Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет Медиакоммуникаций
Программа дисциплины История и теория медиа
для направления 030600.68 подготовки магистра
для магистерской программы «Менеджмент в СМИ»
Авторы программы:
Кирия И.В., к.ф.н., Ph.D., ikiria@hse.ru
Качкаева А.Г., к.ф.н., akachkaeva@hse.ru
Одобрена на заседании Департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» «___»____________ 2012 г.
Зав. Департаментом И.В. Кирия
Рекомендована секцией УМС «Журналистика»
«___»____________ 2012 г
Председатель С.А. Шомова
Утверждена УС факультета Медиакоммуникаций «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь А.А. Новикова ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.68 подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Менеджмент в СМИ» изучающих дисциплину Медиаменеджмент.
Программа разработана в соответствии с:
-
Стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 031300.68 Журналистика
-
Образовательной программой по направлению 031300.68 Журналистика подготовки магистра «Менеджмент в СМИ»
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031300.68 Журналистика, утвержденным в 2012г.
1Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История и теория медиа» являются:
-
Сформировать понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры.
-
Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.
2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы
|
СК-М1
| -
Формулирует и классифицирует методы, применяемые для анализа медиа теми или иными теоретическими школами
-
Различает объекты исследований разных теоретических направлений исследований медиа
-
Критически оценивает и осмысляет теоретические концепции и методы исследований, сопряженные с ними
-
Классифицирует существующие теории медиа с точки зрения репрезентативности методов и валидности результатов
-
Способен ставить научные задачи и разрабатывать методику их решения, опираясь на методический аппарат теорий
| -
Ознакомление с базовой и дополнительной литературой
-
Выполнение упражнений (групповых и индивидуальных) в рамках семинарских занятий
-
Написание эссе
|
Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
|
СК-М6
| -
Знает и распознает тексты ведущих исследователей в области медиа
-
Различает исторические периоды и этапы возникновения разных школ исследований в области медиа
-
Способен ранжировать и классифицировать предложенные теории с точки зрения их методологии, взаимосвязи и методологической или философской близости друг другу
-
Способен идентифицировать названия научных школ, направлений и соответствующие им канонические тексты, а также журналы
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Упражнения в ходе семинарских занятий
|
Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде
|
СК-М8
| -
Демонстрирует владение международной признанной терминологией из зарубежных теорий медиа
-
Демонстрирует способности усваивать, перессказывать и осмыслять профессиональную литературу на иностранном языке
-
Знаком и способен применять зарубежные концепции для классификации теорий медиа
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Выполнение упражнений в ходе семинарских занятий
-
Написание рефератов по зарубежным источникам
|
Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности, в том числе посредством участия в общеотраслевых союзах журналистов, деятелей культуры, руководителей СМИ и т.д.
|
СЛК –М1Ж
| -
Называет и идентифицирует функции журналистики и различных элементов массовых коммуникаций
-
Классифицирует и отличает друг от друга теоретические подходы к массовым коммуникациям и соответствующие им нормативные модели
-
Способен строить профессиональный дискурс и коммуникацию, используя нормативные положения различных теорий массовой коммуникации
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Выполнение упражнений в ходе семинарских занятий
-
Решение кейсов
|
Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
|
СЛК-М6
| -
Демонстрирует владение текстами основных теоретиков в области массовых коммуникаций
-
Критически анализирует тексты и подходы представителей теорий массовых коммуникаций
-
Использует аргументы из тех или иных теоретических концепций в повседневном дискурсе
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Подготовка рефератов на основе чтения тех или иных авторов
-
Подготовка эссе
-
Решение кейсов
-
Ролевые и организационно-деятельностные игры
|
Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности и общественного интереса, а также общественно-ориентированной миссией профессий, связанных с массовой коммуникацией
|
СЛК-М7Ж
| -
Демонстрирует знакомство с текстами представителей теорий массовой коммуникации, посвященных роли информации в обществе и социальной роли журналистики
-
Обсуждает профессиональные проблемы (в сфере медиабизнеса, журналистики как профессии и т.д.), применяя теоретические концепты, освоенные в ходе курса
-
Отделяет научное знание в области социальной роли массовых коммуникаций от ненаучного, способен применять научную аргументацию
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Подготовка эссе
-
Организационно-деятельностные игры
-
Выполнение упражнений в ходе семинарских занятий
|
Способен воспринимать тексты средств массовой коммуникации с точки зрения их перформативности, семантики и смысла и идентификации возможных манипуляций в различных их формах (устной и письменной, с использованием аудиовизуальных средств).
|
ИК-М 2.1 Ж
| -
Демонстрирует знание текстов в области лингвистического анализа медиа
-
Применяет методы нарративного, мифологического (семиотического) и дискурсивного анализа медиатекстов для анализа текстов масс-медиа
-
Способен обозначить природу и вид тех или иных манипулятивных техник, применяемых в медиатексте
-
Интерпретирует интенцию автора текста
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Выполнение упражнений в ходе семинарских занятий
|
Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в том числе для студенческой аудитории для целей преподавания
|
ИК-М 5.3_5.6
| -
Дает определения теориям, концепциям в области массовых коммуникаций
-
Конструирует упражнения, задания для освоения и лекции по освоенному материалу
-
Способен облекать подготовленные образовательные материалы в форму готовых лекций и семинарских занятий
| -
Чтение основной и дополнительной литературы
-
Выполнение упражнений в ходе семинарских занятий
-
Организационно-деятельностные игры
|