Главная
страница 1
Шишмаков В.Т.

Дальневосточный институт международного бизнеса (Хабаровск)

ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Углубление экономических преобразований, структур­ная ломка народнохозяйственных пропорций, пересмотр системы подходов и рычагов государственного воздейст­вия на экономику приводят к существенному возвыше­нию планки требований к финансовым и управленчес­ким знаниям руководителей предпринимательских струк­тур различный уровней, что явилось началом развития бизнес-образования.

Бизнес-образование в России прошло несколько эта­пов, отразивших трудности и проблемы развития эконо­мики страны.


Система высшего образования, сформировавшаяся России в начале XX века, включала две составные части во-первых, государственную высшую школу; во-вторых неправительственную, которая состояла из общественных и частных высших учебных заведений. В 1917 г. функционировало 124 вуза, из которых 65 относилось к системе государственных и 59 — к частным.

Частные высшие учебные заведения не субсидировались из бюджета. Материальные средства таких вузов формировались за счет пожертвований меценатов, общественных, купеческих, торгово-промышленных, просветительских организаций, а также за счет платы за обучение Главными коммерческими целями частных вузов был* самоокупаемость и прибыль.

Значение создания в дореволюционной России неправительсгвенной высшей школы трудно переоценить. Главным явилось то, что с появлением в начале XX века общественных и частных вузов возникло средство преодоления монополии государства в сфере высшего образования. По темпам развития частная школа обогнала государственную.

В 1988 г. в России создаются первые бизнес-школы которые через несколько лет войдут в элиту российской бизнес-образования.

Среди этих школ можно выделить: в Москве — Международную высшую школу бизнеса (МИРБИС), в Санкт-Петербурге - Международный институт менеджмент! (ИМИСП), в Нижнем Новгороде — Школу международного менеджмента, в Хабаровске Дальневосточную школу международного бизнеса (FESIB).

В этот период закладываются основы модели смешанного государственного и частного бизнес-образования Впервые в России создается рынок бизнес-образования:

Значительный вклад в становление и развитие бизнес-образования в России внесли негосударственные образовательные учреждения (школы, вузы).

Динамика развития НОУ в России приведена в таблице 1.







Таблица 1 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НОУ В РОССИИ




НАИМЕНОВАНИЕ

Учебный год




1992-1993

1996-1997

1998-1999

1

Число Вузов в России, в т.ч. государственных негосударственных

535 535

817 573 244

914 580 334

2

Число студентов в Вузах, тыс. чел.

В т.ч. в государственных в негосударственных



2638 2638

2965

2802 163


3598

3347 251


Среди негосударственных вузов выдающихся успехов в бизнес-образовании достигли Московская высшая между­народная школа бизнеса (Институт) - МИРБИС, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и др.

В настоящее время в Хабаровском крае функционирует 10 негосударственных высших учебных заведений, 4 из ко­торых являются филиалами Московских и Санкт-Петербург­ских вузов.

Численность студентов негосударственных вузов в 1996 году составляла около 1000 человек, в 1997 году - более 1,5 тыс. чел., в 1998 год}' - более 2 тыс. чел.

Все негосударственные вузы ведут подготовку в области гуманитарных наук, которая не требует значительных вло­жений в создание материальной базы: создание лаборато­рий, приобретение специального оборудования, его экс­плуатации и поддержания в работоспособном состоянии. Как правило, негосударственные вузы не имеют своих площа­дей и арендуют их у государственных учебных заведений.

Отсутствие у негосударственных вузов объектов соци­ально-культурного назначения (общежитий, клубов, спор­тивных залов, столовых и т.п.) дают возможность свести до минимума расходы на содержание материальной базы.

Другой важной стороной в деятельности вуза является наличие высококвалифицированных преподавательских ка-

дров. Численность постоянных сотрудников невелика. По­давляющее большинство преподавателей привлекается на основе почасовой оплаты труда.

Плата за обучение в негосударственных вузах, как пра­вило, ниже, чем по аналогичным специальностям в госу­дарственных вузах.

Анализ существующей ситуации показывает, что декла­рированное в законах равенство в правах государственных и негосударственных вузов не реализуется: студентов не ос­вобождают от призыва в армию, инструкции отдельных ведомств запрещают принимать на работу выпускников этих вузов. Безусловно, все это снижает авторитет негосударст­венного вуза.

Требует совершенствования и система управления него­сударственными вузами. Например, совет ректоров вузов Хабаровского края воздерживается от принятия в свои ряды ректоров негосударственных вузов.

Вузы зарубежных стран распределяются на три основ­ные категории: государственные, частные и смешанные. Показательно, что в частных — число студентов постоянно; увеличивается. В некоторых странах оно достигает 50% от численности всех учащихся. В таких странах как Япония, Республика Корея, частные образовательные учреждения занимают ведущие позиции на рынке образовательных услуг. Около 80% всех студентов обучаются в частных вузах: Например, в США число частных вузов составляет при мерно 55% всех учебных заведений страны, но обучается низ только 22% всех студентов.

