Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 16страница 17 Уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае ![]() Д О К Л А Д О соблюдении прав и законных интересов детей на территории Красноярского края в 2012 году Красноярск 2013 ВВЕДЕНИЕ Наше государство, подписав международную Конвенцию ООН о правах ребенка (1990), стремится выполнить взятые на себя международные обязательства по улучшению положения детей в Российской Федерации. В последние годы обеспечение благополучного детства стало одним из основных приоритетов. Проблемы детства и пути их решения обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики на период до 2025 года. Решением многих проблем является реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», принятых в интересах детей. Прошедший 2012 год стал годом значительных перемен в сфере защиты прав детей. Россией подписан ряд международных правовых документов, направленных на совершенствование механизма в сфере защиты детей и подростков:
Особо значимым стратегическим документом в области защиты семьи и детей стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», который направлен на совершенствование механизма поддержки и защиты ребёнка во всех сферах его жизнедеятельности. В целях реализации государственной политики, направленной на защиту прав и обеспечение гарантий детского населения, в Красноярском крае в течение многих лет депутатами Законодательного Собрания совместно с Правительством края и Уполномоченным проводились общественные слушания в территориях края по докладу Уполномоченного по правам ребенка с привлечением широкого круга общественности, а также специалистов муниципальных образований в области детства (в гг. Ачинске, Енисейске, Канске, Лесосибирске и Богучанском районе), с 2009 года ежегодно проходят общественные слушания по докладу Правительства края «О положении детей». В крае принят и реализуется ряд нормативно-правовых актов, краевых целевых программ, направленных на улучшение качества жизни семей и детей и обеспечение защищенного детства: «Дети» на 2010–2014 годы, «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае» на 2010–2012 годы, «Одаренные дети Красноярья» на 2011–2013 годы, «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений» на 2012–2015 годы, «Доступная среда для инвалидов» на 2012–2013 годы и др. За счет средств краевого бюджета в течение последних двух лет реализованы меры по дополнительной поддержке семей с детьми на сумму около 2 млрд руб. Важной вехой в сфере защиты прав детей является принятие региональной Стратегии действий в интересах детей на 2013–2017 годы в Красноярском крае (утверждена распоряжением Губернатора от 20.02.2013 года № 44-рг), создание общественного института Уполномоченного по правам ребенка и уполномоченных по правам участников образовательного процесса, открытие Детской общественной приемной. Вместе с тем обращения граждан, анализ государственной статистики свидетельствуют о том, что в сфере защиты прав детей остается еще много нерешенных проблем. Некоторые из них отражены в настоящем докладе, который подготовлен в соответствии со ст. 22 Закона Красноярского края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» на основе анализа письменных и устных обращений граждан и детей, результатов посещений различных детских учреждений, официальных статистических данных, информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, надзорных органов, общественных объединений, сведений, полученных в результате участия в совещаниях, конференциях, заседаниях круглых столов, встречах с детьми, а также материалов социологических исследований, проведенных по заказу Уполномоченного по правам ребенка. Настоящий доклад направляется Законодательному Собранию Красноярского края, Губернатору Красноярского края, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Красноярский краевой суд, прокурору края, руководителям и главам городов и районов края, а также в библиотеки, высшие учебные заведения, региональным правозащитным организациям, размещен на сайте Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Уполномоченный по правам ребенка выражает благодарность всем, кто направил качественную информацию к докладу, чем оказал содействие в его подготовке. В подготовке доклада приняли участие специалисты аппарата Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марина Михайловна Михеева, Людмила Витальевна Карчеха.
К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА Анализируя обращения граждан за 10 лет деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, можно сказать, что в первые годы немногие граждане знали о существовании данного механизма защиты прав и интересов детей. Количество обращений, как правило, увеличивалось либо после визита Уполномоченного в территории края, либо после выступления или публикации статей, интервью в средствах массовой информации. В основном эти обращения касались выплат социальных и опекунских пособий, конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, нарушений жилищных прав многодетных семей, семьей с детьми-инвалидами, детей-сирот. В 2005 году преобладало количество обращений по нарушению жилищных прав несовершеннолетних в связи с введением новой редакции п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации. Органы опеки и попечительства были фактически отстранены от согласования совершения сделок с жилыми помещениями, в которых проживают на правах пользователей несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения. Постепенно граждане стали узнавать о деятельности Уполномоченного по правам ребенка и внимательном его отношении к рассмотрению обращений, касающихся вопросов защиты прав детей. По приведенной ниже диаграмме можно увидеть рост числа обращений. Их количество выросло с 42 в 2002 году до 634 в 2012 году (рис. 1). ![]() Рис. 1. График обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка с 2002 по 2012 год Ситуация с правами ребенка остается в Красноярском крае напряженной. Тематика обращений разнообразна, но по-прежнему преобладают жалобы на нарушения жилищных прав, нарушения прав детей в семье, действия должностных лиц при оформлении опеки, усыновления. Наиболее актуальные вопросы, по которым обращаются граждане, представлены в табл. 1. Таблица 1
В 2012 году Уполномоченному поступило 634 обращения граждан, что в сравнении с 2011 годом на 115 (22,2 %) больше. Количество обращений возросло в результате введения новых форм взаимодействия с населением, таких как Интернет. Граждане направляют по электронной почте свои обращения, в которых, как правило, описывают не одну, а несколько проблем. Пример. К Уполномоченному обращается Елена. Она пишет о том, что относится к категории детей-сирот, живет в арендованной квартире с ребенком, подвергается насилию со стороны мужа; также жалуется на бездействие государственных органов по оказанию помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. Работа по данному обращению проводится в трех направлениях: по жилищному вопросу (так как Елена из числа сирот), по профилактике насилия в семье, а также по оказанию всесторонней помощи Елене и ее ребенку. При регистрации входящей корреспонденции подобные обращения проходят по одной категории. Если же посчитать по числу поставленных Еленой вопросов, то количество рассмотренных обращений увеличится примерно на 30 %. Сведения о путях поступления обращений граждан приведены на рис. 2: 55 % обращений поступает по Интернету с сайта Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, 25 % – по почте, 10 % – от Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, 10 % – устные обращения по телефону, по информации СМИ.
