Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
Региональная общественная организация учёных

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

----------------------------------------------

Научный выпуск
"Нам не должно быть стыдно за то,

какую страну мы передадим

нашим детям и внукам”

(Президент РФ Д.Н. Медведев

Кремль, 2010)


ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ
Вып.101. – 2011 г.


Актуальные проблемы культуры,

образования, воспитания, спорта

Санкт-Петербург


Редакционная коллегия выпуска:
Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. В.Ф. Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н.Николаев; доктор пед.наук, проф. А.И.Крылов; доктор биологич. наук, проф. Д.Н.Давиденко; доктор медиц. наук, проф. Е.А.Гаврилова; канд. пед.наук, проф. В.Д.Тимофеев; канд.пед. наук. проф.И.В.Курис; канд. психол. наук., проф. И.Г. Станис-лавская; проф. А.А.Шевцов:
Ответств. за выпуск – канд. психол. наук,

проф. И.Г.Станиславская


Главный редактор – проф. И.П.Волков.

Зам. гл.редактора - проф.Д.Н.Давиденко, проф.А.Г.Левицкий.

Уч. секретарь – проф. И.Г.Станиславская.
Адрес редакции:

190121. г.Санкт-Петербург.

Ул.Декабристов. 35. НГУ им. П.Ф,Лесгафта

Кафедра психологии им. проф. А.Ц.Пуни

Тел. 714-6627; Факс: 550-0211

Секция спортивной психологии и акмеологии спорта

Секция культурно-исторической психологии

Е-mail: Volkov_bpa@rambler.ru



WWW.baltacademy.ru
В36 © РООУ БПА.

© Волков И.П.

© Шевцов А.А.


  • Издаётся на средства авторов статей и взносы членов БПА

==========================

«Вестник Балтийской Педагогической Академии»

Научное издание. Сокращенно: «Вестник БПА»



Основано 30.06.1995 г. в г. Санкт-Петербурге.
Международная регистрация (Юнеско, Париж):

ISSN 1818-6467

-----------------------------------------------------

Подписано к печати 30.01.2011 г. Печать ризографическая. Зак. 02.

Тир.150. Формат бумаги 69х90. Отпечатано в РООУ БПА

СОДЕРЖАНИЕ:
От редакции……………………………………………………………. 4
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ:


Андреев АА.,Васильев И.П. Назад, в Россию! – К познанию своих

культурно-исторических корней………………………..


5


Шевцов А.А.,Куприянец О.Э.,Самойленко В.Г.Духовное самопоз-

нание и самоочищение – путь возрождения народной

культуры………………………………………………….


11


Шевцов А.А. Жизнь как тайна самопознания…………………………

13

Аллахвердиев Ф.А.Некоторые курьёзы восприятия и познания друг

друга в совместной деятельности……………………….


17


Бочков П.В.Влияние манипуляций в церковной сфере на нравст-

венный климат в обществе ……………………………


22




ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ, СПОРТ,

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ:


Агеевец В.У. О состоянии физического и нравственного воспитания

учащейся и студенческой молодёжи……………………


27


Дамадаева А.С.Гендерные аспекты женского спорта………………

31

Алексеева Е.Е. Психологический портрет студентов факультета

физического воспитания гуманитарного вуза………….


36


Губин В.А., Петрусек С.А.Влияние индивидуальных качеств лич-

ности курсантов военно-морского института на взаи-

моотношения в учебной группе………………………...


40


Горбунов Ю.Я. Формирование волевого потенциала юных спортс-

менов в учебно-тренировочном процессе ……………..


44


Осипов А.С. Хоккейная команда как малая социальная группа…….

48

Каргин А.В. Развитие специальной выносливости юных пловцов

в годичном цикле тренировки…………………………..


52


Сяоцюань Чжан (КНР).Изучение чувства времени юных тенни-

систов с позиций спортивной биомеханики……............


56


Волков И.П., Крылов А.И.,Станиславская И.Г., Яроцкий Г.В.

О подготовке олимпийского резерва в Российском

спорте высших достижений ……………………………


59


Воскобойников Ф. (США).Десять заповедей организации успеш-

ного бизнеса в сфере спорта……………………………


61


Геева Г.О.Зарубежный опыт использования музыкальной стимуля-

ции в подготовке квалифицированных спортсменов…


66


Хомко Е.В. Повышение квалификации спортивных специалистов

по хоккею в условиях образовательных реформ……...


