Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Р ![]() ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ![]() Негосударственное образовательное частное учреждение ВПО Московский социально-гуманитарный институт УТВЕРЖДАЮРектор МСГИ______________ Е.В. Оганесян«30» сентября 2011 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины – « Иностранный язык» (указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент (указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки 080506 «Производственный менеджмент» (указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет Кафедра государственного управления и менеджмента Квалификация (степень) выпускника бакалавр Ярославль — 2011 Разработчик: и.о. зав. кафедрой гуманитарных наук и информационных систем филиала МСГИ в г. Егорьевске, к.ф.н., доцент О.В. Кормилицина Рецензенты: Редактор Зав. кафедрой гуманитарных наук и информационных технологий МСГИ, доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Соловьева Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «25» сентября 2011 г, протокол № 1. Зав. кафедрой ______________/И.А. Петухова / Одобрена Советом МСГИ « ____» ____________ 2011 г, протокол № Председатель ______________ /Е.В. Оганесян/
1. Цели и задачи дисциплины Цель: формирование у студентов общегуманитарной культуры и целостного взгляда на мир, умений применять философские положения для анализа общественных отношений в сфере профессиональной деятельности.Задачи: - формирование основ научного мировоззрения будущего бакалавра; - формирование умений применять философские категории и законы для анализа социально-экономических процессов; - развитие умений логично формулировать и грамотно излагать мысли, аргументировано отстаивать свои убеждения. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Философия» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Изучение данной дисциплины находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами: «История», «Социология», «Психология», «Правоведение», «Русский язык и культура речи», «Логика и риторика» учебного плана направления подготовки 080200.62 Менеджмент. Понимание закономерностей историко-философского процесса, знание основных философских законов и особенностей анализа социально-экономических отношений позволяет формировать как общекультурные компетенции будущего бакалавра, так и умения анализировать факты и принимать решения в конкретных областях экономической деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные - Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1). - Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями (ОК-2). - Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4). - Владеет культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5); - Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6). Профессиональные компетенции в информационно-аналитической области деятельности: - Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); - способностью оценивать экономические и социальные условия для осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества, мышления. Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы философии в профессиональной деятельности; - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе. Владеть: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы развития общества; - навыками применения философских положений в профессиональной деятельности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе Предмет философии. Структура философского знания. Мировоззрение как система взглядов и убеждений человека. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мироощущение. Религиозное мировоззрение. Вера как предмет философской рефлексии. Философское мировоззрение. Особенности философского знания. Основные проблемы и основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Проблема познаваемости мира. Функции философии. Философия и идеология. Роль философии в познании и преобразовании общества.
Основные философские направления древнеиндийской философии: веданта, буддизм. Понятия сансары, кармы, нирваны, медитации. Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм. Античная философия. Исторические условия возникновения философии в древней Греции. Этапы развития античной философии. Особенности античной философии: космоцентризм, целостность, универсальность. Философия физиса: постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учениях софистов. Сократ о соотношении знания и нравственности. Диалектика как искусство творческого диалога. Античный антропоцентризм и его исторический смысл. Классический период античной философии. Объективный идеализм Платона, его учение об идеальном государстве, законах, справедливости. Философская система Аристотеля. Учение о материи и форме. Теория познания и логика. Учение о государстве и человеке-гражданине. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники). Место античной философии в историко-культурном развитии человечества. Философия Средневековья. Исторические условия и предпосылки возникновения средневековой философии. Основные принципы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, антропоцентризм, провиденциализм, эсхатологизм. Основные этапы средневековой философии (патристика Августина Аврелия и схоластика Фомы Аквинского). Проблема доказательства бытия бога. Спор номинализма и реализма о природе общих понятий. Философия Возрождения. Исторические предпосылки и особенности философии возрождения. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли. Антропоцентризм, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Пантеизм. Реформация и преодоление средневековой схоластики. Утопические идеи идеального общественного устройства (Т. Мор, Т. Кампанелла). Учение о государстве, разграничение политики и морали в трудах Н. Макиавелли. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и его философское осмысление (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Научная революция XVII века и создание механическо-материалистической картины мира. Философия Нового времени. Особенности философской мысли Нового времени. Проблемы субстанции и метода познания в философских концепциях Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Эмпиризм и рационализм как гносеологические парадигмы философии Нового времени. Основные принципы индуктивной (Ф. Бэкон) и дедуктивной (Р. Декарт) методологий. Субъективный идеализм и агностицизм в философии Дж. Беркли, Д. Юма. Проблема «человек – общество – государство». Разработка теории «общественного договора» (Т. Гоббс). Особенности французского материализма XVIII века (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро). Философия эпохи Просвещения. Вера в человеческий разум и общественный прогресс, свободомыслие.
