Главная
страница 1
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций

полное наименование института, факультета


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Годяев А. И.

подпись, Ф.И.О.

«__» __________ 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики»

(наименование дисциплины)

для специальности 19040265 Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте_____________________________________________



(шифр и наименование специальности)

Составлена: Крамаренко Е.Р., преподавателем кафедры «Автоматика и телемеханика»_______________________________________________________



(Ф.И.О., должность, ученое звание)

Обсуждена на заседании кафедры  Автоматика и Телемеханика



полное наименование кафедры-разработчика

«__» ____________ 2011г., протокол № ___

Одобрена на заседании методической комиссии Управления Автоматизации и Теллекомуникаций

полное наименование института/факультета

«__» ____________ 2011 г., протокол № ___



.

Одобрена на заседании методической комиссии





полное наименование института/факультета

«__» ____________ 2011 г., протокол № ___

2011г.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





    1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с системами железнодорожной автоматики и телемеханики, использование их в перевозочном процессе для обеспечения безопасности движения поездов; эффективность используемых систем для различных типов дорог при различной интенсивности движения.

1.2 Задачи изучения дисциплины Изучив дисциплину, студент должен:

1.2.1. Знать структуру железных дорог и технологию работы, организацию управления перевозочным процессом; роль устройств автоматики и телемеханики в перевозочном процессе в обеспечение безопасности движения; эксплуатационно-технические требования к системам железнодорожной автоматики и телемеханики; методы повышения пропускной способности перегонов и станций, перерабатывающей способности сортированных станций, повышения культуры производства;

1.2.2 Владеть: методами анализа работы перегонных и станционных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в зависимости от категории железных дорог, интенсивности поездной и маневровой работы.

2.Содержание программы

2.1. Основные виды учебных занятий и формы самостоятельной работы

Таблица 2.1

Семестры

Продолжительность (недели)

Число часов аудиторных занятий

(по оперативному плану)



Количество

РГР


Число часов самостоя-тельной

работы


Всего

в том числе

Лекции

Практи-ческие

занятия


Лабораторные

занятия


7

16

32

16

16




2

50

Всего

16

32

16

16




2

50

Таблица 2.2



Семестры

Расчетно-проектировочные работы

(РГР)


Срок

выдачи


Срок

сдачи


Число

Часов


7

РГР№1.Планирование работ с помощью сетевых графиков

2

10

24

РГР№2. Принятие решений в условиях недостаточной информации.

10

16

18



3.Тематическое содержание курса


Номер занятия (лекции, практического, семинарского, лабораторного занятия)

Содержание занятия

Кол-во часов

Лекция 1. Цель и содержание курса.

Роль СЖАТ в обеспечении безопасности движения, пропускной способности. Управление эксплуатационной работы ж.д.



Роль железнодорожного транспорта в экономике страны.

Классификация устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), их роль в обеспечении объектов перевозочного процесса, в обеспечении безопасности движения.

Объекты контроля и управления устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Основы сигнализации на

железнодорожном транспорте. Применение сигналов для управления перевозочным процессом. Основные показатели работы железных дорог. Организация и управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте.

Технико-экономическая эффективность систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Влияние СЖАТ на пропускную и перерабатывающую способность, а также участковую скорость. Методика расчета технико-экономической эффективности систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Составляющие капитальных вложений и эксплуатационных расходов при расчете экономической эффективности. Учет экономических потерь при ненадежном функционировании устройств СЖАТ и нарушениях безопасности движения поездов. Сравнительная оценка и выбор СЖАТ.


2

Лекция 2. Эксплуатационные основы станционных систем автоматики и телемеханики


Назначение и классификация раздельных пунктов. Технология работы промежуточной, участковой и сортированной станции. Станционное сооружения и устройства, станционные пути, парки и их специализация.

Технико-распорядительный акт станции (ТРА). Принцип действия маршрутно-контрольных устройств, механической и электрической централизации.

Электрическая централизация, требования ПТЭ. Классификация систем.

Границы централизованного управления, применение местного управления стрелками. Виды связи на станции. Аппараты управления и контроля на станции. Применение микропроцессорной техники. Конструкции постов ЭЦ. Вспомогательные системы, применяемые при электрической централизации.



