Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6![]() ![]() Надым 2012 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН ![]() ![]() ![]() Педагогические исследования. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества». Номинация: «Исследовательские проекты педагогов» - Надым: Департамент образования Надымского района, 2012 г.,54 с. Редакционный совет: Л.М. Марченко, начальник Департамента образования Надымского района; И.Ю. Елизарьева, заместитель начальника Департамента образования Надымского района; О.Е. Рудакова, заместитель начальника Департамента образования Надымского района; С.Г. Барабаш, заведующая методическим кабинетом Департамента образования Надымского района. В сборнике представлен опыт проведения педагогических исследований по актуальным направлениям системы образования, распространённый в процессе участия в районном конкурсе педагогических разработок «Радуга содружества», проведённом Департаментом образования Надымского района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Основные направления развития системы Надымского района на период 2011-2015 гг.». Сборник подготовлен с целью пропаганды и распространения инновационного педагогического опыта, повышения содержательной ценности обучения и методической оснащённости педагогической деятельности в системе образования муниципального образования. Данный сборник предназначен для специалистов Департамента образования Надымского района, руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов и других заинтересованных лиц. СОДЕРЖАНИЕ: Исследования в рамках учебного предмета, образовательной области
Межпредметные связи как условие формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике Шульгина Ирина Васильевна, учитель физики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» Обоснование актуальности Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней общеобразовательной школы. Реформирование социально-экономической сферы общества привело к существенным изменениям содержаний образования, поскольку оно является основным средством реализации его целей, предъявленных в социальном заказе школе. Основными направлениями модернизации школьного образования являются введение государственных стандартов образования нового поколения начального, основного и среднего (полного) общего образования. Идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, чтобы оно стало более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Это предполагает формирование личности, обладающей высоким уровнем социальной активности, современным уровнем знаний, научным мировоззрением, диалектическим мышлением, владеющей методами научного познания. Содержание обучения в 10-11 классах реализуется через основные учебные предметов (инвариантная часть), элективные учебные предметы, учебные практики, спецкурсы. Следует отметить, что за последние годы стали активно разрабатываться и публиковаться элективные учебные предметы для старшей ступени обучения. Согласно базисному учебному плану, на старшей ступени образования в непрофильных классах изучение физики, химии и биологии осуществляется на уровне базовых общеобразовательных предметов. Для повышения интереса к изучению предметов и качественной подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) целесообразно разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс элективные учебные предметы, учебные практики, обеспечивающие реализацию межпредметных связей в процессе изучения различных аспектов интеграции естественнонаучных знаний. Анализ педагогических исследований по проблеме межпредметных связей позволяет сделать заключение о том, что в выполненных работах рассматриваются проблемы межпредметных связей в основном между двумя учебными предметами (физики и биологии, физики и химии, физики и математики). Чаще всего за основу реализации межпредметных связей берутся единичные элементы системы научных знаний: факты, явления, процессы, понятия и законы. Практически нет работ, в которых исследовалась бы методика реализации межпредметных связей предметов естественного цикла на основе обобщающего элемента естественнонаучных знаний. На наш взгляд, такой целостностью обладает естественнонаучная теория, в качестве подструктурных элементов которой выступает система естественнонаучных знаний. Укажем, что, несмотря на появление многочисленных работ, посвященных межпредметным связям, проблема программно-методического обеспечения элективных учебных предметов и изучения фундаментальных естественнонаучных теорий в целом остается не решенной. С помощью реализации многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к ЕГЭ, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Таким образом, в рамках рассматриваемой проблемы можно выделить следующие противоречия:
Приведенные выше противоречия подтверждают актуальность проблемы исследования: «Межпредметные связи – необходимое условие формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике». Объектом исследования является процесс реализации межпредметных связей естественнонаучных дисциплин на старшей ступени общеобразовательной школы. Предмет исследования – программно-методическое обеспечение, организационные формы, содержание, методы, средства и педагогические приемы позволяющие реализовать межпредметные связи физики, химии и биологии в ходе формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике. Цель исследования - обоснование и определение оптимальных условий реализации межпредметных связей физики, химии и биологии в ходе формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике. В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: реализация межпредметных связей является необходимым условием формирования предметных и метапредметных компетенций школьников и успешной подготовки выпускников к единому государственному экзамену. Цель и гипотеза педагогического исследования определили следующие задачи:
Теоретико-методологической основой исследования послужили: - исследования в методологии естествознания; - общедидактические принципы теории обучения; - педагогические исследования по формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике; - работы но конструированию содержания факультативов и элективных учебных предметов; - методика организации педагогических исследовательских проектов; - работы по интеграции естественнонаучных знаний и реализации межпредметных связей в процессе обучения (А. Каменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Кулагин П. Г., И. Д. Зверев, В. Н. Максимова). В ходе исследования использовались следующие методы:
Этапы исследования Первый этап (2009/2010 уч.г.) характеризуется выбором темы исследования, ее обоснованием. Определяется состояние проблемы реализации межпредметных связей в теории, практике обучения и подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике, химии и биологии в МОУ СОШ№ 5 г. Надыма. Планируется: - составление и издание пособия «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике»; - разработка программы межпредметного элективного учебного предмета, отбор содержания и методики реализации межпредметных связей физики, химии и биологии на практических занятиях предмета; - определение инфраструктуры взаимодействия учителей физики, химии и биологии с целью эффективной реализации исследовательского проекта.