Философская концепция И. Канта (трансцендентализм, априоризм, агностицизм). Нравственный императив и проблема свободы человека. Философия И. Фихте, Ф. Шеллинга. Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Объективный идеализм. Диалектика. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его гуманистическая направленность. Л. Фейербах о сущности и социальных функциях религии. Социально-экономические условия и теоретические источники возникновения марксизма. Философские идеи К. Маркса. Материализм и диалектика. Роль практики. Материалистическая концепция истории. Философская антропология. Место немецкой классической философии в истории философии, ее влияние на последующую философскую мысль.
Сциентизм (позитивизм, философия науки, прагматизм, фрейдизм, структурализм). Позитивизм и его исторические формы: «первый позитивизм» (О. Конт о трех стадиях интеллектуального развития человечества). Эмпириокритицизм «второй позитивизм» (Э. Мах Р. Авенариус о программе «очищения опыта»). Неопозитивизм о философии как деятельности по анализу языка науки. (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Постпозитивизм (критический рационализм К. Поппера), о факторах развития науки (Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос). Прагматизм и его исторические трансформации (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Фрейдизм: бессознательное и психоанализ З. Фрейда. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Неофрейдизм. Гуманистическая философия Э. Фромма. Структурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ж. Деррида). Постструктурализм М. Фуко. Антисциентизм (философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм). Антропологизм и иррационализм как характерные особенности западной философии конца ХIХ века. Философия жизни (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, А. Бергсон). А. Шопенгауэр о мире как представлении и воле. Пессимизм А. Шопенгауэра. «Воля к власти» как теоретическая основа философии Ф. Ницше. Концепция «сверхчеловека». Эволюция мира как развертывание жизненного порыва в философии А.Бергсона. А.Бергсон об открытом и закрытом типах общества. Концепция сознания в феменологии Э. Гуссерля. Герметевтика о познании как понимании. Виды философской герменевтики (Х.Р. Гадамер, П. Рикёр). Экзистенциализм о существование человека. Экзистенциализм и гуманизм. Философия М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса. Бытие человека и бытие мира. Проблема свободы, жизни и смерти, выбора и ответственности (Ж.П. Сартр, А. Камю). Влияние философии экзистенциализма на развитие европейской культуры. Постмодернизм в философии: Ж. Делёз, Ж. Бодрийар, Ж.Ф. Лиотар. Неофундационистская реакция на постмодернизм. А. Бадью, Л. Ферри и А. Конт-Спонвиль. Философия «нового критицизма».
Самобытность русской философии в IХ-ХIII вв. (Илларион, Владимир Мономах). Философская мысль России в ХVIII в. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Философские концепции пути России (западничество и славянофильство, евразийство и почвенники). Русская философия во второй половине XIX – начале XX века. Религиозно-философские искания (К.Н. Леонтьева, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгалкова). Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский). Марксистская философия в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Марксизм и современность. Особенности марксистской философии на Западе и в России. Неомарксизм (Д. Лукач, Г. Маркузе), Л. Альтюссер и англо-саксонский аналитический марксизм. Марксизм советского периода. М.А. Лифшиц, П.В. Копнин, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, Ю.И. Семенов. Идеологизация и политизация философии в 20-30-е годы XX века. Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, П. Флоренский и др. Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России. Философские традиции в русской литературе, искусстве, публицистике. Русская мысль и мировая философская культура. Тенденции современной философии России. Раздел 3. Онтология (философское учение о бытии) Проблема происхождения и сущности мира. Религиозная, философская и научная картины мира. Категория «бытие», ее эволюция. Структура бытия. Материальное в структуре бытия. Понятие материи в философии и науке. Пространство и время как формы бытия материи, их основные свойства. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Проблема сознания в философии. Постановка и решение вопроса об отношении сознания и материи. Специфика человеческого бытия. Проблема происхождения сознания. Место сознания в структуре духовного мира человека. Сознание и бессознательное. Структура сознания. Сознание как отражение. Язык как материальная форма сознания. Знак и значение. Общественная природа и активность сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.
