Главная
страница 1
ПРОЕКТ

Концепция экологически обоснованного, устойчивого и безопасного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра
В Украине проблема экологического состояния поверхностных вод относится к числу наиболее приоритетных, поскольку, по запасам этого стратегически важного ресурса, страна относится к числу наименее обеспеченных стран Европы.

По данным государственной статистики - единственным реальным источником водоснабжения отраслей экономики и населения нашего государства являются поверхностные водные объекты. А малые реки тесно связаны с экономикой прилегающих территорий и играют значительную роль в развитии социальной среды.



Содержание

Раздел 1. Анализ состояния водопользования в бассейне реки Днестр и состояния общественных отношений при предоставлении искусственных водоемов в аренду ……………............................................................................. 3

Раздел 2. Цель и задачи Концепции …………..…………………...…….…… 8

Раздел 3. Возможность урегулирования соответствующих общественных отношений без принятия Концепции……………………………………………8

Раздел 4. Результаты реализации Концепции ………...……………………… 10


Раздел 5. Сумма средств и ресурсы, необходимые для реализации

Концепции………………………………………………………………………..11


Раздел 6. Рекомендации по обеспечению реализации Концепции ………..... 11

Раздел 7. Организационно-техническое обеспечение подготовки проекта нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра»…………………………………………….…………….…. 13


Раздел 8. Правовые основания для разработки проекта нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного

использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра»……...……13

Раздел 9. Предмет правового регулирования и основные правовые механизмы реализации нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра» ………….………………………………...…. 14

Использованные источники …………………………………………………….


Приложения………………………………………………………………………..
Приложение 1. Анализ нормативно-правовой базы Украины по вопросам использования водных объектов, в частности по вопросам рационального использования и охраны ресурсов реки Днестр
Приложение 2. Информация о наличии и состоянии искусственно созданных водных объектов в бассейне Днестра и его основных притоков в пределах Украины

Раздел 1. Анализ состояния водопользования в бассейне реки Днестр и состояния общественных отношений при предоставлении искусственных водоемов в аренду
Бассейн реки Днестр занимает западную часть Украины и большую часть территории Молдовы. Площадь бассейна составляет 72100 км², из них в пределах Украины расположены 52690 км² или 73%. Общая длина реки 1362 км, из них в пределах Украины 925 км или 68%. Бассейн реки находится в пределах Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой, Винницкой, Черновицкой и Одесской областей.

В пределах водосбора р.Днестр на территории Украины насчитывается более 5,5 тысяч (5629 шт) водохранилищ и прудов, общей площадью 489,2 км², объемом - 3553 млн. м³. В 2000 году этот показатель составлял 3497,9 млн. м³, т.е. только за последние 10 лет объем зарегулирования стока увеличился на 55 млн. м³, или на 1,5%.

Пруды обычно строились в верховьях малых рек, на ручьях и временных (пересыхающих) водотоках, в низинных местностях. Поэтому их водоохранная роль по сравнению с другими водными объектами значительно больше.

Как известно, малые реки характеризуются большей неравномерностью стока, чем крупные, как в пределах года, так и за многолетний период. Поэтому при современном интенсивном хозяйственном использовании местных водных ресурсов невозможно обойтись без регулирования водности малых рек прудами и водоемами.

Большая водорегулирующая роль искусственных водоемов и при хозяйственном использовании стока рек. Они используются для гидроэнергетики, судоходства, рыборазведения, орошения и обводнения. Аккумулируя воду во время наводнений и паводков, пруды и водохранилища позволяют использовать ее в определенный период, когда сток рек мал, а потребность в воде наибольшая.

