Главная
страница 1
ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой

____________________

«___»__________ 200 __ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.2 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Направление подготовки: юриспруденция
Профиль подготовки: государственно-правовой
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очно - заочная


Москва

2012

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр).


Авторы: д.ю.н., профессор И.А.Исаев,

преподаватель Н.В.Данилова,

к.и.н., доцент Н.С. Кувырченков

к.ю.н., преподаватель Е.Д. Пахольчик.,

к.ю.н., доцент С.А.Салтыкова,

к.и.н., доцент С.Н.Соколова,

д.ю.н., профессор Титов Ю.П.

к.ю.н., ст.преподаватель М.Д.Чупова,

Рецензенты:
Программа одобрена на заседании кафедры истории государства и права от «02» апреля 2012 года, протокол №9.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1-й семестр

Раздел II. Государство и право древней Руси.

Тема 1. Становление государственности и права древней Руси.

(2 часа)

План

1. Возникновение государственности у восточных славян.

2. Государственный строй Киевской Руси. Центральное и местное управление.

3. Становление древнерусского права: факторы обычное право, судебная практика, договоры Руси с Византией, законодательная деятельность князей.

4. Церковная организация и юрисдикция. Рецепция византийского права. Церковные уставы, Кормчая книга.
Задания для подготовки к практическому занятию
При изучении этой темы следует проанализировать многочисленные факторы, влияющие на образование государства в древней Руси: социально-экономические, внутриполитические, внешнеполитические и другие. Необходимо рассмотреть основные постулаты «норманнской теории» происхождения государственности на Руси и уметь выполнить критику данной теории, представить объективный процесс территориального, социально-политического развития восточного славянства. При изучении государственного строя Киевской Руси необходимо охарактеризовать форму правления на данном этапе – раннефеодальную монархию, а также рассмотреть структуру и компетенцию органов центрального и местного управления. При изучении древнерусского права необходимо выявить его основные черты, познакомиться с источниками, определить степень и значение рецепции византийского права в формировании правовой системы Руси.

Раздел II. Государство и право древней Руси.

Тема 2. Русская Правда как памятник права. (2 часа)

План

1. Возникновение Русской Правды, редакции, источники.

2. Правовое положение населения по Русской Правде.

3. Гражданское право.

4. Уголовное право.

5. Судебный процесс.


Задания для подготовки к практическому занятию
Изучение Русской Правды необходимо начинать с характеристики причин создания данного сборника, места и времени возникновения редакций РП. Учитывая, что данный вопрос дискуссионный, следует познакомиться с различными точками зрения по данной проблеме. Необходимо выполнить сравнительный анализ Краткой и Пространной редакций РП, изучить статьи, раскрывающие социальную структуру древнерусского общества, также учитывая дискуссионный характер темы. Рассматривая гражданское право, необходимо выявить нормы, указывающие на зарождение институтов вещного, обязательственного, наследственного права. По вопросу об уголовном праве следует уяснить понятие преступления по РП, определить круг субъектов, субъективную, объективную стороны преступления, объекты преступной деятельности; далее раскрыть виды преступлений, цели и виды наказаний. В вопросе о процессуальном праве, необходимо определить основные черты, этапы судебного процесса, систему доказательств.
Раздел III. Феодальные государства на территории Руси

в XII-XV вв.

Тема 3. Русские княжества в условиях политической раздробленности XII – XV вв. (2 часа)

План

  1. Предпосылки, основные черты удельного периода.

  2. Киевское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества. Особенности социально-экономического и политического развития.

  3. Новгородская и Псковская феодальные республики. Общественный и государственный строй.

  4. Развитие правовой системы в удельный период. Особенности права на северо-западе Руси. Новгородская судная грамота. Формы судопроизводства.

  5. Псковская судная грамота: гражданское, уголовное, судебное право.


