Главная
страница 1
МОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

Открытый урок литературы в 8-м классе

по теме

«Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее написания»

(Проведен в рамках районного семинара учителей

русского языка и литературы)

Подготовила и провела

Алябьева Е.М.

2011 год

Открытый урок литературы в 8-м классе.

«Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее написания»

Цели урока:

  • кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя;

  • познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы);

  • формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности обучающихся;

  • воспитание любви к литературе, театральному искусству

Оформление и оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска

  • учебник “Литература” 8кл В.Я.Коровиной

 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

  2. Презентация « Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

Сообщения обучающихся на фоне презентации (об-ся делают краткие записи в тетрадях: даты и основные события)

1.Детство

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая]. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкогорода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце XVII векагетманом Правобережной Украины. В смутные времена украинской истории некоторые из его предков приставали и к шляхетству, и ещё дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (1738—1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя большинство биографов склонны считать, что он всё же был «малороссом» (украинцем). Ряд исследователей, чьё мнение сформулировал В. В. Вересаев, считают, что происхождение от Остапа Гоголя могло быть сфальсифицировано Афанасием Демьяновичем для получения им дворянства, так как священническая родословная была непреодолимым препятствием для приобретения дворянского титула].

Мать Гоголя Мария Ивановна (17911868), рожд. Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет в 1805 году. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (18101819). Затем родилась дочь Мария (18111844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (18211893), Елизавета (18231864) и Ольга (18251907).

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.

Гоголь, Василий Афанасьевич — отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился. У сына с детства Василий Афанасьевич пробудил любовь к природе и исключительный интерес к театру. Драматург, опиравшийся в своём творчестве на традиции украинского народа, он являлся одновременно и актёром и режиссёром домашнего театра.

2.УЧЁБА В ПОЛТАВЕ И НЕЖИНЕ

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии. Непосредственные впечатления Гоголя от пребывания в двухклассном Полтавском училище -пучки розог на кафедре,по долгу стоявшие на коленях великовозрастные ученики.

Затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что впрочем лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние  Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай ПрокоповичНестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником (ещё со второго года пребывания в Нежине). В школьном театре участвует в качестве художника, режиссёра, актёра. Глубоко интересуется народным творчеством, собирает в предместье города Нежина фольклорный материал, который записывает в книгу «Всякой всячины» .

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был неспособен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей.



3.Петербургский период жизни

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы „Вечеров на хуторе близ Диканьки“.

В феврале 1831 года, Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая „подвести его под благословение Пушкина“: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном.

В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте, Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

4.Путешествие за границу

В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» — но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческомпредназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл в Париже где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель»,

Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.

Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», принеся её в жертву Богу. В благодарность за избавление от смерти, Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось.

 В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.



5.Последние годы жизни

По возвращении на родину он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт.

Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 (23—24) февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.

20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался[

3.Слово учителя о театре

Н. В. Гоголь о театре

Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещу­щего населения нашей раздольной страны — сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила...

Театр — великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой по­лезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высоко­трогательное достоинств и возвышенных чувств человека.

(Н. В. Гоголь. Петербург­ская сцена в 1835/36 г.)



Обратимся к теории литературы и поговорим об особенностях литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене: (пьесы)

Материал проецируется на интерактивной доске (об-ся записывают определения в тетради)

  • Драма (пьеса) – литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия и драма.

  • Комедия – вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим.

  • Коллизия столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов.

  • Ремарки – пояснения для постановщиков спектакля и актеров.

В них сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению (авторские ремарки называются афишами), обозначается место действия (комната в доме, город, ничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

  1. Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению.

  2. По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт.

  3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

  • экспозицию (положение и характеры действующих лиц до начала действия);

  • завязку (событие, с которого начинается активное развитие действия);

  • кульминацию (наивысшее напряжение в развитии действия);

развязку (событие, завершающее пьесу)

4.Знакомство с замыслом и историей создания комедии «Ревизор»



(Сообщение обучающегося на фоне страниц презентации)

История создания «Ревизора»

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

Известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

В январе 1836 Гоголь читал комедию на вечере у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. ПушкинП. А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере:

«…читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный.

