Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Кафедра «Инженерная экологи я и охрана труда» ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2010 Составители: В.Б. Чернецов, В.А.Горишний, Л.Н. Борисенко, А.Л. Стешин
Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы обучения студентов вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности (раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях)». Рассмотрены оповещение, инженерная защита, эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Предназначена для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов вузов всех специальностей. Редактор Э.Б. Абросимова Подписано в печать 30.06.2010. Формат 60 х 84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,25. Уч. – изд. л. 1,8.Тираж 300 экз. Заказ __________________________________________________________________ Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева Типография НГТУ. 603950, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24. © Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева, 2010
Реализация этого закона диктуется достаточно сложной обстановкой на территории РФ в вопросах защиты населения от ЧС природного и техногенного характера[1,2,4]:
Положение настораживающее. Не снята проблема защиты населения и от ЧС военного времени, связанных с применением современных средств поражения (ССП).
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска. Законодательной основой защиты населения в ЧС является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(21.12.94 №68-ФЗ). Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов (рис.1):
Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных актов. Комплекс мероприятий по защите населения в ЧС включает в себя:
Именно своевременные проведения каждого из перечисленных мероприятий и использование того или иного способа защиты в ЧС обеспечит предотвращение или предельное снижение потерь персонала и населения, угрозы их жизни от воздействия поражающих факторов источников ЧС. В данной методической разработке будут рассмотрены вопросы, связанные с оповещением, инженерной защитой и эвакуацией и рассредоточением населения. 2. Оповещение и информирование населения о чрезвычайной ситуации Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения (СО) и информирование населения при угрозе и возникновении ЧС является одной из основных составных частей мероприятий по защите населения и территорий, проводимых администрациями, органами местного самоуправления, руководителями ОЭ. Главные требования к этим системам: постоянная готовность к использованию; оперативность задействования; использование современных средств оповещения и информирования, сетей связи и вещания, обеспечивающих в минимальные сроки максимальный охват населения независимо от времени суток, мест его нахождения и проживания людей. Системы оповещения – первичные активные средства защиты населения. Оповещение – это своевременное предупреждение о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование населения о характере угрозы позволяет сократить возможные потери людей, препятствуют возникновению паники, способной принести больше негативных последствий, чем сама ЧС. В общем виде система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств оповещения, сетей связи и вещания, обеспечивающих доведение информации и необходимых сигналов до органов управления, сил МЧС РФ и населения. Системы оповещения создаются:
![]() Рис.1. Основные принципы защиты населения ![]() Рис.2. Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно органами управления ГОЧС. Решение на её задействование принимают соответствующие руководители ГОЧС или их заместители, а в экстренных, не терпящих отлагательства случаях,- оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС. Системы централизованного оповещения субъектов РФ являются основным звеном в решении задач информирования населения. Системы оповещения регионального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СО местного уровня (город, район).
Зоны ответственности (действия) ЛСО:
На территории нашей страны размещено несколько тысяч ПОО, по соседству с которыми проживают более 60 млн человек. Поэтому задачи ЛСО – оповещение не только руководства и персонала ПОО, но и населения, проживающего в непосредственной близости от объектов. Процессом оповещения занимается дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуется радиотрансляционный узел и сирены. Для людей, находящихся рядом с предприятием (в санитарной зоне),- уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия, остального населения – электросирены, а также уличные громкоговорители (в жилой зоне). ЛСО представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб ПОО, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем!» и речевой информации. Для групп ПОО, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), могут создаваться общие ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов. При строительстве новых ПОО создание ЛСО финансируется за счет средств, выделяемых на их возведение, на действующих - за счет собственных средств, а находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов. В общем случае для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственный гудки и другие специальные средства - это означает сигнал «Внимание всем!», по которому речевая информация о целесообразных действиях населения передается в виде следующих сигналов:
По сигналу «Внимание всем!» население обязано включить радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений. Содержание речевой информации обязательно учитывает специфику местных условий и передается периодически длительностью 5 минут. 2.2. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) Системы централизованного оповещения населения призваны решать задачи оповещения и информирования на больших территориях. Вместе с тем, возникла необходимость оперативно оповещать большие группы людей, находящихся на территориях крупных торговых, спортивных, культурных и развлекательных центров, где нет средств централизованного оповещения. Организационным решением этой задачи стало создание «Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» (ОКСИОН). Её разработка в качестве приоритетного направления предусматривается Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской федерации до 2010 года». ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления (НЦУКС, ЦУКС, ЕДДС) и обеспечивает информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.
В настоящее время проводится работа по оптимизации параметров передачи и отображения данных ОКСИОН, которые разрабатываются на основе анализа факторов, определяющих особенности информационного воздействия на население в местах массового пребывания людей. 2.3. Некоторые проблемные вопросы существующих систем оповещения Существующие сейчас системы централизованного оповещения были созданы в основном в 60-80 гг. прошлого столетия. На сегодняшний день аппаратура морально и физически устарела и в ближайшее десятилетие неизбежен её вывод из эксплуатации. В настоящее время более 60% территориальных СО нуждается в реконструкции. Существующие системы централизованного оповещения рассчитаны на массовое оповещение населения на больших территориях и не обладают необходимой гибкостью при решении задач оповещения отдельных групп населения (в местах массового пребывания людей, в транспортных средствах), не используются современные цифровые технологии, широко внедряемые в сети связи и вещания. Не менее существенная задача – организация оповещения в отдельном здании, где одновременно присутствуют тысячи людей. Это особенно важно в случае возникновения пожара. Поэтому необходим новый подход к созданию систем оповещения, которые бы удовлетворяли следующим требованиям:
В интересах оповещения и информирования населения следует максимально использовать технические возможности, заложенные в новых цифровых системах связи и вещания, которые уже реализуются в нашей стране. Нарастает процесс слияния компьютерных технологий, средств связи и вещания в единую интерактивную цифровую систему. Внедрение цифровых технологий в радио - и телевещание как средства массовых коммуникаций неминуемо приведет не только к глубочайшим техническим, структурным м качественным изменениям, но и сделает возможным интерактивный обмен информацией со слушателями. С 2010 года МЧС России будет широко задействовать возможности мобильных телефонов для оповещения о ЧС, при этом информационные сообщения передаются операторами сотовой связи на дисплей телефона.
