Главная
страница 1 ... страница 14страница 15страница 16страница 17

13.2. Деятельность Детской общественной приемной

Детская общественная приемная (ДОП) была создана по инициативе Уполномоченного как отдельная структура в администрации г. Красноярска, затем после реструктуризации учреждений была передана как структурное подразделение в МКУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота».



Детская общественная приемная работает как консультативное отделение. Специалистами отделения ведется прием (личный, по телефону доверия и через интернет-сайт) несовершеннолетних, их родителей, опекунов и попечителей.

Численность обслуженных клиентов за 2012 год составила 3512 человек, из них несовершеннолетних – 2498 (мальчиков – 1116, девочек – 1382), женщин – 920, мужчин – 94.

Количество обслуженных складывается из числа обратившихся по телефону доверия, непосредственно посетивших личный прием у специалистов центра «Забота», участников выездных массовых мероприятий, связанных с функциональной деятельностью отделения (лекций, акций, бесед, групповых занятий), а также лиц, получивших интернет-консультирование.

Анализ обращений в Детскую общественную приемную за 2012 год по телефону доверия представлен в табл. 31.:



Таблица 31

Всего обращений устно

592

По вопросу взыскания алиментов на ребенка

30

По вопросам пособий, льгот

143

По вопросам медицинского обслуживания детей и подростков

12

Консультирование населения по предоставлению услуг учреждений, организаций г. Красноярска

25

По вопросам жестокости, насилия (в школе, дома)

48

По вопросам обеспечения прав на обучение детей, подростков (конфликты в школе)

86

По вопросам детско-родительских взаимоотношений

62

По вопросам нарушения трудовых прав женщин с детьми, несовершеннолетних работников

21


По вопросам ограничения, лишения (восстановления) родительских прав

17

По вопросам установления порядка общения с ребенком разведенных родителей и близких родственников

28

По вопросам нарушения подростками административного, уголовного законодательства

20

По вопросам опеки, попечительства

45

По жилищным вопросам: нарушение жилищных прав детей. Наследование

35

По вопросам паспортно-визового режима в отношении детей, въезда, выезда за пределы РФ, установления гражданства

6

Жалобы на (без)действие должностных лиц

1

По вопросам предоставления мест в дошкольном учреждении

13

За отработанный период времени специалисты ДОП разработали методические памятки для подростков и родителей: «Ты и полиция» (для подростков), «Пиво: мифы и реальность» (для подростков), «Если ребенка дразнят в школе» (для родителей), «Разрешено все!?» (для подростков), «Безопасный Интернет детям» (для родителей), «Конфликт в школе» (для родителей), «Защити меня» (для подростков), «Антитеррор детям» (для подростков), «Как договориться с родителями» (для подростков), «Права больного ребенка» (для родителей), «Как бороться с детской истерикой (для родителей), «Восстановление в родительских правах» (для родителей), «Мама, я потерялся» (для родителей), «Если подросток ушел из дома» (для родителей), «Ты и полиция» (для подростков), «Если ваш ребенок получил травму в детском саду» (для родителей), «Сделай потише!» (для родителей), «Я тебя не понимаю» (для родителей), активно принимали участие в разработке дизайна и наполнения буклета для детей с ограниченными возможностями «Городская карта помощи детям» (сотрудничество с рекламным агентством «Городская реклама» по выпуску буклетов, заключение договоров на изготовление).

Специалистами ДОП систематически распространялись следующие методические памятки, листовки, буклеты: «Внимание: подросток!», «Ты и суд», «Ты и школа», «Сумей сказать нет», «Если ты в ссоре с родителями», «Права и обязанности детей», «Конвенция о правах ребенка (детская версия)», «Родителям первоклассников», «Ты и деньги», «Защити себя сам», «Ты и отдых», «Детки в сетке», «Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью вашего ребенка», «Если родители в разводе» и др.

Для информирования населения г. Красноярска о ДОП был разработан дизайн и напечатаны информационные визитки о ее деятельности тиражом 1000 экземпляров, размещена статья в газете «Городские новости».

