Главная
|
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
Тема раздела
Количество часов
|
Количество практических работ (самостоятельных работ, тестов, диктантов по терминам или формулам)
| -
|
Молекулярно-кинетическая теория. Термодинамика
|
3
|
2
| -
|
Квантовая теория
|
2
|
2
| -
|
Периодический закон
|
1
|
2
| -
|
Строение атома
|
1
|
1
| -
|
Закон сохранения массы вещества
|
1
|
1
| -
|
Закон сохранения энергии
|
3
|
2
| -
|
Закон сохранения электрического заряда
|
1
|
1
|
ИТОГО:
|
7
|
12
|
11
|
4. Календарно-тематический план
№ учебного занятия
|
Дата проведения учебного занятия
|
Тема учебного занятия
|
Межпредметные связи
|
Обратная связь (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль)
| -
|
|
Молекулярно-кинетическая теория. Дискретность вещества
|
Основные положения МКТ на уроках химии и физики, биологии
|
Взаимоконтроль:
взаимопроверка выполненных заданий
| -
|
|
МКТ – основа для объяснения многих физических, химических и биологических процессов
|
Растворы и химические реакции в них.
Диффузия.
Роль диффузии в процессах дыхания.
Как растения пью воду? Осмос.
|
Контроль:
-самостоятельная работа;
-выполнение тестов
| -
|
|
Термодинамика. О направлении самопроизвольных процессов в природе. Принцип минимума потенциальной энергии
|
2 закон термодинамики для физических, химических и биологических процессов
|
Самоконтроль: самопроверка выполненных тестов
| -
|
|
Квантовая теория. Квантовые теория – основа объяснения физических, химических и биологических явлений.
|
Кванты. Фотоэффект. Давление света. Зрение. Химические реакции под действием квантов. Фотосинтез. Наследственность.
|
Контроль:
-выполнение тестов
| -
|
|
Квантовая теория. Квантовые теория – основа объяснения физических, химических и биологических явлений.
|
Кванты. Фотоэффект. Давление света. Зрение. Химические реакции под действием квантов. Фотосинтез. Наследственность.
|
Контроль:
-самостоятельная работа;
-выполнение тестов.
| -
|
|
Периодический закон. Таблица Менделеева.
|
Определение характеристик физических и химических свойств с помощью таблицы Менделеева. Квантовые числа.
|
Контроль:
-выполнение тестов
| -
|
|
Строение атома. Физические основы строения атомного ядра
|
Молекула.
Атом.
Ядро атома.
Нуклоны.
Ядерные силы
|
Взаимопроверка:
-самостоятельная работа.
Контроль:
-выполнение тестов
| -
|
|
Масса. Закон сохранения массы вещества – первый общий закон природы, утверждающий идею сохранения.
|
Сущность фотосинтеза. Обмен веществ. Закон сохранения полной массы системы для физических, химических и биологических процессов. Формула взаимосвязи массы и энергии (формула Эйнштейна).
|
Взаимоконтроль:
взаимопроверка выполненных заданий
| -
|
|
Энергия. Закон сохранения энергии
|
Закон сохранения энергии для физических, химических и биологических процессов
|
Самоконтроль: самопроверка выполненных тестов
| -
|
|
Закон сохранения энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных
|
Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных
|
Контроль:
-выполнение тестов
| -
|
|
Закон сохранения энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных
|
Тепловые эффекты химических реакций. Химические связи. Образование кристаллов. Энергетические процессы в клетке. Закон сохранения энергии для физических явлений: механических, тепловых, электромагнитных, ядерных
|
Контроль:
-самостоятельная работа;
-выполнение тестов.
| -
|
|
Закон сохранения электрического заряда. Применение закона сохранения электрического заряда в биохимических реакциях и физических процессах
|
Применение закона сохранения электрического заряда в биохимических реакциях и физических процессах
|
Контроль:
-выполнение тестов
|
5. Литература и другие информационные источники
-
Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
-
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
-
Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
-
Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989.
-
Минченков Е. Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. /Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. МежВУЗовский сборник научных трудов. - Челябинск: Челябинский пед. ин-т, 1982.
-
Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985.
