Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
Тема раздела

Количество часов

Количество практических работ (самостоятельных работ, тестов, диктантов по терминам или формулам)



Молекулярно-кинетическая теория. Термодинамика

3

2



Квантовая теория

2

2



Периодический закон

1

2



Строение атома

1

1



Закон сохранения массы вещества

1

1



Закон сохранения энергии

3

2



Закон сохранения электрического заряда

1

1

ИТОГО:

7

12

11


4. Календарно-тематический план


учебного занятия

Дата проведения учебного занятия

Тема учебного занятия

Межпредметные связи

Обратная связь (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль)






Молекулярно-кинетическая теория. Дискретность вещества

Основные положения МКТ на уроках химии и физики, биологии


Взаимоконтроль:

взаимопроверка выполненных заданий








МКТ – основа для объяснения многих физических, химических и биологических процессов

Растворы и химические реакции в них.

Диффузия.

Роль диффузии в процессах дыхания.

Как растения пью воду? Осмос.



Контроль:

-самостоятельная работа;

-выполнение тестов







Термодинамика. О направлении самопроизвольных процессов в природе. Принцип минимума потенциальной энергии

2 закон термодинамики для физических, химических и биологических процессов

Самоконтроль: самопроверка выполненных тестов






Квантовая теория. Квантовые теория – основа объяснения физических, химических и биологических явлений.

Кванты. Фотоэффект. Давление света. Зрение. Химические реакции под действием квантов. Фотосинтез. Наследственность.

Контроль:

-выполнение тестов








Квантовая теория. Квантовые теория – основа объяснения физических, химических и биологических явлений.

Кванты. Фотоэффект. Давление света. Зрение. Химические реакции под действием квантов. Фотосинтез. Наследственность.

Контроль:

-самостоятельная работа;

-выполнение тестов.







Периодический закон. Таблица Менделеева.

Определение характеристик физических и химических свойств с помощью таблицы Менделеева. Квантовые числа.

Контроль:

-выполнение тестов








Строение атома. Физические основы строения атомного ядра

Молекула.

Атом.


Ядро атома.

Нуклоны.


Ядерные силы

Взаимопроверка:

-самостоятельная работа.

Контроль:

-выполнение тестов








Масса. Закон сохранения массы вещества – первый общий закон природы, утверждающий идею сохранения.

Сущность фотосинтеза. Обмен веществ. Закон сохранения полной массы системы для физических, химических и биологических процессов. Формула взаимосвязи массы и энергии (формула Эйнштейна).

Взаимоконтроль:

взаимопроверка выполненных заданий








Энергия. Закон сохранения энергии

Закон сохранения энергии для физических, химических и биологических процессов

Самоконтроль: самопроверка выполненных тестов






Закон сохранения энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных

Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных

Контроль:

-выполнение тестов








Закон сохранения энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных

Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных

Контроль:

-самостоятельная работа;

-выполнение тестов.







Закон сохранения электрического заряда. Применение закона сохранения электрического заряда в биохимических реакциях и физических процессах

Применение закона сохранения электрического заряда в биохимических реакциях и физических процессах

Контроль:

-выполнение тестов





5. Литература и другие информационные источники

  1. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

  2. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.

  3. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.

  4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989.

  5. Минченков Е. Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. /Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. МежВУЗовский сборник научных трудов. - Челябинск: Челябинский пед. ин-т, 1982.

  6. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985.

  7. http://physis.ucoz.ru/



Приложение 2

Учебно-методическое пособие

«Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике»

Пояснительная записка

Эффективная подготовка к единому государственному экзамену по физике предполагает наличие у выпускников навыков и умений различных видов деятельности:

-владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, явлений, моделей, величин, законов);

-владение основами знаний о методах научного познания (освоение методологических умений);

-решение задач различного типа и уровня сложности.

Пособие «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике» адресовано, прежде всего, тем, кто испытывает трудности при одновременном большом желании научиться решать задачи по физике. Решение задач по физике помогает глубже проникать в сущность физических явлений, развивает логическое мышление и внимание,

Каждая тема курса физики представлена в пособии следующими рубриками: алгоритм решения задач; это важно; межпредметные связи.