В рамках правового просвещения несовершеннолетних специалистами проводились выездные мероприятия в СОШ, гимназиях, лицеях, СРЦН, ЦСПСиД, ДОУ с разработанными экранизированными тематическими лекциями и правовыми играми для детей и подростков на темы «Права и ответственность», «Права и обязанности», «Ты и школа», «Ты и труд», «Ты и наркотики», «Ты и отдых», «Правовой лабиринт», «Юридическая азбука», «Ситуации в школе», «Ответственность» для детей старшего звена 9–11-х классов, «Ты и магазин», «Ответственность родителей», «Приключения в Правограде», «Мой любимый город». Внесены изменения и дополнения в презентационные уроки для несовершеннолетних в виде компьютерных презентаций в «Мой город», «Ответственность несовершеннолетних». Разработана презентация на тему «Пособия семьям, имеющим детей» для проведения Дня гражданского образования для сотрудников центра «Забота».

Учитывая неутешительную статистику по количеству преступлений, совершаемых несовершеннолетними, специалистами отделения была разработана новая правовая игра для учащихся 7–9-х классов по теме «Преступление и наказание». Цель игры – профилактика совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними, снижение негативной динамики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. В процессе игры школьники знакомятся с понятием преступления, его видами, осознают неотвратимость наказания за совершение правонарушений и преступлений.

Со всеми образовательными и социальными учреждениями, в которых проводятся выездные мероприятия, заключены договоры о сотрудничестве по вопросу правового просвещения несовершеннолетних.

Созданный в 2010 году интернет-сайт Детской общественной приемной (detpriem.ucoz.ru) постоянно обновляется в рубриках «О нас», «Новости», «Наши фотки», «Полезные телефоны», «Позитивные обои для рабочего стола», «Правовые уроки», «Законодательство». На сайте функционирует мультяшный персонаж Кубик. В диалоговом окне с Кубиком ребята могут задать любой вопрос, и персонаж на него ответит и поддержит беседу. Осуществляется раскрутка интернет-сайта ДОП в информационных каталогах интернет-сети.

Во втором полугодии 2012 года на сайте создана рубрика «Копилка советов». Рубрика содержит полезную информацию, касающуюся различных областей жизни, и будет интересна как родителям, так и самим детям. Данная информация постоянно пополняется.

На сайте ведется статистика посещаемости. По состоянию на декабрь 2012 года зафиксировано 25 979 посещений, что на 10 679 больше, чем за 2011 год. Это обусловлено востребованностью информации, размещенной на страницах сайта и наличием рубрики онлайн-консультирования, где любой человек в удобном для себя формате может получить ответ на интересующий его вопрос.

Постоянно обновляется группа «Детская общественная приемная» в социальной сети «ВКонтакте», созданная с целью информирования детей и подростков о ДОП. Здесь размещена информация о правах несовершеннолетних, ведется консультирование детей по различным вопросам в рубрике «Хочу спросить». Разработана новая рубрика «Трудовые отряды». По состоянию на декабрь 2012 года в группе «ВКонтакте» состоит 713 несовершеннолетних участников.
13.3. Деятельность представителей Уполномоченного по правам ребенка
Ратифицировав Международную конвенцию ООН по правам ребенка, наше государство взяло на себя обязательство обеспечить ее реализацию. Одной из действенных форм защиты прав детей является развитие механизма независимого контроля за соблюдением прав детей.

Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае с 2006 года развивает институт общественных помощников, т. е. своих представителей в территориях края.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации П. А. Астахов в своем докладе Президенту дал высокую оценку развитию института Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае.

Представители Уполномоченного по правам ребенка (далее – представители) осуществляют свою деятельность в соответствии с положением «О представителях Уполномоченного по правам ребенка, действующих на общественных началах». Представители рассматривают обращения, касающиеся нарушений прав, свобод и законных интересов ребенка на своей территории, принимают участие в акциях по правам ребенка, родительских собраниях, участвуют в судебных заседаниях, являются членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Конечно, на некоторых представителей по роду своей основной деятельности возложена обязанность защищать права ребенка, к ним относятся ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних, специалисты органов опеки и попечительства. Так и было в начале их работы. Но сейчас все по-другому. Население знает представителей в своих территориях, граждане идут к ним с наболевшими вопросами и всегда получают помощь.