Задания для подготовки к практическому занятию
При рассмотрении данной темы, прежде всего, следует указать предпосылки перехода от относительно единого государственного устройства к суверенным государствам-княжествам, исследовать основные черты, этапы политической раздробленности на Руси в XII – XV вв. Необходимо выполнить сравнительную характеристику социально-экономического, политического развития основных центров удельного периода - Киевского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств, особое внимание уделить уникальной Новгородско-Псковской республиканской системе. Исследуя источники права удельного периода, также следует выделить особенности правовой системы северо-запада Руси, рассмотреть вопрос о происхождении, источниках Новгородской и Псковской судных грамот, выполнить характеристику правовых отраслей данных документов.

Раздел IV. Русское (Московское) государство в XV—XVII вв.
Тема 4. Сословно-представительная монархия в России

XVI - XVII вв. (2 чача)

План

  1. Создание единого русского (Московского) государства в XIII XV вв.

  2. Социально-экономические, политические предпосылки сословно-представительной монархии.

  3. Государственный строй. Центральное, местное управление.

  1. .Развитие русского феодального права. Источники права, формы законодательства. Частные акты.

  2. Церковная организация и церковное право. Церковь в учреждениях сословно-представительной монархии.


Задания для подготовки к практическому занятию
При подготовке первого вопроса темы очень важно исследовать комплекс факторов социально-экономического, политического, геополитического, идеологического характера, позволивших Московскому княжеству стать центром новой государственности на Руси, рассмотреть этапы объединительного процесса, методы деятельности московских князей. Важно отметить новые явления в области социально-экономической, классовой структуры общества, уяснить изменения в системе органов центрального, местного управления. Исследуя становление единого русского (Московского) государства, необходимо учитывать роль Русской Православной Церкви в этом процессе, византийское влияние, рассмотреть основы нового политического мировоззрения, формирующего идеологию нарождающейся самодержавной государственности.

Изучая период расцвета Московской государственности, необходимо раскрыть основные черты, предпосылки новой формы правления – сословно-представительной монархии, уделяя особое внимание реформам, идеологии правительства Ивана IV. Необходимо выделить этапы развития сословно-представительной монархии в истории России XVI – XVII вв., указывая изменения в структуре, компетенции, принципах формирования органов центрального (царь, Боярская дума, Земские соборы, приказы) и местного управления (наместники, земские и губные органы самоуправления, воеводы). Особое внимание следует обратить на вопрос о церковно-государственных отношениях («симфония» Церкви и государства), развитии церковной организации и церковного права, взаимодействии со светской государственно-правовой системой.


Раздел IV. Русское (Московское) государство в XV—XVII вв.

Тема 5. Судебники XV - XVI вв. как памятники права. (2 часа)

План

  1. Разработка, источники Судебников 1497, 1550 гг., систематика правовых норм.

  2. Начало юридического оформления крепостного права.

  3. Гражданское право.

  4. Уголовное право.

  5. Судоустройство и судопроизводство.


Задания для подготовки к практическому занятию
При рассмотрении данной темы необходимо указать цели кодификации, исследовать процесс разработки, принятия, источники Судебников Ивана III и Ивана IV, выполнить отраслевую характеристику сборников. Следует поработать со статьями, ограничивающими право выхода крестьян, рассмотреть развитие институтов вещного, гражданского, наследственного права, отметить новое отношение законодателя к понятию преступления по сравнению с Русской Правдой, выявить новые виды преступлений и наказаний, усиление розыскных, инквизиционных начал судопроизводства.

Раздел IV. Русское (Московское) государство в XV—XVII вв.

Тема 6. Уложение 1649 г. – свод феодального права. (2 часа)

План

  1. Разработка, источники, структура.

  1. Правовое положение населения.

  2. Гражданское право.

  1. Уголовное право.

  2. Судоустройство, судебный процесс.


Задания для подготовки к практическому занятию
Важно рассматривать Соборное уложение 1649 г, с одной стороны, как основной документ сословно-представительной монархии, с другой стороны, как сборник, обозначающий начало перехода к новой эпохе – абсолютной монархии. Необходимо исследовать вопрос о разработке, источниках Уложения, обратить внимание на попытку отраслевого структурирования данного документа. В вещном праве необходимо сравнить две формы землевладения – вотчинную и поместную, указать новые институты, понятия в области обязательственного и наследственного права. Рассматривая социальную систему, необходимо сравнить правовое положение служилого, неслужилого, тяглого классов, особо выделяя в этом вопросе реформы в отношении посадского населения и крестьянства. Следует обратить внимание на развитие понятия преступления, усложнение элементов состава преступления, исследовать систему преступлений и наказаний, сравнить состязательную и розыскную формы судебного процесса.
Раздел V. Государство и право российской империи

в период абсолютизма.

