Главная
страница 1
Выпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства
Гильманов А.З. д.с.н, проф.,

г.н.с. ЦПЭИ АН РТ

В Республике Татарстан проживает более 880 тысяч молодых людей в возрасте 16-29 лет. Из них около 13 процентов ежегодно обращаются в государственную службу занятости по вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства. За 2010 год в республиканские службы занятости обратились 116652 гражданина в возрасте от 16 до 29 лет. По различным направлениям из них трудоустроены 88042 человека, в том числе 1580 - выпускников учреждений начальных и средних профессиональных образований. В течение первого квартала 2011 года в органы службы занятости обратились 11873 человека, из которых 1241 - выпускники высших профессиональных образований, 722 - средних профессиональных образований и 391 человека начального профессионального образования.1 Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин:


  • ростом общей численности безработных в связи с банкротством значительной части предприятий;

  • в связи с тем, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства.

  • отсутствием у молодых людей достаточного профессионального опыта, поэтому их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;

  • рост числа безработных среди молодежи связан с не всегда полным соответствием их профессиональной подготовки требованиям рынка труда;

  • в некоторых районах и городах подготовка кадров далеко не всегда соответствует объективно существующей потребности в кадрах и наличию рабочих мест;

  • несоответствием спроса и предложения рабочей силы.

В Республике Татарстан молодежная безработица остается одной из важнейших проблем на рынке труда. Доля молодежи в составе безработных остается достаточно стабильной - около трети от общего количества безработных (28,3% на 01.05.2011 г. - по данным Минтрудсоцзащиты РТ).2

Сегодня проявляется противоречие между функционирующей системой профессиональной ориентацией молодежи и реальной потребностью специалистов. Наблюдается несоответствие подготовки кадров спросу на рынке труда. Учебные программы в школах и профессиональных учебных заведениях недостаточно связаны с реальной жизнью. Не хватает специалистов, а соответственно и методики по профориентационной работе с учетом новых рыночных условий, хотя потребность молодежи в профессиональной консультации резко возросла. Нет и эффективной информации, содержащей сведения о работе профессиональных курсов и перспективах трудоустройства после них. Основной причиной такого положения является несогласованность работы системы образования, работодателей и государства. И сама система высшего (да и среднего профессионального) образования не готовит молодежь к выходу на рынок труда. Пока отсутствует механизм, регулирующий трудоустройство выпускников учебных заведений.

Успешность позиционирования в социально-профессиональном пространстве зависит от ряда объективных условий и субъективных факторов. К ним относятся как объективные, формируемые независимо от субъекта
(конъюнктура на рынке труда, каналы профессиональной мобильности), так и субъективные, зависящие от личных способностей, склонностей, возможностей самого субъекта. К последним относятся различные виды характеристик, которыми обладает субъект: интеллектуальный, профессиональный, личностно-мотивационный, морально-волевой, духовно-творческий, культурно-нравственный, физический, социально-экономический. Некоторые из перечисленных видов носят условно-субъективный характер (социально-экономический, физический, морально-волевой), поскольку они, хотя и принадлежат непосредственно субъекту, носят, скорее, объективный характер и формируются, в ряде случаев, независимо от усилий самого субъекта и имеют, таким образом, дуальный статус.

В процессе профессионального трудоустройства субъект (в нашем случае - выпускник вуза) реализует тот или иной вид капитала, либо несколько из них, тем самым программируя успешность/неуспешность собственного трудоустройства. Как оценивают эксперты возможности выпускников вузов в этом аспекте? Обратимся к данным социологического исследования, проведенного специалистами НИО АСО методом экспертного опроса.3

По оценкам экспертов, требования работодателей к подготовке специалистов в современных контекстах довольно жесткие, зачастую необоснованно высокие, что обусловлено, скорее, ситуацией на рынке труда, где наблюдается перепроизводство специалистов с высшим образованием определенных профессиональных направлений: «Иногда требования настолько несовместимы уже даже с реальной жизнью, что требуется и опыт, в то же время и молодой возраст» (Министерство труда и занятости РТ, начальник отдела).

Гибкость, мобильность специалистов, умение нестандартно подходить к решению профессиональных задач - вот, пожалуй, основные требования работодателей, помимо собственно профессиональной компетентности, в современных условиях. Эти требования выдвигаются в большей степени работодателями негосударственных форм собственности, однако, и государственные структуры уделяют им серьезное внимание.

