Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


Надым 2012

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
радуга содружеств

Педагогические исследования. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества». Номинация: «Исследовательские проекты педагогов» - Надым: Департамент образования Надымского района, 2012 г.,54 с.




Редакционный совет:
Л.М. Марченко, начальник Департамента образования Надымского района;
И.Ю. Елизарьева, заместитель начальника Департамента образования Надымского района;
О.Е. Рудакова, заместитель начальника Департамента образования Надымского района;
С.Г. Барабаш, заведующая методическим кабинетом Департамента образования Надымского района.
В сборнике представлен опыт проведения педагогических исследований по актуальным направлениям системы образования, распространённый в процессе участия в районном конкурсе педагогических разработок «Радуга содружества», проведённом Департаментом образования Надымского района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Основные направления развития системы Надымского района на период 2011-2015 гг.».

Сборник подготовлен с целью пропаганды и распространения инновационного педагогического опыта, повышения содержательной ценности обучения и методической оснащённости педагогической деятельности в системе образования муниципального образования.

Данный сборник предназначен для специалистов Департамента образования Надымского района, руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов и других заинтересованных лиц.

СОДЕРЖАНИЕ:
Исследования в рамках учебного предмета, образовательной области




  1. Межпредметные связи как условие формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к ЕГЭ

Шульгина И.В.______________________________________________________________


  1. Создание психологического клуба как средства формирования и развития коммуникативных компетенций обучающихся

Агафонова Ю.Е._____________________________________________________________
Исследования по физической культуре, здоровьесбережению и туризму

  1. Коррекция гиперактивного поведения младших школьников средствами мультисенсорной среды

Зайцева Т.А.,Тарасова Е.М.___________________________________________________

4


34

39




Межпредметные связи как условие формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников

к единому государственному экзамену по физике

Шульгина Ирина Васильевна,

учитель физики,

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №5 г. Надыма»


Обоснование актуальности

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней общеобразовательной школы.

Реформирование социально-экономической сферы общества привело к существенным изменениям содержаний образования, поскольку оно является основным средством реализации его целей, предъявленных в социальном заказе школе. Основными направлениями модернизации школьного образования являются введение государственных стандартов образования нового поколения начального, основного и среднего (полного) общего образования. Идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, чтобы оно стало более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Это предполагает формирование личности, обладающей высоким уровнем социальной активности, современным уровнем знаний, научным мировоззрением, диалектическим мышлением, владеющей методами научного познания.

Содержание обучения в 10-11 классах реализуется через основные учебные предметов (инвариантная часть), элективные учебные предметы, учебные практики, спецкурсы. Следует отметить, что за последние годы стали активно разрабатываться и публиковаться элективные учебные предметы для старшей ступени обучения.

Согласно базисному учебному плану, на старшей ступени образования в непрофильных классах изучение физики, химии и биологии осуществляется на уровне базовых общеобразовательных предметов. Для повышения интереса к изучению предметов и качественной подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) целесообразно разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс элективные учебные предметы, учебные практики, обеспечивающие реализацию межпредметных связей в процессе изучения различных аспектов интеграции естественнонаучных знаний.

Анализ педагогических исследований по проблеме межпредметных связей позволяет сделать заключение о том, что в выполненных работах рассматриваются проблемы межпредметных связей в основном между двумя учебными предметами (физики и биологии, физики и химии, физики и математики). Чаще всего за основу реализации межпредметных связей берутся единичные элементы системы научных знаний: факты, явления, процессы, понятия и законы. Практически нет работ, в которых исследовалась бы методика реализации межпредметных связей предметов естественного цикла на основе обобщающего элемента естественнонаучных знаний. На наш взгляд, такой целостностью обладает естественнонаучная теория, в качестве подструктурных элементов которой выступает система естественнонаучных знаний.

Укажем, что, несмотря на появление многочисленных работ, посвященных межпредметным связям, проблема программно-методического обеспечения элективных учебных предметов и изучения фундаментальных естественнонаучных теорий в целом остается не решенной.

С помощью реализации многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к ЕГЭ, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.



