Главная
страница 1


Организация и методика оценки физического развития детей

Физическое развитие детей - одна из важнейших характеристик здоровья детей. Регулярная оценка физического развития важна и для динамического слежения за ростом и развитием каждого ребенка в массовой педиатрической практике.

В настоящее время несмотря на снижение обращаемости в медицинские учреждения около 70 процентов детей каждый год приходят в поликлинику и контактируют с врачом. Именно во время этих контактов необходима нацеленность врача на объективную оценку физического развития каждого находящегося под наблюдением ребенка.

Важна оценка физического развития и в гигиенической практике при оценке роста и развития детей в организованных коллективах (детские дошкольные учреждения, школы), для населенного пункта в целом как часть социально-гигиенического мониторинга.

Для этого необходимо оснащение кабинетов современным антропометрическим оборудованием и объективной и в тоже время доступной и удобной в практической работе методикой оценки.
Для экспресс-оценки физического развития нами предлагаются межгрупповые оценочные таблицы, построенные на основе этно -территориального распределения длины тела и универсальной устойчивости весо-ростовых соотношений.

Характеристика межгрупповых оценочных таблиц1


По форме представления межрегиональный стандарт (межгрупповые оценочные таблицы) оформлен как центильная шкала распределения. При этом для длины тела у детей старше 3-х лет заданные точки центильного распределения рассчитаны исходя из средних величин и сигмальных отклонений (P50=M; P25;75=±0,67s; P10;90=±1,28s; P3;97=±1,88s), во всех других таблицах данные отражают реальное положение соответствующих центильных точек. Выравнивание кривых осуществлялось методами скользящих средних и наименьших квадратов.

Для оценки длины тела детей от 3, 5 до 14 лет имеется два комплекта оценочных таблиц, отражающих распределения длины тела (роста) по полу и возрасту - для регионов со средним и относительно высоким (табл.7,8) и относительно низким ростом детей (табл.9,10). При этом таблицу для оценки длины тела детей относительно низкого роста следует использовать при оценке физического развития детей, принадлежащих к следующим этническим группам (представители народов Закавказья (кроме грузин), Средней Азии, Казахстана, чуваши, татары, калмыки, тувинцы, мары, …), либо исходя из сравнения табличных данных с данными, полученными при ранее проведенных исследованиях физического развития детей любых возрастно-половых групп на данной территории.

Оценка массы тела производится по таблицам , единым для регионов со средним и относительно высоким и относительно низким ростом детей (табл.11,12). Для этой оценки используются, как правило, основные таблицы соотношений длины и массы тела.

Оценка результатов измерений зависит от положения полученных данных в центильных интервалах. В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-6 интервалам, т. е. в зону от 10 до 90 центилей.

Положение результатов измерения в зоне 2-го интервала позволяет говорить о "сниженном" показателе, в 1 интервале - о "низком". Соответственно, положение в 7-м интервале говорит о "повышенном" показателе, а в 8-м "о высоком". Тактически следует считать, что зоны 2-го и 7-го интервалов являются основанием для включения ребенка в группы "наблюдения" участкового педиатра, зоны 1-го и 8-го интервалов свидетельствуют о необходимости углубленной диагностики для дифференциации возможных заболеваний. Наличие 4-х внутренних центильных зон, входящих в границы средних или нормальных показателей (зоны 3-6) позволяет контролировать более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при динамических измерениях.

Вместе с тем, следует помнить, что соотношения массы и роста могут в значительной степени различаться в связи с выраженными конституциональными особенностями телосложения.


Общий порядок использования нормативных таблиц


1. До начала проведения осмотров и измерений следует определиться в отношении региональных особенностей роста детей (относительно высокорослые или относительно низкорослые).

2. Провести измерение и взвешивание.

3. При осмотре оценить наличие или отсутствие резко выраженных конституциональных особенностей и темпов полового созревания.

4. Оценить возраст ребенка.

5. Выбрать необходимые таблицы для оценки физического развития в зависимости от возраста и в случае необходимости (конституция) - дополнительные таблицы массы тела по росту.

6. Найти и записать положение полученных измерений в центильных интервалах, а (в дальнейшем- динамику по сравнению с предыдущими измерениями).

7. Дать оценку каждому отдельному показателю и их совокупности (приложение 3).

8. Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.

9. На основе индивидуальных данных оценить состояние физического развития коллектива.

Наибольшим уровнем отклонения физического развития для каждого ребенка необходимо считать следующие варианты оценок:

- низкий рост в сочетании с низкой массой тела (зона 1)

- высокая масса тела (зона 8) при любой длине тела.