С начала 60-х годов прошлого столетия в связи с развитием современных средств вооружения наступил новый период в развитии инженерной защиты населения страны, концепция которой выглядела так. Для защиты наибольшей работающей смены (НРС) в зонах возможных сильных разрушений (ЗВСР) категорированных городов предусматривались убежища пяти классов (А-I, A-II,A-III, A-IV и A-V), т.е. в зависимости от групп этих городов по гражданской обороне [3,2]. Убежища обеспечивали защиту от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, высоких температур и продуктов горения. За пределами ЗВСР создавались противорадиационные укрытия (ПРУ), которые предназначались для защиты укрываемых от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и рассчитывались на коэффициент ослабления Косл.=50÷200 в зависимости от категории укрываемых и мест размещения ПРУ. Укрытия, расположенные в зонах возможных слабых разрушений, рассчитывались также на дополнительную нагрузку от избыточного давления во фронте ударной волны взрыва. Согласно основным принципам защиты на часть НРС объектов экономики (ОЭ) и остального населения, включая эвакуируемое, не обеспеченных защитными сооружениями (убежищами), предусматривалось строительство в особый период соответственно быстровозводимых убежищ (БВУ) и противорадиационных укрытий (ПРУ). На случай внезапного нападения противника планами гражданской обороны всех уровней предусматривалось строительство в кратчайшие сроки (1÷2 суток) простейших укрытий. Таким образом, к началу 70-х годов прошлого столетия окончательно сформировалась концентрация инженерной защиты населения и была начата её реализация. Следует отметить, что имеющийся сегодня в стране фонд защитных сооружений ГО ЧС был создан в основном именно в 70÷80гг прошлого века. Среднегодовые темпы их строительства в середине 80-х годов составляли: по вводу в эксплуатацию убежищ (по вместимости) до 1 млн человек; по воду в эксплуатацию ПРУ более чем на 3 млн человек С введением в действие в сентябре 1990 г норм ИТМ ГО (СНиП-2.01.51.-90) была уточнена степень защиты населения в защитных сооружениях, в частности значительно снижена степень защиты укрываемых в убежищах от воздействия избыточного давления во фронте ударной волны взрыва. Для всех категорий населения, которые подлежат укрытию в убежищах, был установлен один класс убежищ – A-IV за исключением тех, что расположены в пределах проектной застройки атомных станций и в метрополитенах. Также снижена степень защиты НРС объектов, отнесенных к первой группе по ГО и расположенных вне категорированных городов. Вместо убежищ класса A-III для защиты НРС предусматриваются ПРУ с коэффициентом ослабления Косл. =200 Для персонала АЭС предусматриваются убежища класса A-III, но уже со степенью ослабления проникающей радиации и коэффициентом ослабления в 2 раза выше, чем по прежним нормам. Как показывает опыт выживания населения в вооруженных конфликтах и войнах последних десятилетий, в условиях применения современных обычных средств поражения защита населения должна обеспечиваться, прежде всего, путем укрытия его в защитных сооружениях по месту работы и жительства. В связи с этим представляется целесообразным создание:
Рассматривая современные технологии инженерной защиты населения, следует отметить, что в данной области есть определенные наработки, выполненные в последние годы. МЧС РФ разработаны шесть типовых проектов БВУ IV класса и ПРУ большей вместимости из современных строительных изделий и конструкций. По своим конструктивным и объемно-планировочным решениям, технико-экономическим показателям они не имеют аналогов и являются наиболее рациональными и экономичными[1,6,13]. К специальным инженерным сооружениям, обеспечивающим защиту населения от поражающих воздействий природного характера, следует отнести сооружения противосейсмические, противооползневые, противообвальные и противолавинные, противокарстовые, берегозащитные и другие. По некоторым оценкам, рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной защиты позволяют в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах снизить возможные людские потери и материальный ущерб до 70%. Смотрите также: Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2010
439.05kb.
3 стр.
Правовые нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2008
537.73kb.
4 стр.
Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения
396.24kb.
1 стр.
Методическая разработка для проведения занятий со студентами дневной и заочной форм обучения по специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит»
1254.67kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.
Для студентов 4 курса дневной формы обучения На 4 курсе в 7 семестре студенты дневной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология»
63.55kb.
1 стр.
Программа дисциплины для студентов всех специальностей заочной формы обучения
186.97kb.
1 стр.
А. П., Ревин И. А. Современная Россия (1991-2005 гг.) Учебно-методическая разработка для студентов всех специальностей по курсу «Отечественная история» Новочеркасск 2006
409.87kb.
3 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория»
526.78kb.
9 стр.
Решение № г. Нижний Новгород >26. 02. 2010 г. 6/3
57.79kb.
1 стр.
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения 784.39kb.
3 стр.
|