- совершенствование системы реализации межпредметных связей как условия формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену (разработка учебных занятий, оптимальный отбор средств и методических приемов для реализации межпредметных связей на конкретных учебных занятиях, разработка методики подготовки и проведения комплексных форм подготовке к ЕГЭ, оптимальный отбор приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении физике); - практическое внедрение разработанной методики в учебно-воспитательный процесс; - проведение оценки качества результатов исследования; - обобщение опыта работы, представление результатов исследовательского проекта в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства, Интернет-проектов научно-практических конференций различных уровней.
- повышение уровня сформированности предметных компетенций обучающихся; - повышение уровня сформированностиметапредметных компетенций обучающихся; - совершенствование системы подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике, химии и биологии. Критерии оценки ожидаемых результатов Достоверность и обоснованность результатов и выводов педагогического исследования обеспечивается: всесторонним анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и их внедрением в практику, проверкой результатов исследования на различных этапах работы. Критерии оценки ожидаемых результатов:
- все экзаменуемые преодолевают минимальную границу ЕГЭ по физике; - отсутствие экзаменуемых, выполнивших ЕГЭ на минимальном и низком уровнях (критериальная шкала ФИПИ, ежегодный анализ ЕГЭ по физике).
Возможные риски:
К компенсаторным мерам по устранению негативных последствий реализации исследовательского проекта можно отнести: - Проведение процедур оценки влияния существующих психолого-педагогических условий на реализацию проекта. - Проведение промежуточной и поэтапной диагностики состояния уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену.
- обоснована целесообразность реализации межпредметных связей физики, химии и биологии в ходе формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену, изучающих предметы на базовом уровне. Практическая значимость исследования заключается в том, что: на институциональном уровне: - разработана и апробирована: программа элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»; - составлено и в педагогической практике широко используется пособие «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике» (2009 г.: тираж 17 экземпляров; 2011 г.: тираж 10 экземпляров).
Программа элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии» для обучающихся 11 классов является авторской, составлена в связи с необходимостью совершенствования форм, методов и средств подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по физике, химии и биологии, изучающих данные предметы на базовом уровне. Содержание предмета имеет особенности, обусловленные: задачами единого государственного экзамена по физике, химии и биологии; требованиями к уровню развития личностных и познавательных качеств обучающихся, сформированностиметапредметных компетенций выпускников.
Элективный учебный предмет «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии» для обучающихся 11 классов по своей сути является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов. Тематическое построение этого предмета позволяет рассматривать учебные занятия как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения. Изучение элективного учебного предмета на 3 ступени обучения способствует превращению отдельных знаний обучающихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Выбор тематики предмета обусловлен тем, что: - межпредметные связи являются важным условием эффективного комплексного подхода в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике, химии и биологии; - естествознание занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Анализ имеющегося опыта позволяет рекомендовать следующие основные формы и методы реализации межпредметных связей: - раскрытие взаимосвязи физических, химических и биологических явлений; - сообщение знаний о применении физических, химических и биологических явлений и закономерностей в других науках; - использование на учебных занятиях элективного учебного предмета знаний и умений, которые учащиеся получили при изучении других предметов; Цели элективного учебного предмета: • основные методические цели предмета: - методическая поддержка цикла школьных предметов по естествознанию: физики, химии, биологии с выделением межпредметных связей; - полная ориентация элективного учебного предмета на реализацию межпредметных связей по физике, химии, биологии; - выделение общего инвариантного ядра содержания образования на базовом уровне по физике, химии, биологии; • основная образовательная цель предмета - создание условий для формирования: -обобщенных знаний школьников по естествознанию: физике, химии, биологии; -предметных, метапредметных и личностных компетенций выпускников, выбравших в качестве экзамена по выбору в формате ЕГЭ: физику, химию, биологию. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: - овладение школьниками обобщенными знаниями по естествознанию; - овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности; - повышение уровня сформированности естественнонаучного мировоззрения выпускников; - обеспечение готовности выпускников, изучающих физику, химию, биологию на базовом уровне, к итоговой государственной аттестации по данным элективного учебного предметам. Личностные результаты обучения элективный учебный предмету «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»: - мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода; - убежденность в необходимости глубокого изучения естествознания, общих законов природы для собственного интеллектуального развития в соответствии с профессиональным самоопределением и интересами.