70




НОВЫЕ ИДЕИ В ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ

И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:



Волков О.И., Минин И.В. Новая классификация базовых типов

личности современного общества…………………….


74


Зацепин В.И. (Австралия).Об антропосистеме и «стволовых клет-

ках» общества…………………………………………….


77


Волков И.П., Мяконьков В.Б. Социальный геном человека как эле-

мент антропосистемы современного общества……….


80


Митрофанов А.В. Новый взгляд на общественную природу чело-

века как личности………………………………………...


85


Кокорин М.В.Здоровая беременность- ключевое состояние в жизни

женщины и условие благополучия её ребенка…………


89


Ершов А.А.,Павел Д.Н.,Мазилевский А.П. О проекте нового Феде-

рального Закона «Об образовании»…………………….


94




ДИСКУССИИ И ИНТЕРВЬЮ:


Дреерман М.Г. (Украина). О педагогике губительной и губящей

душу человека……………………………………………


99


Тарасов А.Н. Ренессанс русского национализма……………………..

102

Задорнов М.Н. “Там «наверху» всё пошло не по их плану и это все-

ляет надежду”……………………………………………


108



ИНФОРМАЦИЯ ПРЕЗИДИУМА РООУ БПА:


Положение о секции культурно-исторической психологии

РООУ БПА (Руководитель секции А.А.Шевцов. г.Иваново)……….


112


Наши юбиляры………………………………………………………….

115

Признание научных заслуг и присвоение званий (2009-2010 гг.)…...

116


Сведения об авторах……………………………………………………. 117

От редакции
Настоящий 101-ый выпуск «Вестника БПА» посвящен актуальным проблемам нравственного и физического здоровья российской молодёжи. В теории и практике воспитания мы не забываем и наше социалитическое прошлое, - веру в коммунистические идеалы народного единства, братства и дружбы народов, в социальную справедливость, в важность признания заслуг героев труда и Отечества. Что же досталось нынешней России от всего этого? Ныне нас усиленно пытаются переучить на западный лад, заставить подражать, но уже не французам или немцам, а США, - в системе образования, в менеджменте, в культуре, в организации СМИ, в образе жизни, в воспитании у молодёжи любви к деньгам, а не к людям.

Полицейское подавление протестной молодежной демонстрации на Манежной площади 11 декабря 2010 г. в Москве напомнило, однако, что Россия остается самобытной страной. Массовые протестные выступ-ления молодёжи (будь то Франция, США, Россия, и др.) есть знаковый симптом духовной и культурной деградации общества под натиском современной массовой культуры. Старикам в России тут терять уже нечего, но молодёжь желает жить, развиваться, творить, а не гибнуть в финансово-валютном омуте рыночных отношений, в компьютерных сетях бездушных современных нанотехнологий. На страже жизни стоит искон-ное нравственное чувство совместного выживания. Ещё В.Г.Белинский учил, что «без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек».

Именно о проблемах российской молодёжи напомнил нашему об-ществу с высокой кремлевской трибуны президент РФ Дмитрий Медведев 30 ноября 2010 г. В своём «Послании-2010» Федеральному собранию пре-зидент особо подчеркнул, что модернизация страны осуществляется прежде всего "для наших детей, нашей молодежи"."Мало накормить и обогреть детей, нужно вывести их в жизнь уверенными в себе". “26 милли-онов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными граж-данами». "Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам”, - подчеркнул Д.Н. Медведев.

Согласно заявлению президента РФ "это задача номер один для всех нас".Её решение требует широкого обсуждения проблем научного совер-ршенствования образования в связи с проблемами воспитания молодёжи. При этом необходимо учесть следствия внедрения западной «Болонской системы» образования, практики ЕГЭ, возрожденного в РФ религиозного воспитания молодёжи. Педагогическое наследие А.С.Макаренко (1888-1939)с его тезисом, что «самое главное в воспитании – его бескорыстие», постоянно напоминает нам, учителям, о нашем педагогическом долге.