Представитель Уполномоченного в г. Минусинске – Нина Николаевна Бей – участвовала в нескольких судебных заседаниях по определению места жительства детей. Нелегко было разобраться в сложных отношениях между бывшими супругами, но была соблюдена главная задача правозащитника – действовать только в интересах ребенка. Большой объем работы был проведен Ниной Николаевной: это и посещение по месту жительства обоих родителей, и беседы с ними и детьми, с учителями, воспитателями образовательных учреждений и соседями. Судом было учтено мнение представителя при вынесении решения, однако не обошлось без жалобы от стороны, чьи интересы не были удовлетворены.

Более двух лет представитель в Иланском районе – Татьяна Николаевна Глазкова – занималась вопросом предоставления жилого помещения двум братьям и сестре, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ними было закреплено ветхое жилое помещение, которое официально не пригодным для проживания не было признано. Администрацией района было принято решение о ремонте жилья, но до настоящего времени ничего не предпринято. Молодые люди снимают жилье в аренду. С внесением изменений в Федеральный закон Татьяна Николаевна вновь обратилась в прокуратуру района в защиту жилищных прав семьи, составлено исковое заявление в суд.

Представитель в г. Боготоле – Светлана Федоровна Хохлова – всегда активно, с присущей ей энергией, защищает права и интересы детей города Боготола. Около года она совместно с органами опеки и попечительства настойчиво и кропотливо работает по вопросу сохранения приемной семьи Н., действует в защиту прав детей этой семьи, представляя их интересы в судебных процессах.

Таких примеров можно привести очень много, когда представители, не считаясь с личным временем, решают на первый взгляд нерешаемые проблемы.



Большой вклад в дело защиты прав и интересов детей вносят представители Уполномоченного в районах: Идринском – Лариса Георгиевна Михеева, Северо-Енисейском – Елена Феофиловна Каширина, Березовском – Ольга Борисовна Симонова, Кежемском – Оксана Викторовна Диденко, Курагинском – Людмила Борисовна Свинина, Казачинском – Алена Сергеевна Миллер, Саянском – Ольга Ивановна Фильшана, Туруханском – Людмила Викторовна Осипова; в городах: Красноярске (Кировский район) – Марина Викторовна Попова, Ачинске – Алла Никифоровна Картаева, Енисейске – Юлия Викторовна Поротникова, Норильске – Наталья Алмазовна Плотникова, Сосновоборске – Екатерина Олеговна Романенко, Лесосибирске – Ангелина Владимировна Стельмах, Зеленогорске – Лидия Юрьевна Шадрина и др.

Большинство руководителей муниципальных образований сразу стали поддерживать общественную деятельность представителей, понимая, что это их помощники и союзники, которые безвозмездно помогают им снимать острые вопросы по восстановлению прав семей с детьми. Представителям выделены и оборудованы кабинеты для работы с гражданами, оказывается помощь в участии на краевых мероприятиях: форумах, совещаниях, семинарах и круглых столах по вопросам прав семьи и детей.

Ежегодно проводятся обучающие семинары для представителей Уполномоченного по правам ребенка. В работе семинаров принимают участие депутаты Законодательного Собрания края, специалисты министерств, ведомств, прокуратуры, суда и УВД края.

Раньше всех общественные представители Уполномоченного появились в гг. Норильске, Ачинске, Боготоле, Иланске, Минусинске, Назарово; в Нижнеингашском, Идринском, Кировском, Северо-Енисейском, Курагинском районах.

Количество представителей Уполномоченного с 11 в 2009 году выросло до 58 на начало 2013 года. В 2012 году ими рассмотрено 522 обращения (+58, или +12,5 %).

Дважды в год общественные помощники представляют информацию по обращениям граждан на своих территориях и аналитическую записку о своей деятельности, проведении мероприятий в интересах детей и семьи, по защите и восстановлению их прав, а также рассказывают об успешных практиках своей работы в течение года.

Многие представители награждены благодарственными письмами Уполномоченного по правам ребенка и памятными подарками.
13.4. Развитие сети уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса
В 2006 году по инициативе педагогов-новаторов и при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае в нескольких школах региона была организована деятельность уполномоченных по правам детей. В результате первых лет педагоги пришли к выводу, что противопоставление прав ребенка правам взрослого негативно сказывается на воспитательном процессе.

В 2009 году Уполномоченный по правам ребенка при поддержке Правительства края, совместно с министерством образования и науки края создает институт школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса.