Таким образом, в рамках рассматриваемой проблемы можно выделить следующие противоречия:

  • между необходимостью обоснования естественнонаучных теорий как целостного элемента системы научных знаний для осуществления межпредметных связей между дисциплинами естественнонаучного цикла и отсутствием четко выделенных положений;

  • между потребностью реализации межпредметных связей изучения фундаментальных естественнонаучных теорий в межпредметных элективных учебных предметах, учебных практиках и отсутствием такой возможности в рамках традиционного обучения;

  • между необходимостью разработки программ, содержания и методики проведения межпредметных элективных учебных предметов, учебных практикумов, спецкуосов направленных на формирование предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к ЕГЭ по физике, и отсутствием теоретических основ построения таких предметов, опирающихся на современные концепции учебного и научного познания;

  • между требованием усиления практической направленности процесса обучения естественнонаучным предметам (в том числе и в рамках элективного учебного предмета) и ориентацией практики подготовки к ЕГЭ по физике на усвоение обобщенных знаний, на формирование метапредметных компетенций школьников;

  • между востребованностью реализации единого подхода к изучению фундаментальных естественнонаучных теорий и относительно слабой научно-методической разработанностью способов и средств осуществления межпредметных связей в процессе их изучения в рамках элективных учебных предметов, практикумов и спецкурсов;

  • между необходимостью совершенствования системы подготовки выпускниковк единому государственному экзамену (по физике, химии, биологии), формирования представлений о естественнонаучной картине мира и соответствующего ей диалектического стиля мышления и недостаточной степенью интегративности естественнонаучных знаний обучающихся.

Приведенные выше противоречия подтверждают актуальность проблемы исследования: «Межпредметные связи – необходимое условие формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике».

Объектом исследования является процесс реализации межпредметных связей естественнонаучных дисциплин на старшей ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования – программно-методическое обеспечение, организационные формы, содержание, методы, средства и педагогические приемы позволяющие реализовать межпредметные связи физики, химии и биологии в ходе формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике.

Цель исследования - обоснование и определение оптимальных условий реализации межпредметных связей физики, химии и биологии в ходе формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике.

В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: реализация межпредметных связей является необходимым условием формирования предметных и метапредметных компетенций школьников и успешной подготовки выпускников к единому государственному экзамену.

Цель и гипотеза педагогического исследования определили следующие задачи:


  1. Выявить состояние проблемы реализации межпредметных связей в теории, практике обучения и подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике, химии и биологии в МОУ СОШ№ 5 г. Надыма.

  2. Проанализировать состояние проблемы организации и методики проведения межпредметных элективных учебных предметов, спецкурсов на институциональном уровне.

  3. Обосновать и разработать программу межпредметного элективного учебного предмета по подготовке выпускников к ЕГЭ по физике, химии и биологии (приложение).

  4. Апробировать программу межпредметного элективного учебного предмета по подготовке выпускников к ЕГЭ по физике, химии и биологии.

  5. Составить пособие «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике» с целью наиболее полного методического обеспечения процесса реализации межпредметных связей в ходе обучения физике и подготовки выпускников к ЕГЭ (приложение).

  6. Разработать методические рекомендации по изучению межпредметного элективного учебного предмета по подготовке выпускников к ЕГЭ по физике, химии и биологии.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

- исследования в методологии естествознания;

- общедидактические принципы теории обучения;

- педагогические исследования по формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике;

- работы но конструированию содержания факультативов и элективных учебных предметов;

- методика организации педагогических исследовательских проектов;

- работы по интеграции естественнонаучных знаний и реализации межпредметных связей в процессе обучения (А. Каменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Кулагин П. Г., И. Д. Зверев, В. Н. Максимова).

В ходе исследования использовались следующие методы:



  1. теоретические - анализ научной, учебной и методической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных документов, регламентирующих структуру и содержание обучения предмета: физика, химия и биология;

  2. практические - разработка программно-методических материалов, методика изучения подструктурных элементов фундаментальной естественнонаучной теории с целью получения ее развивающего результата, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, опрос, планирование, подготовка и реализация исследовательского проекта, методы анализа знаний и умений, методы статистической обработки и анализа результатов педагогического исследования.

Этапы исследования

Первый этап (2009/2010 уч.г.) характеризуется выбором темы исследования, ее обоснованием. Определяется состояние проблемы реализации межпредметных связей в теории, практике обучения и подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике, химии и биологии в МОУ СОШ№ 5 г. Надыма.

Планируется:

- составление и издание пособия «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике»;

- разработка программы межпредметного элективного учебного предмета, отбор содержания и методики реализации межпредметных связей физики, химии и биологии на практических занятиях предмета;

- определение инфраструктуры взаимодействия учителей физики, химии и биологии с целью эффективной реализации исследовательского проекта.

Второй этап (2010/2011 уч. г.) включает апробацию программы межпредметного элективного учебного предмета, корректировку содержания и методики реализации межпредметных связей в рамках элективного предмета.

Третий этап (2011/2012 - 2012/2013 уч. г.) предполагает:

- совершенствование системы реализации межпредметных связей как условия формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену (разработка учебных занятий, оптимальный отбор средств и методических приемов для реализации межпредметных связей на конкретных учебных занятиях, разработка методики подготовки и проведения комплексных форм подготовке к ЕГЭ, оптимальный отбор приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении физике);

- практическое внедрение разработанной методики в учебно-воспитательный процесс;

- проведение оценки качества результатов исследования;

- обобщение опыта работы, представление результатов исследовательского проекта в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства, Интернет-проектов научно-практических конференций различных уровней.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня сформированности предметных компетенций обучающихся;

- повышение уровня сформированностиметапредметных компетенций обучающихся;

- совершенствование системы подготовки выпускников к единому государственному экзамену по физике, химии и биологии.