Однако, изъятие из водоемов части стока на хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные и промышленные цели, его регулирования и перераспределение, сброса сточных и возвратных вод негативно влияет на режим, качество и объем стока, а также на состояние экосистемы реки. Многочисленные пруды и водохранилища, заборы и сбросы нарушают естественный уровень и термические режимы в реках, влияют на распределение стока в пределах года, его экстремальные величины. Часть речной системы превращается в озерную, изменяется гидрологический режим всей реки, накопление в прудах значительного объема наносов, меняется руслоформирующие расходы, преображается растительный и животный мир.

Следует отметить, что большинство прудов в результате длительной небрежной эксплуатации находится в запущенном состоянии. Пруды заилены, заросли водной растительностью. Вследствие этого резко уменьшился их объем и площадь водного зеркала. Степень использования таких прудов очень низкая, что приводит к значительным потерям воды.

Состояние большинства прудов крайне неудовлетворительное. Они построены, в основном, хозяйственным способом на низком инженерном уровне по упрощенной проектной документацией, а зачастую - без нее. Плотины земляные, с незакрепленными откосами, многие из них уже значительное время размыты. Водосбросные сооружения за техническим состоянием и капитальностью, как правило, не соответствуют ни современным техническим требованиям, ни элементарным правилам безопасности эксплуатации гидротехниних сооружений, что препятствует нормальному регулированию и рациональному использованию стока малых рек.

Нередко строительство прудов имело самовольный, стихийный характер. Такие водоемы, образованные без надлежащих научно-технических обоснований, быстро мелеют, заболачиваются, зарастают водной растительностью, ухудшая тем самым и общее санитарное состояние водоема. А главное - уничтожают реки, на которых они расположены.

Значительная часть таких прудов в бассейне Днестра имеет площадь до 5 га, глубину - в основном 0,5-1,5 м. При такой глубине пруды прогреваются до дна и интенсивно зарастают. По сути, это искусственные бассейны-испарители, которые тщетно и бесповоротно теряют воду. Берега прудов очень часто заболоченные, поросшие кустарником, камышом, осокой. Развитие на водосборе эрозионных процессов, как природных, так и связанных с сельскохозяйственным освоением склонов долины и балок, приводит усиленный смыв почвы и заиление прудов.

По результатам инвентаризации водоемов и гидротехнических сооружений, которая проводилась в 2010 году, установлено, что в семи областях бассейна Днестра техническое состояние 1056 гидротехнических сооружений признано неудовлетворительным. Большое количество гидротехнических сооружений находится в аварийном состоянии и требует срочного капитального ремонта.

В настоящее время значительное количество гидротехнических сооружений все еще находится в аварийном состоянии и требует реконструкции. Так, в неудовлетворительном состоянии в Хмельницкой области находится 9% гидротехнических сооружений (22 гидротехнические сооружения в аварийном состоянии), в Одесской -12%, во Львовской - 16%.

Поэтому аспекты безопасной эксплуатации искусственных водоемов в последнее время становятся все более актуальными. Это связано со значительным ухудшением технического состояния гидротехнических сооружений на водоемах, на которых периодически происходят прорывы и вследствие этого подтопления и затопления приусадебных участков и безпосередьно жилых домов жителей населенных пунктов. Бесхозные дамбы и сухие водоемы являются источником значительной социальной напряженности. Так, через периодическое прохождения интенсивных или экстремальных осадков на высушенные ложбины прудов с поврежденными гидротехническими сооружениями наносятся убытки народнохозяйственном комплекса и отдельным гражданам, а ответственных лиц за ненадлежащее содержание гидротехнических сооружений и незаконное сооружение таких прудов нет. http://zik.ua/ua/news/2008/07/26/144899
Ярким примером вышеизложенного является следующая история. Чрезмерная эксплуатация реки Кучурган привела к высыханию как самой реки так и искусственных водоемов, созданных на ней. После чего пользователи водоемов потеряли к ним интерес и эти пруды стали бесхозными. Дамбы постепенно разрушились и создали значительную опасность для людей при экстремальных осадках. Так, в 1979 году в результате разрушения дамбы пересохшего ставка из-за экстремального ливня, было разрушено 44 дома в селе Фрунзовка Одесской области.