Цель создания этого института – содействие исполнению Конвенции ООН о правах ребенка, законов «Об образовании» РФ и Красноярского края, совершенствованию Правил школьной жизни и повышению уровня правового образования участников образовательного процесса.

На сегодняшний день в крае работают более 1000 уполномоченных по правам участников образовательного процесса во всех муниципальных образованиях, и не только в школах, но и дошкольных и профессиональных учреждениях.

В своей работе школьные уполномоченные руководствуются разработанным аппаратом Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае положением «Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении».

Деятельность уполномоченного осуществляется на общественных началах. К числу его основных задач относится содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи законным представителям несовершеннолетних, регулирование взаимоотношений родителей и детей в конфликтных ситуациях; обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

Уполномоченные в соответствии с нормативным актом образовательного учреждения выбираются из числа участников образовательного процесса (уважаемый педагог, родитель, представитель управляющего совета).

Деятельность уполномоченных координируют муниципальные координаторы уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса. Нередко муниципальными координаторами являются представители Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, специалисты муниципальных органов управления образованием.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении – это по сути школьный правозащитник. Он призван решать вопросы взаимодействия учеников, учителей и родителей с правовой точки зрения. Это человек, к которому можно обратиться с жалобой на несоблюдение участниками образовательного процесса правил, предусмотренных законом об образовании, уставом общеобразовательного учреждения, правилами школьной жизни. Он ведет индивидуальную просветительскую работу, разъясняет права и обязанности каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Многие школьные уполномоченные возглавляют примирительные комиссии с привлечением учащихся, которые прошли специальное обучение.

Школьному правозащитнику необходимо преодолеть явления нетерпимости, произвола в жизни школы, семьи, содействовать обеспечению безопасности и комфортности в образовательном учреждении всем участникам образовательного процесса. Он должен постоянно привлекать внимание к правовому просвещению, воспитанию правовой культуры, сопрягая общественное и государственное участие в управлении образовательными учреждениями.

Реализовать эту идею на практике возможно только при условии убежденности в необходимости данного института со стороны всех ответственных лиц. Это прежде всего представители уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях, руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, управляющие советы, родительская общественность и др.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уполномоченный, опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, нормы международного и российского права, принципы гуманности и справедливости, должен принимать сигналы о неблагополучии детей, отслеживать нарушения прав и законных интересов детей, всемерно содействовать восстановлению нарушенных прав.

Рассмотренные в настоящем докладе вопросы не исчерпывают всех аспектов, касающихся соблюдения, защиты прав и законных интересов детей в Красноярском крае. В нем обозначены лишь основные проблемы, над которыми Уполномоченный работал в течение 2012 года.

В докладе делается акцент на происходящие изменения в соблюдении прав детей, на усиление внимания со стороны органов власти и общества к рассматриваемым проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в семьях, которые нуждаются в поддержке государства. Если сравнить отношение общества и государства к проблемам детей в период конца прошлого столетия с отношением в настоящее время, то видно, что ситуация изменилась в лучшую сторону. Одновременно следует отметить, что появились новые вызовы, на которые необходимо быстро реагировать и предпринимать адекватные меры.

Это касается изменения Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изменения в законе Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения», а также Национальная и региональная стратегии действий в интересах детей, требуют новых современных подходов в работе с семьей. Это, прежде всего, создание государством благоприятных условий для выполнения родителями важной социальной функции – воспитания детей, предупреждения перехода семей в категорию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года подтвержден курс государства на предупреждение социального сиротства, улучшение жилищных условий молодых семей, предоставление льгот многодетным семьям. Эти стратегические направления закреплены в Указах Президента РФ и решениях Правительства РФ принятых в 2012, 2013 годах.

Для достижения целей, обозначенных в вышеназванных документах, необходимо проведение кропотливой работы, направленной на укрепление и поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, нравственных устоев, сокращения семейного и детского неблагополучия, обеспечение семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы работы органов профилактики. При этом необходимо не допускать необоснованного вмешательства в дела семьи, но оказывать помощь и предпринимать всесторонние меры поддержки.

Для реализации обозначенных выше задач было бы целесообразно разработать и принять краевую межведомственную программу по поддержке семей, по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, развитию семейных форм воспитания.