-
http://physis.ucoz.ru/
Приложение 2
Учебно-методическое пособие
«Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике»
Пояснительная записка
Эффективная подготовка к единому государственному экзамену по физике предполагает наличие у выпускников навыков и умений различных видов деятельности:
-владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, явлений, моделей, величин, законов);
-владение основами знаний о методах научного познания (освоение методологических умений);
-решение задач различного типа и уровня сложности.
Пособие «Межпредметные связи и алгоритмы решения задач по физике» адресовано, прежде всего, тем, кто испытывает трудности при одновременном большом желании научиться решать задачи по физике. Решение задач по физике помогает глубже проникать в сущность физических явлений, развивает логическое мышление и внимание,
Каждая тема курса физики представлена в пособии следующими рубриками: алгоритм решения задач; это важно; межпредметные связи.
В рубрике «Алгоритм решения» подробно представлена примерная направленность решения задач по данной теме, обращается внимание на необходимость выполнения рисунков, графиков к решению задач.
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в процессе обучения физике. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся к ЕГЭ, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Сформированность предметных и метапредметных компетенций дает возможность выпускникам применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов и задач, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.
Реализация межпредметных связей не может происходить сама по себе, для этого нужна специальная организация учебного материала и самого процесса обучения, направленная на установление этих связей. Именно, для того чтобы межпредметные связи стали достоянием сознания учащихся, в пособие и включены рубрики «Это важно» и «Межпредметные связи», в которых даются указания по актуализации знаний по физике, математике, химии, необходимых для формирования навыков и умений решать задачи по физике. Пособие адресовано учащимся, выпускникам, учителям физики общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования.
1.Основы кинематики
Алгоритм решения задач по теме «Основы кинематики»
-
На рисунке, поясняющем процесс, описанный в задаче, укажите направление движения и изобразите вектор ускорения.
-
Выберите удобную систему координат, связанную с телом отсчета. Укажите начало отсчета времени.
-
Запишите уравнения, связывающие отдельные кинематические характеристики, в проекциях на координатные оси.
-
Запишите дополнительные условия, связывающие кинематические величины.
-
Определите значение координат, скорости, ускорения в выбранной системе отсчета.
-
Решите составленную систему уравнений относительно искомой величины
-
Произведите вычисления. Оцените полученный результат.
Это важно: при решении задач по кинематике прямолинейного движения обратите внимание
-
При решении задач нужно уметь переходить от векторной записи уравнения движения к записи данного уравнения в проекциях. Знаки проекций векторов , , и начальной координаты х0 определяются условием задачи и направлением оси координат.
-
Прямолинейную систему координат хОу выбирают таким образом, чтобы одна из осей системы совпадала с направлением движения тела, причем более удобно совместить начало системы с исходным положением тела.
-
Для прямолинейного движения тела без изменения направления движения пройденный путь и модуль перемещения совпадают. При этом можно воспользоваться формулами  без выражения проекции скорости и перемещения, учитывая, что при возрастании скорости a>0, а при убывании a<0.
Межпредметные связи: при решении задач по кинематике
прямолинейного движения необходимо знать из курса математики:
-
Линейная функция и ее график.
-
Действия с векторами.
-
Координата точки.
-
Решение уравнений и системы уравнений.
-
Тригонометрические функции.
-
Соотношения в прямоугольном треугольнике.
-
Сотношения в произвольном треугольнике.
2. Основы динамики. Применение законов динамики
Алгоритм решения задач по теме
«Основы динамики. Применение законов динамики»
-
Изобразите на рисунке силы, действующие на тело. Считайте, что все силы приложены к центру масс тела. Укажите векторы скорости и ускорения.
-
Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме: - векторная сумма всех сил (равнодействующая), действующих на тело.
-
Запишите уравнение движения в проекциях на оси координат.
-
Запишите дополнительные формулы (для определения массы, скорости, координат, силы трения и т.д.).
-
Найдите искомые величины, решая составленные уравнения.
Это важно: при решении задач по основам динамики обратите внимание
-
При поступательном движении тела можно рассматривать движение только одной его точки – центра масс. Следует считать, что в центре масс сосредоточена вся масса тела и к нему приложена равнодействующая всех сил, действующих на это тело.
-
Направление ускорения всегда совпадает с направлением равнодействующей силы.
Направьте одну из осей координат вдоль вектора ускорения, а другую – перпендикулярно к ней. Согласно второму закону Ньютона, алгебраическая сумма проекций на первую ось равно произведению массы тела на его ускорение, а вторую – нулю.