Учитывая увеличение таких случаев в последние годы, меры по установлению хозяев (собственников) для гидротехнических сооружений и ответственных лиц за эксплуатацию всех водоемов (особенно, находящихся в опасном состоянии) пока являються крайне актуальными и требуют срочного решения.

А в некоторых случаях водоемы целесообразно вообще ликвидировать, поскольку мелкие, заиленные и покрыты растительностью пруды уже не имеют хозяйственного значения и ускоряют процессы уничтожения реки. Занятые этими прудами площади целесообразно превратить в пойменные сенокосы, создавая природные условия жизнедеятельности реки. Необходимость создания условий для естественного восстановления рек подтверждается также процессами негативных климатических изменений.

По словам академика Национальной академии аграрных наук Александра Иващенко: за последние десятилетия в Украине наблюдается фактическое смещение границ природно-климатических зон на 100-150 км на север.

Распределение искусственных водоемов по территории бассейна Днестра в пределах Украины неравномерно. В частности, наибольшую площадь они занимают в Одесской области, где на 1 км2 территории бассейна Днестра приходится около 1,8 га водного зеркала водоемов, то есть 1,8% площади находится под водой. От 0,5 до 0,7 га/км2 занимает водная поверхность озер и водохранилищ в Львовской, Винницкой, Ивано-Франковской, Черновицкой, Хмельницкой, Тернопольской областях (без учета Днестровского водохранилища). В среднем для искусственных водоемов на реках бассейна Днестра в пределах Украины величина равна 0,9 га/км2учетом Днестровского водохранилища).

Коэффициент зарегулированности, то есть отношение объема искусственных водоемов к объему речного стока, в бассейне Днестра равен 0,36.

Статьей 82 Водного кодекса Украины в бассейнах речек запрещается сооружать водохранилища и ставки общим объемом, превышающим объем стока данной речки в расчетный маловодный год, который наблюдается один раз в 20 лет (95% обеспеченности).

Проанализировав долю общего объема искусственных водоемов на реках бассейна Днестра от объема стока рек в маловодный период мы получили следующие результаты. В бассейне Днестра в пределах Украины объем прудов и водохранилищ составляет 58% от объема стока 95%-обеспеченности. Наименьший этот показатель во Львовской (3,6%), Ивано-Франковской (7,1%), Тернопольской (6,1%), Черновицкой (2,4%) областях, больше в Винницкой (16,1%) и Хмельницкой (23,7%) областях. В Одесской области он достигает 354%. Это означает, что искусственно созданные водоемы в Одесском регионе удерживают объем воды, который значительно превышает годовой сток притоков Днестра в маловодный год, что в свою очередь негативно влияет на гидрологический, гидробиологический и санитарное состояние рек и является нарушением требований действующего законодательства. Сегодня в пересохшем и частично пересохшем состоянии находятся реки Гоноровка, Сухой Молокиш, Кучурган, Рыбница, Ягорлык.

Таким образом, при всей очевидности положительного влияния искусственных водоемов на результаты хозяйственной деятельности их создание нарушает естественный режим водотоков и без принятия соответствующих компенсационных мер может привести к нежелательным последствиям. Поэтому сохранение природного комплекса малой реки вместе с построенными на ней водохранилищами и прудами необходимо рассматривать как единую проблему. Чрезмерное увлечение строительством прудов может привести к внешнему временному благополучию, но так как поступление воды и наносов осуществляется по всей длине реки, отдельные пруды, их каскады и реки рано или поздно будут заилены или пересохнут, а малые реки могут исчезнуть.