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

===================================
НАЗАД, В РОССИЮ! - К ПОЗНАНИЮ СВОИХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЕЙ
А.А.Андреев, И.П. Васильев
Много лет назад, разъезжая по деревням Владимирщины в поисках по-томков мастеров древних народных ремесел - коробейников, один из авто-ров данной статьи, как самостийный этнограф, столкнулся с русскими му-дрыми седобродыми колду­нами. Не сказочными, а настоящими, духовно могущими то, что ныне уже не доступно нынешним цивилизованным и об-разованным горожанам. И когда одного из них, посасывающего самодель-ную трубку, мы спросили, была ли на Руси магия? - тот с усмешкой отве-тил: «Кто могет, тот и маг!» — До этого дня мы – в прошлом советские школьники, в магов не верили. А они - маги, сохранились, живут среди коренных деревенских жителей Владимирской области, сохранили память о своих далёких предках. Возникло желание узнать их верования, нравы, народную психологию, образ жизни. Хотелось изучить историю офеней, воочию увидеть, услышать, прочувствовать их духовную силу и магию на себе.Вскоре мы выяснили, что предки офеней переселились из Византии в ХV веке в эпоху московского княжения Ивана-Ш. Смешавшись с корен-ным населением переселенцы создали в центре удельного Московского княжества свой вариант русской народной культуры, которую мы и наз-вали офеньской, принялись изучать её (Андреев А., 2000).

В ходе наших историко-этнографических «раскопок», по мере знакомс-тва с культурно-историческим наследием офеней мы решили попытаться возродить элементы утраченной в царский и советский периоды элементы истинно народной русской культуры той эпохи. Для этого создали «Учеб-ный центр традиционной русской культуры», принялись за прикладную этнопсихологическую работу по возрождению русских обычаев, обрядов, народных праздников, память о которых ещё сохранились в деревенском быту жителей Владимирской, Ивановской, Ярославской областей.

По ходу регулярных встреч с офеням мы поняли, что современная фун-даментальная научная академическая психология очень далека от народной психологии и её истории, по преимуществу официальная психологическая наука служит лишь задачам государственной политики в области образова-ния и управления. Нас же интересовала история психологии русского на-родного творчества, познание истоков русской народной мудрости. А носителями этой мудрости для нас стали старики-офени, обладающие не-обычными паранормальными способностями - ясновиденье, телепатия,

телекинез, и др. Социальный и научно-технический прогресс ХIХ-ХХ вв. обрёк офеней на вымирание. Подобно австралийским аборигенам совре-менная цивилизация вытеснила их культуру на обочину цивилизационного прогресса. Но в глуши центральной России они ещё сохранились, и мы встретили их. Так после длительного советского периода забвения начались наши исследования по возрождению отечественной культурно-исторической психологии (сокр. КИ-психология).

* * *

Пытаясь понять и объяснить, почему отечественная КИ-психология в ХХ веке то расцветает, то прячется в гущу народа, мы пришли к выводу, что это происходит из-за конфликта творческой психологической мысли учёных с идеологизированной и политизированной государственной академической наукой. Оказалось, что КИ-психология обладает стойким иммунитетом творческого самосохранения. Проблемы КИ-психологии невозможно познавать и решать шаблонно, по приказу «сверху», по навязанной методологической установке, выражающей господствующую в государстве идеологическую доктрину. Понятно, почему в эпоху марксистско-ленинской идеологии советская КИ-психология развиваться не смогла, хотя и была заявлена сразу после образования СССР. Только теперь, спустя 20 лет после краха СССР, для КИ-психологии появился «свет в окошке».



Но чтобы продолжать развиваться, двигаться в будущее, нужно осознавать настоящее и помнить о прошлом. Иначе говоря, современ­ная государственная наука — это прежде всего предприятие идейно-политическое, призванное организовать и социально контролировать деятельность научного сообщества в интересах господствующей элиты и государственной идеологии. Ещё при царизме не осознавая этого многие представители русской КИ-психологической мысли, не желая того, попадали в конфликт с представителями господствующей самодержавной идеологии и государственной власти.