- овладение навыками самоконтроля и психотехническими навыками выполнения тестовых заданий; - выявления межпредметных связей; - развитие у школьников умения выявлять ведущие положения изучаемой темы и ведущие идеи элективного учебного предмета (учебного элективного учебного предмета); - развитие умения по организации изучения учебного материала вокруг стержневых положений темы и дисциплины в целом на широкой межпредметной основе, осознание обучающимися необходимости и важности межпредметного синтеза как в учебной деятельности, так и в будущем при реализации важных производственных, социальных и научных задач.
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; - развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; - умения применять теоретические знания на практике; - овладение разнообразными способами выполнения тестов в соответствии с условиями заданий по физике, химии и биологии.
Уникальность и значимость элективного учебного предмета определяются нацеленностью на повышение результативности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике, химии и биологии на основе формирования у обучающихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии. Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможна интеграция идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью формируются необходимые для успешной сдачи ЕГЭ качества знаний обучающихся, такие как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности, предметных и метапредметных компетенций, интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор школьников. Воспитывающая функция межпредметных связей выражается в содействии всем направлениям воспитания в обучении физике, химии и биологии. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью возможно совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения. Реализация межпредметных связей в ходе изучения элективного учебного предмета требует обязательного совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебных занятий.
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) – одна из фундаментальных научных теорий, утверждающая научную идею – идею о дискретности вещества. МКТ – основа для объяснения многих физических, химических и биологических процессов. Термодинамика. О направлении самопроизвольных процессов в природе. Принцип минимума потенциальной энергии. 2.2. Квантовая теория Квантовая теория. Квантовые теория – основа объяснения физических, химических и биологических явлений. Кванты. Фотоэффект. Давление света. Зрение. Химические реакции под действием квантов. Фотосинтез. Наследственность. 2.3. Периодический закон Периодический закон. Таблица Менделеева. Определение характеристик физических свойств с помощью таблицы Менделеева. Квантовые числа. 2.4.Строение атома Строение атома. Физические основы строения атомного ядра. 2.5. Закон сохранения массы вещества Масса. Закон сохранения массы вещества – первый общий закон природы, утверждающий идею сохранения. Сущность фотосинтеза. Обмен веществ. Закон сохранения полной массы системы для физических, химических и биологических процессов. Формула взаимосвязи массы и энергии (формула Эйнштейна). 2.6. Закон сохранения энергии Энергия. Закон сохранения энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных, ядерных. 2.7. Закон сохранения электрического заряда Закон сохранения электрического заряда. Применение закона сохранения электрического заряда в биохимических реакциях и физических процессах. 3. Учебно - тематический план элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»
Смотрите также: Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Мо «Джидинский район» В. Р. Цыренов Нормативно-правовое, организационное обеспечение деятельности
665.84kb.
4 стр.
Акт проверки администрации муниципального образования Щекинский район от 19. 04. 2013г
54.25kb.
1 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
365.54kb.
1 стр.
Хорольский муниципальный район управление народного образования администрации Хорольского муниципального района
359.71kb.
3 стр.
Управление образования администрации
29.25kb.
1 стр.
Информация о работе с обращениями граждан, поступивших в Администрацию муниципального образования Приуральский район
85.42kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Администрации муниципального образования Приуральский район
1227.08kb.
9 стр.
Проект решение Совета муниципального образования Кущевский район "Об утверждении Правил осуществления контроля за проведением муниципальных лотерей в муниципальном
150.37kb.
1 стр.
Публичный доклад комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» по итогам 2011-2012 учебного года
549.01kb.
3 стр.
Постановлене администрации муниципального образования октябрьский район оренбургской области
224.91kb.
1 стр.
Администрация муниципального образования 151.88kb.
1 стр.
|