2


Номер занятия (лекции, практического, семинарского, лабораторного занятия)

Содержание занятия

Кол-во часов

Лекция 3. Схематический план станции

Элементы схематического плана и их условное изображение нумерация путей стрелок и светофоров на станции. Применение рельсовых цепей для контроля состояния элементов станционного путевого развития, расстановка изолирующих стыков. Определение ординат стрелок и светофоров. Определение полезной и полной длины приемо-отправочных путей. Враждебность маршрутов. Взаимозависимость стрелок, сигналов и маршрутов. Таблица взаимозависимостей на станции.

2

Лекция 4. Эксплуатационные основы перегонных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

Способы обеспечения безопасности движения на перегонах. Разграничение движущихся поездов по времени и по расстоянию. Требования ПТЭ к перегонным устройством ЖАТ

Полуавтоматическая блокировка. Определение минимальных интервалов между попутно-следующими поездами, мест расположения блок-постов. Контроль прибытия поезда в полном составе.

Автоблокировка. Классификация систем АБ в зависимости от эксплуатационно-технических требований. Применение централизованных систем автоблокировки с проходными светофорами и без них. Защитные участки.

Передача информации с пути на локомотив. Виды автоматической локомотивной сигнализации, способы кодирования информации. Контроль скорости и контроль бдительности машиниста, авто регулировка скорости. Системы автоматического управления тормозами.



2

Лекция 5. Понятие о тяговых расчетах.

Силы, действующие на поезд. Определение интервала между попутно следующими поездами. Системы сигнализации при разделении межпоездного интервала на два, три или четыре блок-участка. Способы расстановки светофоров автоблокировки. Корректировка мест установки светофоров в зависимости от рельефа местности, наличия искусственных сооружений, видимости сигналов.

2

Лекция 6. Эксплуатационные основы применения устройств заграждения

Обеспечение безопасности движения на переездах. Классификация переездов и устройств заграждения. Расчет времени извещения и длин участков извещения. Дополнительные меры обеспечения безопасности. Эксплуатационно-технические требования. Переездная сигнализация на станциях. Известительная сигнализация на мостах и в тоннелях.


2

Номер занятия (лекции, практического, семинарского, лабораторного занятия)

Содержание занятия

Кол-во часов

Лекция 7. Эксплуатационные основы применения систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Назначение систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля, виды диспетчерского управления. Местное, резервное и автономное управления на станциях при диспетчерской централизации. Требования ПТЭ к устройствам диспетчерской централизации. Эксплуатационно-технические требования к системам ДЦ.

Автоматизация процессов управления в современных системах диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Автоматизированные центры диспетчерского управления. Принципы организации информационно-вычислительных сетей диспетчерского управления. Оперативные подсистемы АСУЖТ. Автоматизированное рабочее место диспетчера. Автоматизированный анализ выполнения графика движения поездов и обслуживания устройств автоматики.


2

Лекция 8. Эксплуатационные основы автоматизации и механизации на сортировочных станциях.

Сортировочная работа на станциях.

Типы горок, план и профиль горки, определение высоты горба горки. Перерабатывающая способность горки. Комплексная механизация и автоматизация сортировочного процесса на горках.



2

Построение схематического плана станции.

ПР1.Расстановка изолирующих стыков на схематическом плане станции

2

ПР2.Расстановка поездных и маневровых светофоров

2

ПР3.Расчет координат стрелок и светофоров

2

ПР№4.Таблица основных, вариантных и элементарных маневровых маршрутов.

2

ПР№5. Охранные стрелки и негабаритные стрелочные участки. Обеспечение безопасности при маршрутных передвижениях.

2

Расстановка светофоров автоблокировки по кривым скорости.

ПР№6.Корректировка мест установки светофоров АБ

2

  1. ПР№7. Расчет тормозных путей. Проверка длин б/у на соответствующие длинам Определение длины поезда и вместимость путей в
    условных вагонах.

Определение интервала по входу поезда на станцию.


