Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» г. Кандалакша

«Согласовано» «Утверждено»

на заседании совета МБОУ ДОД Директор МБОУ ДОД

«Детская художественная школа» «Детская школа искусств»

« » 20 г. ________ Е.М.Следникова

Программа.

«Изобразительное искусство»


Срок реализации 7 лет.

Возраст детей 7(8)-14(15) лет.

Автор-составитель:

Трофимов Р. Н.


Кандалакша 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая образовательная программа «Изобразительное искусство» является комплексной, модифицированной, художественно-эстетической направленности. Полностью согласуется с базовыми учебными планами и примерной программой для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств МК РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».

Разработка данной программы обусловлена необходимостью создать синтез, базовый обучающий блок, объединяющий в себе начальные знания по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, который создаёт возможность для дальнейшего творческого развития обучающихся и позволяет успешно перейти к следующим этапам художественного обучения.


Разработана на основе программ:

1. «Мир глазами художника» МОУДОД « Детская художественная школа» ЗАТО г. Североморск [Абарина С. Э., Шпиро С. И.].

2.Изобразительное искусство в школе: программа и методические разработки уроков

изобразительного искусства в начальной школе [Е.И. Забелина, Е.В. Терещенко, И.В. Волкова

. Орел 1996 г.].

3.Основы композиции. Примерная программа для детских художественных школ и

изобразительных отделений детских школ искусств. МК РФ Москва, 2004 год.

4.«Декоративная композиция». (Примерная программа для детских художественных школ и

изобразительных отделений детских школ искусств. Москва 2006 г. ФА по культуре и

кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию).

5.Изобразительное искусство. Программа для отделений общего эстетического образования (воспитания) детских школ искусств. Первый класс. МК РСФСР Москва, 1986год.

6.Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. МК СССР Москва, 1982 год.

7.Живопись. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. МК РФ НМЦ по ХО Москва, 2002 год.

Актуальность программы:

Концепция программы заключается в строгой последовательности изучения базовых

законов и правил композиции, живописи и рисунка.

Типовые программы, нацеленные на подготовку к поступлению в средние и высшие учебные заведения, направлены на получение фундаментальных знаний в области изобразительного искусства, к которому готовы только особо одарённые дети, уже выбравшие будущую профессию художника. В условиях небольшого города все желающие научиться рисовать дети, не зависимо от уровня развития их способностей, должны иметь такую возможность. Для тех же, кто собирается поступать в средние и высшие художественные учебные заведения после освоения данной программы, возможна организация обучения в профессионально ориентированном классе.

Данная программа в отличие от типовой позволяет, не упуская из виду основ изобразительной грамоты, развить творческое воображение учащихся посредством введения заданий на развитие образного мышления. В последнее время множество художественных материалов стали доступными учащимся. Бумага различных качеств, акварельные карандаши, цветная тушь, сухая и масляная пастель, пластика, краски для керамики и батика и др. Поэтому художественное отделение школы искусств имеет возможность дать каждому ребёнку любой возрастной категории раскрыть себя в работе с различными материалами, изучить приёмы работы с ними, что не предусмотрено в типовых программах.

Новизна программы:

В связи с переходом на семилетний курс обучения и увеличения количества часов возникла необходимость пересмотра содержания рабочих программ: «Декоративно прикладная композиция. Возрастная группа 6,7,8 лет» и «Основы изобразительной грамоты. Возрастная группа 9,10-13,14 лет».


Целью программы является приобщение к художественному творчеству и изобразительной деятельности, изучение базовых предметов и закрепление теоретического материала. Развитие в каждом ребёнке уверенности в своих возможностях и способах овладения искусством, для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.
Цели и задачи программы:

- гармоническое развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям;

- развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной

отзывчивости, интереса и способ­ности к художественной деятельности;

- систематическое и целенаправленное развитие зрительного вос­приятия цвета,

композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения;

- формирование первоначальных знаний, умений, навыков в реалистическом изображении натуры средствами рисунка и живописи на плоскости листа в условном пространстве;

- развитие композиционного мышления и способности вести самостоятельную работу над станковой и декоративной композицией;

- формирование сознательной деятельности по организации всех элементов изображения для

реализации определённого творческого замысла;

- умение раскрыть тему средствами различных жанров изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр;

- формирование способности к творческой интерпретации, эмоциональному отношению к изображению.