В рубрике «Алгоритм решения» подробно представлена примерная направленность решения задач по данной теме, обращается внимание на необходимость выполнения рисунков, графиков к решению задач.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в процессе обучения физике. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся к ЕГЭ, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Сформированность предметных и метапредметных компетенций дает возможность выпускникам применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов и задач, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.

Реализация межпредметных связей не может происходить сама по себе, для этого нужна специальная организация учебного материала и самого процесса обучения, направленная на установление этих связей. Именно, для того чтобы межпредметные связи стали достоянием сознания учащихся, в пособие и включены рубрики «Это важно» и «Межпредметные связи», в которых даются указания по актуализации знаний по физике, математике, химии, необходимых для формирования навыков и умений решать задачи по физике. Пособие адресовано учащимся, выпускникам, учителям физики общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования.


1.Основы кинематики

Алгоритм решения задач по теме «Основы кинематики»

  1. На рисунке, поясняющем процесс, описанный в задаче, укажите направление движения и изобразите вектор ускорения.

  2. Выберите удобную систему координат, связанную с телом отсчета. Укажите начало отсчета времени.

  3. Запишите уравнения, связывающие отдельные кинематические характеристики, в проекциях на координатные оси.

  4. Запишите дополнительные условия, связывающие кинематические величины.

  5. Определите значение координат, скорости, ускорения в выбранной системе отсчета.

  6. Решите составленную систему уравнений относительно искомой величины

  7. Произведите вычисления. Оцените полученный результат.

Это важно: при решении задач по кинематике прямолинейного движения обратите внимание

  1. При решении задач нужно уметь переходить от векторной записи уравнения движения к записи данного уравнения в проекциях. Знаки проекций векторов , , и начальной координаты х0 определяются условием задачи и направлением оси координат.

  2. Прямолинейную систему координат хОу выбирают таким образом, чтобы одна из осей системы совпадала с направлением движения тела, причем более удобно совместить начало системы с исходным положением тела.

  3. Для прямолинейного движения тела без изменения направления движения пройденный путь и модуль перемещения совпадают. При этом можно воспользоваться формулами без выражения проекции скорости и перемещения, учитывая, что при возрастании скорости a>0, а при убывании a<0.

Межпредметные связи: при решении задач по кинематике

прямолинейного движения необходимо знать из курса математики:

  1. Линейная функция и ее график.

  2. Действия с векторами.

  3. Координата точки.

  4. Решение уравнений и системы уравнений.

  5. Тригонометрические функции.

  6. Соотношения в прямоугольном треугольнике.

  7. Сотношения в произвольном треугольнике.

2. Основы динамики. Применение законов динамики
Алгоритм решения задач по теме

«Основы динамики. Применение законов динамики»

  1. Изобразите на рисунке силы, действующие на тело. Считайте, что все силы приложены к центру масс тела. Укажите векторы скорости и ускорения.

  2. Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме: - векторная сумма всех сил (равнодействующая), действующих на тело.

  3. Запишите уравнение движения в проекциях на оси координат.

  4. Запишите дополнительные формулы (для определения массы, скорости, координат, силы трения и т.д.).

  5. Найдите искомые величины, решая составленные уравнения.


Это важно: при решении задач по основам динамики обратите внимание

  1. При поступательном движении тела можно рассматривать движение только одной его точки – центра масс. Следует считать, что в центре масс сосредоточена вся масса тела и к нему приложена равнодействующая всех сил, действующих на это тело.

  2. Направление ускорения всегда совпадает с направлением равнодействующей силы.

Направьте одну из осей координат вдоль вектора ускорения, а другую – перпендикулярно к ней. Согласно второму закону Ньютона, алгебраическая сумма проекций на первую ось равно произведению массы тела на его ускорение, а вторую – нулю.

  1. Если рассматривать движение системы тел, то уравнение движения запишите для каждого тела системы.

  2. Силы возникают в результате взаимодействия тел и никак не связаны со скоростью тела. Тело не может само себе сообщать ускорение.

Сила тяги , сообщая машине ускорение, связана с силой трения покоя (колеса воздействуют на землю, а земля – на колеса).