-
Если рассматривать движение системы тел, то уравнение движения запишите для каждого тела системы.
-
Силы возникают в результате взаимодействия тел и никак не связаны со скоростью тела. Тело не может само себе сообщать ускорение.
Сила тяги  , сообщая машине ускорение, связана с силой трения покоя (колеса воздействуют на землю, а земля – на колеса).
-
Сила реакции опоры и сила натяжения связей (нитей, веревок, тросов и т.п.) - это разновидности силы упругости.
-
Законы сохранения
Алгоритм решения задач
по теме «Законы сохранения» с использованием закона сохранения импульса
-
На рисунке изобразите векторы импульсов для каждого тела.
-
Рассмотрите характер движения системы тел и установите, является ли данная система замкнутой.
-
Запишите закон сохранения импульса в проекциях.
-
Запишите (при необходимости) дополнительные формулы кинематики и динамики.
-
Решите полученную систему уравнений относительно искомой величины и проанализируйте результат.
Это важно: при решении задач с использованием закона сохранения импульса обратите внимание
-
Импульс тела – векторная величина, направление которой совпадает с направлением вектора скорости.
-
Если сумма импульсов сохраняется постоянной, то и сумма проекций этих импульсов на оси координат также остается постоянной.
-
Если направление вектора совпадает с положительным направлением оси х или образует с ней острый угол, то проекция импульса имеет знак «плюс», если нет – знак «минус».
-
Ввиду огромной массы Земли по сравнению с массой тела изменение ее импульса не учитывайте.
-
Импульс – величина относительная, поэтому скорости тел, импульсы и их изменения рассматривайте относительно неподвижного тела отсчета – Земли.
Алгоритм решения задач
по теме «Законы сохранения» с использованием закона сохранения энергии
-
Выберите на рисунке нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
-
Установите начальное и конечное положения тел (системы тел).
-
Определите полную механическую энергию тела или тел (системы) в начальной и конечной точках.
-
Запишите уравнение закона сохранения энергии для замкнутой системы
 или
Если при переходе системы тел из начального положения в конечное на тела действовали внешние силы, то
 ,
Где А – работа внешних сил.
-
При необходимости используйте дополнительные формулы:
 .
-
Решите систему уравнений относительно искомых величин, указанных в задаче.
Это важно: при решении задач с использованием закона сохранения энергии обратите внимание
-
Кинетическая энергия не может быть отрицательной, так как не зависит от направления движения. Кинетические энергии тел суммируются арифметически.
-
Значение потенциальной энергии может быть положительным и отрицательным (в зависимости от выбора уровня отсчета энергии).
-
Уровень, где потенциальная энергия принята равной нулю, считайте нулевым уровнем отсчета.
-
Механическая энергия в замкнутой системе не сохраняется, если внутри системы действует сила трения. Работу силы трения рассматривайте как работу внешних сил.
-
В некоторых случаях промежуточное состояние системы можно не рассматривать, а сразу сравнивать начальное и конечное состояния.
4.Элементы статики
Алгоритм решения задач по теме «Элементы статики»
-
Укажите все силы, действующие на тело (материальную точку).
-
Выберите удобную систему координат.
-
Запишите условия равновесия невращающихся тел и =0.
-
Если тело способно вращаться вокруг закрепленной оси, то составьте уравнение моментов сил. Для этого выберите точку, относительно которой будут рассматриваться моменты действующих сил. Найдите плечи сил относительно этой точки и запишите уравнение моментов сил .
-
Решите полученные уравнения относительно искомой величины.
Это важно: при решении задач по теме «Элементы статики» обратите внимание
-
Для расчетов условие равновесия лучше записать в следующем виде: алгебраическая сумма проекций всех сил на любое направление должна равняться нулю.
-
Координатные оси направьте таким образом, чтобы проекции сил выражались наиболее просто.
-
Силу тяжести приложите в центре тяжести тела. Последний совпадает с его центром масс. Тело, закрепленное в центре тяжести, будет находиться в состоянии равновесия.
-
Момент силы, вращающей тело относительно оси по ходу часовой стрелки, условно считают положительным, а против часовой – отрицательным.
-
Правильно определяйте плечи сил. Для этого не забывайте опустить перпендикуляр от оси вращения на направление действующей силы.