Так, в последнее время многочисленные сообщения в печатных и интернет-изданиях рассказывают об исчезновении вод не только в поверхностных водных объектах, но и в подземных. Например, черновчане и жители ближних сел в последние годы пополняют свои колодцы водой при помощи подкачки из цистерн (http://zik.ua/ua/news/2011/12/01/322152). А в колодцах села Майоровка Кельменецкого района Черновицкой области вода исчезла почти десять лет назад. Вода в селе появляется только после сильных дождей. И то немного - по два-три ведра в колодце. Еще лет пять назад люди брали воду из ручья в лесу. Но и он высох. А люди ездят по 7-10 километров в соседние села, привозят бочками воду оттуда (http://gazeta.ua/articles/lviv-newspaper/_voda-znikla-u-krinicyah/310916 "Газета по-украински" № 909).

Таких примеров можно приводить множество. Поэтому понятно, что вопросы устойчивого водопользования в бассейне Днестра имеет первостепенное социально-экологическое и экономическое значение.
Однако наряду с вопросами, которые носят экономико-экологических характер в бассейне Днестра также обострились вопросы социального значения - вопросы реализации прав доступа граждан к общему водопользованию на искусственных водоемах, переданных в аренду.

Вопросы доступа к общему водопользованию четко определены следующих статьях Водного кодекса Украины:

- ч. 1 ст. 6 - воды (водные объекты) являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование;

- ст. 47 - право общего водопользования:

Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей (купание, плавание на лодках, любительская и спортивная рыбалка, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев) бесплатно, без установления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.

В целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды и других предусмотренных законодательством оснований районные и городские Советы по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание , плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также при определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.

Местные Советы обязаны сообщать населению об установленных ими правилах, которые ограничивают общее водопользование.

На водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленнях водопользователем, по согласию с органом, который предоставил водный объект в аренду.

Водопользователь, который взял водный объект в пользование на условиях аренды, обязан ставить в известность население о условиях водопользования, а также о запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленном в аренду.

Если водопользователем или соответствующим Советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.

Но из-за недостатка информации на официальных сайтах распорядителей водоемов об условиях общего водопользования на водоемах, переданных в аренду, постоянно возникает множество конфликтных ситуаций.

В последнее время очень распространена ситуация, когда арендаторы не допускают граждан к водным объектам, которые они арендуют. При этом они уверяют людей, что это их (арендаторов) частная собственность. Данное утверждение неправомерное и является следствием полной правовой неосведомленности арендатора или банальной наглости и лживости. Вследствие этого между арендатором и соответствующей общиной, на территории которой находится арендуемая водоем, происходят конфликты, перерастающие в преступления: людей бьют, иногда доходит до убийств ... Как правило, потерпевшей стороной чаще являются члены соответствующей территориальной общины. (http://law-help.com.ua/orendovana-vodojma-ne-ye-privatnoyu-vlasnostyu)


Раздел 2. Цели и задачи Концепции


Целью Концепции является содействие изменениям подходов к управлению водными ресурсами и создание органами власти условий устойчивого и безопасного водопользования в бассейне реки Днестр.
Задачи Концепции:

- создать условия безопасного проживания местных жителей в бассейнах малых рек, обеспечить местное население доступными водными ресурсами;

- обеспечить постоянное водопользование в бассейне Днестра;

-предупредить в дальнейшем чрезмерное зарегулирование естественного стока искусственными водоемами;

- предупредить возникновение случаев социального напряжения вокруг использования и создания новых искусственных водоемов;

- создать условия для свободного доступа граждан к водным объектам и обеспечить возможность реализации прав граждан доступа к общему водопользованию;

- обеспечить общественный контроль над деятельностью органов власти;


Раздел 3. Наличие возможности урегулирования соответствующих общественных отношений без принятия Концепции


Основу правового регулирования общественных отношений по предоставлению водоемов в аренду составляют: Конституция Украины, Водный кодекс Украины, Земельный кодекс Украины, Налоговый кодекс Украины.

Статьей 51 ВКУ предусмотрено, что право водопользования водоемом оформляется договором, согласованным с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства. В настоящее время на государственном уровне не урегулирован порядок (не определен механизм) передачи в аренду водных объектов.