Тема 7. Развитие государственной системы России в XVIII - первой половине XIX вв. (2 часа)

План

  1. Становление абсолютной монархии в России.

  2. Государственные реформы Петра I первой четверти XVIII в.

  3. Особенности государственной системы в период «дворцовых переворотов» второй четверти XVIII в.

  4. «Просвещенный абсолютизм» в России второй половины XVIII в. Законодательная деятельность Екатерины II. Реорганизация центрального, местного управления.

  5. Реорганизация высшего государственного управления в первой четверти XIX в. Правительственный конституционализм. Деятельность М.М. Сперанского.

  6. Политическая реакция второй четверти XIX в.


Задания для подготовки к практическому занятию
При подготовке первого вопроса темы необходимо указать изменения в социальной, политический системе русского общества во второй половине XVII в., свидетельствующие о переходе к новой форме правления – абсолютизму, выявить предпосылки, основные черты абсолютной монархии в России, ее отличия от европейских моделей абсолютизма. Рассматривая этапы развития российской абсолютной монархии, необходимо учитывать дискуссионный характер этой темы. Важно указать законодательные акты, формулирующие полномочия русского монарха, порядок престолонаследия.

При подготовке второго, третьего, четвертого вопросов темы важно сравнить эпохи реформирования государственного строя России в XVIII веке: модель империи, созданную Петром I (Сенат, Синод, Коллегии, прокуратура, губернаторы, магистраты и т д.), изменение данной модели в период «дворцовых переворотов» (Верховный тайный совет, Кабинет министров) и империю периода «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, раскрывая понятие «просвещенный абсолютизм», указывая основные реформы в области центрального и местного управления



При подготовке пятого, шестого вопросов темы необходимо исследовать реорганизацию высшего государственного управления первой четверти XIX в. (Государственный совет, министерства, Комитет министров) в эпоху «правительственного конституционализма» императора Александра I и проследить изменения новой правительственной модели в эпоху «политической реакции» императора Николая I второй четверти XIXв. Рассматривая вопрос о попытках демократизации государственного строя России, необходимо уделить особое внимание политическим проектам, государственной деятельности М.М. Сперанского.
Раздел V. Государство и право российской империи

в период абсолютизма.

Тема 8. Формирование новой системы права в XVIII – первой половине XIX вв. (2 часа)

План

  1. Источники права, формы законодательных актов.

  2. Становление отраслевого законодательства.

  3. Гражданское право.

  4. Административное, финансовое право.


Задания для подготовки к практическому занятию
В ходе исследования правовой системы России в XVIII – XIX вв., важно отметить, что закон становится единственным источником права, рассмотреть различные формы законодательства (указы, регламенты, уставы), уделяя особое внимание уставам, свидетельствующим о появлении в российской правовой системе отраслевых сборников, успехах частной кодификации. Необходимо отметить уровень рецепции европейского права, рассмотреть дуализм национальных и иностранных правовых институтов на примерах гражданского, административного, финансового права.
Раздел V. Государство и право российской империи

в период абсолютизма.

Тема 9. Уголовное право и судопроизводство в XVIII в. (2 часа)

План

  1. Воинские артикулы 1715 г.: создание, источники, правовая систематизация.

  2. Преступления и наказания.

  3. Новые формы судопроизводства: «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1715 г., указ «О форме суда» 1723 г.