5.Механика жидкостей и газов
Алгоритм решения задач по теме «Механика жидкостей и газов»
-
Изобразите уровни, занимаемые жидкостью.
-
выберите поверхность нулевого уровня – поверхность, от которой должны отсчитываться высоты столбов жидкости.
-
Запишите уравнения равновесия жидкостей, учитывая, что при равновесии жидкости давление на поверхности одного уровня внутри жидкости во всех точках этой поверхности одинаково.
-
Запишите дополнительные формулы.
-
Решите уравнение относительно неизвестной величины.
-
Проанализируйте результат и сформулируйте ответ.
-
В задачах с учетом архимедовой силы руководствуйтесь указаниями по решению задач с применением уравнений динамики, статики и законов сохранения. При расстановке сил, действующих на тело, выталкивающую силу приложите в центре тяжести вытесненного объема жидкости. Если в задаче говорится о весе тела в жидкости, то тело изобразите подвешенным на нити в жидкости.
Это важно: при решении задач по гидростатике обратите внимание
-
Давление жидкости или газа – результат взаимодействия движущихся молекул со стенками сосуда или с телами, находящимися в жидкости или газе.
-
Силы упругости в жидкостях и газах – это и есть силы давления.
-
Газы в тысячи раз более сжимаемы, чем жидкости. Плотность жидкости почти не изменяется даже при очень большом давлении. Плотность же газов значительно зависит от давления.
-
Если в данной задаче можно пренебречь зависимостью плотности жидкости или газа от давления, то газы можно считать несжимаемыми.
-
Давление, обусловленное силой тяжести жидкости, называют гидростатическим.
-
Если на жидкость действует внешнее давление, то результирующее давление внутри нее равно сумме внешнего давления и гидростатического .
-
Понятия «давление» и «сила давления» совершенно различны:
 .
-
Сила давления на дно не зависит от формы сосуда и может быть как больше, так и меньше веса налитой жидкости.
-
Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.
-
На уровне моря среднегодовое атмосферное давление (нормальное давление) составляет 760 мм рт. ст. (1,013х105 Па) при среднегодовой температуре 150 С.
-
Атмосферное давление зависит от места измерения, температуры воздуха и погоды. При подъеме на каждые 8 м атмосферное давление падает на 100 Па.
-
Выталкивающая сила является равнодействующей сил упругости, действующих на поверхность тела со стороны жидкости или газа. Сила давления, действующая на нижнюю поверхность тела и направленная вверх, больше, чем сила, действующая на верхнюю поверхность и направленная вниз.
-
В зависимости от соотношения выталкивающей силы с силой тяжести возможны три случая. На рисунке приведена блок-схема по определению условия плавания тел:
Результат
Плавание тел
Ввод: P, Fa
Fa=P
Тело плавает
Fa>P
Тело тонет
Тело всплывает
Да
Нет
Да
Нет
-
Под подъемной силой (аэростата, баржи и т.п.) обычно понимают разность между выталкивающей силой и силой тяжести тела.
-
Проверьте, все ли величины выражены в системе СИ (1л=10-3 м3; 1 атм = 1,013х105 Па; 1 мм рт. ст. = 133Па).
Дополнительные формулы для решения задач:
 .
<< предыдущая страница следующая страница >> Смотрите также:
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Мо «Джидинский район» В. Р. Цыренов Нормативно-правовое, организационное обеспечение деятельности
665.84kb.
4 стр.
Акт проверки администрации муниципального образования Щекинский район от 19. 04. 2013г
54.25kb.
1 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
365.54kb.
1 стр.
Хорольский муниципальный район управление народного образования администрации Хорольского муниципального района
359.71kb.
3 стр.
Управление образования администрации
29.25kb.
1 стр.
Информация о работе с обращениями граждан, поступивших в Администрацию муниципального образования Приуральский район
85.42kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Администрации муниципального образования Приуральский район
1227.08kb.
9 стр.
Проект решение Совета муниципального образования Кущевский район "Об утверждении Правил осуществления контроля за проведением муниципальных лотерей в муниципальном
150.37kb.
1 стр.
Публичный доклад комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» по итогам 2011-2012 учебного года
549.01kb.
3 стр.
Постановлене администрации муниципального образования октябрьский район оренбургской области
224.91kb.
1 стр.
Администрация муниципального образования
151.88kb.
1 стр.
|
|