В советский период жертвами без вины виноватых был историк-этнограф Л.Н.Гумилев - сын Анны Ахматовой и погибшего во время кронштадтского мятежа его отца поэта Николая Гумилёва. Среди репрессированных в советский период оказался и выдающийся историк-литературовед Д.С. Лихачев, заявивший уже после своей реабилитации, что благодаря исследованиям Л.Н. Гумилёва «белое пятно в культурной истории нашей Родины закрыто» (Лихачёв Д.С.,1989, с.9). Аналогичная печальная участь постигла и академика Андрея Сахарова – отца советской атомной бомбы, публичные высказывания которого в конце 80-х годов вызывали недовольство генсека КПСС М.С. Горбачёва, и др.

Конфликт власти с творческой психологической мыслью ещё более обострился в советский период. Академик В.М.Бехтерев (1857-1927), отравленный приспешниками Лаврентия Берия за диагноз Сталину как параноику, также отмечал, что признание власть имущими научных открытий какого-то учёного зависит не столько от важности сделанного им научного открытия, сколько от возможностей использования этого открытия для укрепления или сохранения действующего в государстве властного режима, «обеспечения преференций господствующей в обществе элиты » (Бехтерев В.М., 1904). Это означает, что пропагандировать идеи культурно-исторической психологии для учёных опасно, но и замалчивать их тоже нелепость, о чем сказал ещё Н.Г.Чернышевский: «Отвергать прогресс такая же нелепость, как отвергать физическую силу падения».

* * *


Отечественная КИ-психология имеет свою историю. В своем разви-тии она опирается на научные методы и факты культурной жизни и истории народов России. Её возрождению в постсоветской России способствуют исследования по программе «Назад, в Россию!» общества русской народной культуры, учрежденного инициативной группой этнографов в г. Иваново в 1998 го­ду (Шевцов А.А,,2000). В этом же ключе осуществляются и исследования под руководством академика В.А.Чуди-нова, руководителя комиссии РАН по культуре Древней и Средневе-ковой Руси. Труды комиссии доказывают, что русская письменность сущес-твовала ещё до свв. Кирилла и Мефодия, - факт, который в западной науке замалчивается (Чудинов В.А., 2006, с.2).

Отметим также, как исторический факт, что КИ-психология впервые была заявлена в России ещё семидесятых годах ХIХ века Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818-1885). В тот же период свою систему КИ-психологических понятий предложил православный священник Зубовский (1848 г.). Но тогда идеи этих учёных были проигнорированы передо­вой русской революционно-демократической интеллигенцией, увлекавшейся материалистическим естествознанием и марксистскими идеями. Предмет КИ-психологии, как науки об культурно-исторических и языковых корнях, генезисе и социокультурной обусловленности сознания человека, определился лишь в 30-х годах ХХ века. И в этом решающую роль сыграли труды Л.С. Выготского.

Согласно трудам Льва Семёновича Выготского (1896-1934)отечествен-ная КИ-психология возникает в первой четверти ХХ века на волне ещё не догматизированного марксизма. И началась она с глубинного изучения возникновения и развития мышления у детей - будущих граждан ново-го социалистического общества: «Пусть лучше другие скажут о нашей психологии, что она марксистская, чем нам самим называть её так», - от-мечал Л.С.Выготский в 1927 году (Выготский Л.С.,1982, с. 433).Он заслу-женно признается основателем отечественной КИ-психологии.

В период 1925-1986 гг. в СССР усилиями его учеников были опуб-ликованы многие исследования Л.С.Выготского, посвященные изучению социокультурной обусловленности психики, поиску культурно-исто-рических истоков и социальных факторов формирования устной и письменной, внутренней и внешней речи человека на примерах онтогенеза детской психики. В 1933 году за полтора года до внезапной кончины Л.С.Выготский напишет: «Развитие письменной речи принадлежит первой, наиболее ясной линии культурного развития, потому что оно связано с овладением внешней системой средств общения, выработанных и созданных в процессе культурного развития человечества» (Выготский Л.С.,1935, с.75).

