Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ с. Тёпловка» ________/НовосардоваА. Н./ ФИО
Приказ №____ от «_____»_________2012г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Тёпловка» _________/Сосновцева И. В./ ФИО
«____»____________2012г. «Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/________________/ ФИО Протокол № ___ от «____»__________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Савиной Елены Михайловны учителя географии высшей квалификационной категории по краеведению 6 класса Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2012_ г.
2012 - 2013 учебный год Программа «Географическое краеведение» (Саратовская область) для 6 класса общеобразовательных школ Планирование составлено на основе _ Программа для 6 класса общеобразовательных школ , авторы Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина Учебное пособие Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Автор Л.В. МакарцеваПояснительная записка (34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени – 2 ч.) Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Цель – создание природного образа малой родины, подготовка учащихся к восприятию данного курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Главные задачи курса «Географическое краеведение» состоят в следующем: 1сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе; 2.показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс; 3.научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области; 4.продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности; 5.создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении. На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:
В результате изучения краеведения в 6 классе учащиеся должны приобрести умения:
Программа ориентирована на деятельный подход в обучении. Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся. Перечень географических объектов края (номенклатура): Основные формы рельефа: Русская равнина, Приволжская возвышенность, Окско-Донская равнина, Прикаспийская низменность, Сыртовая равнина, Общий Сырт, долина реки Волги, Хвалынские горы, Змеевы горы, Соколовая гора, Алтынная гора, Лысогорский массив. Внутренние воды: Волга, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Медведица, Хопер, Большой Узень, Малый Узень. Города: Аркадак, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Красноармейск, Маркс, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Ртищево, Саратов, Хвалынск, Энгельс. Источники географической информации: глобус, физическая карта России, Саратовской области, административная карта России, Саратовской области, гербарии, коллекция минералов, Красная книга России, Саратовской области, компасы, топографическая карта местности. Основное содержание курса1. Введение Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением – 1 час.
Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге. Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол – Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 – исследование Поволжья – П.С. Палласом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Н. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Современные ученые, краеведы Саратовской области: В.И.Горцев, А.А.Герман, А.Ф. Леопольдов, Е.К. Максимов, Г.А. Малинин, В.Н. Семенов, Н.Н.Семенов, Д.С. Худяков. Саратовцы, исследователи других континентов мира: исследователи Арктики и Антарктики – Игорь Демьянович Смилевец, Герман Гаврилович Сакунов, покорители горных вершин: Сергей Богомолов, Владимир Игошин, Юрий Никитин, Владимир Поляк. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами. Практическая работа: Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира. Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской. Особенности географического положения области, района – 2 часа. Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение. Практическая работа: «Географическое положение Саратовской области и своего района». Работа с картами Саратовской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего населенного пункта. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 2 часа. Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога. Практическая работа. Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам. V. Рельеф Саратовской области, своего района – 2 часа. Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера. Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности). Полезные ископаемые и их хозяйственное значение. Горючие полезные ископаемые – нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы – торф. Химическое сырьё – каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы – известняки, доломиты, глина, пески.
Воды суши: подземные и поверхностные. Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области. Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды. Волга – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы. Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения. Практическая работа: нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек. VII. Атмосфера. Климат области – 5 часов. Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей. Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога. Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта. VIII. Природные комплексы Саратовской области – 5 часов. Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв. Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Саратовской области. Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы Саратовской области.
Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа. Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта.
История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области. Резерв времени – 2 часа. Литература для учителя
Литература для учащихся
Знания и умения обучающихся1. Введение ( 1 час) Ученик должен знать/понимать: - различие между понятиями «краеведение», «географическое краеведение»;
Ученик должен уметь:
2.История исследования Саратовской области(3 часа) Учащиеся должны знать: - ученых, исследующих территорию Саратовской области; - называть (показывать) объекты на территории нашей земли, исследуемые саратовцами. 3. Особенности географического положения области, района (2 часа) Ученик должен знать/понимать: - различия географических карт Саратовской области по содержанию, масштабу; - положение Саратовской области на карте России и мира. Ученик должен называть/показывать:
Ученик должен уметь составлять: - краткую характеристику географического положения области, своего района. 4. Строение земной карты. Минералы и горные породы (2 часа) Ученик должен знать/понимать:
Ученик должен уметь: - приводить примеры минеральных и горных пород Саратовской области, своей местности. 5. Рельеф Саратовской области, своего района(2 часа) Ученик должен знать/понимать: - основные формы рельефа Саратовской области и своей местности, - среднюю высоту территории области. Ученик должен уметь объяснять равнинность территории своей местности, различии в рельефе Правобережья и Левобережья:
6. Воды суши Саратовской области (4 часа) Ученик должен знать/понимать: понятия: поверхностные воды, поземные воды, река, озеро, часть реки; виды питания рек; меры по охране водных ресурсов; общественное движение «Малым рекам – большую жизнь». Ученик должен уметь: находить и показывать на карте реки Волгу, Медведицу, Б. Иргиз, М. Иргиз; работать со статистическим материалом. 7. Атмосфера. Климат Саратовской области (5 часов) Ученик должен знать:
- времена года Саратовской области, их астрономическое и фенологическое начало;
Ученик должен уметь:
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, облачность, направление ветра;
8. Природные комплексы Саратовской области (5 часов) Ученик долен знать/понимать:
Ученик должен уметь:
«Растительный и животный мир родного края.» Ученик должен знать/понимать: - содержание основных понятий и терминов (природный комплекс, природный компонент);
года. Ученик должен уметь: - приводить примеры влияния человека на природу.
Ученик должен уметь: - читать план местности; - ориентироваться по плану и компасу, по азимуту; - проводить глазомерные съёмки (маршрутные и площадные); - воображать путешествие по физической карте своей местности. Ученик должен знать: - топонимику области и своего населённого пункта. Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта. 10. Население области, своего района (3 часа) Ученик должен знать/понимать: понятия: плотность населения, город, поселок городского типа, село, деревня; провести исследовательскую работу: - учащиеся, каких национальностей обучаются в классе и школе, изучив их традиции и обычаи; - описать свой город или поселок, населенный пункт, где Вы живете по плану Практические работы 1.Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира. 2.Географическое положение Саратовской области и своего района». 3. Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. 4. на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте 5. нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки. 6. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта. 7.экскурсия в природный комплекс (посещение отдела природы краеведческого музея). 8. Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.
Смотрите также: Программа «Географическое краеведение»
225.05kb.
1 стр.
Исследовательская работа Номинация «Географическое краеведение»
122.36kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности культурное направление кружок «Историческое краеведение» 1 класс
86.51kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Географическое краеведение Нижегородской области и Перевозского района»
318.37kb.
1 стр.
Географическое положение России
35.74kb.
1 стр.
Программа курса «Литературное краеведение»
154.4kb.
1 стр.
Анализ работы секции "Краеведение" на XVI нпк школьников г. Пензы, 9 февраля 2012г
163.07kb.
1 стр.
Географическое и Экономико-географическое положение Канады. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения страны
2405.11kb.
10 стр.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области»
675.96kb.
6 стр.
Литературное и лингвистическое краеведение Забайкалья
64.8kb.
1 стр.
Практический семинар «Библиотечное краеведение России: динамика последнего десятилетия»
87.03kb.
1 стр.
Образовательная программа «Нижегородская Отчина» 226.63kb.
1 стр.
|