С 2002 года первое место в тематике обращений по-прежнему занимают жилищные проблемы граждан. В 2012 году в сравнении с 2011 годом их количество составило 148, что на 41 обращение (38,3 %) больше. Основное количество обращений поступает от граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавших свое право на получение льготного жилья по следующим причинам: – незаконного закрепления жилых помещений; – отказов в постановке на учет для предоставления льготного жилого помещения. Поступают обращения от граждан, которые отстояли свое право на льготное жилье в судебном порядке, но в течение 2–3 лет судебные решения не исполняются. Многодетные родители, семьи с детьми-инвалидами, одинокие родители и те, кто оказался на улице с детьми в результате выселения по судебным постановлениям, обращаются к Уполномоченному с просьбой «Помогите получить жилье!» Действительно, у многих критические, безвыходные ситуации. Городской центр социальной помощи населению «Родник» не отказывает в помощи таким семьям, даже если они иногородние или приехали из другого региона. Но семья может пожить в центре 1–2 месяца, а дальше? Нуждаемость в жилье, потребность в улучшении жилищных условий, несогласие с получением нового жилого помещения взамен утраченного в результате переселения или сноса, невозможность оплачивать кредит по ипотеке – вот те проблемы, которые ставят перед Уполномоченным граждане. В обращениях к Уполномоченному граждане приобщали формальные ответы от чиновников, к которым они обращались за помощью. В ответах перечисляются нормы законодательства, на основании которых им отказывают, и никаких вариантов решения конкретной проблемы не предлагается. Примеры. По решению суда члены семьи утратили право пользования жилым помещением и были сняты с регистрационного учета. Поздней осенью семья оказалась в буквальном смысле слова на улице. Обращались в различные инстанции, везде ответ: необходимо исполнять судебное решение. После обращения к Уполномоченному было составлено заявление в суд о приостановлении судебного решения сроком на один год в связи с рядом объективных причин. За год родители трудоустроились в другом населенном пункте с предоставлением жилого помещения. Аналогичные обращения были разрешены в отношении еще четырех семей. Одинокая мать, воспитывающая двоих детей, проживает в коммунальной квартире, соседом в которой является мужчина асоциального поведения. Женщина работает и со страхом оставляет детей дома. На все обращения в администрацию ей отвечают, что предоставить ей другое жилое помещение не имеют возможности. Уполномоченным было направлено письмо главе администрации с просьбой рассмотреть варианты не предоставления, а обмена жилого помещения на равнозначное. В настоящее время администрация рассматривает всевозможные варианты, вопрос будет решен положительно. Таким же образом была решена проблема семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (колясочника). Ребенок годами не мог выйти на улицу, так как семья проживала на пятом этаже. Впервые за 10 лет второе место в тематике обращений занимают нарушения прав детей в семьях. Ранее обращения обозначенной тематики занимали третье, а то и четвертое место. В 2012 году их количество составило 96, что на 20 обращений (26,3 %) больше, чем в 2011 году. Права детей в семьях нарушаются самими родителями по разным причинам, например из-за развода. В течение многих лет в конфликте задействованы все родственники, но больше всего от действий взрослых страдают дети. Вопросы данной категории обращений следующие: – нарушение права ребенка на общение с родителем, родственниками (препятствие со стороны родителя, с которым проживает ребенок, общению с бывшим супругом, родственниками); – споры между родителями по вопросам получения медицинской помощи (обследования, лечения), обучения, отдыха, выезда ребенка за пределы Российской Федерации; – определение места жительства ребенка. Согласно ст. 21 краевого закона «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае», Уполномоченный не вправе вмешиваться во взаимоотношения между гражданами, но в интересах детей, которые становятся заложниками амбиций взрослых, Уполномоченным изыскиваются различные варианты для мирного урегулирования ситуации. Проводятся беседы отдельно с каждым родителем, со всеми вместе, Уполномоченный пытается разъяснить взрослым людям, что необходимо уметь договариваться, слышать друг друга, понимать, что ребенок одинаково их любит и хочет быть с ними.
Смотрите также: Уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае докла д о соблюдении прав и законных интересов детей на территории Красноярского края в 2012 году Красноярск 2013
3101.98kb.
17 стр.
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае"О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2009 году"
1241.55kb.
8 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2012 год
354.36kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
1609.86kb.
11 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.08kb.
12 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия в 2012 году улан Удэ
5720.37kb.
24 стр.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края о потребительской корзине в красноярском крае
234.86kb.
1 стр.
Центральный макрорайон: города Дивногорск, Железногорск, Красноярск, Сосновоборск, муниципальные районы Березовский, Большемуртинский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский. Восточный макрорайон
124.26kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод 936.35kb.
6 стр.
|