Этапы реализации программы:
Реализация программы предполагает два основных этапа.

1 этап (1 – 3 годы обучения). Это базовый этап, основа для дальнейшего творческого развития обучающихся; он даёт возможность успешно перейти к следующему основному этапу художественного обучения. Задания знакомят обучающихся со свойствами изобразительных материалов: живописных, графических, объёмных и направлены на развитие воображения, фантазии и реализацию творческого потенциала детей. Самостоятельная работа на данном этапе является главной формой развития художественно – творческой активности обучающихся. При этом наряду с созданием творческих работ, выделяются в самостоятельный вид учебной работы - упражнения. При выполнении упражнений обучающиеся получают знания о цвете (теплохолодность, смешение цветов, работа с ахроматическими цветами). Вводятся задания – упражнения на проведение линий, их деление; на формирование навыка штриховки. Обучающиеся получают знания о влиянии среды и освещённости на цвет. Происходит закрепление знаний о размещении изображения в заданном формате. Упражнения предусматривают не однозначное решение, а различные варианты, т.е. возможность творческого выбора.


2 этап (4 – 7 годы обучения). Начиная с этого этапа содержание программы исключает задания по декоративному рисованию и лепке. Теперь это отдельные предметы учебного плана: рисунок, живопись, композиция, скульптура, история изобразительного искусства. Распределение учебного материала по спирали – совершенствование полученных знаний 1-го этапа на более высокий уровень с учетом возрастных особенностей, с последовательным усилением самостоятельности учащихся от класса к классу. В начале реализации данного этапа большее внимание уделяется заданиям по рисованию с натуры. Обучающиеся учатся сравнивать меньшую величину с большей (способ визирования). Переосмысляются сведения по перспективе прямоугольных форм и окружности; пропорциям человеческой фигуры; свето-воздушной перспективы, об основных законах и правилах композиции, о порядке и методах работы над композицией, с обязательным созданием предварительного эскиза. По – прежнему большое внимание уделяется самостоятельному созданию творческих композиций.
Режим организации занятий: 1,2,3 класс.

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс




всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Основы ИЗО

68

10

58

68

12

56

68

15

53

ДПК

68

15,5

52,5

68

13

55

68

9

59

Лепка

68

10,5

57,5

68

9,5

58,5

68

8

60




204

36

168

204

34,5

169,5

204

32

172

Режим организации занятий: 4,5,6,7 класс.

Раздел

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс




всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Рисунок

102

19

83

102

15

87

136

16

120

136

21

115

Жив-сь

102

16

86

102

16

86

102

14

88

102

14

88

Комп-ция

102

18

84

102

18

84

102

12

90

102

14

88

Ск-ра

68

12

56

68

12

56

34

6

28

34

7

27

История искусств

34

33

1

34

33

1

34

33

1

34

33

1

Пленэр

56




56

56




56

56




56

56




56

Итого часов в год

408

98

310

408

94

314

408

81

327

408

89

319

Итого с учетом пленэра

464







464







464







464







Количество часов в неделю на группу

12







12







12







12






Знания и умения по предметам прописаны по годам обучения.

Каждый год обучения включает 34 учебные недели. Сложившаяся программа исходит из реальной практики. Учащиеся 1,2,3 классов посещают школу три раза в неделю и проводят на занятиях по 2 академических часа. Учащиеся 4,5,6,7 классов посещают школу три раза в неделю и проводят на занятиях по 4 академических часа. Ввиду отсутствия в школе специализированных кабинетов, все дисциплины данной программы могут проводиться в одной мастерской, их может вести один преподаватель.

