Главная
страница 1

  1. Определение понятия «семья», семья в исторической ретроспективе.

«Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно»

Гуд Вильям Дж.



Семья – соц. институт, характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Основные функции семьи: воспроизводство населения и социализация. 2. Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. (1)

Семья это сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. В семье удовлетворяется множество разнообразных человеческих и общественных потребностей, ее трудно сравнить с любым другим социальным образованием, в семье человек проходит первые этапы социализации. Семья – особая социальная группа, которая накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Исходя из этого понятно, что по отношению к ней нелегко предпринять объективное научное исследование.

Для социологического подхода к изучению семьи необходимо фундаментально изучить посредничество семьи во взаимодействии личности и общества, гармонизацию взаимоотношений личности и государства через интересы семьи.

Развитие социологии семьи прошло ряд следующих этапов (классификация американского социолога Кристенса):



  1. «Предысследовательский» период (до середины 20-го столетия). Этот период был посвящен изучению семейных традиций, фольклора, философской, художественной литературы.

  2. Период «социального дарвинизма» (конец 19 века). Для этого периода характерно изучение эволюции семейного института, появление работ, содержащих широкие теоретические обобщения в исторической и социокультурной перспективе.

  3. Период «спонтанной науки» (первая половина 20 века). Учение в этот период занимались сбором эмпирических данных о различных типах брачно-семейных отношений и их отдельных стадиях (выбор супруга, развод и т.д.), а также в этот период появляется большое число спекулятивных работ о семье и ее роли в общественных отношениях.

  4. Период планомерного построения теорий (с середины 20 века по настоящее время). Этот период по-другому называют «период самосознания». Он основан на систематизации результатов предшествующих исследований и анализе перспектив развития семьи.

В разных странах существуют разные подходы к изучению семьи. С точки зрения социологов Р. Хилла и Д. Хансеса, основные подходы к исследованию понятия семьи можно объединить в пять групп:

  1. Интеракционистский подход. В рамках этого подхода изучается взаимодействие членов семьи, занимающих определенные позиции в ней, связанными с их социальными ролями. В большинстве исследований институт семьи рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими организациями и даже группами. Для этого подхода базовыми являлись такие понятия, как статус и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликт, принятие решений и т.д.;

  2. Структурно-функциональный подход. Для этого подхода характерен анализ института семьи как социальной системы. С этой точки зрения семья состоит из индивидуумов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции. Семья анализируется с точки зрения ее приспособления к более широкой системе. Основой для данного подхода являются понятия «структура», «функция», «определение ситуации», «референтная группа» и т.д.;

  3. Ситуационный подход. Этот подход фиксировал внимание в первую очередь на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривающих их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различных типов семей. Институциональный подход не фиксировал свое внимание на взаимодействии между членами семьи. Для последователей данного направления центральными являются понятия «социальная ситуация» и «роль»;

  4. Институциональный подход. Этот подход связан с наиболее ранними исследованиями брака и семьи, поэтому он близок к культурно-исторического анализу брачно-семейных отношений. Ученые данного подхода рассматривают семью как социальную систему, которая является одним из основных социальных институтов. При этом они отмечают, что многие важные функции семьи перешли обществу. В этих исследованиях центральными понятиями оказываются «индивид» и «культурные ценности», которые он разделяет;

  5. Эволюционный подход. Этот подход представляет собой попытку свести различные подходы социологии семьи в одну систему. «Стадии и циклы семейной жизни», «эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «образцы поведения» - все эти понятия широко использовались сторонниками эволюционного подхода.

По мере развития эмпирических исследований на протяжении 50-60 годов прошлого столетия больше разработок в области социологии семьи было сделано в рамках групповой парадигмы. Более всего социологические исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и т.д.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила - Финляндия).

  1. Основные теории происхождения семьи.

Возникновение и становление форм семейно-брачных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами. и определено всем ходом движения истории. Это нашло отражение в существующих в социологической науке теориях возникновения брака и становления семьи как социального института.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным древнегреческим мыслителям Платону и Геродоту.

Геродот отмечал общность женщин как положительную отличительную черту у ряда племен. А Платон считал семью неизменной исходной общественной ячейкой, но предлагал в своем сочинении «Идеальное государство» вводить общность жен, детей и имущества в целях достижения сплоченности общества.

Платон первый попытался дать философское толкование возникновению любви, психологической близости мужчины и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, что легче всего достичь путем образования семьи.

Известный психоаналитик З. Фрейд считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии.

Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в нашей жизни. Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип. Таким образом, выбор женщиной определенного мужчины осуществляется подсознательно. Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода. А. Шопенгауэр предложил собственную теорию жизни с женщиной, названную им самим тетрогамией, согласно которой мужчинам следует объединяться в пары и жить с одной лишь женщиной. Такой тройственный брак, по мнению философа, должен продолжаться лишь до тех пор, пока женщина способна производить на свет потомство.