Задания для подготовки к практическому занятию
Уголовное и процессуальное право – это отрасли, где более всего отражены рецепция европейского права, развитие частных кодификаций. По данному вопросу важно рассмотреть источники, структуру уголовного и процессуального кодексов – Воинских артикулов и Краткого изображения процессов 1715 г., исследовать развитие институтов уголовного права (элементов состава преступления, системы преступлений и наказаний), процессуальных форм, новых принципов оценки доказательств. Следует также изучить указ «О форме суда» 1723 г., сравнивая состязательную и розыскную формы процесса.
Раздел V. Государство и право российской империи

в период абсолютизма.

Тема 10. Кодификация русского права в XVIII – первой половине XIX вв. (2 часа)

План

  1. Деятельность кодификационных комиссий XVIII в. Уложенная комиссия Екатерины II.

  2. Кодификационные работы в первой половине XIX в.

  3. «Полное собрание законов Российской империи».

  4. Свод законов Российской империи 1832 г. Разработка, структура. Отрасли права.

  5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.


Задания для подготовки к практическому занятию
В данной теме важно рассмотреть этапы кодификации русского права, деятельность кодификационных комиссий, начиная с Палаты об уложении 1700 г., и до успешного завершения работ Сводом законов 1832 г. Особое внимание следует уделить Уложенной комиссии 1767 г., анализу «Наказа» Екатерины II. Рассматривая кодификационные работы XIX в., необходимо указать роль М.М. Сперанского, его идеи относительно форм и источников кодификации. Следует сравнить «Полное собрание законов» и Свод законов, указать основные направления, формы кодификационных работ. При исследовании Свода законов важно отметить структуру данного сборника, основные черты государственного, гражданского, уголовного права (с учетом изменений и дополнений 1845 г.).
Раздел V. Государство и право российской империи

в период абсолютизма.

Тема 11. Сословный строй России

в XVIII – первой половине XIX вв. (2 часа)

План

  1. Понятие сословия. Особенности социальной системы России в первой половине XVIII в.

  2. Развитие сословного строя во второй половине XVIII в.: Манифест о вольностях дворянству 1762 г., Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

  3. Правовые категории крестьянства, законодательство о крестьянах XVIII – первой половины XIX вв.


Задания для подготовки к практическому занятию
В данной теме, прежде всего, необходимо рассмотреть понятие сословия и сравнить социальную систему России в первой половине XVIII в., основанную на служилых, тяглых обязательствах классов перед государством, с социальной системой второй половины XVIII в, когда на первое место выступают права и привилегии отдельных социальных групп. Важно отметить, что XVIII век стал апогеем развития крепостного права, и в этой связи следует рассмотреть правовые категории крестьянства, законодательство о крестьянах, но также указать и попытки правительства Павла I, Александра I, Николая I ослабить крепостную зависимость, предоставить крепостным людям России возможность стать свободными.
2-ой семестр

Раздел VI. Государство и право российской империи в период перехода к буржуазной монархии

Тема 12. Буржуазные реформы в России 1860–1870 гг. (2 часа)

План

  1. Предпосылки политических и правовых реформ.

  2. Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка, законодательные акты. Основные этапы и принципы освобождения крестьян.

  3. Судебная реформа 1864 г. Судебные уставы. Судоустройство, судопроизводство.

  4. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Создание всесословного самоуправления.

  5. Контрреформы 1880-1890 гг. Политический консерватизм конца XIX в.

Задания для подготовки к практическому занятию
Исследование данной темы следует начинать с характеристики исторических предпосылок реформ, обусловленных кризисом феодально-крепостнической системы, необходимостью перехода к буржуазному обществу. Следует охарактеризовать общую политику реформ правительства Александра II. Особое внимание следует уделить главной - крестьянской реформе 1861 г.: рассмотреть процесс подготовки проекта реформы, изучить законодательные акты об освобождении крестьян и выкупе земли у помещиков. Важно проанализировать права нового сословия свободных сельских обывателей, этапы и принципы наделения крестьян землей, порядок выкупной операции, указать положительные стороны реформы и ее недостатки. Изучая судебные уставы 1864 г., необходимо определить систему новых всесословных судов, их формирование, компетенцию, рассмотреть буржуазные принципы судебного процесса. Исследование земского и городского самоуправления также должно основываться на принципах независимости, всесословности, хотя следует указать и формы административного контроля в отношении земских и городских органов.

