Главная
страница 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ ПОВЕСТИ А. НЕМТУШКИНА

«МНЕ СНЯТСЯ НЕБЕСНЫЕ ОЛЕНИ»

Изучение в 7 классе творчества Алитета Немтушкина представляет определенные трудности для учителя и учащихся, так как им предстоит открыть для себя мир другой культуры, других представлений о жизни, о мире, о месте человека в мире. Обращение ребят к произведениям А. Немтушкина позволит им по-другому посмотреть на окружающий мир, заставит их более внимательно вслушиваться в загадки, пословицы и поговорки русского народа, позволит учителю показать ребятам, как в картине мира, представленной в повести, воплощен нравственный кодекс народа.

Изучение биографических материалов позволит 7-классникам войти в художественный мир Алитета Немтушкина, открыть для себя прелесть особых отношений эвенков к миру природы. Электронная презентация «Жизнь и быт эвенков» позволит создать у ребят соответствующие картины.

При знакомстве с биографией Алитета Немтушкина учитель может сам кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь писателя или предложит учащимся ознакомиться с биографическими материалами, представленными в разделе «Об авторе». Вопросы к биографии писателя и тестовые задания, представленные в рубрике «Задания» (подраздел «Знаете ли вы биографию писателя?»), позволяют учителю не только проверить, насколько внимательно ребята ознакомились с соответствующими материалами, но и акцентировать внимание семиклассников на тех явлениях жизни эвенкийского народа, знакомство с которыми позволит им более полно представить идейный замысел автора повести «Мне снятся небесные олени».

Плодотворной, на наш взгляд, будет и сопоставительная работа над русскими и эвенкийскими приметами и загадками ( творческое задание 1) . Установление соответствий между ними позволит ребятам увидеть, что проверенные веками наблюдения над жизнью природы оба народа оформляют с помощью одних и тех же или похожих образов. Так, эвенки заметили? «Зимой собаки валяются – быть метели». Это же наблюдения зафиксировали и русские люди: «Собака на снегу валяется- будет ветер». На эвенкийскую примету «Перед дождем росы и тумана не бывает» ребята быстро находят соответствующую русскую «Большая роса утром - к хорошей погоде, нет росы – к дождю».

Большую сложность представляет работа с загадками, отгадывание ко­торых требует знания особенностей национального быта и определенного образа жизни народа. Так, охотничьи наблюдения воплотились в эвенкийской загадке о языке во рту: «Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не может». Жизнь эвенков невозможно представить без оленей. Эти животные постоянно встречаются и в эвенкийских загадках: «Два оленя рядом стоят, на зиму одежду снимают, а весной надевают» (рога оленя); «Какой олень быстрее всех бегает?» (ветер); «Белый олень приходит, когда черный уходит» (день и ночь).

По нашим наблюдениям, в загадках эвенков преобладают природные образы, отражающие наблюдения охотников, тогда как в соответствующих русских загадках мы находим образы, преимущественно связанные с домом, семьей, крестьянским трудом. Это хорошо видно при сравнении образа иголки с ниткой в эвенкийской загадке («Мышь с длинным хвостом то в норку прячется, то из норы выскакивает») и в русской («Конь стальной – хвост льняной»). Знакомство с устным народным творчеством эвенков, с их приметами, загадками, подготовит ребят к восприятию повести Алитета Немтушкина «Мне снятся небесные олени».

Для работы в классе мы выбрали два фрагмента. В первом из них «Суринда – моя родина» автор с любовью и нежности воссоздает картины родной земли. Любовь писателя отчетливо проявляется в художественном языке произведения. Здесь мы найдем много слов, воплощающих любовь повествователя: таковы существительные «Солнышко», «олененок», «сосенки», «березки» и др.; таковы и прилагательные: « в Суринде и вода-то в речке светлей да студеней, и хлебушко-то вкусней и слаще» (выделено нами - Т. Б.). Любовь автора к родной земле отражена и в многочисленных метафорах и сравнениях? «закружатся в воздухе белыми комариками снежинки», «Солнышко красным олененком отгуляло по синему лугу», «доброе Солнышко с такими добрыми руками», «так оно нежно ласкает тайгу» и др.