Мнения слушателей о новой пьесе были различны. Это было время становления реализма в искусстве, и приверженцы старых театральных традиций высокого «красивого» зрелища обвиняли пьесу в «натурализме».

Известно, что Пушкин и Жуковский были в полном восхищении. Но многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся Россия.

Сам Гоголь так отзывался о своей работе:»В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке. На петербургской премьере присутствовал сам Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». Императору постановка очень понравилась, более того, как считают критики, положительное восприятие венценосной особой рискованной комедии впоследствии благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения Гоголя. Комедия Гоголя поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.

Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня»



  • 5.Учитель:

  • Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники и купцы? (Уч-ся пытаются ответить)

  • Ребята, для того, чтобы лучше разобраться в причинах , побудивших Гоголя написать комедию подобного рода, мы обратимся к свидетельствам современников драматурга. Какой была Россия во времена правления Николая 1?

6. Сообщение ученика «НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ ВО ВРЕМЕНА ГОГОЛЯ»(свидетельства современников)
ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА

Не было в помещениях большинства присутственных мест

чистоты и порядка... на столах канцелярии вместо чернильниц ,песочниц стояли помадные банки. Чиновники и канцелярские служители случалось, сидели вместо стульев на круглых поленьях. С другой стороны, между делами и за ними, помещались полуштофы с приличною закускою. Недаром городничий говорит в «Ревизоре» о заседателе: «От него такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода».

В Петербургский уездный суд заглянул ненароком министр юстиции. Он встретил там человека в исподнем платье, с мет­лой в руках. На вопрос министра, где судья, человек отвечал, что судьи нет, а на вопрос, где заседатель, ответствовал: «Я — заседатель». Министр, потрясенный, пробормотал: «Вы... ты...» — и ушел, не сказав ни слова.


ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Немощеные улицы Саратова в летнее время покрыты на чет­верть пылью, а весной и осенью жидкой грязью на пол-аршина, второстепенные улицы зарастали густою травой. Главные улицы имели узенькие деревянные тротуары и изредка стоявшие фона­ри, тускло освещавшиеся конопляным маслом.

Ревизор, приехавший в Пензу неожиданно вечером, сел на извозчика и велел себя везти на набережную.

— На какую на­бережную? — спросил извозчик.

— Как на какую? — отвечал ре­визор.— Разве у вас их много? Ведь одна только и есть.

— Да никакой нет! — воскликнул извозчик.

Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на нее истрачено было несколько десятков тысяч руб­лей, а ее и не начинали.
ПРОИЗВОЛ ВЛАСТЕЙ. НРАВЫ ЧИНОВНИКОВ

Казанский полицмейстер Поль истязал людей совершенно невинных. Полицейским чинам стоило взять совершенно не при­частного ни к какому проступку человека и донести на другой день полицмейстеру... Поль, без всякой проверки донесения, тот­час же приказывал его при себе растянуть и высечь. Этой участи подвергались не только простолюдины, но даже и мелкие чинов­ники.

Генерал-губернатор Западной Сибири... завел открытый, систематический грабеж во всем крае... Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанное, и горе человеку, кото­рый осмелился бы написать что-нибудь о его управлении. Он купцов первой гильдии держал по году в тюрьме, в цепях, он их пытал.

«Вскрытие корреспонденции составляет одно из средств тайной полиции и притом самое лучшее, так как оно действует по­стоянно и обнимает все пункты империи».

(Указание начальника Треть­его отделения императорской канцелярии Бенкендорфа.)

[Взятки] брали деньгами и продуктами, брали через жен, секретарей и других подставных лиц: брали губернаторы, пред­седатели губернских правлений, гражданских и уголовных па­лат', профессора при экзамене на звание чиновников.

Все это узаконилось, вошло в обычай, и проситель никогда не приходил в присутственные места с пустыми руками. Если он был беден, то и тогда приносил полотенце, чашку меду, боль­шой пряник, а иногда и просто хлеб.

В одной из... губерний, и не отдаленной, был действительно случай, подобный описанному в «Ревизоре». По сходству фами­лии приняли одного молодого проезжего за известного государ­ственного чиновника. Все городское начальство засуетилось и приехало к молодому человеку являться. Не знаем, случилась ли ему тогда нужда в деньгах, как проигравшемуся Хлестакову, но; вероятно, нашлись бы заимодавцы.