В целом правовое регулирование использования водоемов осуществляется нормативно-правовыми актами, принятыми на местном уровне, в частности: решением Одесского областного совета «Об утверждении Порядка предоставления водных объектов (их частей) в пользование на условиях аренды на территории Одесской области» от 26 апреля 2012 года № 447-VI, «О Порядке рассмотрения документов, необходимых для принятия решений о выдаче разрешений на специальное водопользование при использовании воды водных объектов местного значения на территории Одесской области» от 26 апреля 2012 № 448-VI, а также решением Черновицкой областного совета «О Временном порядке предоставления в аренду земельных участков с расположенными на них водными объектами и гидросооружениями (имуществом)» от 31 мая 2012 № 52-10/12.

Единого порядка предоставления в аренду водных объектов для всех областей не существует. Вышеуказанные нормативно-правовые акты не являются идентичными. Наглядным является даже то, что регулирующие одинаковые общественные отношения в Одесской области в названии акта говорится водные объекты (их части), а в Черновицкой - о земельных участках с расположенными на них водными объектами и гидросооружениями (имуществом). Необходимо создание на общегосударственном уровне единого порядка предоставления в аренду водных объектов.

Вместе с тем, в других областях из бассейна Днестра еще с 2000 года областными государственными администрациями и советами принимались временные порядки (рекомендации) по предоставлению водных объектов в пользование на условиях аренды, которые устанавливали свои требования арендодателя ко всем арендаторам в пределах области.

Так, например, в Тернопольской области решением областного совета от 21 августа 2000 года № 183 было принято «Временное положение передачи земель водного фонда Тернопольской области в аренду юридическим и физическим лицам». На территории Ивано-Франковского региона действуют «Временные рекомендации по предоставлению водных объектов в пользование на условиях аренды», утвержденные распоряжением Ивано-Франковской облгосадминистрации от 11.10.2006 г. № 580. Согласно «Временным рекомендациям по передаче в аренду водных объектов общегосударственного значения Львовской области», утвержденных распоряжением председателя Львовской облгосадминистрации от 24.01.2008 года № 32/0/5-08, предоставляются в аренду водоемы во Львовской области. В Винницкой области решением Винницкого областного совета от 16 января 2008 года № 119 утвержденными «Временный порядок предоставления водных объектов (прудов) в аренду».

Однако, ни один из указанных документов не регулирует объем нагрузки на суббасейны рек-притоков Днестра и не предусматривает проведения оценки эколого-гидрологического состояния реки, в том числе ее зарегулированности, как того требует статья 82 Водного Кодекса Украины.

Несогласованность ст. 51 и 82 Водного кодекса Украины относительно использования водоемов без учета нагрузки на бассейн той или иной реки приводит к изнурительного использования природных водотоков, их уничтожение и ухудшение экологически-санитарного состояния территории, где расположены искусственные водоемы.

В ни одном из вышеупомянутых документов не определена ответственность сторон за экологическое состояние рек, являющихся источниками питания искусственных водоемов, которые передаются в пользование. Это приводит к беспорядку в пользовании водоемами и ухудшения экологического и технического состояния водных объектов.
Общественные отношения по использованию водных объектов, в частности, рационального использования и охраны ресурсов реки Днестр, урегулировать должным образом без принятия Концепции по экономически обоснованному, устойчивого и безопасного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра не представляется возможным, поскольку в данном случае предполагается целый комплекс действий по улучшению регулирования указанных общественных отношений.

Учитывая изложенное и учитывая результаты анализа зарегулированности искусственными водоемами рек бассейна Днестра для улучшения экологического состояния малых рек и недопущения нерегулируемого создания искусственных водоемов в бассейнах малых рек, разработка «Концепции обоснованного, устойчивого и безопасного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра» является обусловленной и необходимой, а принятие такого документа на государственном уровне обеспечит урегулирование соответствующих общественных отношений.