Идея развития, ее историческое изменение. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. Основные концепции развития: диалектика и метафизика. Основные идеи синергетики как учения о саморазвивающихся системах. Понятие связи. Типы взаимосвязи в природе и обществе. Закон как всеобщая, необходимая, повторяющаяся связь. Понятие категории. Философские категории, их соотношение с понятиями специальных наук. Категории «часть» и «целое»; «общее», «единичное», «особенное». Диалектика взаимосвязи единичного и общего в природе и обществе. Категории «причина» и «следствие». Диалектика взаимосвязи причины и следствия. Категории «необходимость» и «случайность» как следствие действия внутренней и внешней причин. Необходимость и закон. Случайность как форма проявления и дополнения необходимости. Категории «возможность» и «действительность», их взаимопревращение при переходе от старого к новому. Вероятность как степень превращения возможности в действительность. Абстрактная и реальная возможность. Категории «содержание» и «форма». Диалектика содержания и формы. Форма как организующий, упорядочивающий фактор бытия. Законы диалектики. Проблема противоречия в философии. Противоречие как источник движения и развития. Противоречие как процесс. Закон противоречия об источнике развития. Качество и свойство. Количество. Мера как единство количественной и качественной определенности объекта. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений о механизме процесса развития. Закон отрицания отрицания о цикличности, поступательности и преемственности в развитии. Сочетание отрицания старого качества и преемственности, новаций и традиций. Детерминизм и индетерминизм. Методологическое значение принципа детерминизма. Система, элементы, структура. Понятие системы. Принцип системности и системный подход. Управление как способ регулирования сложными системами.
Многообразие видов познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания, их диалектика. Агностицизм. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. Познавательные способности человека. Чувственное познание и его формы. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание и его формы. Понятие, суждение, умозаключение. Сенсуализм и рационализм. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Творчество и интуиция. Знание и вера. Вненаучные формы знания. Проблема истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Абсолютное и относительное в истине. Истина как процесс. Конкретность истины. Истина и факт. Критерии истины: корреспонденция, когеренция, практика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы научного познания. Эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Общенаучные методы на эмпирическом и теоретическом уровнях познания: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, исторический и логический, моделирование. Методы теоретического познания: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, логическая формализация. Раздел 6. Социальная философия Предмет, структура, содержание социальной философии. Социальная философия в системе гуманитарного знания. Социальная философия и социология. Социальная философия и история. Общество как предмет познания. Многозначность понятия «общество». Понятие общества и социальных отношений. Природные предпосылки социального. Проблемы взаимодействия природы и общества в истории философии. Основные направления влияния общества на природу. Сущность географического детерминизма и геополитики. Структура общества. Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Философские модели общественной жизни: материалистическая, идеалистическая, натуралистическая. Основные сферы жизни общества (экономическая, социальная, политическая, духовная). Материальные основы жизни общества и человека. Структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания. Социальная психология и идеология. Понятия «культура» и «цивилизация» в исследовании общества. Раздел 7. Философская антропология Проблема происхождения и сущности человека в истории философии. Гуманизм: понятие и исторические формы. Многомерность человека и его бытия. Человек как системное единство биопсихосоциальных качеств. Философские традиции (концепции) исследования человека: рационалистическая, социологизаторская, экзистенциальная, теологическая. Комплексный характер антропогенеза. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Психологическая и социологическая (ролевая) структуры личности. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Социализация и инкультурация человека. Индивидуализация и ее особенности. Проблема типологии личности. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Свобода и ответственность личности: историко-философские подходы. Виды свободы. Ответственность личности, ее виды. Смысл жизни человека. Образ человека и представление о смысле жизни в различных философских учениях. Человек как субъект экономики. Человек и культура. Аксиология как учение о ценностях. Ценность как способ освоения мира человеком. Ценности и идеалы. Познавательные ценности. Моральные и нравственные ценности. Роль морали в жизни человека и общества. Эстетические ценности. Ценностные ориентации человека. Свобода совести. Духовные ценности и их роль в жизни человека.