Отнесение ребенка к указанным группам требует активной диагностической работы и детального обследования у специалистов. Если длина и масса тела находятся во 2 зоне, или один из этих параметров в 1 зоне, или масса тела в 7 зоне при любой длине тела, то эти дети составляют группу внимания - диспансерную группу у участкового педиатра.

Использование этой методики для комплексной оценки позволило установить популяционные характеристики частоты встречаемости различных вариантов оценок, в том числе частоту различных отклонений в физическом развитии детей в начале 90-х гг. и выявлять на их основе как общие, так и местные проблемные ситуации в физическом развитии детей конкретной территории и проводить сравнения по территориям и в динамике.


Таблица

Обобщённые оценки распределения детей по категориям физического развития для выявления проблемных ситуаций (%)



Категории физического развития

Диапазоны средних уровней

Нормальное

68-70

Высокий рост



5-7

Выявление в конкретном детском коллективе достоверных отклонений от указанного распределения свидетельствует о реальных местных проблемах в физическом развитии детей и может быть основой принятия организационных решений в области профилактической и оздоровительной работы.

Схема оценки физического развития детей


При сочетанной оценке длины тела и массы тела может условно применяться следующая схема, в которую укладываются практически все варианты сочетаний длины и массы тела детей:

1. Нормальное физическое развитие - положение параметров длины тела в зоне 3-7 и массы тела 3-6.



Отклонения в физическом развитии.

2. Повышенная масса тела при нормальных значениях длины тела - положение параметра длины тела в зонах 3-7 и массы тела в зоне 7.

3. Высокая масса тела при нормальных значениях длины тела - положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела в зоне 8.

4. Сниженная масса тела при нормальных значениях длины тела - положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела в зоне 2.

5. Низкая масса тела при нормальных значениях длины тела - положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела в зоне 1.

6. Сниженная длина тела при нормальном значении массы тела - положение параметров длины тела в зоне 2 и массы тела в зонах 3-6.

7. Сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела - положение параметров длины тела в зоне 2 и массы тела в зонах 7-8.

8. Сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела - положение параметров длины тела в зоне 2 и массы тела в зонах 2-1.

9. Высокая длина тела - положение параметров длины тела в зоне 8 при любых значениях массы тела.

10. Низкая длина тела - положение параметра длины тела в зоне 1 при любых значениях массы тела.

Для удобства оценки и сравнительного анализа нами предложена укрупненная схема оценки длины и массы тела:

1 - нормальное физическое развитие - положение параметров длины тела в зоне 2-7 и массы тела 3-6.

2 - повышенная и высокая масса тела - положение параметров длины тела в зоне 2-7 и массы тела в зоне 7-8.

3 - сниженная и низкая масса тела - положение параметров длины тела в зоне 2-7 и массы тела в зоне 1-2.

4 - Высокая длина тела - положение параметра длины тела в зоне 8 при любых значениях массы тела.

5 - Низкая длина тела - положение параметра длины тела в зоне 1 при любых значениях массы тела.



В настоящее время имеется электронный вариант методики, который позволяет получать как индивидуальную оценку физического развития каждого ребенка, так и групповые оценки обследуемых коллективов. При необходимости НИИ им. Семашко может обеспечить им всех желающих.

1 таблицы разработаны коллективом авторов под руководством профессоров Воронцова И. М. , Максимовой Т. М. , Матвеевой Н. А.



Смотрите также:
Организация и методика оценки физического развития детей
72.3kb.
1 стр.
Научно-методическое обоснование оценки физического развития детей в системе медицинской профилактики 14. 00. 07 Гигиена
977.52kb.
4 стр.
О проведении мониторинга физического развития обучающихся
701.22kb.
5 стр.
Анализ деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «центр развития творчества детей и юношества» за 2010-2011 уч год
186.18kb.
1 стр.
Инвестиционный климат: методика оценки
3290.06kb.
24 стр.
Методическое обеспечение образовательной области «Физическая культура»
88.55kb.
1 стр.
«Изменение содержания физического развития и воспитания детей в соответствии с современными федеральными требованиями»
197.9kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Приложение №10 к Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы Методика оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной
419.76kb.
3 стр.
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Методическая разработка «Организация и методика подготовки воспитателей, обслуживающего персонала и детей в дошкольных учреждениях в области Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»
304.66kb.
1 стр.
Перечень оборудования и спортивно-игрового инвентаря для физического развития детей
24.69kb.
1 стр.