2

Темы для рефератов по дисциплине «Эксплуатационные основы АТ»




  1. Этапы развития железнодорожного транспорта и устройств СЦБ в России

  2. Классификация систем железнодорожной автоматики и телемеханики

  3. Классификация систем электрической централизации

  4. Технология работы промежуточной станции

  5. Классификация переездов

  6. Обеспечение безопасности движения на переездах

  7. Особенности управления переездами на станциях

  8. Расчет параметров переездной сигнализации

  9. Диспетчерское управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте

  10. Виды диспетчерского управления. Графики движения поездов

  11. Автоматизированные центры диспетчерского управления

  12. Загрузка оперативного персонала

  13. Информационная модель перевозочного процесса

  14. Автоматизация управления движением поездов

  15. Классификация средств автоматизации и механизации на сортировочных станциях

  16. Технология работы сортировочной станции

  17. Сортировочная работа на станциях

  18. Расчет параметров движения отцепов по горке

  19. Перерабатывающая способность сортировочной горки

  20. Основные составляющие комплексной автоматизации сортировки вагонов

  21. Учет экономических потерь при ненадежном функционировании устройств СЖАТ и нарушениях безопасности движения поездов

  22. Требования ПТЭ к системам железнодорожной автоматики и телемеханики
    Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог

ЗАДАНИЕ


На расчетно-графические работы по дисциплине «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики»


Расчетно-графическая работа №1. Разработка схематического плана станции


Для заданного путевого развития станции произвести:

  1. Специализацию путей станции;

  2. Нумерацию стрелок и путей;

  3. Расстановку поездных и маневровых светофоров, изолирующих стыков;

  4. Расчет ординат стрелок и светофоров (ширина междупутья, тип рельсов и марка крестовин указывается преподавателем);

  5. Составить таблицу маршрутов (поездных, вариантных поездных, маневровых) и таблицу охранных стрелок и негабаритных изолирующих стыков.

Для определения ординат стрелок и сигналов использовать ситуации взаимного расположения светофоров, стрелочных переводов и соответствующие таблицы.

Расчетно-графическая работа№2 Разграничение поездов на перегонах


1. Определение длины поезда

Определить длину поезда ( в условных вагонах и в метрах), сформированного из 4-х осных крытых вагонов, 4-х осных цементовозов и 8-осных цистерн. Результаты расчетов сравнить с полезными длинами приемо -отправочных путей станции, определенными в задании № 1.

Вариант задания и исходные данные (тип локомотива, масса состава, доля массы состава, приходящаяся на каждую группу вагонов) указаны в таблице. Данные о длине подвижного состава приведены в табл.4.11./2/, масса брутто для различных типов вагонов – в табл.4.12/2/.


Вариант

Масса состава, т

Тип локомотива

Доля массы состава на группу вагонов

L 4k L 4w L8



Длинна короткого пути

1-10

5000

2ТЭ10Л

30 35 35

850

11-15

5500

ВЛ 8

20 40 40

950

16-25

6000

ВЛ 11

40 30 30

1050

25-33

6200

ВЛ 80К

30 30 40

900

34-45

5800

ВЛ 85

35 35 30

1150



Длина поезда определяется из выражения


Lп = 1c+l л mл +10, /2/
Где l л –длина локомотива, м; mл –число локомотивов;


длина состава, м;

l i – длина вагона, м; n j – количество однотипных вагонов;






где q i -средняя масса вагонов для однотипной группы;

L i - доля массы состава, приходящаяся на каждую группу

вагонов;

10 – запас длины на неточность установки поезда.



Длина поезда не должна превышать полезную длину приёмо -отправочных путей (ПОП). Если вычисленная длина поезда получилась больше длины ПОП, то вес состава уменьшается так, чтобы длина поезда равнялась длине ПОП.

Длина поезда и вместимость путей определяется и учитывается в условных вагонах длиной 14 м.


ЗАДАНИЕ №2. Расстановка светофоров трехзначной АБ
1. Исходные данные:

    1. Кривая скорости с минутными засечками.

    2. Координаты входных и выходных светофоров раздельных пунктов из задания №1.

    3. Станция оборудована устройствами ЭЦ

  • с раздельным управлением стрелками (с 16 по 25 номер по списку группы),

  • с маршрутным управлением стрелками (с 1 по 15 номер по списку группы).

    1. Расчетный межпоездной интервал (задается преподавателем):

I1 = 6 мин с 1 по 7 номер по списку группы

I2 = 7 мин с 8 по 15 –“- -“- -“-


Ig = 8 мин с 16 по 25 номер по списку группы.


    1. Длина поезда принимается из задания №2 откорректированной до одной из стандартных длин ПОП (850, 950,1050,1250).

  1. После расстановки светофоров:

    1. Определить интервал по входу поезда на станцию аналитически и графическим способом, сравнивать его с перегонным и, если надо, произвести его корректировку.

    2. Определить длины блок -участков.

    3. Проверить, удовлетворяют ли длины блок -участков длинам тормозных путей при полном служебном и автостопном торможении. Последние определить по номограммам.

