Главная
страница 1
Министерство образования и науки Республики Бурятия

Министерство культуры Республики Бурятия

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д.Батожабая

Программа

«Юношеская библиотека – Центр информационной поддержки образования»

Пилотное исследование
В ходе семинаров библиотекарей систем начального и среднего профессионального образования республики было проведено пилотное исследование в рамках программы «Юношеская библиотека – центр информационной поддержки профессионального образования», поддержанной Министерством образования и науки Республики Бурятия. Анкетный опрос был призван наметить пути взаимодействия ресурсного центра и библиотек, обозначить контуры сотрудничества в сфере информационного обмена.

Необходимо отметить, что вопросы анкеты для библиотекарей системы начального профессионального образования несколько отличалась от вопросов, заданных библиотекарям ССУЗов. Это объясняется разной степенью автоматизации учебных заведений этих систем и соответственно библиотек. Если в библиотеках ССУЗов уже можно говорить о некоторых результатах процесса автоматизации (см. Приложение), то библиотеки ПУ еще в самом начале этого пути.

Хотя все библиотекари ПУ, принявшие участие в анкетировании положительно относятся к процессу автоматизации, они прекрасно осознают, что речь о компьютеризации библиотеки может идти после компьютеризации самого учебного заведения - на это указывают 75 % респондентов. Лишь в одном случае прозвучал ответ, что руководство готово к компьютеризации библиотеки. Двое респондентов признались, что с таким вопросом к администрации не обращались.

Все библиотекари, принявшие участие в опросе считают, что сегодня ощущается необходимость информационного обмена между библиотеками. При этом для 73,3 % библиотекарей ССУЗов и 68,7 % библиотекарей ПУ это проблема стоит остро, а 26,7 % и 31,2% библиотекарей (соответственно ССУЗов и ПУ) думают, что она возникнет в ближайшее время.

Разница в обеспеченности компьютерами сказалась в выборе форм информационного обмена.

Так, библиотекари ССУЗов отдали предпочтение формам, основанным на использовании современных технологий. Обмен электронными ресурсами (64 %) и обмен информацией через информационно-образовательный сайт (50 %) опередили информационные бюллетени новых поступлений (35,7 %) и обмен тематическими списками литературы (21,5 %). Также одним из респондентов было сделано предложение об обмене информацией о методических материалах.

В группе респондентов – библиотекарей ПУ первые позиции отданы традиционным формам информационного обмена: 50 % предпочли информационные списки литературы и 37,5 % - обмен тематическими списками литературы. Тем не менее треть (31,2 %) высказались в пользу обмена информацией через информационно-образовательный сайт. Разумеется, обмен электронными ресурсами занял последнее место – 12,5 %.

Существуют определенные различия между ответами библиотекарей ССУЗов и ПУ на вопрос о взаимодействии с Юношеской библиотекой как ресурсным центром (см. таблица 1). Среди направлений деятельности, по которым библиотекари предполагают осуществлять сотрудничество, наибольшей популярностью пользуется «организация системы повышения квалификации», при чем библиотекари ПУ в подавляющем большинстве (81,2 %) указали на необходимость взаимодействия в данном направлении. Кроме этого библиотекари ПУ более заинтересованы в «выявлении информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей», «сборе, обработке и предоставлении информации об образовательных возможностях» и «предоставлении баз данных, мультимедийных изданий». Библиотекари же ССУЗов высказались в пользу «сбора, обработки, предоставления педагогической информации», «издания информационных бюллетеней, справочных и методических материалов» и «информационно-образовательного сайта».


Таблица 1

Направления деятельности


Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Выявление информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей

14,2 %

25 %

Сбор, обработка, предоставление педагогической информации

42,8 %

31,2 %

Сбор, обработка, предоставление информации об образовательных возможностях (курсы, второе образование, повышение квалификации и т.д.)

7,1 %

37,5 %

Предоставление баз данных, мультимедийных изданий

21,5 %

31,2 %

Издание информационных бюллетеней, справочных, методических материалов

35,7 %

25 %

Организация системы повышения квалификации

35,7 %

81,2 %

Информационно-образовательный сайт

35,7 %

18,7 %

При определении круга проблем, которые могут возникнуть при налаживании системы информационного обмена, в анкету для библиотекарей ПУ был внесен дополнительный пункт – «отсутствие компьютерной техники», который и был отмечен всеми респондентами (см. таблицу 2). Анализируя ответы на этот вопрос, следует помнить о том, что большинство библиотекарей ССУЗов уже реально столкнулись с проблемами автоматизации, тогда как библиотекари ПУ могут только предполагать. Данный тезис иллюстрирует пункт «отсутствие профессионального программного обеспечения» - практически половина библиотекарей ССУЗов (42,8 %) обращает внимание на эту проблему и только 6,2 % библиотекарей ПУ останавливаются на ней. Естественно отмечены технические проблемы, которые заняли первое место. Вызывает беспокойство тот факт, что половина респондентов из числа библиотекарей ПУ (50 %) и четверть из числа библиотекарей ССУЗов (26, 7 %) назвали проблему «отсутствия понимания со стороны руководства».