  1. Сила реакции опоры и сила натяжения связей (нитей, веревок, тросов и т.п.) - это разновидности силы упругости.




  1. Законы сохранения

Алгоритм решения задач

по теме «Законы сохранения» с использованием закона сохранения импульса

  1. На рисунке изобразите векторы импульсов для каждого тела.

  2. Рассмотрите характер движения системы тел и установите, является ли данная система замкнутой.

  3. Запишите закон сохранения импульса в проекциях.

  4. Запишите (при необходимости) дополнительные формулы кинематики и динамики.

  5. Решите полученную систему уравнений относительно искомой величины и проанализируйте результат.


Это важно: при решении задач с использованием закона сохранения импульса обратите внимание

  1. Импульс тела – векторная величина, направление которой совпадает с направлением вектора скорости.

  2. Если сумма импульсов сохраняется постоянной, то и сумма проекций этих импульсов на оси координат также остается постоянной.

  3. Если направление вектора совпадает с положительным направлением оси х или образует с ней острый угол, то проекция импульса имеет знак «плюс», если нет – знак «минус».

  4. Ввиду огромной массы Земли по сравнению с массой тела изменение ее импульса не учитывайте.

  5. Импульс – величина относительная, поэтому скорости тел, импульсы и их изменения рассматривайте относительно неподвижного тела отсчета – Земли.


Алгоритм решения задач

по теме «Законы сохранения» с использованием закона сохранения энергии

  1. Выберите на рисунке нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.

  2. Установите начальное и конечное положения тел (системы тел).

  3. Определите полную механическую энергию тела или тел (системы) в начальной и конечной точках.

  4. Запишите уравнение закона сохранения энергии для замкнутой системы

или

Если при переходе системы тел из начального положения в конечное на тела действовали внешние силы, то



,

Где А – работа внешних сил.



  1. При необходимости используйте дополнительные формулы:

.

  1. Решите систему уравнений относительно искомых величин, указанных в задаче.

Это важно: при решении задач с использованием закона сохранения энергии обратите внимание

  1. Кинетическая энергия не может быть отрицательной, так как не зависит от направления движения. Кинетические энергии тел суммируются арифметически.

  2. Значение потенциальной энергии может быть положительным и отрицательным (в зависимости от выбора уровня отсчета энергии).

  3. Уровень, где потенциальная энергия принята равной нулю, считайте нулевым уровнем отсчета.

  4. Механическая энергия в замкнутой системе не сохраняется, если внутри системы действует сила трения. Работу силы трения рассматривайте как работу внешних сил.

  5. В некоторых случаях промежуточное состояние системы можно не рассматривать, а сразу сравнивать начальное и конечное состояния.


4.Элементы статики

Алгоритм решения задач по теме «Элементы статики»

  1. Укажите все силы, действующие на тело (материальную точку).

  2. Выберите удобную систему координат.

  3. Запишите условия равновесия невращающихся тел и =0.

  4. Если тело способно вращаться вокруг закрепленной оси, то составьте уравнение моментов сил. Для этого выберите точку, относительно которой будут рассматриваться моменты действующих сил. Найдите плечи сил относительно этой точки и запишите уравнение моментов сил .

  5. Решите полученные уравнения относительно искомой величины.



Это важно: при решении задач по теме «Элементы статики» обратите внимание

  1. Для расчетов условие равновесия лучше записать в следующем виде: алгебраическая сумма проекций всех сил на любое направление должна равняться нулю.

  2. Координатные оси направьте таким образом, чтобы проекции сил выражались наиболее просто.

  3. Силу тяжести приложите в центре тяжести тела. Последний совпадает с его центром масс. Тело, закрепленное в центре тяжести, будет находиться в состоянии равновесия.

  4. Момент силы, вращающей тело относительно оси по ходу часовой стрелки, условно считают положительным, а против часовой – отрицательным.

  5. Правильно определяйте плечи сил. Для этого не забывайте опустить перпендикуляр от оси вращения на направление действующей силы.


5.Механика жидкостей и газов

Алгоритм решения задач по теме «Механика жидкостей и газов»

  1. Изобразите уровни, занимаемые жидкостью.