Изучение текста может быть подготовлено предварительным заданием учащимся прочитать его дома. Работа в классе может быть организована по следующим вопросам:


  1. Как А. Немтушкин изображает Север? Каково отношение автора к своей родине? Какие средства использует автор, чтобы передать красоту своего края? Подтвердите текстом.

  2. Как автор описывает быт эвенков, с какими ритуалами эвенков знакомит нас? Назовите фольклорные жанры, используемые в произведении. (Подтвердите текстом). Какова их роль в произведении?

  3. Расскажите о главных героях фрагмента. Охарактеризуйте бабушку, мальчика Эки, ее внука Амарчу, их односельчанина Чимиркана. Сделайте вывод о том, каковы взаимоотношения людей в стойбище

  4. Почему эвенки почитают медведя и называют его «хозяином», Амиканом, дедушкой?

  5. Приготовьте художественный пересказ ритуального праздника, посвящённого убитому медведю.

  6. Какую роль играют в празднике мужчины, женщины, дети?

Работу над текстом учитель имеет возможность сочетать с решением воспитательных задач. Обращая внимание на то, как тяжела была жизнь эвенков, нельзя не увидеть их стремления помочь друг другу, поделиться тем немногим, что было. Семиклассники чутко реагируют на эту сторону жизни эвенков. В небольшом сочинении – рассуждении «Что вызвало мое уважение в жизни и обрядах эвенков» ребята отмечают: «Эвенки – «народ дружный, они помогают друг другу в беде» (Сергей Власов), «Каждый их обряд наполнен теплом, любовью, уважением ко всему живому и неживому: птицам, медведю (их прародителю), огню» (Качурина Катя), «Семьи эвенков крепкие и дружные. Весь их посёлок тоже напоминает одну большую дружную семью. Вот это и вызывает уважение к ним» (Бритвина Рита).

Особый интерес у рябят вызвали фрагмент произведения, посвященный эвенкийскому фольклору- «Сказки дедушки Бали». Бали (в переводе с эвенкийского 0»слепой»)- своеобразный эвенкийский Гомер, сосредоточившийся на важнейших сторонах жизни своего народа.



Работа над этим текстом проводилась в форме беседы по следующим вопросам:

  1. Сколько сказок рассказывает Бали? Каким птицам они посвящаются?

  2. Как сказка дедушки Бали объясняет внешний облик и повадки глухаря?

  3. Перескажите легенду о лебедях. Какие чувства поэтизируют эвенки в этой легенде?

  4. Почему эвенки называют журавлей «небесными оленями»? Чему нас учит легенда о журавлях?

Попавшие под обаяние эвенкийского фольклора семиклассники решили разыскать и записать легенды и предания нашего небольшого города. Конечно, эти материалы не столь художественны, как в произведении Алитета Немтушкина, но они отражают внимание семиклассников к сложным отношениям человека и природы, часто не соответствующим нашим представлениям о логике событий. Такова легенда о тополе, записанная Сергеем Власовым, о кактусе, пересказанная Ритой Бритвиной (городской фольклор, записанный семиклассниками, представлен в разделе «Дополнительные материалы», в рубрике «Мини-сочинения учащихся»). Само желание ребят познакомиться с городским фольклором является важнейшей оценкой благотворного влияния произведения Алитета Немтушкина на современных школьников.


Смотрите также:
Методические рекомендации к изучению в школе повести а. Немтушкина «мне снятся небесные олени»
46.45kb.
1 стр.
К 65-летию Алитета Немтушкина. Ему снятся небесные олени
149.13kb.
1 стр.
Методические рекомендации к изучению дисциплины 210405 санкт-петербург
195.98kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.
Методические рекомендации Основы робототехники в начальной школе Методические рекомендации
97.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов Учебно-методические материалы (умм) Практические занятия
520.24kb.
6 стр.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык
290.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению английского языка в системе повышения квалификации
586.05kb.
7 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.