Эксперты отмечают, что в проблеме профессионального трудоустройства выпускников вузов существует и субъективная компонента. Выпускники вузов мотивированы на трудоустройство в высокооплачиваемые отрасли и сферы деятельности, имеют необоснованно высокие запросы при минимальном наличии опыта и знаний: «А на рынке труда - просто молодые люди хотят все и сразу, хотят сразу большую зарплату» (Министерство социальной защиты РТ). «Не те пошли выпускники... Они еще ничего из себя не представляют, уже недовольны зарплатой. И потом еще — приходят, а знаний не хватает» (Производственное предприятие (ЗАО), начальник ОК).

Субъективные факторы трудоустройства выпускников вузов восходят к проблеме мотивации студентов на процесс получения высшего образования и трудоустройства по специальности. Как показывают данные социологических исследований, проводимых НИО АСО, - значительная часть студентов при выборе профессии обуславливает ее выбор возможностью заработать и/или достичь более высокого социального положения, а также престижностью профессии: статусный компонент отметила четвертая часть студентов, столько же указали на престиж профессии в обществе, пятая часть опрошенных отметили важность высокого заработка.

Современное общество транслирует ценности достижения в противоположность патерналистской ориентации части выпускников вузов: оно выдвигает требования личностной активности, гибкости, активных стратегий поведения на рынке труда. Между тем, как показывает практика, далеко не все вузы способствуют формированию этих качеств у студентов, в результате чего последние затем сталкиваются с проблемами профессионального трудоустройства. Умение себя презентовать работодателю - важная составляющая успешности трудоустройства. «В любом случае, если человек нормально отучился, кто интересовался живой работой во все годы учебы, работу находит запросто, причем достаточно хорошо оплачиваемую» (Общественная молодежная палата при Госсовете РТ). «Очень многие не умеют себя рекомендовать, составить резюме и успешно себя презентовать» (Республиканский учебно-методический центр (РУМЦ), зав. отделом).

Активность выпускников вузов при трудоустройстве и умение их высоко себя презентовать во многом обуславливается реализацией ими активных стратегий уже в период получения образования в вузе. Современный студент с целью дальнейшего успешного позиционирования себя на рынке труда не должен занимать иждивенческие позиции, тем более что работодатель сегодня готов предложить достаточно широкий спектр работ и для студентов. Исследования татарстанского рынка вакансий для студентов позволяют заключить, что «сегодня все больше компаний видят в студентах и выпускниках не просто дешевую рабочую силу, пригодную для закрытия мало популярных вакансий, а перспективных специалистов. Работодатели понимают, что студент, пришедший к ним на первом курсе, через пять лет станет не только квалифицированным специалистом с багажом практического опыта, но и лояльным сотрудником компании, выросшим на ее корпоративных ценностях».4

По данным исследования НИО АСО, в момент проведения опроса в декабре 2005 года среди студентов очного отделения АСО чуть более трети студентов совмещали работу с обучением, из них 21% - подрабатывали время от времени, 11% работали постоянно, но неполную рабочую неделю, 3% работали полный рабочий день. Как видно из этих данных, около двух третей студентов сохраняют иждивенческое положение и не пытаются самостоятельно финансировать обучение в вузе.5 Иждивенческие позиции, занимаемые студентами, не способствуют их дальнейшей профессиональной мобильности на рынке труда.

Безусловно, для обеспечения высокой конкурентоспособности на рынке труда современному выпускнику вуза необходимо не только обладать высоким уровнем профессиональных компетенций, но также иметь дополнительные знания, навыки, личные качества, которые позволят ему быть гибким в условиях быстрых изменений социума. Информационное общество выдвигает необходимый критерий отбора специалистов работодателями: знание компьютера и специфических программных продуктов. Данный фактор в первую очередь подчеркивается большинством экспертов: «Как правило, компьютер используется на всех должностях, независимо от того, в какой сфере выпускник собирается работать» (Министерство труда и занятости РТ, начальник отдела).

Знание иностранного языка - следующий важный аспект подготовки специалиста: «Сейчас любой язык английский, французский, немецкий, другие, - Тогда специалист может рассчитывать на выход в международные контакты» (Общественная молодежная палата при Госсовете РТ). «На нашем предприятии обязательно знание иностранного языка, в частности английского» (Частное коммерческое предприятие, зам. директора по кадрам).

