Главная
страница 1страница 2страница 3


ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(национальный исследовательский университет)

Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Златоусте


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Декан металлургического

Общая металлургия

факультета

__________________В.И. Чуманов

___________________А.Н. Дильдин

__________________20_________г.

__________________20_________г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ДВ.3-2.01.02 История рисунка и графики

для 261400 Технология художественной обработки материалов

профиль подготовки: Технология художественной обработки материалов

форма обучения: очная

кафедра-разработчик: Общая металлургия
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 261400, утвержденным приказом Минобрнауки от 21.12.2009 № 744
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Общая металлургия протокол № 1 от 2 сентября 2011-2012 уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № 1 от 13 сентября 2012 года на 2012-2013 уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № ___ от ______ 20__ года на 20__-20__ уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № ___ от ______ 20__ года на 20__-20__ уч. год
Зав. кафедрой разработчика: д.т.н., профессор В.И. Чуманов ___________________
Ученый секретарь кафедры: к.т.н., доцент А.В. Рябов _____________________
Разработчик программы: к.и.н., доцент С.Н. Куликовских __________________
Рецензент (ы) ________________________________________________________
Златоуст, 2011

1. Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний, необходимых для проектирования и изготовления изделий художественной гравюры на металле, на стали в том числе, с учетом исторического опыта, развития графики и орнаментики, также формирование художественного вкуса и навыков восприятия исторического развития искусства гравюры, развитие образного и пластического (творческого) мышления, привитие навыков искусствоведческого анализа произведений искусства и выявления закономерности художественного творчества графиков и гравёров.

Задачами изучения дисциплины являются научить студента:

– владеть теоретическими основами искусства западноевропейской гравюры, знать ее виды и их особенности;

– выявлять отличительные черты и характерные особенности техник и способов гравюры;

– понимать закономерности развития искусства, основные принципы и условия сложения традиций художественных школ металлообработки, Златоустовской в том числе;

– владеть терминологией;

– уметь применять на практике теоретические знания основ технологического процесса художественной гравюры на металле.


  1. Место дисциплины в структуре ООП [бакалавриата/ магистратуры/специалитета] (выбирается автоматически в зависимости от кода квалификации)




Перечень предшествующих дисциплин, видов работ

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Б.3-1.03 Художественное материалове-дение

Б.3-1.05 Технология обработки материа-лов

Б.3-2.01 Рисунок

Б.3-2.02 Живопись и цветоведение

Б.3-2.03 Композиция

В.3-2.01 Скульптура и лепка

В.3-2.02 История искусств

В.3-2.03 Дизайн



Б.3-1.01 Компьютерное проектирование

Б.3-1.04 Покрытие материалов

Б.3-1.06 Оборудование для реализации технологий художественной обработки материалов

ДВ.3-1.02.01 Художественные изделия из драгоценных металлов и камней

ДВ.3-2.02.01 Техническая и эстетическая оценка готовой продукции

ДВ.3-2.03.01 Мастерство



(дисциплины и виды работ выбираются из учебного плана)

Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:


Студент должен знать

техники и способы художественной обработки металла;

историю стилей

способы построения композиции

дизайн
Студент должен уметь

составлять композицию

составлять орнамент

выполнять рисунок


Студент должен владеть

техникой рисунка

основными приемами художественной обработки металла

законами композиции

– навыками эскизирования

– навыками гравирования


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-3)

– понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4)

– осознает значение накопленных гуманитарных ценностей для сохранения и развития современной культуры страны (ОК-7)

– способен сочетать научный и экспериментальный подход для решения поставленных задач (ОНК-2)

– способен решать профессиональные задачи в области проектирования, подготовки и реализации художественно-промышленного единичного и мелкосерийного производства (ОНК-7)

– готов отражать современные тенденции отечественной и зарубежной культуры в профессиональной деятельности (ОНК-11).

– способен к планированию и реализации программ индивидуального и мелкосерийного производства художественно-промышленной продукции, обладающей эстетической ценностью (ПК-1)

– способен к проектированию и созданию художественно-промышленных изделий, обладающих эстетической ценностью, к разработке проектировании художественных или промышленных объектов (ПК-7)

– способен к художественно-производственному моделированию проектируемых объектов в реальные изделия, обладающие художественной ценностью (ПК-8)

– способен к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11)

– готов к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий (ПК-13)


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: терминологию, понятия и определения технологии художественной гравюры, методику работы над изделием гравюры, собственно технологический процесс ее изготовления, генезис и эволюцию гравюры как вида изобразительного искусства, характерные черты основных видов гравюры.