Критерии оценки ожидаемых результатов

Достоверность и обоснованность результатов и выводов педагогического исследования обеспечивается: всесторонним анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и их внедрением в практику, проверкой результатов исследования на различных этапах работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов:


  1. Качество обученности по физике соответствует или выше среднестатистических муниципальных и окружных показателей;

  2. Качественные результаты ЕГЭ по физике:

- все экзаменуемые преодолевают минимальную границу ЕГЭ по физике;

- отсутствие экзаменуемых, выполнивших ЕГЭ на минимальном и низком уровнях (критериальная шкала ФИПИ, ежегодный анализ ЕГЭ по физике).



  1. Повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по физике различных уровней;

  2. Положительная динамика результативности участия обучающихся в интеллектуальных мероприятиях по физике различных уровней: очных и дистанционных олимпиадах, очных и заочных научно-практических и исследовательских конференциях, конкурсах, других интеллектуальных и творческих проектах;

Возможные риски:

  1. Некачественное функционирование инфраструктуры взаимодействия учителей физики, химии и биологии.

  2. Замедленное развитие педагогического исследования.

К компенсаторным мерам по устранению негативных последствий реализации исследовательского проекта можно отнести:

- Проведение процедур оценки влияния существующих психолого-педагогических условий на реализацию проекта.

- Проведение промежуточной и поэтапной диагностики состояния уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обоснована целесообразность реализации межпредметных связей физики, химии и биологии в ходе формирования предметных и метапредметных компетенций школьников, подготовки выпускников к единому государственному экзамену, изучающих предметы на базовом уровне.



Практическая значимость исследования заключается в том, что:

на институциональном уровне:

- разработана и апробирована: программа элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»;

- составлено и в педагогической практике широко используется пособие «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике» (2009 г.: тираж 17 экземпляров; 2011 г.: тираж 10 экземпляров).

На муниципальном уровне опыт работы распространен и востребован учителями физики г. Надыма и Надымского района в рамках традиционной районной встречи организаторов общего, дополнительного и профессионального образования, творческих объединений педагогов «И вновь сентябрь зовет нас в путь исканий…» в 2011/2012 учебном году (МОУ СОШ № 1, 4, 6, 9).

На всероссийском уровне педагогический опыт работы распространен (запись внесена в открытый реестр, размещенный по адресу http://list.pedsovet.org за №:1371) в электронных СМИ, имеет положительные отзывы педагогического сообщества.
Приложение 1

Программа элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»

1. Пояснительная записка 1.1. Статус программы

Программа элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии» для обучающихся 11 классов является авторской, составлена в связи с необходимостью совершенствования форм, методов и средств подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по физике, химии и биологии, изучающих данные предметы на базовом уровне.

Содержание предмета имеет особенности, обусловленные: задачами единого государственного экзамена по физике, химии и биологии; требованиями к уровню развития личностных и познавательных качеств обучающихся, сформированностиметапредметных компетенций выпускников.

1.2. Общая характеристика элективного учебного предмета. Цели и задачи

Элективный учебный предмет «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии» для обучающихся 11 классов по своей сути является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов. Тематическое построение этого предмета позволяет рассматривать учебные занятия как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения. Изучение элективного учебного предмета на 3 ступени обучения способствует превращению отдельных знаний обучающихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий.

Выбор тематики предмета обусловлен тем, что:

- межпредметные связи являются важным условием эффективного комплексного подхода в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике, химии и биологии;

- естествознание занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе.

Анализ имеющегося опыта позволяет рекомендовать следующие основные формы и методы реализации межпредметных связей:

- раскрытие взаимосвязи физических, химических и биологических явлений;

- сообщение знаний о применении физических, химических и биологических явлений и закономерностей в других науках;

- использование на учебных занятиях элективного учебного предмета знаний и умений, которые учащиеся получили при изучении других предметов;

Цели элективного учебного предмета:

• основные методические цели предмета:

- методическая поддержка цикла школьных предметов по естествознанию: физики, химии, биологии с выделением межпредметных связей;

- полная ориентация элективного учебного предмета на реализацию межпредметных связей по физике, химии, биологии;

- выделение общего инвариантного ядра содержания образования на базовом уровне по физике, химии, биологии;

• основная образовательная цель предмета - создание условий для формирования:

-обобщенных знаний школьников по естествознанию: физике, химии, биологии;

-предметных, метапредметных и личностных компетенций выпускников, выбравших в качестве экзамена по выбору в формате ЕГЭ: физику, химию, биологию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- овладение школьниками обобщенными знаниями по естествознанию;

- овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности;

- повышение уровня сформированности естественнонаучного мировоззрения выпускников;

- обеспечение готовности выпускников, изучающих физику, химию, биологию на базовом уровне, к итоговой государственной аттестации по данным элективного учебного предметам.