В качестве примера успешного развития и становления негосударственного образовательного учреждения на Дальнем Востоке России можно привести Дальневосточный институт международного бизнеса (г. Хабаровск). К сожалению, это пока единственный вуз в Хабаровском крае, дея­тельность которого отвечает требованиям учреждения бизнес-образования.

О том, что кадры для рыночной экономики надо го вить по-новому, мы задумались еще девять лет назад. В июне 1991 года впервые в крае была создана Дальневосточная школа международного бизнеса, учредителем которой ста­ла администрация Хабаровского края. Это было важное со­бытие не только в жизни будущего института, но и в за­рождении бизнес-образования в крае. В этот период спрос на знания в области рыночной экономики и менеджмента был огромным, и за два года существования в школе повы­сили квалификацию более 2000 предпринимателей и спе­циалистов.

В 1993 г. школа получила статус института. Это дало воз­можность значительно расширить перечень специальнос­тей дополнительного образования, причем особое место уделялось изучению английского, китайского и японского языков. В 1997 году, когда были созданы все условия для организации и ведения полноценного комплексного учеб­ного процесса, ДВИМБ получил лицензию на право веде­ния образовательной деятельности в сфере высшего про­фессионального образования. Комплексный подход к со­временному образованию, принятый в ДВИМБ, предпо­лагает постоянное взаимодействие научно-исследователь­ского и коммуникативного процессов- В будущем году ин­ституту исполнится десять лет. Для вуза это означает солид­ный опыт и хорошие стартовые возможности для дальней­шего развития.

В настоящее время мы завершаем создание полного, уни­кального в своем роде цикла бизнес-образования: высшее образование - дополнительное - программа высшей шко­лы квалификации MBA (Master of Business Administraiion) и BBA (Bachelor of Business Administration).

Основной деятельностью института является подготовка специалистов высшего экономического образования с углубленным изучением английского языка по специальностям: мировая экономика, менеджмент, бухгалтерский учет и аудит.

Для тех, кто стремиться получить новейшие знания в области маркетинга и менеджмента, усовершенствовать разговорный английский, в ДВИМБ существует ряд программ дополнительного образования без отрыва от основной работы. Нашими деловыми партнерами в области высшего дополнительного образования являются университеты Республики Корея, Японии, США, вузы Москвы, Санкт-Петербурга и др. Институт является активным членом Российской Ассоциации бизнес-образования, Международной Ассоциации Европейских школ бизнеса CEEMAN, Российской Ассоциации негосударственных образовательных учреждений.

ДВИМБ стал организатором семи международных кон­ференций по проблемам ведения бизнеса в России и стра­нах АТР, а также издал совестно с зарубежными партерами пять сборников научных трудов.

Задача института заключается в том, что после заверше­ния обучения студент стал специалистом в области между­народного бизнеса со свободным владением делового анг­лийского языка. Во время занятий по языкознанию боль­шое внимание отводится ознакомлению с культурой, тра­дициями, экономикой и ведением совместного бизнеса странах АТР.

Институт имеет возможность направлять своих студен тов на стажировку за границу по их желанию. И самое глав­ное, чему мы учим студентов — это, прежде всего, высоки культура делового и личного общения.



Негосударственные вузы в России проходят сейчас не легкий период становления. И от того, насколько успешно в дальнейшем будут решаться соответствующие проблемы зависит перспектива их существования и развития.



Смотрите также:
Особенности и возможности бизнес-образования на дальнем востоке россии
62.98kb.
1 стр.
Развитие системы образования на Дальнем Востоке в дореволюционный период
80.88kb.
1 стр.
Остров рикоту /пьеса/ Действующие лица
368.33kb.
1 стр.
Политика россии на дальнем востоке по закреплению тихоокеанского побережья
467.98kb.
3 стр.
Вернуться к списку публикаций
115.8kb.
1 стр.
Частное предпринимательство на Дальнем Востоке России в годы новой экономической политики
495.78kb.
4 стр.
Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 9-х классов История России. XX век. Тема 1: Российская империя в начале XX в. Внешняя политика России. Первая мировая война
2149.44kb.
13 стр.
История дальнего востока россии
63.94kb.
1 стр.
Организаций высшего образования российская ассоциация бизнес-образования торгово-промышленная палата ростовской области
50.53kb.
1 стр.
Вулканология и сейсмология
162.62kb.
1 стр.
В. П. Зенкович и береговые исследования на дальнем востоке россии
44.54kb.
1 стр.
Урок в 7 классе. Тема: Внешняя политика России в XVII веке
60.04kb.
1 стр.