7.Станиславский К.С. (театральный режиссер) говорил, что театр начинается с вешалки. Гоголь знал: театр начинается с афиши.

Гоголь говорил, что “если мы хотим понять драматические произведения и его творца, мы должны вступить в его область, познакомиться с действующими лицами”…

  • Чтение по учебнику списка действующих лиц или рассматриваем список из презентации (Идет размышление над всем списком).

  • Что вы можете сказать о фамилиях дейст.лиц?

  • Чтение текста “Характеры и костюмы” (авторские указания). (Идет размышление над характерами персонажей и их особенностями).

8.Учитель:

-А теперь вы сядьте поудобнее : у нас есть возможность посмотреть1 явление»Ревизора», где мы знакомимся с главными действующими лицами

Идёт показ

9.Заключительное слово учителя . Подведение итогов.

Домашнее задание: прочитать 1 действие комедии и подготовиться к его пересказу и анализу

Самоанализ урока литературы в 8классе

Дата проведения:6 декабря 2011 года

Тема урока : Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-презентация

  • Данный урок являлся уроком изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания из предшествующего курса литературы. На уроке ставились и реализовывались следующие цели: кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя;

  • познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы);

  • формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности обучающихся;

  • воспитание любви к литературе, театральному искусству

Система работы учителя на данном уроке : постановка проблемного вопроса в начале урока, чёткая постановка целей на каждом этапе урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока

На данном уроке решались задачи: развитие устной речи, развитие умений и навыков по отбору материала для презентации и сообщений , отработка навыков публичного выступления ;попутное повторение литературных понятий, связанных с изучением теории литературы; формирование учебно-познавательной, коммуникативной , информационно-техънологической компетентности обучающихся

Применявшиеся на уроке методы:проблемное обучение,частично-поисковый,коммуникативно-деятельностный, личностно-ориентированный



Формы работы: индивидуальная, самостоятельная работа, работа в группе, , работа с учебником, работа с интерактивной доской, самоконтроль

Компьютерные технологии использовались на уроке с целью повышения качества образования обучающихся, привлечения об-ся к созданию презентаций и их использования в процессе обучения, , для визуального восприятия информации.

На уроке были реализованы современные подходы к преподаванию русского языка:



Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстом художественного стиля;

Функциональный: совершенствование устной и письменной речи, развитие творческих способностей;

Коммуникативно-деятельностный: создание презентации, постановка проблемных вопросов и их решение, подготовка выступлений по теме урока работа по составлению конспекта урока

Интегрированный подход: связь с уроками истории , географии

Цели урока ставились совместно с об-ся. Соблюдался принцип научности и доступности при изучении нового материала. Урок прошёл в оптимальном темпе, план урока выполнен полностью. Учитель учитывал индивидуальные, физиологические, психологические особенности обучающихся данного возраста. Считаю, что цели урока реализованы полностью.



Учитель_____________________Алябьева Е.М.

.


Смотрите также:
Урок литературы в 8-м классе по теме «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Знакомство с комедией Н. В. Гоголя \"Ревизор\" и историей ее написания»
212.77kb.
1 стр.
Урок спектакль по литературе в 8 классе «разоблачение пороков чиновничества в комедии н. В. Гоголя
106.4kb.
1 стр.
"Литературное веретено" по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
113.97kb.
1 стр.
Урок в 10-м классе по теме "Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? по поэме Н. В. Гоголя "
130.19kb.
1 стр.
Уроков по литературе в 10 классе «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» идругие «Петербургские повести»
70.79kb.
1 стр.
Классный час «Коррупция»в 8 классе
119.14kb.
1 стр.
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина
57.35kb.
1 стр.
"Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор". История создания"
168.54kb.
1 стр.
Н. В. Гоголя в школе Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих. Из письма И. С. Тургенева Полине Виардо. 1852г. Творчество Н. В. Гоголя изучается в средней образовательной школе, начиная с 5 класса
96.47kb.
1 стр.
Урок- презентация проектов по английскому языку в 11 «А» классе по теме: «кинематограф» Провела: Кочергина И. Г
168.67kb.
1 стр.
" Чиновничество в России и его изображение в комедии Гоголя "Ревизор"
121.75kb.
1 стр.
Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
35.9kb.
1 стр.