Русский философ XIX в. Вл. Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что не мировая воля, не род влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

Еще одна теория – «теория изначального бытования парной» семьи – ближе всего к сущности человека, его природе, в большей степени отвечает требованиям культуры. Речь идет о том, что каждый индивид имеет право на выбор брачного партнера в зависимости от своих возможностей и индивидуальных предпочтений.



  1. Стадии брачно-семейных отношений.

Первая историческая форма семьи – материнская семья в составе рода матриархата (2.1) (матриархат - предполагаемая форма обществ, устройства на ранних этапах развития первобытнообщинного строя, характеризующаяся доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, обществ, жизни.1); иногда ее называют тотемической семьей. Материнская семья – сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. (2.2) В семье такого типа существовал групповой брак, отец детей не всегда был известен, следовательно, происхождение в семьях определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и присутствует в некоторых местах в наши дни (Южная Индия, Тибет). (2.3) Домовая община отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определялось происхождение, выделялось отцовская и материнская домовые общины. Если главой рода являлась женщина, то в общем доме проживали только родственники по женской линии, а их мужья жили в семьях своих матерей и посещали своих жен изредка по необходимости. В этих общинах часто встречалась полиандрия (многомужество). Если глава рода – мужчина, то в общем доме проживали родственники по отцовской линии. Но встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.

Появление частной собственности и связанный с ней вопрос о наследовании послужило переходом к моногамной патриархальной семье – семья, в которой глава и собственник имущества – отец. (2.4)



Индивидуальная семья отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта – бракосочетания гражданского или церковного, либо того и другого. Это самая распространенная форма семьи в современном мире.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению, следовательно, изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.

К наиболее общим типам семейных структур относятся моногамия, полигамия, экзогамия, эндогамия. Семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные.

Консангвинальная семья – семья, состоящая из кровных родственников, которые принадлежат к нескольким поколениям. Отношения строятся либо по мужской линии (патрилинейность), либо по женской (матрилинейность). Основа организация семьи – отношения между родственниками, а отношения между мужем и женой отходят на второй план. В матрилинейной семье супруги проживают с родственниками жены (матрилокальность). В патрилинейной семье супруги проживают с родственниками мужа (патрилокальность). В обоих типах семей дети могут проживать как в семье жены, так и в семье мужа.

Конъюгальная семья. Эта семья отличается тем, что основа семьи – отношения между супругами, а не родственниками, как в консангвинальной семье. Родственники со стороны жены или мужа – часть данной семьи. Родственники со стороны мужа или жены включены в организацию семьи, только не сами по себе, но они также считаются одинаково важными. Дети в такой семье принадлежат супружеской паре, а не родственникам. Такая семья заново формируется с каждым следующим браков, в отличие от конангвинальной семьи, которая сохраняет себя благодаря преемственности поколений.

Параметры сравнения

Консангвинальная семья

Конъюгальная семья (нуклеарная)

Основа семьи

Кровные родственники, принадлежащие к нескольким поколениям

Супруги

Принадлежность детей

Родственники жены или мужа

Супружеская пара

Местожительство

С родственниками

Дислокальный брак (неолокальный)

Америсканское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу. Консагинальная семья характеризуется выраженным чувством безопасности, она не прощает индивидуализм, разводы, уходы.

Согласно данным Дж. Лесли, четвертая часть всех обществ, включая и доиндустриальные, основана только на конъгальной семье; четвертая часть базируется на полигамии, но исключает расширенные семьи; половина имеет различные формы расширенной семьи. Традиционное аграрное общество основывалось на расширенной семье, а большинство современныхобществ включают нелинейную систему родства (отсчет родственников не ведется), расширенные семьи и доминирование мужчин.

Семьи старшего поколения – родительские; семьи, созданные взрослыми детьми – прокреационные.

По количеству поколений, входящих в состав, семьи делятся на расширенные (3 и более поколений) и нуклеарные (2 поколения).

По наличию родителей: полные (два родителя), неполные (один родитель)

По количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные (от 3 и более детей)

По критерию лидерства:


  1. Патернальная (доминирование мужчины)

  2. Матернальная (доминирование женщины)

  3. Эгалитарная (равенство ролей)

Самой демократичной семьей считается эгалитарная семья, контроль которой разделен между мужем и женой, оба участвуют в принятии семейных решений.

Брак - Семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации). (1)

Первая форма общественного регулирования половых отношений – дуально-родовой или групповой брак(полигамия). Характерен для ранней стадии первобытного общества.