Личностные результаты обучения элективный учебный предмету «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»:

- мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

- убежденность в необходимости глубокого изучения естествознания, общих законов природы для собственного интеллектуального развития в соответствии с профессиональным самоопределением и интересами.

Метапредметные результаты обучения элективный учебный предмету «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»:

- овладение навыками самоконтроля и психотехническими навыками выполнения тестовых заданий;

- выявления межпредметных связей;

- развитие у школьников умения выявлять ведущие положения изучаемой темы и ведущие идеи элективного учебного предмета (учебного элективного учебного предмета);

- развитие умения по организации изучения учебного материала вокруг стержневых положений темы и дисциплины в целом на широкой межпредметной основе, осознание обучающимися необходимости и важности межпредметного синтеза как в учебной деятельности, так и в будущем при реализации важных производственных, социальных и научных задач.

Предметные результаты:

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез;

- умения применять теоретические знания на практике;

- овладение разнообразными способами выполнения тестов в соответствии с условиями заданий по физике, химии и биологии.

1.3. Ценностные ориентиры элективного учебного предмета

Уникальность и значимость элективного учебного предмета определяются нацеленностью на повышение результативности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике, химии и биологии на основе формирования у обучающихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии.

Межпредметные связи выполняют в обучении  ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможна интеграция идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью формируются необходимые для успешной сдачи ЕГЭ качества знаний обучающихся, такие как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности, предметных и метапредметных компетенций, интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор школьников.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражается в содействии всем направлениям воспитания в обучении физике, химии и биологии.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью возможно совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения. Реализация межпредметных связей в ходе изучения элективного учебного предмета требует обязательного совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебных занятий.
2. Основное содержание элективного учебного предмета

2.1. Молекулярно-кинетическая теория. Термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) – одна из фундаментальных научных теорий, утверждающая научную идею – идею о дискретности вещества. МКТ – основа для объяснения многих физических, химических и биологических процессов. Термодинамика. О направлении самопроизвольных процессов в природе. Принцип минимума потенциальной энергии.



2.2. Квантовая теория

Квантовая теория. Квантовые теория – основа объяснения физических, химических и биологических явлений. Кванты. Фотоэффект. Давление света. Зрение. Химические реакции под действием квантов. Фотосинтез. Наследственность.



2.3. Периодический закон

Периодический закон. Таблица Менделеева. Определение характеристик физических свойств с помощью таблицы Менделеева. Квантовые числа.



2.4.Строение атома

Строение атома. Физические основы строения атомного ядра.



2.5. Закон сохранения массы вещества

Масса. Закон сохранения массы вещества – первый общий закон природы, утверждающий идею сохранения. Сущность фотосинтеза. Обмен веществ. Закон сохранения полной массы системы для физических, химических и биологических процессов. Формула взаимосвязи массы и энергии (формула Эйнштейна).



2.6. Закон сохранения энергии

Энергия. Закон сохранения энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных, ядерных.



2.7. Закон сохранения электрического заряда

Закон сохранения электрического заряда. Применение закона сохранения электрического заряда в биохимических реакциях и физических процессах.



3. Учебно - тематический план

элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии»





следующая страница >>
Смотрите также:
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Мо «Джидинский район» В. Р. Цыренов Нормативно-правовое, организационное обеспечение деятельности
665.84kb.
4 стр.
Акт проверки администрации муниципального образования Щекинский район от 19. 04. 2013г
54.25kb.
1 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
365.54kb.
1 стр.
Хорольский муниципальный район управление народного образования администрации Хорольского муниципального района
359.71kb.
3 стр.
Управление образования администрации
29.25kb.
1 стр.
Информация о работе с обращениями граждан, поступивших в Администрацию муниципального образования Приуральский район
85.42kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Администрации муниципального образования Приуральский район
1227.08kb.
9 стр.
Проект решение Совета муниципального образования Кущевский район "Об утверждении Правил осуществления контроля за проведением муниципальных лотерей в муниципальном
150.37kb.
1 стр.
Публичный доклад комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» по итогам 2011-2012 учебного года
549.01kb.
3 стр.
Постановлене администрации муниципального образования октябрьский район оренбургской области
224.91kb.
1 стр.
Администрация муниципального образования
151.88kb.
1 стр.