Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Место проведения урока: МОУ «СОШ № 42» г.Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Текст. Тип урока: развитие речи. Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, творческая. Педагогические средства: работа с текстами, таблицей. Виды деятельности учащихся: коллективный, парный, индивидуальный. Компетенции: знать основные признаки текста, уметь создавать собственные тексты. Я., К., ЛС. Информационно-методическое обеспечение:
Ход урока
Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Оксана Витальевна. А вас? (Маша, Костя, Саша и т.д.). Всех вас я, конечно, не запомню, но это не помешает общению, нас объединит коммуникативная тема: «Текст». (Записываем число, тему).
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня… Вопросы к учащимся:
Звучит отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Читает учитель. Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек… Аналогичные вопросы к учащимся.
У текста всегда есть создатель: это поэт или писатель, или выступающий. Таким талантливым создателем являлся детский писатель Ю.Коваль, автор текста «Бабочка». 2. Работа с учебником. Стр. 9, упр. 2. а) Чтение текста учителем. б) Анализ текста на эмоциональном уровне – игра «Бабочка». На экране появляется репродукция. в) Используя таблицу на стр. 10-11, доказываем, что это текст. г) Вывод (признаки текста) записываем в тетрадь.
Бабочку невозможно представить без цветов: полевых, садовых, лесных. А я хочу познакомить вас с чудом под названием багульник. Куст багульника в начале весны – настоящее диво-дивное.
(В первом предложении заявлена тема «Удивительное растение забайкальский багульник!». В каждом последующем предложении раскрываются свойства этого удивительного цветка.) Вывод: тема является сквозной, пронизывающей весь текст.
V. Создание собственного текста. 1. Переход. Слово учителя. Бабочки, цветы, лето… Невольно вспоминаются стихи М. Цветаевой. Август – астры, Август – звёзды, Август – гроздья винограда И рябины ржавой… А от августа один шаг к осени. «Уж небо осенью дышало…». Я думаю, что почувствовать себя создателем текста вам поможет тема: «Дивная осень».
Дивная осень. Я сижу у окна и любуюсь осенней природой. Там, за окном, кружится лёгкий ветерок. Он подхватывает золотые листочки и несёт их по воздуху. А внизу, на земле, они ложатся на пёстрый ковёр. Всё ещё зелёные листья качаются на ветках и будто ждут, когда настанет время опоздать. В воздухе ещё витает аромат прошедшего лета, а небо ещё льёт свой тёплый лазурный свет на землю. Но мир уже по-осеннему ленив и прохладен. Чистый, хрустальный купол неба дрожит и медленно затягивается облаками. VI. Переход к рефлексии, итогу урока. Ваши тексты мне очень понравились и навеяли свежее, мечтательное состояние! Как вы думаете, такое бывает? (Ответы). Бывает! И со мной согласен писатель Ю.Коваль. Об этом он говорит в тексте упр. 3 на стр. 12 «Цветёт верба…». А какое настроение сейчас у вас? Что вам запомнилось? Рефлексия. VII. Д/з: мини-сочинение (10-12 предложений) «Путешествие золотого листочка». Приложение №1 Бабочка Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём – бабочка. Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом. Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем. - Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло. Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу. - Вдвоём веселей, - согласился я. Говорить было вроде больше не о чем. Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях. Так мы и сидели до самого заката. (Ю.Коваль) Приложение №2 …Удивительное растение забайкальский багульник! Зимой принесёшь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую стоит он метёлкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы. Но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато-малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими, прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмёт и садовых кокоток, выросших в заботе и неге. (О. Серова, Э. Пильман. Лесные тайны. – Улан-Удэ, 1989, стр. 27)
Все виды речевой деятельности в той или иной мере были представлены на уроке. Развитие речи велось контролируемо, целенаправленно, систематически в течение урока. Эффективность всех видов работ зависела от качества исходных текстов и умений проводить их анализ, который был обогащён наблюдениями, эмоциями. Обобщить результаты своих наблюдений, составить небольшой текст дети смогли, потому что все предыдущие этапы урока были направлены на эту высшую компетенцию. Организация связных высказываний учащихся в письменной и устной форме – дело очень сложное и тонкое. Учитель рекомендовал детям и свои варианты подхода к творческим работам. Образцы помогали учащимся, но не сковывали полёт их фантазии. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Творчеству надо учить. Ребёнок лишь тогда составит сочинение, когда он услышит описание природы от учителя». Умения строить своё высказывание на определённую тему, подчинять его идее (основной мысли), планировать высказывание, отбирать наиболее уместные лексико-грамматические средства формировались и на межпредметном уровне, так как была сделана попытка сблизить уроки русского языка и литературы, ботаники и психологии. В связи с вышесказанным, а также с учётом активности и заинтересованности детей, считаю, что урок достиг цели, языковые, коммуникативные и лингвистические компетенции у учащихся были сформированы. Смотрите также: Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Ширингинская сош» Класс: 9 Предмет: география план-конспект урока тема: Сто народов сто языков. Национальный состав России
84.94kb.
1 стр.
Конспекта урока Предмет русский язык Класс 7 Тема урока Грамматика: синтаксис, морфология Цели: образовательные
112.31kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Конспект урока. Школа №12 класс 6 предмет: английский язык учитель: Александрова Марина Олеговна тема урока: Достопримечательности Лондона Тип урока: комбинированный
33.36kb.
1 стр.
Конспект открытого урока на тему Развитие техники бега на средние дистанции с учащимися 9-го класса моу селезянской сош тип урока: Закрепление зун. Теория
25.01kb.
1 стр.
Предмет урока в V классе: интеграция истории, литературы. Тема урока: «В театре Диониса» Тип урока: урок изучения нового материала Форма работы: фронтальная, индивидуальная
111.15kb.
1 стр.
План-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитатель-ные задачи Развивающие задачи
99.1kb.
1 стр.
План-конспект урока «Окружающий мир» 4 класс Тема урока: Древняя Греция Тип урока: урок усвоения новых знаний
101.26kb.
1 стр.
Тематическое планирование литература 6 класс № п п. Тема урока Дата по плану Тип урока. Развитие речи, творческая работа задачи
215.37kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока 53.45kb.
1 стр.
|