Для современных работодателей, как и для самих выпускников вузов сегодня, важно иметь высокий уровень общей эрудиции, умение разбираться в правовых и финансовых вопросах, что обусловлено тенденцией почти повсеместного расширения функций сотрудников предприятий, фирм. Современный работодатель желает, чтобы компетенции его сотрудников выходили за рамки их непосредственной сферы деятельности, и, собственно, должностных обязанностей. «Конечно, раньше секретарю было достаточно принимать телефонные звонки, сейчас требуются нормы знания делового этикета. Очень часто нужны водительские права, умение пользоваться оргтехникой, владение компьютером - естественно, - без этого невозможно вообще устроиться. Практически для всех приветствуется знание языка, прохождение дополнительных курсов повышения квалификации» (Республиканский учебно-методический центр (РУМЦ), зав. отделом).

Кроме того, развитие теории и практики командного менеджмента предполагает и такие важнейшие требования к выпускнику в плане личностных качеств, как умение работать в команде, умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, аконфликтность и умение быстро выстраивать коммуникации: «Важно умение работать в коллективе, корпоративная культура... эти функции приветствуются при собеседовании, именно на эти качества обращают внимание работодатели» (Министерство труда и занятости РТ, начальник отдела).

Эксперты отмечают, что современный специалист пока далек от той модели, которая задается работодателем: это, скорее, идеал, к которому нужно стремиться для того, чтобы максимально отвечать потребностям социума и его отдельных субъектов. Экспертами также отмечается, что в современном обществе как тенденция прослеживается дискриминация молодых специалистов при найме на работу в форме требований к наличию определенного социального и экономического капитала, и это также является значительным барьером в трудоустройстве на престижные предприятия/организации, на высокооплачиваемые должности: «Сегодня, как правило, трудоустройство - это забота родителей, это - знакомства и т.д. У нас не работает рыночный механизм трудоустройства, то есть не объявляется конкурс, когда может победить лучший» (Министерство образования и науки РТ). Отмеченная закрытость системы рекрутинга, наличие дискриминационных практик работодателей по различным основаниям не позволяет определить рынок труда как демократичный социальный институт, а общество в целом - как открытое с равными возможностями для каждого его субъекта.

Резюмируя, стоит отметить, что общество рыночных отношений повышает значение собственной активности индивида в процессе собственного социального позиционирования, в том числе осуществляемого и в процессе поиска работы. Между тем, современный студент, как показывают исследования, еще не вполне приемлет активные стратегии, склоняясь, скорее, к иждивенческим позициям.

Современный рынок труда не лишен определенных дискриминационных практик работодателей. Наиболее частыми барьерами при трудоустройстве выступают ограничения по возрасту и полу, здоровью. Кроме того, экспертами отмечается значимость социального и финансового капитала при трудоустройстве на ряд престижных специальностей и должностей. Исследования ученых, в том числе и наши, также подтверждают, что в современном обществе в значительной мере распространены неформальные каналы трудоустройства.

Чтобы решить проблему занятости молодежи, Правительством РТ предпринят ряд мер. Разработана республиканская программа «Содействие занятости и социальной защите населения Республики Татарстан», в которой предусмотрены комплексные мероприятия по содействию занятости, трудоустройству и социальной защите молодежи республики, нуждающейся в поддержке. Для снижения уровня безработицы среди молодежи в Татарстане создана Республиканская молодежная биржа труда. Ее основными задачами являются реализация права молодежи на труд, содействие вторичной занятости студентов и несовершеннолетних, в том числе путем организации студенческих отрядов. Ежегодно совместно с учреждениями высшего и среднего профессионального образования формируется около 200 студенческих отрядов с общим охватом около 7 000 человек.

