения образовательные структуры с этнокультурным компонентом обеспечиваются соответствующими учебными материалами.

В общеобразовательных учреждениях учащиеся могут изучать родной язык и литературу национального меньшинства и на факультативных занятиях, которые организовываются по заявлениям законных представителей учащихся при любой наполняемости групп.

Государственное регулирование в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Оказание медицинской помощи иностранным гражданам осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон о беженцах).

Статьей 5 Закона «О здравоохранении» установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь.

Право на получение пособий семьям, воспитывающим детей, государственной адресной социальной помощи, а также другие гарантии и социальные льготы в соответствии с законодательством предусмотрено вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности.


следующая страница >>
Смотрите также:
Выполнение Конвенции о правах ребенка Список вопросов относительно дополнительной и новой информации, в связи с рассмотрением объединенного третьего и четвертого периодического доклада Республики Беларусь (crc/С/blr/2-4) часть 1
693.3kb.
3 стр.
1. Пожалуйста, предоставьте дезагрегированные данные (пол, возраст, проживающих в городе/селе) за 2007, 2008 и 2009 годы: а) о количестве судебных дел, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии
124.15kb.
1 стр.
Международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется национальным правом, если иное не оговорено в международно-правовой норме
890.79kb.
5 стр.
Список сокращений
1711.4kb.
12 стр.
-
111.09kb.
1 стр.
Организация объединенных наций crc 1 Конвенция о правах ребенка
317.97kb.
1 стр.
Конвенция ООН о правах ребёнка 20. 11. 1989 Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 года
156.72kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций crc/C/58/Re
354.05kb.
1 стр.
Наши партнеры Управление специальной связи и информации фсо РФ в сзфо
38.65kb.
1 стр.
Правительство Республики Таджикистан, отвечая на вопросы Комитета ООН по правам человека, связанные с рассмотрением второго периодического отчета Таджикистана по мпгпп (ccpr/C/tjk/2), сообщает следующее
639.48kb.
4 стр.
Доклад нпо о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка
899.36kb.
6 стр.
Выполнение решений третьего всебелорусского народного собрания
405.53kb.
3 стр.