Рассматривая вопрос о контрреформах 80-90-х гг. XIX в, необходимо указать основные причины ужесточения государственно-правовой политики правительства Александра III, учитывая дискуссионный характер темы. Рассматривая изменения в судебной системе, прежде всего, необходимо рассмотреть чрезвычайное законодательство о военных судах, а также законодательство, разрушающее мировую юстицию и принцип разделения административной и судебной власти. Исследуя нормы Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. и Городового положения 1892 г., важно отметить усиление сословно-административной роли дворянства и крупной городской буржуазии, усложнение форм административного контроля в отношении земских и городских органов. В вопросе о политическом консерватизме конца XIX в. особое внимание следует уделить идеологии К.П. Победоносцева.


Раздел VI. Государство и право российской империи в период перехода к буржуазной монархии

Тема 13. Оформление конституционной монархии в России.

(2 часа)

План

  1. Революция 1905-1907 гг. и изменения в государственно-политическом строе России.

  2. Учреждение Государственной думы, развитие ее компетенции. Избирательные законы.

  3. Реорганизация Государственного совета, Совета министров.

  4. Законодательство о гражданских свободах.

  5. Основные государственные законы 1906 г.


Задания для подготовки к практическому занятию
При рассмотрении данной темы следует указать предпосылки революции и, соответственно, буржуазно-демократических реформ в стране. Важно выделить основные этапы перехода к конституционной монархии, проследить развитие компетенции Государственной Думы, демократизацию избирательного законодательства. Необходимо также отметить новый статус Совета министров, учреждение должности премьер-министра, превращение Государственного совета в верхнюю палату парламента. При исследовании законодательства о гражданских свободах особое внимание следует уделить Манифесту 17 октября 1905 г. Характеризуя форму правления по Основным государственным законам в редакции 23 апреля 1906 г., необходимо учитывать, что вопрос о переходе к конституционной монархии является дискуссионным.
Раздел VI. Государство и право российской империи в период перехода к буржуазной монархии

Тема 14. Государственная дума в России 1906 – 1917 гг. (2 часа)

План

  1. Формирование политических партий в России.

  2. Деятельность, причины роспуска Думы I-II созывов. Новый избирательный закон 3 июня 1907 г.

  3. Законодательная деятельность Думы III созыва. Правовая политика правительства П.А. Столыпина.

  4. Деятельность Думы IV созыва в чрезвычайных условиях Первой мировой войны. Прогрессивный блок, борьба за ответственное правительство


Задания для подготовки к практическому занятию
Исследование деятельности русского парламента в первой четверти XX в. необходимо связывать с развитием партийно-политической системы России. Рассматривая деятельность Думы I – II созывов, важно учитывать ее кадетское большинство, в деятельности Думы III созыва определяющее значение имел «октябристский маятник». Необходимо исследовать содержание избирательного закона 3 июня 1907 г., указать нормы Основных государственных законов 1906 г., нарушенные данным законодательным документом. Важно познакомиться с различными оценками историков реформаторской деятельности правительства П.А. Столыпина и сформировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Раздел VII. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917г.).

Тема 15. Буржуазно-демократическая республика в России (февраль – октябрь 1917 г.). (2 часа)

План

  1. Свержение монархии в России. Двоевластие.

  2. Законодательная политика Временного буржуазного правительства

  3. Вопрос об Учредительном собрании.

  4. Законодательство о выборах в Учредительное собрание, итоги выборов.


Задания для подготовки к практическому занятию
По данной теме следует рассмотреть этапы установления республиканской формы правления в России: роспуск Государственной думы IV созыва в феврале 1917 г., отречение от власти императора Николая II и создание Временного правительства в марте 1917 г. Однако, необходимо учитывать временный характер новой государственной системы, основанной на компромиссе между Временным правительством и Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов («двоевластие»). Окончательно вопросы о власти, земле и мире должно было решить Учредительное собрание. Именно с этой позиции нужно оценивать деятельность Временного правительства, проводимые им реформы.
Раздел VIII. Октябрьская революция в России и создание Советского государства и права.