Групповой брак - Форма брака между несколькими мужчинами и несколькими женщинами, в основном у этнических групп, находящихся на низких ступенях обществ, развития (1). Групповой брак со временем сменился парным браком посредством уменьшения членами разных родов до лиц, принадлежащих одному поколению. При парном браке супруги жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена – в род мужа (патрилокальный брак), при этом сохранялись пережитки группового брака и имущество было раздельным.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате этого брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему ценность семьи, однако у ряда народов моногамия сочеталась с полигамией, но распространение полигамии заметно сокращалось (полигамия - многоженство или многомужество; форма брака, разрешающая иметь более одного супруга.)

В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Усиление социальной и экономической функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака. Ответственность и инициатива при заключении брака и выбор брачного партнера становятся функциями главы семьи.

Рост числа образованных женщин и втягиванием ее в общественное производство, связанное с развитием индустриального общества, привело к новым изменениям:


  1. Процесс секуляризации приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком

  2. Заключение брака упрощается, облегчается процедура развода

  3. Рост общего и специального образования повышает брачный возраст

  4. Растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

Брак в древности. Брак в те времена – своеобразная экономическая сделка: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Брак-соглашение, брак-сделка в те времена – обычное явление. В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Чтобы не делить наследство, была возможность вступления в брак между братьями и сестрами. Так Клеопатра (69-30 гг до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем младшего. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Основатель Рима, Ромул, написал законы римского права, в соответствии с которыми женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих мужей, а мужей – управлять женами как своим имуществом. Закон так же гласил, что брак создается исключительно ради деторождения и для того, чтобы семейная собственность осталась неделимой. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин:


  1. Жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины

  2. Матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство

  3. Рабыни – наложницы плебеев

  4. Гетеры – образованные, одаренные женщины (женщины для наслаждения)

С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно

историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в

доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в

рабу его желаний, в простое орудие деторождения». (3)

Европейский брак в эпоху Средневековья и Возрождения. На протяжении 4 и 5 веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общностью, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, а с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же отношение к браку существовало среду цеховых мастеров средневековых городов и купечества.

Представление о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окнами его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

В эпохи Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством. Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести. «Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа. В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина». (5; 85)


Языческая семья. Яркий пример языческой семьи – русская семья 12-14 веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности». Как вне брака, так и в браке женщина имела свободу. А вот власть отца и мужа сильно ограничивалась. Женщина имела право развестись с мужем и вернуться в родительскую семью. Главная роль в такой семье принадлежала «большухе». Большуха – самая старшая в семье опытная и более трудоспособная женщина (обычно это была жена отца или старшего сына), ей подчинялись все младшие мужчины в семье. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, отношения между ними сложные, не исключена борьба. Дети подчинялись родителям.
Христианская модель семьи.  В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. 
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.  Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному». Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную. 
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. 
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 – 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены. Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.
По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.[14] В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:  «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 
И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене». 


Внутрисемейные отношения по «Домострою». В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.  Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. 
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. 
Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…». Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни. [14] 

4.Функции семьи

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию. 


Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумевается базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие: 
1. Регулирование сексуальных отношений.

Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.


2. Воспроизводство населения.

Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другими. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.


3. Социализация.

Новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.


4.Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости и юным годам не могут позаботиться о себе.
5. Социальное самоопределение.

Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. Кроме перечисленных к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления психологическая и материально-бытовая поддержка членов семья и т.д. 

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи [30, с. 123]:

1) воспитательная;


2) репродуктивная;
3) экономическая;
4) коммуникативная;
5) эмоциональная;
6) сексуальная;
7) сфера первичного социального контроля;
8) сфера духовного общения.

Так же существует иная функциональная система семьи:

1.сексуальная функция
2. коммуникативная функция
3. репродуктивная функция
4. естественно-биологическая функция
5. функция социализации личности
6. экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты)
7. экономическая (хозяйственно-бытовая) функция
8. социально-статусная функция
9. рекреативная функция
10. досуговая функция
11. коммуникативная функция. http://www.pslog.net/study-13-3.html

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:



1. репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

2. экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

3. воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

4. коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Группы семейных потребностей:

1. Создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи

2. Потребность в любви, уважении, опеке, связанные с материнством

3. Потребность в психологической и физической близости

4. Потребность в семейном общении.

К этому следует добавить потребность в самореализации личности как жены-матери-хозяйки дома, мужа-отца-главы семейства.

http://psylist.net/family/00021.htm

Соловьев Н. Я. предложил другую типологию функций семьи:



Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.



Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.). http://www.antidrug.ru/preventivedrug/preventive7.htm

По мнению Н.Я Соловьева, «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».



Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи.

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребностей в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средство одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями, детьми, представителями старшего и среднего поколения

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Воспроизводство социальной структуры. Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворении потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей



  1. Особенности функционирования современной семьи.