    4. Произвести расчет веса состава Qгр и значения lгр. По условиям трогания с места.

5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.Основная рекомендуемая литература


  1. Правила тяговых расчетов для поездной работы. –М.: Транспорт, 1985.-287 с.

  2. Гребенюк П.Т., Долганов А.Н., Скворцова А.И. Тяговые расчеты: Справочник./Под ред.П.Т.Гребенюка.-М.:Транспорт,1987.-272 с.

  3. Кокурин И.М., Кондратенко Л.Ф. Эксплуатационные основы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. -М.% Транспорт. 1989.-184 с.

  4. Мирсанов В.Д., Ушакова А.В. Эксплуатационные основы применения систем автоматики и телемеханики: Учебно-методическое пособие. –Хабаровск, ДВГАПС. –62 с. 1996г.

  5. Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта/ под ред. Вл. В. Сапожникова. - М.: Маршрут, 2006. - 247 с.

  6. Ушакова, А.В. Схематический план станции с осигнализованием и маршрутизация станционных передвижений: Методическое пособие / А.В. Ушакова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 41 с



5.2. Дополнительная литература


  1. Правила технической эксплуатации железных дорог
    Российской Федерации. М.:РОО " Техинформ", 1999.

  2. Инструкция по сигнализации на железных дорогах
    Российской Федерации. М.: Транспорт, 1994

  1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на
    железных дорогах Российской Федерации. М.: РОО
    "Техинформ", 1999.

  2. ОСТ 32. 17.92. Безопасность железнодорожной автоматики
    и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения.

  3. ОСТ 32. 111.98. Системы железнодорожной автоматики и
    телемеханики. Условные графические изображения и
    индификация.

6. ОСТ 32.111.98. Системы железнодорожной автоматики и
телемеханики. Эксплуатационно-технические требования к
системам ЦД.

  1. Инструкция по определению станционных и межпоездных
    интервалов / МПС СССР. М:. Транспорт, 1981.

  2. Инструкция по проектированию станций и узлов на
    железных дорогах Союза ССР/МПС СССР. М:. Транспорт,1978.

  3. Нормы технологического проектирования НТП СЦБ/МПС -
    99 с титр. 1999

  1. Инструкция по приемке в эксплуатацию законченных
    строительством объектов железнодорожной автоматики,
    телемеханики и связи. М:. Трансиздат, 1998.

  1. Строительно-технические нормы Министерства путей
    сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи
    1520 мм. М.: Транспорт, 1995.

  2. Кочнев Ф.П., Сотников И.Б:. Управление
    эксплуатационной работой железных дорог: Учебное пособие
    для вузов. М.: Транспорт,!990.

  3. Железнодорожные станции и узлы /В.М. Акулиничев,
    Н.В.Правдин, В.Я. Болотный, Н.Е. Савченко; Под редакцией
    В.А. Акулиничева. М.: Транспорт,!992.

  4. Станционные системы автоматики и телемеханики:
    Учебник для вузов, трансп. /Вл. В. Сапожников, Б.Н. Елкин, И.М.
    Кокурин и др.; Под редакцией В. В. Сапожникова. М.:
    Транспорт, 1997.

  5. Ягудин Р.Ш. Надежность устройств железнодорожной
    автоматики и телемеханики. М.: Транспорт, 1989.

  6. Мирсанов В.Д. Станционные системы автоматики и
    телемеханики: Методические указания с заданием на
    контрольную работу.—Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000.- 39 с.:
    ил.

  1. Мирсанов В.Д. Ушакова А.В. Эксплуатационные основы
    применения систем железнодорожной автоматики и
    телемеханики: Учебно—методическое пособие.—Хабаровск:
    ДВГУПС, 1996.-62 с.


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики»
163.99kb.
1 стр.
«Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира»
14.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины
152.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины " материаловедение и технология конструкционных материалов " Цикл
131.83kb.
1 стр.
Южный научный центр ран
724.6kb.
9 стр.
Мобильные комплексы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
148.97kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «основы высшей математики, статистики и информатики» для специальности 060108
198.02kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.
1 стр.
Автоматизация диагностирования, мониторинга и технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики
278.16kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры и строительных конструкций»
108.23kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Геологические основы прогноза полезных ископаемых
163.89kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины б 1 Специальная педагогика
576.73kb.
4 стр.