Тема 16. Создание Советского государства. Первые конституционные акты. (2 часа)

План

  1. II Всероссийский съезд Советов и его решения.

  2. Роспуск Учредительного собрания.

  3. III Всероссийский съезд Советов и его решения. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

  4. Система высших органов власти и управления Советского государства.


Задания для подготовки к практическому занятию
При подготовке данной темы следует изучить законодательные акты II Всероссийского съезда Советов 1917 г.: Декреты о мире, о земле, Постановление об образовании СНК; законодательство III съезда Советов 1918 г.: Резолюцию «О федеральных учреждениях», закон «О социализации земли». Особое внимание следует уделить Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. На основании данных учредительных документов необходимо рассмотреть особенности новой формы правления – республики советов, изучить структуру высших органов власти и управления, принципы внешней политики, аграрной реформы, основные социально-экономические и политические задачи советской власти. При изучении деятельности съездов, необходимо учитывать ссылки в декретах II съезда Советов на Учредительное собрание, придающие реформам юридически временный характер. Решения III съезда сформировали российскую советскую социалистическую республику.
Раздел VIII. Октябрьская революция в России и создание Советского государства и права.

Тема 17. Конституция РСФСР 1918 г. (2 часа)

План


  1. Разработка проекта Конституции. Полемика по вопросам государственного строительства.

  2. Структура Конституции.

  3. Политическая и экономическая основы, органы советской власти.

  4. Права и обязанности трудящихся.

  5. Избирательная система.


Задания для подготовки к практическому занятию
Изучение Конституции РСФСР 1918 г. следует начинать с вопроса о разработке первого советского кодекса, деятельности конституционной комиссии, рассмотреть полемику по вопросам государственного строительства, Далее необходимо рассмотреть структуру Конституции, систему органов власти и управления, политические и экономические основы советской власти, права и свободы граждан РСФСР, особенности избирательного права.
Раздел VIII. Октябрьская революция в России и создание Советского государства и права.

Тема 18. Создание и развитие социалистической судебной системы (1917 – 1922 гг.). (2 часа)

План

  1. Первые советские декреты о суде.

  2. Создание системы народных судов, Положение о народном суде 1918 г.

  3. Создание и изменение системы репрессивных органов: революционные трибуналы, ВЧК.

  4. Судебная реформа 1922 г. – принципы судоустройства, создание прокуратуры, адвокатуры.


Задания для подготовки к практическому занятию
Работу над данной темой следует начать с характеристики политико-правовой доктрины «слома» старого государства. Далее необходимо выполнить анализ новой системы судебных органов, принципов организации и деятельности советского суда по нормам Декретов о суде 1917-1918 гг.; рассказать о создании единого народного суда, руководствуясь нормами Положения о народном суде РСФСР 30 ноября 1918 г. Необходимо учитывать, что в период «военного коммунизма» действовала система репрессивных органов. В связи с этим необходимо выполнить характеристику системы революционных трибуналов, процессуальных особенностей их деятельности (Положение о ревтрибуналах 1919 г), рассмотреть этапы реорганизации ревтрибуналов. Кроме того, необходимо уяснить принципы организации и деятельности репрессивных следственных органов Всероссийской чрезвычайной комиссии. Реорганизацию юстиции и правоохранительных органов в 1922 г. следует рассматривать в контексте проводимой в стране с 1921 г. новой экономической политики.
Раздел VIII. Октябрьская революция в России и создание Советского государства и права.

Тема 19. Создание основ советского права.

Первые кодификации. (2 часа)

План

  1. Источники советского права. Отношение к дореволюционному праву.

  2. Первые декреты советской власти.

  3. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.

  4. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г

  5. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.