Обучение по данной программе рассчитано на 7 лет. Из них первые 3 года - знакомство с

изобразительными материалами и техниками, декоративно – прикладная композиция, лепка.

Последующие 4 года – основы изобразительной грамоты. Изучаемые предметы: рисунок,

живопись, композиция (станковая, декоративная), скульптура.
1 год обучения. В первом классе необходимо решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения - это развитие образного мышления, фантазии, художественной наблюдательности, развитие творческого потенциала. На занятиях знакомят с простейшими композиционными понятиями: пятна, линии и их роли в композиции. На первом этапе обучения большое внимание уделяется заданиям по цветоведению (тепло - холодные цветовые гармонии, спектральные растяжки, промежуточные цвета и контрасты) и средствам выражения.
2 год обучения. Во втором классе закрепляются и углубляются навыки работы по декоративной композиции. Работы обучающихся становятся более аккуратными и качественными. Сохраняется последовательность заданий – от простого к сложному. Обучающиеся выполняют на отдельном листе короткие зарисовки и эскизы для длительных работ. В заданиях закрепляются такие понятия, как силуэт, масштабность, ритм, статика и динамика, равновесие сюжетно- композиционного центра. Большое внимание уделяется заданиям на ассоциативность, абстрактность, вариативность. Изучаются графические приемы

работы.
3 год обучения. В третьем классе повторяются и закрепляются знания, полученные в первом и втором классах. Усложняются цветовая палитра и технические возможности гуаши. Ставятся задачи создания художественных образов, способствующих развитию способностей обучающихся образно мыслить. Уделяется особое внимание индивидуальным способностям учащихся. Обучающиеся уже владеют средствами выражения и используют их в раскрытии заданной темы. Обучающиеся умеют образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной колорит, цветовой строй декоративной композиции.

Возраст детей 7-9 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещённая с практической работой). Занятие носит групповой характер. Количественный состав групп: 10-15 человек, постоянный, что соответствует рекомендациям Примерных учебных планов к программам учебных дисциплин государственных музыкальных, художественных школ и школ искусств, утверждённых Министерством культуры РФ Москва 1996 г.

Программа дает педагогам возможность творчески подходить к заданиям, применять свои собственные разработки по дисциплинам, вместе с тем она требует унификации подходов к обучению с тем, чтобы уровень подготовки любого учащегося соответствовал общим требованиям. Работы учеников оцениваются по пятибалльной системе.

Текущие оценки выставляются в классный журнал, как за этапы работы, так и за оконченную работу. В конце каждого полугодия предлагаются контрольные задания по всем предметам, в конце года - итоговые задания, в конце 4-годичного курса – экзаменационные работы. Каждое полугодие проводится просмотр работ учащихся, где педагогическим коллективом отслеживается объем, качественный уровень и соответствие работ учащихся поставленным целям и задачам.

Критериями оценки учебных работ являются: применение полученных на определённом этапе знаний, грамотная компоновка на листе, конструктивное построение, цветовое и тоновое решение, передача объёма, пространства, материальности, создание художественного образа, законченность рисунка, аккуратность исполнения.

Подведением итогов является участие детей в городских, региональных, и международных художественных выставках, а так же процент поступления в средние и высшие художественные учебные заведения.


следующая страница >>
Смотрите также:
Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Мк РФ москва, 2004 год. «Декоративная композиция»
1463.93kb.
12 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 2003 г
27.18kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 2003 г
22.47kb.
1 стр.
«История русского искусства XI-XVII веков»
68.27kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства»
75.5kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств москва 2006 одобрена
820.04kb.
5 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств
784.66kb.
4 стр.
Задорощенко Валентины Владимировны г. Абинск 2011
190.27kb.
1 стр.
Управление науки и образования Органы исполнительной власти субъектов
79.36kb.
1 стр.
Программа для 1-4 классов станковых отделений детских художественных школ
244.33kb.
1 стр.
Общеобразовательные программы в области музыкального искусства «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
729.66kb.
4 стр.
Приложения к паспорту Вачского муниципального района 2010 год
798.23kb.
4 стр.