Раздел 4. Результаты реализации Концепции
Основным и главным результатом принятия Концепции будет создание условий для обеспечения практической реализации ст.82 ВКУ (Регулирование стока рек, создание искусственных водоемов), ст. 47 ВКУ (Право общего водопользования), поручение КМУ от 23.11.2010 года № 39688/33/1-10 через обоснование концептуальных основ для разработки и реализации нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра ».

В случае принятия концепции, а также разработки и принятия указанного Порядка, органы власти, водопользователи и общественность получат четкие правила для урегулирования социальных и экологических вопросов и устойчивого и безопасного использования искусственных водоемов (планирование строительства новых водоемов).

В результате принятия Порядка будут созданы основы для:

- Бесконфликтного водопользования на искусственных водоемах;

- предупреждения чрезмерного зарегулирования естественного стока искусственными водоемами и улучшение экологического состояния природных водоемов и рек бассейна Днестра;

- обеспечение безопасных условий проживания жителей в бассейне Днестра и уменьшения возможности влияния вредного действия вод на населенные пункты;

- предупреждения социальных конфликтов и решение социальных вопросов относительно реализации прав граждан на общее водопользование на водоемах, переданных в аренду;

- обеспечения общественного контроля за деятельностью органов власти при распоряжении водными объектами.




Раздел 5. Сумма средств и ресурсы, необходимые для реализации Концепции
Реализация Концепции требует средств в части расходов на разработку нормативно-правового акта относительно обоснованного, устойчивого и безопасного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра. Финансирование разработки нормативно-правового акта может быть осуществлено за счет средств грантов международных организаций, средств действующих совместных операционных программ Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП), а также других источников.

Раздел 6. Рекомендации по обеспечению реализации Концепции
Как было отмечено в Разделе 3 урегулирование общественных отношений по использованию водных объектов в бассейне реки Днестр и обеспечение реализации ст.82 ВКУ (Регулирование стока рек, создание искусственных водоемов) и ст. 47 ВКУ (Право общего водопользования) без принятия нормативно-правового акта относительно экологически обоснованного, устойчивого и безопасного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра не представляется возможным. Поэтому следующим этапом в благоустройстве использования водоемов является разработка «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра».
До момента разработки и принятия «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра» предлагаем реализовать следующие мероприятия:

- Разместить на сайтах областных управлений водных ресурсов и бассейновых управлений водными ресурсами на территории бассейна Днестра информацию о выполнении поручение КМУ от 23.11.2010 года № 39688/33/1-10 относительно определения собственников гидротехнических сооружений;

- Разместить на сайтах областных управлений водных ресурсов и бассейновых управлений водных ресурсов, а также на сайтах распорядителей водоемов (на территории бассейна Днестра) информацию относительно перечня водоемов, находящихся в аренде, и перечень водоемов, по которым поданы заявки для оформления документов на пользование ими;

- Разместить на сайтах областных управлений водных ресурсов и бассейновых управлений водных ресурсов, а также на сайтах распорядителей водоемов (на территории бассейна Днестра) информацию по ограничению / не ограничению прав общего водопользования на искусственных водоемах.