Заключение брака предполагает вступление мужчины и женщины, мужа и жены, в сексуальные отношения для реализации половой потребности и продолжения рода.

При всей связанности с институтами брака и семьи сексуальность все же относительно самостоятельна от них: сексуальные желания могут возникать не только по отношению к собственному супругу, сексуальная активность и заинтересованность супругов в близости снижаются по мере роста супружеского стажа, нередко проявляется рассогласование интимных желаний мужа и жены и т.д. Но не смотря на это, сексуально-эротическая функция играет значительную роли в брачно-семейных отношениях и во многом определяет психологический микроклимат семьи.

Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения. Сексуальная неудовлетворенность и дисгармония – одна из существенных причин разводов (зачастую скрываемых) и нервных заболеваний. По некоторым данным, семейно-бытовые, включая сексуальные, трудности характерны для 65% неврологических больных.

Таким образом, сексуально-эротическая функция реализуется в удовлетворении сексуально-эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества, т.е. является основой репродуктивной функции каждой семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением, как указывают А.Г. Харчем и М.С. Мацковский «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

Если раньше в России был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей. Очень мало семей, имеющих двоих или троих детей. Причин этого несколько: распространение городского образа жизни, массовая занятость женщин в производственной сфере, рост культуры людей, увеличение потребностей, резкое ухудшение материального образа жизни основной массы населения в 90-е гг., сложности с жилищными условиями.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Этому тоже есть историческое объяснение: большими семьями живут там и тогда, где «малой» семьи (муж, жена и дети) трудно выжить одной, без опоры на многочисленных родственников.

Сокращение среднего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственных отношений.

С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию, причем воспитываются в семь и взрослые, и дети. Особенно важно влияние семьи на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:


  1. Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребность быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение из интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

  2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

  3. Постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Как пишет американский социолог Д. Боссард, "семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти "дары" детей заключаются:

  1. В обогащении внутрисемейных связей;

  2. В расширении круга интересов семьи;

  3. В эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь;

  4. В возможности возвращения к пройденным этапам жизни;

  5. В контроле за развитием новой человеческой личности;

  6. В более глубоком понимании жизни и "истинного смысла жизни"17. 

Конечно, значение и соотношение этих чувств и моментов может изменяться, но нет оснований думать, что человечество вообще от них откажется.

Воспитательные потенциал семьи – это комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

Воспитательный потенциал семьи включается в себя материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать и воспитательное значение характера общения в семье, ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.

Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила, культурные ценности общества, этические нормы познаются, прежде всего, в семье. Семья дает пример и образец семейно-брачного поведения.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

Все большее значение исследователи семейных отношений придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:



  1. Посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством;

  2. Влияние семье на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия;

  3. Организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.

Заключение 


Поскольку большинство браков в традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно – люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных – развитие частной собственности. Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Различия форм брака в разных странах обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями. Вступление в брак в основном рассматривалось как некая форма экономической сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже представители высших слоев общества. 
В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями. 
Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения. 
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека. 
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. http://kref.ru/infopsikhologijasotsiologija/124336/10.html

Заключение 
Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. 
Причин побуждающих объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы сознаем, что общество в целом, а значит и люди, люди его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека. 
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семьи и социальной общности, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «антропогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. 

http://pda.coolreferat.com/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D1%8B_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%B8_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2


Смотрите также:
Определение понятия «семья», семья в исторической ретроспективе. «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно»
372.44kb.
1 стр.
«функции семьи»
302.87kb.
1 стр.
Наша семья испытала все тяготы войны, также как и любая другая семья
36.49kb.
1 стр.
Классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья»
57.06kb.
1 стр.
Родительское собрание «Семейное счастье в чём оно?» Оформление: выставка семейных фотографий, рисунков “Моя семья!”, плакаты: «Семья в куче – не страшна туча»
68.95kb.
1 стр.
Жили они долго и счастливо и умерли в один день
67.16kb.
1 стр.
Семейная политика города харькова: опыт реализации, перспективы
139.03kb.
1 стр.
Семья введение семья
423.01kb.
3 стр.
Семья Он родился 30 июля 1863 года в семье американского фермера недалеко от Дирборна в Мичигане. Семья была небогата, отец целыми днями трудился в поле. Отец Генри Форда хотел, чтобы сын работал с ним на ферме продолжал дело. Детство
86.49kb.
1 стр.
1 место: поделили между собой семья Большаковых семья Руденко 2 место
10.55kb.
1 стр.
Конспект классного часа «Моя будущая семья» Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; Определить понятие «семья»; Формировать понятие «счастливая семья»
43.6kb.
1 стр.
Литература 4 Приложение 1- карта Швеции 5
50.41kb.
1 стр.