Понятие исторического процесса. Многомерность всемирной истории. Культура и цивилизация как категории философии истории. Понятие исторической эпохи. Смысл, направленность, периодизация исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Концепции исторического процесса (теория общественно-экономических формаций К. Маркса, концепции локальных цивилизаций А. Тойнби, теория социокультурных систем П. Сорокина, технократические концепции). Понятие общественного прогресса. Проблема критериев общественного развития. Субъекты исторического процесса. Современный мир как единая, целостная, противоречивая система. Понятие, признаки, иерархия глобальных проблем. Миросистемный подход к социальным явлениям. Сущность современной глобализации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 5.2 Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с базовыми (предшествующими) дисциплинами
5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.4. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары)
8. Тематика контрольных работ (рефератов)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение: - презентации к лекциям по курсу «Философия»; - электронные учебные курсы
Электронная библиотека по гуманитарным наукам. http://www.gumer.info/ Библиотека Максима Мошкова Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.lib.ru «Скепсис». Научно-просветительский сайт. Электронная библиотека. www.scepsis.ru Энциклопедии Кирилла и Мефодия http://www.megabook.ru/DLRubricator.asp?RNode=3646 Интернет-библиотека СМИ. http://www.public.ru/ Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/
Стационарный мультимедийный комплекс. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1) Традиционные образовательные технологии. Установочная (вводная) лекция - Раздел 1 Информационно-объяснительная лекция - Разделы 2, 3 Обобщающая лекция - Раздел 8 Семинар - Раздел 2 2) Технологии проблемного обучения. Проблемная лекция - Разделы 4, 5, 6, 7 Проблемный (эвристический) семинар - Раздел 5 3) Игровые технологии. Ролевая игра Элементы ролевой игры (тематика): Спор материалиста и идеалиста; дискуссия о проблемах познаваемости мира (агностики и когнитивисты). Суд над Сократом (выбор участников, распределение ролей). Деловая игра Элементы деловой игры (тематика): Общественный договор: социально-экономические проблемы. Человек в системе социальных связей. Проблема смысла жизни. 4) Технология проектного обучения (используются для организации самостоятельной работы студентов). Исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, информационные проекты (при выборе тем рекомендуется обратиться к тематике рефератов). 5) Интерактивные технологии. Семинар – дискуссия - Раздел 5 Семинар – конференция (круглый стол) - Раздел 2
Лекция-визуализация (используется при изучении разделов). Семинар-презентация (используется при изучении разделов). Средства текущего контроля: выступления студентов в ходе семинара (участие в дискуссии, аргументация выдвигаемых положений), подготовка проектов заданий, индивидуальное собеседование, защита рефератов, подготовка презентаций, тестирование. 12. Вопросы для подготовки к экзамену.
Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры « »____________________20__ г.
Внесенные изменения утверждаю Ректор МСГИ_______________/Е.В. Оганесян/«_____»___________201_ г. Смотрите также: Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование учебной дисциплины
285.62kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины «Иностранный язык»
374.41kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык
248.29kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык (английский) в сфере юриспруденции
597.33kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык (английский) в области экономики Направление подготовки 080100
564.88kb.
2 стр.
Рабочая программа дисциплины б 01 Иностранный язык (немецкий язык) для 261400 Технология художественной обработки материалов
373.89kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины в 01 Деловой иностранный язык (немецкий язык) для 261400 Технология художественной обработки материалов
222.09kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. I.»
478.93kb.
6 стр.
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)»
288.12kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету иностранный язык для 6 классов
860.99kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный»
504.81kb.
3 стр.
Кафедра "Информационные технологии и профессиональный иностранный язык" Кафедра «Информационные технологии и профессиональный иностранный язык» 74.13kb.
1 стр.
|