Бассейновому Совету Днестра обратиться к Министрерству экологии и природных ресурсов Украины с ходатайством о согласовании положения части первой статьи 6 Водного кодекса Украины, согласно которой воды (водные объекты) являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование, и части 2 статьи 59 Земельного кодекса Украины, согласно которой гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут бесплатно передаваться в собственность замкнутые естественные водоемы (общей площадью до 3 гектаров) и отменить норму Земельного кодекса как такую​​, что противоречит Конституции Украины.
С целью обеспечения реализации прав граждан на свободный доступ к информации об использовании водоемов необходимо существенно усовершенствовать обеспечение доступа к нормативно-правовым актам органов местного самоуправления через их официальные сайты. В частности, это касается официальных сайтов Тернопольской, Винницкой и Хмельницкой областных советов, где доступ к таким актам не представляется возможным.
Бассейновому Совету Днестра содействовать проведению водохозяйственно-экологического районирования бассейна Днестр, что позволит распределить его территорию по степени экологического риска относительно уровней антропогенной нагрузки и содействовать разработке мер по улучшению экологического состояния бассейна Днестра.
Учитывая, что на сегодняшний день острой стала проблема необходимости реализации мероприятий по улучшению экологического состояния водоемов в бассейне Днестра, Бассейновому Совету Днестра организовать разработку и принятие специальной программы по экологическому оздоровлению бассейна реки Днестр.
Бассейновому Совету Днестра способствовать принятию Договора между Правительством Республики Молдова и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна реки Днестр (последний текст по итогам встречи в Кишиневе 19.04.2011 19/04/2011).
Раздел 7. Организационно-техническое обеспечение подготовки проекта нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра»
Разработку нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра» возможно осуществить силами специалистов научных учреждений, водохозяйственных и общественных организаций в бассейне реки Днестр по координации Днестровско-Прутского бассейнового управления водными ресурсами.


Раздел 8. Правовые основания разработки проекта нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра».

Общественные отношения по использованию водных объектов, в частности, рационального использования и охраны ресурсов реки Днестр регулируются рядом нормативно-правовых актов, принятых на международном, национальном и местном уровнях.

Правовыми основаниями разработки проекта Концепции стали: Конституция Украины, Водный кодекс Украины, Земельный кодекс Украины, Налоговый кодекс Украины, Законы Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года, «Об Общегосударственной программе развития водного хозяйства» от 17 января 2002 , «Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы» от 21 сентября 2000 года, «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10 января 2002 года, «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года »от 21 декабря 2010 года, постановление Кабинета Министров Украины« Об утверждении Комплексной программы защиты сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод на период до 2010 года и прогноз до 2020 года »от 3 июля 2006 года № 901, распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства на период до 2020 года» от 3 сентября 2009 года № 1029-р.

Особенности правового регулирования рационального использования и охраны ресурсов реки Днестр закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Молдова о совместном использовании и охране пограничных вод от 23 ноября 1994 года, постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении государственной целевой программы комплексной противопаводковой защиты в бассейнах рек Днестра, Прута и Сирета »от 27 декабря 2008 года № 1151, Положение о Бассейновый Совет Днестра, утвержденное Протоколом координационного совещания по созданию Бассейнового Совета Днестра от 17 декабря 2008 года и т.д..


Но вместе с этим, следует отметить, что положения части первой статьи 82 Водного кодекса Украины, согласно которой с целью сохранения гидрологического, гидробиологического и санитарного состояния речек запрещается сооружать в их бассейне водохранилища и ставки общим объемом, превышающим объем стока данной речки в расчетный маловодный год, который наблюдается один раз в двадцать лет, отсутствует правовой механизм реализации, что нуждается в немедленном исправлении.

Кроме того, целесообразно разработать и внедрить на законодательном уровне механизм ответственности за ненадлежащее содержание гидротехнических сооружений, в частности, путем внедрения административной и уголовной ответственности за такие деяния, а также разработка методики расчета компенсации причиненного вследствие таких действий ущерба.



Раздел 9. Предмет правового регулирования и основные правовые механизмы реализации нормативно-правового акта - «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра»
Предметом правового регулирования при разработке «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра» является комплекс общественных экологических, социальных отношений и вопросов безопасности проживания населения на территории бассейна реки Днестр. При разработке «Порядка устойчивого, безопасного и экологически обоснованного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра» надо выписать алгоритм действий по практической реализации законодательных норм, в трех сферах, а именно:

