Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-Ф3, от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ (ред. от 08.11.2010), от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 21.12.2009 N 333-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 198-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 28.12.2010 N 426-ФЗ, от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 06.11.2011 N 290-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 06.10.2011 N 271-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 03.12.2011 N 384-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ) Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года
Глава I. Общие положения Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования
Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах: Подпункт 1) - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) 2) непрерывность и преемственность процесса образования; 3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; 4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; 5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) Пункт 2 - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) 3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством: 1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) 2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) Подпункт 3) - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) 4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки, в соответствии с законодательством; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 31.12.2005 N 199-ФЗ) 5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования; Подпункт 6) - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) 7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ) 4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ) 1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники. 2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе: 1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) 2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности; 3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе; 4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования; 5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) 6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) 1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность вподборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) 2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия). (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 20.04.2007 N 56-ФЗ (ред. от 08.11.2010)) 3. Педагогическим работникам из числа профессорско - преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования
Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ) научных, проектных, производственных, клинических, медико - профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий,ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий; (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений). Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 385-ФЗ) 2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 4. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. (в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ) 5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ) Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ) 7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6.3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании". (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ) 8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ) Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 3. Абзац - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца. 4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ) Пункт 6 - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом. 8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускаетсясочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) 9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. (в ред. Федерального закона от 10.02.2009 N 18-ФЗ) Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 29.12.2006 N 258-ФЗ) 10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
Смотрите также: Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
26.2kb.
1 стр.
Закон Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании
646.59kb.
2 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
959.76kb.
4 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании принят
969.35kb.
4 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
1063.84kb.
5 стр.
Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125-фз от 12. 08. 1996 г.
129.51kb.
1 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
78.95kb.
1 стр.
Закон от 22. 08. 1996 n 125-фз (ред от 03. 12. 2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
953.8kb.
3 стр.
Правила приема для поступающих на основные образовательные программы послевузовского профессионального
182.85kb.
1 стр.
Законом от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
236.89kb.
1 стр.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22. 08
160.87kb.
1 стр.
Правила приема в нгуэу разработаны в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 360.21kb.
3 стр.
|