Задания для подготовки к практическому занятию
Отвечая на первый вопрос темы, необходимо рассмотреть систему источников советского права, выполнить юридический анализ первых декретов советской власти в области государственного, гражданского, земельного права. Особое внимание следует уделить такому источнику как революционное правосознание, отметить возможность применения в 1917 – 1918 гг. дореволюционного права. Необходимо поработать с нормами советских кодексов, исследовать развитие новых трудовых и семейных отношений. При анализе Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. надо обратить внимание на структуру кодекса, уметь объяснить отсутствие Особенной части, принципы аналогии, объективного вменения, рассмотреть понятие преступления, элементы состава преступления, цели и виды наказаний.
Раздел IX. Государство и право в период нэпа. Государственно-политическая система. Национально-государственное строительство.

Тема 20. Кодификация советского права в 1922 – 1923 гг. (2 часа)

План

  1. Переход к новой экономической политике и задачи кодификации советского права.

  2. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

  3. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

  4. Трудовой кодекс РСФСР 1922 г.

  5. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г


Задания для подготовки к практическому занятию
Подготовку данной темы следует начать с рассмотрения основных предпосылок кодификационных работ, главной из которых является переход к новой экономической политике. Важно изучить процедуру разработки, структурные особенности кодексов. На основе текстов кодексов необходимо раскрыть основные институты и особенности гражданского права (формы собственности, положение государственной собственности, ограничения частной собственности, принципы обязательственного, наследственного права), земельного права (формы и субъекты землепользования, виды и порядок аренды земли, применение наемного труда, правовое положение кооперации), трудового права (переход от всеобщей трудовой повинности к трудовому договору, от системы социального обеспечения к социальному страхованию), уголовного права (понятие, состав преступления, виды преступлений и наказаний, внимание к хозяйственным преступлениям).
Раздел IX. Государство и право в период нэпа. Государственно-политическая система. Национально-государственное строительство.

Тема 21. Образование союзного государства.

Конституция СССР 1924 г. (2 часа)

План

  1. Распад Российской империи и образование независимых советских республик.

  2. Формирование федеративных и конфедеративных отношений в годы Гражданской войны.

  3. Развитие национальной и территориальной автономии в РСФСР.

  4. Создание федеративного государства. Провозглашение СССР в 1922 г.


Раздел X. Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 60-х гг.).

Государственно-политическая система.

Тема 22. Конституция СССР 1936 г. (2 часа)

План

  1. Деформации в государственно-политической системе СССР в конце 1920-1930 –х гг.

  2. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.

  3. Структура, основные принципы Конституции: система органов власти и управления союзного государства, полномочия республик, местные советы, права и обязанности граждан СССР, принципы избирательного права.

  4. Государственно-партийный тоталитаризм


Задания для подготовки к практическому занятию
Необходимо провести сравнительный анализ законодательства данного периода, прежде всего, демократических принципов Конституции СССР 1936 г., и правоприменительной практики, политических реалий эпохи конца 1920 –1930 гг., когда от идей народовластия происходит переход к партийно-бюрократической диктатуре, культу личности Сталина. Кроме того, важно рассмотреть вопросы о ликвидации правовых основ многоукладной экономики, принудительной коллективизации сельского хозяйства, формировании командно-административной системы управления народным хозяйством.


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины б. 2 История отечественного государства и права кафедра истории государства и права
222.26kb.
1 стр.
Программа курса «история отечественного государства и права» Тема Предмет истории отечественного государства и права
100.54kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история отечественного государства и права направление подготовки 030900 юриспруденция
812.42kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины история государства и права зарубежных стран специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
838.65kb.
8 стр.
Вопросы к экзамену по Истории отечественного государства и права для студентов всех форм обучения
740.11kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных стран Направление подготовки 030900 Профиль подготовки
284.81kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Истории отечественного государства и права»
28.54kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства и права специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
1266.96kb.
7 стр.
Рабочая программа по дисциплине «История отечественного государства и права» для очного и заочного отделения по направлению 030900 «Юриспруденция»
327.15kb.
3 стр.
Наследование в истории отечественного права (IX-XVI вв.) 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
235.7kb.
1 стр.
Программа курса «Теория государства и права» тема Предмет и метод теории государства и права
912.04kb.
7 стр.
Г. Калининград 2013 г. Словарь терминов по истории отечественного государства и права
181.83kb.
1 стр.