І. Сохранение экологического состояния рек и обеспечение доступного устойчивого водопользование, через разработку алгоритма пошагового обеспечения реализации положений части первой статьи 82 Водного кодекса Украины, согласно которой с целью сохранения гидрологического, гидробиологического и санитарного состояния речек запрещается сооружать в их бассейне водохранилища и ставки общим объемом, превышающего объем стока данной речки в расчетный маловодный год, который наблюдается один раз в двадцать лет. Практически это может реализоваться через подекадный (раз в 5-10 лет) расчет нагрузки на бассейн реки (притоки), где находятся водные объекты (пруды, водохранилища, гидротехнические сооружения), что дает основания для принятия экологически сбалансированного решения. Практически расчет нагрузки на бассейн реки можно осуществить применяя «Методику определения экологически допустимых уровней забора воды из рек с целью сохранения устойчивого функционирования их экосистем» (А.В. Яцик, Водохозяйственная экология. Т.4. Кн.7. Нормативно-методические документы о воде).

ІІ. Предупреждения социальных конфликтов и обеспечения конституционных прав населения на доступ к водным ресурсам, которые находятся в аренде.

В этой части должен быть описан алгоритм пошагового обеспечения реализации положений ст. 47 Водного Кодекса Украины (Право общего водопользования), которые обеспечивают соблюдение определенных правил для обеспечения доступа к водным ресурсам, которые находятся в аренде.

Также в этой части должны быть выписаны правила установления пляжных зон в пределах прибрежных защитных полос рек, водохранилищ, озер и прудов.

Одним из ключевых вопросов, который должен быть описанным в этой части, должен быть вопрос информирования населения об ограничении / не ограничений доступа и общего водопользования на искусственных водных водоемах, как на стадии предоставления водного объекта в аренду, так на стадии его эксплуатации.

Общедоступной должна стать информация о перечне водоемов, находящихся в аренде, и перечня водоемов, по которым поданы заявки для оформления документов на пользование ими

Информирование может осуществляться через соответствующие информационные сайты или иным путем.

ІІІ. Вопросы безопасности проживания населения на территории бассейна реки Днестр и ее притоков и обеспечения безопасного использования искусственных водоемов и гидротехнических сооружений которые эксплуатируются, выведены из эксплуатации или является бесхозными.

В этой части должны быть разработаны и внедрены механизмы ответственности за ненадлежащее содержание гидротехнических сооружений, в частности, путем внедрения административной и уголовной ответственности за такие деяния, а также разработка методики расчета компенсации причиненного вследствие таких действий ущерба. Должны быть даны ответы на вопросы что делать с бесхозными искусственными водоемами что является потенциально опасным.



Также должны быть отработаны механизмы обеспечения реального осуществления мероприятий, направленных на предотвращение факторов возникновения подтопления.


Смотрите также:
Проект концепция экологически обоснованного, устойчивого и безопасного использования водных объектов в бассейнах притоков Днестра
235.08kb.
1 стр.
Исследование состояния водных объектов г. Бузулука и Бузулукского района. Проект
467.44kb.
3 стр.
Методические указания по ведению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей
635.82kb.
4 стр.
2 сценарии развития минерально-сырьевого комплекса в соответствии с документами стратегического планирования регионального и федерального уровня
963.19kb.
6 стр.
Перечень водных объектов (по состоянию на 29. 03. 2009)
48.39kb.
1 стр.
Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах
737.16kb.
12 стр.
Проект V 0 12 марта 2008 г. Концепция
458.27kb.
7 стр.
Отчет о выполнении перечня природоохранных мероприятий
196.23kb.
1 стр.
Об охране окружающей среды: скиово и ндв по бассейну реки Нева
44.2kb.
1 стр.
Отчет о выполнении Перечня природоохранных мероприятий
93.56kb.
1 стр.
Заключение на проект “Оценочное бурение скважины “Чайво –6”
348.93kb.
1 стр.
Модели экологически устойчивого сельского хозяйства и их применение в сфере борьбы с голодом
923.27kb.
5 стр.