Главная
страница 1
Областные Рождественские чтения 2011 года.

Информация Суховой А.А., заведующей ИДК отдела образования

В государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» прошли V Нижегородские Рождественские чтения по тем е «Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении при переходе к Федеральным государственным образовательным стандартам».

Из Вознесенского муниципального района в Чтениях приняли участие 5 человек:

- иерей Вадим Курносов, помощник Благочинного по вопросам образования и катехизации,

- Сухова А.А., заведующая информационно-диагностическим кабинетом отдела образования,

- Карымова Н.Е, методист по дополнительному образованию ИДК,

- Ларюшкин В.И.,

- Ларюшкина С.Н., педагоги муниципального образовательного учреждения Курихинской основной общеобразовательной школы.

На пленарном заседании с приветственным словом к участникам Чтений обратились протоиерей Виктор Софронов, руководитель отдела образования Нижегородской епархии Русской православной церкви, министр образования Нижегородской области Наумов Сергей Васильевич и Николай Юрьевич Бармин, ректор ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Протоиерей Виктор Софронов выступил с докладом «О взаимодействии Нижегородской епархии с муниципальными образовательными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию при переходе к Федеральным Государственным образовательным стандартам».

С докладом «Система духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении в рамках Федеральных Государственных образовательных стандартов» выступила Максимова Светлана Алексеевна, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», доктор философских наук.

В докладах выступающих прозвучала тревога за будущее нашей страны и надежда на ее возрождение. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций от веры привело к кризису общественного сознания. Как пишет И.А.Ильин, «человечество попыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести, и вот налицо несостоятельность ее и распад». Он же заключает: «Переживаемый нами кризис касается не столько политики или экономики, сколько духа».

Есть 3 системы передачи базисных фундаментальных ценностей: семья, школа и церковь, без которых народ не может существовать. Из истории мы знаем, что народы, которые забывали свою историю, свои духовные ориентиры и ценности, со временем исчезали с карты мира. Поэтому сегодня от семьи, школы и церкви зависит будущее страны, и каждой из них предоставлена возможность внести свой вклад в укрепление духовно-нравственных основ.

Молодое поколение надо воспитывать в духе ответственности перед Отечеством и обществом. Главными в воспитании должны стать идеалы материнства, семейных ценностей и христианской нравственности.

Долг учителя – давать ученикам не только знания, но и воспитывать в них чувство глубокой любви к своему дому, к родителям, к Отечеству.

Для изменения сложившейся ситуации общество делает решительные и важные шаги: министерство образования Нижегородской области приняло Концепцию гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы.

Концепция появилась как отклик на социальный запрос. В ней фактически описывается, какого «человека будущего» хочет видеть государство и общество. В качестве базовых ценностей предлагаются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество.

Цель школьных лет – не сдача ЕГЭ, а воспитание успешного гражданина России XX1 века. Новые задачи, поставленные перед школой, потребуют пересмотра всего содержания образования. Духовно-нравственное воспитание касается всех предметов и прежде всего внеурочной работы.

С нового учебного года младшие школьники будут заниматься по новому базисному учебному плану. В целях обеспечения полноты и цельности образования и индивидуальных потребностей обучающихся на ступени начального общего образования Базисный учебный план начального общего образования предусматривает выделение раздела «Внеурочная деятельность» (10 часов в неделю), который является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Одним из направлений внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями является духовно-нравственное воспитание. Оно должно осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Кафедрой начального образования НИРО разработаны программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра», «Мы – нижегородцы!», которые могут использоваться образовательными учреждениями. Кроме этого могут быть использованы авторские программы, созданные учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность выбора программ внеурочной деятельности. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий детей и их родителей.

Работу Рождественских образовательных чтений продолжили творческие лаборатории, где обсуждались опыт – ресурсы – проблемы – пути решения – предложения. Опытом делились сотрудники НИРО, начальники управлений образования, руководители образовательных учреждений и православных гимназий, муниципальные дошкольные образовательные учреждения, учителя начальных классов. Работа творческих лабораторий проходила по четырем направлениям:

- концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы и вариативная часть учебного плана образовательных учреждений;

- социальный проект как технология духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

- вопросы управления реализацией Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы;

- церковь и школа: соработничество в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.

В работе творческой лаборатории по первому направлению принял участие и Ларюшкин Владимир Ильич, преподаватель основ православной культуры Курихинской основной общеобразовательной школы, представивший опыт работы по теме: «Использование краеведческого материала в процессе изучения ОПК».

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. В течение нескольких лет под руководством Ларюшкиных В.И. и С.Н. учащиеся разрабатывали экскурсионный маршрут «Старая Куриха», где, по благословению Серафима Саровского, пустынножительствовала Анастасия Семеновна Логачева и где позднее была основана Курихинская Знаменская женская община. Сохранился камень, на котором молилась монахиня, сохранились и родники, открытые ею. Экскурсию по данному маршруту совершили учащиеся почти всех школ района, ребята из Сарова, преподаватели ОПК, работники учреждений культуры, представители предприятий туриндустрии и СМИ Нижегородской области.

Содержание учебного материала курса основ православной культуры, который преподает Владимир Ильич, наполнено образцами высоконравственного поведения людей – земляков. В Год Учителя был собран материал о Сатаеве Анатолии Матвеевиче, работавшем в Курихинской школе учителем в 1943-1946 г.г.и награжденном медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».



Собранный краеведческий материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении основ православной культуры. Преподавание этого предмета строится на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизнью, способствует духовно-нравственному становлению и развитию личности.


Смотрите также:
Областные Рождественские чтения 2011 года. Информация Суховой А. А., заведующей идк отдела образования
52.99kb.
1 стр.
Хii международные Рождественские образовательные чтения 24-31 января 2004 года Архимандрит Иоанн (Экономцев)
112.46kb.
1 стр.
Отдела образования администрации муниципального образования
2644.05kb.
15 стр.
Одним из приоритетных направлений работы отдела образования в 2011 году стало развитие учительского потенциала. С 1 января 2011 года внедрена новая модель аттестации педагогических работников
24.33kb.
1 стр.
Публичный доклад отдела образования администрации г. Енисейска по итогам 2011 -2012 учебного года
1336.49kb.
7 стр.
Информация Отдела загс администрации города Волгодонска о показателях рождаемости и смертности на территории муниципального образования
24.97kb.
1 стр.
Летопись районного отдела народного образования
15.75kb.
1 стр.
Информация о работе отдела внутренней политики Сандыктауского района за 1 полугодие 2012 года
126.04kb.
1 стр.
Информация о педагогических работниках
32.02kb.
1 стр.
Информация по реализации комплекса мер по модернизации образования в Покровском районе в 2011 году
66.44kb.
1 стр.
Информация предоставлена Главным специалистом отдела муниципального развития
234.1kb.
1 стр.
Название мероприятия
62.28kb.
1 стр.