  2. выберите поверхность нулевого уровня – поверхность, от которой должны отсчитываться высоты столбов жидкости.

  3. Запишите уравнения равновесия жидкостей, учитывая, что при равновесии жидкости давление на поверхности одного уровня внутри жидкости во всех точках этой поверхности одинаково.

  4. Запишите дополнительные формулы.

  5. Решите уравнение относительно неизвестной величины.

  6. Проанализируйте результат и сформулируйте ответ.

  7. В задачах с учетом архимедовой силы руководствуйтесь указаниями по решению задач с применением уравнений динамики, статики и законов сохранения. При расстановке сил, действующих на тело, выталкивающую силу приложите в центре тяжести вытесненного объема жидкости. Если в задаче говорится о весе тела в жидкости, то тело изобразите подвешенным на нити в жидкости.

Это важно: при решении задач по гидростатике обратите внимание

  1. Давление жидкости или газа – результат взаимодействия движущихся молекул со стенками сосуда или с телами, находящимися в жидкости или газе.

  2. Силы упругости в жидкостях и газах – это и есть силы давления.

  3. Газы в тысячи раз более сжимаемы, чем жидкости. Плотность жидкости почти не изменяется даже при очень большом давлении. Плотность же газов значительно зависит от давления.

  4. Если в данной задаче можно пренебречь зависимостью плотности жидкости или газа от давления, то газы можно считать несжимаемыми.

  5. Давление, обусловленное силой тяжести жидкости, называют гидростатическим.

  6. Если на жидкость действует внешнее давление, то результирующее давление внутри нее равно сумме внешнего давления и гидростатического .

  7. Понятия «давление» и «сила давления» совершенно различны:

.

  1. Сила давления на дно не зависит от формы сосуда и может быть как больше, так и меньше веса налитой жидкости.

  2. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.

  3. На уровне моря среднегодовое атмосферное давление (нормальное давление) составляет 760 мм рт. ст. (1,013х105 Па) при среднегодовой температуре 150 С.

  4. Атмосферное давление зависит от места измерения, температуры воздуха и погоды. При подъеме на каждые 8 м атмосферное давление падает на 100 Па.

  5. Выталкивающая сила является равнодействующей сил упругости, действующих на поверхность тела со стороны жидкости или газа. Сила давления, действующая на нижнюю поверхность тела и направленная вверх, больше, чем сила, действующая на верхнюю поверхность и направленная вниз.

  6. В зависимости от соотношения выталкивающей силы с силой тяжести возможны три случая. На рисунке приведена блок-схема по определению условия плавания тел:

Результат

Плавание тел

Ввод: P, Fa

Fa=P

Тело плавает

Fa>P

Тело тонет

Тело всплывает

Да

Нет


Да

Нет



  1. Под подъемной силой (аэростата, баржи и т.п.) обычно понимают разность между выталкивающей силой и силой тяжести тела.

  2. Проверьте, все ли величины выражены в системе СИ (1л=10-3 м3; 1 атм = 1,013х105 Па; 1 мм рт. ст. = 133Па).

Дополнительные формулы для решения задач:

.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Мо «Джидинский район» В. Р. Цыренов Нормативно-правовое, организационное обеспечение деятельности
665.84kb.
4 стр.
Акт проверки администрации муниципального образования Щекинский район от 19. 04. 2013г
54.25kb.
1 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
365.54kb.
1 стр.
Хорольский муниципальный район управление народного образования администрации Хорольского муниципального района
359.71kb.
3 стр.
Управление образования администрации
29.25kb.
1 стр.
Информация о работе с обращениями граждан, поступивших в Администрацию муниципального образования Приуральский район
85.42kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Администрации муниципального образования Приуральский район
1227.08kb.
9 стр.
Проект решение Совета муниципального образования Кущевский район "Об утверждении Правил осуществления контроля за проведением муниципальных лотерей в муниципальном
150.37kb.
1 стр.
Публичный доклад комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» по итогам 2011-2012 учебного года
549.01kb.
3 стр.
Постановлене администрации муниципального образования октябрьский район оренбургской области
224.91kb.
1 стр.
Администрация муниципального образования
151.88kb.
1 стр.