После смерти Л.С.Выготского, задерганная большевистскими цензо-рами советская КИ-психология была вынуждена скрыться в глубины общепсихологических исследований личности. В 50-60-е годы прошлого века КИ-психологический подход в понимании природы и генезиса социальных форм психики, мышления и речи, нашёл отражение в фундаментальных исследованиях А.Р. Лурии (1902-1977), А.Н.Леонтьева (1903-1979), С.Л.Рубинштейна (1889-1960) - учеников и последователей Л.С.Выготского. «Данное научное направление было шагом вперед в исто-рии как отечественной, так и мировой психологической мысли» (Леонтьев А.Н., 1982, с.9-41). Несмотря на идеологические госзапреты в советский период развитию КИ-психологии способствовали идеи зарубежных психологов Ж. Пьяже, З. Фрейда, К.Юнга, и др. Эти идеи становятся особенно популярными и в США, продолжаются и обогащаются в исследованиях ученика А.Р.Лурии американца Майкла Коула – признан-ного лидера современной западной КИ-психологической школы.

К концу ХХ века КИ-психология переросла описательную стадию и превратилась в науку эк­спериментальную и прикладную. При этом основными проблемами исследований как зарубежных, так и отечес-твенных КИ-психологов, становится феномен самопознания человека, как представителя и носителя исторических культурных традиций предков.

Вот почему изучение языка и культурных стереотипов в психологии русских офеней так заинтриговало нас. Нынешний этап развития отечест-венной КИ-психологии нашел отражение в исследованиях А.А.Шевцова, этнопсихолога и культуролога из г. Иваново (Шевцов А.А., 2000, 2010).

* * *


«Как можно сегодня сказать о ком-то: «Это русский», или «Это татарин (белорус, литовец и т.д.»? Возможно ли это? Вполне, если понимать, что у каждого из нас есть с десяток предков, принадлежащих разным древним этносам» (Голденков М.,2010, с.3). Исследования самопознания человека, как представителя этноса, носителя культурно-исторического опыта, - по программам А.А.Шевцова идут уже много лет. Однако возникают все новые вопросы о том, кто же «мы», русские, есть? Это своеобразная «битва за выживание «Мы» с незнанием нашего прошлого в настоящем смутном времени. И как всякая битва за духовное выживание полем битывы является наше «Я» - сфера самопознания и самоопределения. И каждая победа или досадный проигрыш в этой битве выявляет множество ранее скрытых от осознания психологических механизмов и фактов социального поведения, как помогающих, так и мешаю­щих нам выживать в современном цивилизованном мире.

В изучении указанных выше научных проблем и заключается основной смысл наших исследований в рамках Программы, ко­торую приняло Общество русской народной культуры ещё в 1998 го­ду. Программа эта называется «Назад, в Россию!», и ставит она своей целью создание условий для того, чтобы мы, русские, которые разлетелись сейчас по миру, начали вновь возвращаться на свою Родину предков.

В связи с вышесказанным трудно не согласиться с доктором культуро-логии, проф. А.П. Марковым из РГПУ им. А.И.Герцена: «Анализируя современное состояние различных сфер общественного бытия, специ-алисты чаще всего говорят о кризисе «тела» России, обвиняя во всех бедах хозяйственную разруху, разгул федерализма, и т.д. Но важнейшая причи-на национальных бед находится в духовной плоскости. Если провести параллель между обществом и человеком, то общественное самосознание последнего времени напоминает психически нездорового человека, переживающего отчуждение от собственной личности – от ее прошлого, настоящего, будущего» (Марков А.П.,2009,с. 6).


следующая страница >>
Смотрите также:
Балтийская педагогическая академия
3733.99kb.
20 стр.
Балтийская педагогическая академия
3377.19kb.
21 стр.
Балтийская Международная академия Резекненская Высшая школа Балтийская Высшая школа психологии и менеджмента Высшая школа управления и социальной работы „Attīstība” Латгальский филиал Академии художеств Латвии
71.79kb.
1 стр.
Региональная общественная организация ученых балтийская педагогическая академия
1315.64kb.
12 стр.
Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия»
1701.87kb.
7 стр.
Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
863.52kb.
4 стр.
Региональная общественная организация ученых балтийская педагогическая академия
2026.11kb.
12 стр.
Балтийская педагогическая академия
1851.61kb.
12 стр.
Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая академия»
2177.68kb.
13 стр.
Фгоу впо «балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
172.36kb.
1 стр.
М. Ю. Некоторые аспекты нормативности речи // Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Ученые записки
199.81kb.
1 стр.
«Карельская государственная педагогическая академия»
654.39kb.
4 стр.