В настоящее время реализуется проект по трудоустройству студентов через систему государственного контракта. Также разработана программа "Молодежная практика", которая включает комплекс мер по профессиональному обучению (переобучению) и отработке практических навыков и умений непосредственно на рабочем месте. Целью проведения Молодежной практики является приобретение молодежью профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на рынке труда в целом, и, в частности, получение постоянного рабочего места на конкретном предприятии по завершению Молодежной практики или досрочно. Продолжительность Молодежной практики 6 месяцев. Анализируя проблему занятости молодежи, можно сформулировать следующие основные направления молодежной политики государства в сфере занятости:

а) обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации прав молодых граждан на труд;

б) формирование эффективной системы профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

в) сокращение приема студентов или учащихся на специальности, которые на рынке труда не имеют спроса;

г) создание специальных служб занятости для молодежи, разрабатываемых и финансируемых правительством программ по переобучению и подготовке по таким профессиям, на которые имеется спрос;

д) поддержка и содействие трудовым инициативам молодежи, в том числе в области среднего и малого бизнеса;

е) создание эффективной рекламно-информационной службы по работе Республиканской молодежной биржи труда и других структур занятости.

Такая постановка обусловлена спецификой молодежной безработицы, наличием в ней большой доли впервые вступающих в рынок труда, высоким уровнем мобильности молодых работников, их частыми увольнениями и возвращениями на рынок труда.

Предлагаемые Правительством мероприятия по созданию условий для трудоустройства молодежи, на наш взгляд, недостаточны. Необходимо принятие более эффективных государственных мер по трудоустройству молодежи. Основным условием является создание рабочих мест с достойной заработной платой.

В целях снижения уровня безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений было бы целесообразно:

- возобновление института распределения кадров;

- открытие учебных центров на базе предприятий по подготовке или переподготовке специалистов;

- создание молодежных предприятий (хотя бы на экспериментальной основе), на которых будут работать только выпускники учебных заведений;

- организация стажерских практик на предприятиях для приобретения молодыми кадрами первоначального опыта работы;

- для достижения успехов в этой сфере целесообразно обязать руководителей предприятий выделять квоты для трудоустройства молодых специалистов и ввести льготное налогообложение для молодых начинающих предпринимателей.



1 См.: Информационный бюллетень Татарстанской Республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки. - г. Казань. 2011, ноябрь, №6

2 См.: Материалы пресс – службы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. – г. Казань, 2012. – С.15 - 16.

3 Исследование проведено НИОКОТ и ПК АСО (КСЮИ) в феврале-мае 2010г. Опрошены специалисты профильных министерств и ведомств, кадровых агентств, работодателей, общественных организаций (всего - 14 чел.). С целью соблюдения профессиональной этики в тексте не указываются имена экспертов, а даются лишь пояснения, какую структуру представляет собой конкретный специалист.


4 См.: Исследование рынка в Республике Татарстан проведено методом контент-анализа предложений, размещенных на сайте kazan.hh.ru с начала 2007 года. См.: Работа для студентов // Казанские ведомости. -2007. — 4 октября.

5 См., например: Гильманов А. 3., Панченко О. Л. Мотивация студентов на получение высшего профессионального образования и трудоустройство по специальности. Материалы по итогам исследований по программе «Студент АСО (КСЮИ)». (Декабрь 2005 - ноябрь 2006г.). Анализ. Выводы. Рекомендации. Часть 1. / А. 3. Гильманов, О. Л. Панченко. / Под общ. ред. проф. Г. В. Мухаметзяновой. - Казань: АСО (КСЮИ), 2007. - С. 17.



Смотрите также:
Выпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства
124.64kb.
1 стр.
Студенты и выпускники вузов на рынке труда: проблемы и пути их преодоления на примере г. Новокузнецка
89.36kb.
1 стр.
Центр занятости студентов и трудоустройства выпускников мэси
16.3kb.
1 стр.
Выпускники профессиональных учебных заведений рк: ориентация на рынке труда
67.59kb.
1 стр.
Решение коллегии Министерства образования РФ от 25. 09. 2001 №14/1
188.91kb.
1 стр.
Формы участия работодателей в системе подготовки кадров
64.22kb.
1 стр.
Памятка по вопросам трудоустройства инвалидов, вследствие военной травмы
33.26kb.
1 стр.
Организация труда 6
89.25kb.
1 стр.
Проблемы трудоустройства молодежи в красноярском крае
35.19kb.
1 стр.
В статье рассматриваются проблема адаптации молодежи на рынке труда в условиях экономического кризиса, ситуация на рынке труда в связи с переходом российского общества к рыночным отношениям
151.44kb.
1 стр.
Из опыта работы органов труда и занятости населения оренбургской области по реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда
69.09kb.
1 стр.
Мигранты на российском рынке труда: портрет и заработная плата 1
32.05kb.
1 стр.