Таблица 2

Проблемы


Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Отсутствие компьютерной техники




100 %

Технические проблемы

71,4 %

25 %

Отсутствие профессионального программного обеспечения

42,8 %

6,2 %

Постоянное подключение к Интернету

7,1 %

12,5 %

Обучение библиотекарей

21,5 %

18,7 %

Отсутствие понимания со стороны руководства

26,7 %

50 %

Также респондентам было предложено наметить перспективы развития корпоративной сети библиотек профессионального образования (см. таблицу 3). Наибольшее количество голосов было высказано в пользу ведения сводного электронного каталога, обмена адресно-справочными данными и обучения и переподготовки кадров. Со скепсисом отнеслись респонденты к помощи в ретроконверсии каталогов, относя это направление развития к далекой перспективе. С большим оптимизмом смотрят библиотекари ССУЗов на корпоративную каталогизацию литературы и обмен адресно-справочными данными.



Таблица 3

Направления развития


Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Корпоративная каталогизация литературы

42,8 %

18,7 %

Ведение сводного электронного каталога

64,2 %

62,5 %

Электронный заказ и доставка документов

42,8 %

37,5 %

Обмен адресно-справочными данными

57,1 %

43,7 %

Помощь в ретроконверсии каталогов

21,5 %

25 %

Обучение и переподготовка кадров

42,8 %

43,7 %

И напоследок библиотекари высказали свои пожелания, предложения и сомнения по поводу организации системы информационного обмена. Были высказаны сомнения следующего порядка: «процесс компьютеризации затянется на несколько лет, возникнут проблемы в обучении» (библиотекарь ПУ), «экономическая сторона» (библиотекарь ССУЗа), «сомнение – жесткие временные рамки при огромном объеме работы» (библиотекарь ССУЗа), «все это здорово, но технические проблемы» (библиотекарь ССУЗа). Озвучены такие предложения, как «разработать систему приобретения дискет по определенной тематике» (библиотекарь ССУЗа), «дать библиотекарям возможность пройти компьютерные курсы» и «открыть компьютерные курсы применительно к библиотеке» (библиотекари ПУ). Вселяют надежду на успешное сотрудничество в сфере информационного обмена оптимистические отклики: «все замечательно !», «все получится !».



Э.С.Очирова,

вед. методист ГЮБ РБ им. Д.Батожабая

Приложение

Данные по автоматизации библиотек системы среднего специального образования



Учебные заведения

Техническое обеспечение

профессиональное программное обеспечение

Сеть

Выход в Интернет имеет

Электронные ресурсы

компьютеры

принтеры

прочие устройства

копировальные аппараты

внутрибиблиотечная

учебного заведения

сама библиотека

учебное заведение

CD-ROM

электронный каталог

базы данных

БАК им Ербанова

1

1

-

-

ЕС4

-

-

-

+

-

+

-

БЛПК

1

-

-

1

Библиотека 4

-

-

-

-

+

+

+

БРПК

1

1

-

1

ЕС 4

-

-

-

+

-

Работа начата

Работа начата

ТЭТ

1

1

-

1

ЕС4

-

+

+

+

-

+

-

УУ индустри-альный техникум

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

УУИПК

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

УУ колледж ж/дорожного транспорта

1

1

-

1

-

-

-

-

+

-

-

-

УУ музыкальный колледж

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

УУ

хореографическое училище



1

1

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Всего:


6

5

-

5

4

-

1

1

7

1

3

1


Смотрите также:
Программа «Юношеская библиотека Центр информационной поддержки образования»
116.61kb.
1 стр.
-
186.53kb.
1 стр.
Министерство культуры Республики Бурятия гаук рб «Республиканская детско-юношеская библиотека» Информационно-библиографический отдел
340.62kb.
1 стр.
Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»
513.1kb.
3 стр.
Петрозаводск
394.16kb.
6 стр.
Приглашение к сотрудничеству
289kb.
1 стр.
Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по легкой атлетике»
169.09kb.
1 стр.
Коллекция электронных образовательных ресурсов
66.71kb.
1 стр.
Семинар библиотекарей «Школьная библиотека, как центр формирования информационной культуры»
18.79kb.
1 стр.
«Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки
13.63kb.
1 стр.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Районная детско-юношеская спортивная школа»
1507.77kb.
6 стр.
Курсы подготовки
108.4kb.
1 стр.