Практика работы Уполномоченного показывает, что сложности в соблюдении прав ребенка связаны не только с некоторыми проблемами в законодательстве, но неисполнением действующих правовых актов, а порой формализмом, равнодушием и преступным бездействием по отношению к детским бедам.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся факты нарушения прав детей в докладе Уполномоченного отмечено, что в 2012 году в Красноярском крае была продолжена целенаправленная политика по улучшению положения детей и семей с детьми, в основу которой заложены принципы наилучшего обеспечения интересов детей.

В реализации этой политики наметилась тенденция объединения усилий всех ветвей власти, средств массовой информации и специалистов, работающих с детьми.

На основе анализа поступивших обращений Уполномоченным в докладе высказаны рекомендации и предложения по устранению причин нарушений прав ребенка в Красноярском крае. Хотелось бы надеяться, что все они будут по возможности учтены органами государственного и местного самоуправления.

Решая детские, а порой и недетские проблемы, Уполномоченный в своей деятельности опирается на честных и принципиальных людей: руководителей и специалистов, депутатов Законодательного Собрания, общественников, журналистов и просто отзывчивых людей.

Уполномоченный благодарит всех руководителей, специалистов, депутатов Законодательного Собрания за оказание поддержки в работе и помощи в разрешении жалоб по поводу нарушений прав детей.

Уполномоченный по правам ребенка,

заместитель Уполномоченного

по правам человека

в Красноярском крае А. Д. Комович




Содержание
Введение 2

1. Анализ устных и письменных обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в 2012 г. 5

2. Основные демографические характеристики…………………… 23

3.Право детей на охрану здоровья и качественную медицинскую помощь………………………………………………………………… 28

4. Соблюдение прав детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………. 40

5. Употребление наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними 50

6.О проблемах в соблюдении прав и обеспечении гарантий детей, проживающих в семьях…………………………………………………

6.1. Право на семью – одно из важнейших прав ребенка………… 61

6.2. Характеристика семей. Социально-экономическое положение семей…………………………………………………………………… 70

7. Соблюдение конституционного права на образование

7.1. Право на дошкольное образование 83

7.2. Право на начальное, среднее (полное) общее образование 86

7.3. Право на начальное, среднее профессиональное образование 97

7.4. Труд и занятость детей и подростков………………………… 100

8. Право на летний отдых, оздоровление детей и подростков… 104

9. Право ребенка на защиту от жестокого обращения и насилия..

9.1. О преступлениях, совершенных в отношении детей. Право ребенка на реабилитацию……….. 110

9.2. О рисках негативных воздействий современных информационно-коммуникационных технологий………………… 115

9.3. Права детей в области безопасности………………………… 120

9.4. О проблемах безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………………………………………… 129

10. О соблюдении прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Проблемы их реабилитации и интеграции 141

11. Обеспечение гарантий и соблюдение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

11.1. Выявление и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………… 150

11.2. Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.. 161

12. О роли гражданского общества в защите прав детей 164

13. О деятельности Уполномоченного по правам ребенка и развитие института общественных помощников

13.1. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка……….. 171

13.2. Деятельность Детской общественной приемной……………….. 176

13.3. Деятельность представителей Уполномоченного

по правам ребенка 179

13.4. Развитие сети уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса 181

Заключение……………………………………………………………… 183





1 Полипрофессиональные бригады оказывают медицинскую, психологическую, социальную и правовую помощь пациентам с общественно опасными формами поведения, эффективно решая задачи их психосоциальной реабилитации, профилактики общественно-опасных деяний.




2 Этиология суицидального поведения – его социальная природа, конкретные причины и условия, способствующие его существованию и проявлению в современных условиях (комплекс психологических, нравственных и социальных факторов).



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае докла д о соблюдении прав и законных интересов детей на территории Красноярского края в 2012 году Красноярск 2013
3101.98kb.
17 стр.
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае"О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2009 году"
1241.55kb.
8 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2012 год
354.36kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
1609.86kb.
11 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.08kb.
12 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия в 2012 году улан Удэ
5720.37kb.
24 стр.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края о потребительской корзине в красноярском крае
234.86kb.
1 стр.
Центральный макрорайон: города Дивногорск, Железногорск, Красноярск, Сосновоборск, муниципальные районы Березовский, Большемуртинский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский. Восточный макрорайон
124.26kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.