Уметь: соблюдать стилевые особенности при создании единичного изделия или композиционного ансамбля; давать приближенную тематическую интерпретацию конфигурации изделия; использовать арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия? составлять композицию для выполнения ее на металле, анализировать технологические процессы, выявлять причины дефектов, брака и их исправления.

Владеть: понятиями стиля и стилевыми художественными особенностями; традициями отечественной художественной школы; материаловедческой и технологической базой для разработки оригинального художественного продукта.
4. Объем и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _72____ (заполняется из учебного плана) зачетных единиц, __2,0_____ (заполняется из учебного плана) часов.




Вид учебной работы

Всего часов

Разделение по семестрам в часах.

Номер семестра



5*

6*

7*

8*

Общая трудоемкость

дисциплины



72





72



Аудиторные занятия

36





36



Лекции (Л)

18







18




Практические занятия, семинары (ПЗ)

18





18



Лабораторные работы (ЛР)

и (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа (СРС)

  • Курсовой проект

  • Курсовая работа

  • Реферат

  • Расчетно-графическая работа

  • Семестровое задание

  • Подготовка к экзамену, зачету

  • другие виды самостоятельной работы

32





32





+



Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

4





4



Вид итогового контроля (ИА) (зачет, экзамен)










зачет






5. Содержание дисциплины


Номер раздела, темы

Наименование разделов,

тем дисциплины



Объем занятий по видам в часах

Всего

Л

ПЗ

ЛР

СРС

КСР

ИА

1

Причины и условия появления гравюры – особого вида изобразительного искусства. Определение термина гравюра. Общекультурное значение гравюры.

8

2

2




4







2

Технологические возможности гравюры.

Особое свойство гравюры эпохи Возрождения. Гравюра и ремесла. Гравюра как разновидность прикладного искусства.



8

2

2




4







3

Зарождение гравюры в Германии, особенности гравюрных школ Нидерландов, Италии, Франции, Голландии, Англии, Японии.

Гравюра XVIII в. – «малое искусство»



10

2

4




4







4

Неповторимый облик русской гравюры XVII – XX вв.

8

2

2




4







5

История развития гравюры в Златоусте. Роль и место произведений оружейного искусства ЗОФ на фоне общероссийского и мирового развития культуры и искусства.

8

2

2




4







6

Развитие гравюры в условиях оружейного производства XIX в. Роль ученых - металлургов. Сложение первого коллектива художников-гравёров и основ Златоустовской школы художественного металла.

7

2

2




3







7

Развитие гравюры на стали в условиях оборонного предприятия. Предметы ширпотреба. Утрата прикладного характера гравюры. Особенности стиля, декора изделий. Подарочные изделия.

7

2

2




3







8

Художественный металл Златоуста 1990- нач. XXI в. Обращение к классическим основам Златоустовской школы. Традиции и новаторство.

7

2

2




3







9

Изделия мастеров Златоустовской гравюры на стали на отечественных и зарубежных выставках XIX – начала ХХI вв.

5

2






3









5.1. Лабораторные работы (не предусмотрены)

5.2. Практические занятия


Номер занятия

Номер

раздела


или темы

Наименование и краткое содержание практических занятий

Характер занятий и цель

Кол-во

часов






1.

1

Причины и условия появления гравюры – особого вида изобразительного искусства. Определение термина гравюра. Общекультурное значение гравюры.


Познакомить студентов с особенностями формирования одного из видов изобразительного искусства, выявить характерные черты и сформировать представление о гравюре как явлении культуры и искусства

2





2

2

Технологические возможности гравюры. Гравюра и ремесла.

Особое свойство гравюры эпохи Возрождения.

Гравюра как разновидность прикладного искусства.



Расширить знания студентов о видах искусства, истоках и особенностях их технологической части; дать представление об особенностях творчества и художественной манеры ее ярких представителей эпохи Итальянского и Северного Возрождения

2



3, 4

3


Зарождение гравюры в Германии, особенности гравюрных школ Нидерландов, Италии, Франции, Голландии, Англии, Японии.

Гравюра XVIII в. – «малое искусство»



Закрепить сведения о формировании гравюры в Европе и ее особенностях, выявить характерные черты художественных стилей в искусстве западноевропейской и восточной гравюры

4





5

4


Неповторимый облик русской гравюры XVII – XX вв.



Формировать представление

о генезисе и эволюции одного из видов изобразительного искусства – гравюры в России, дать представление о синтезе «классического» и национального в русской гравюре.


2




6


5


История развития гравюры в Златоусте.

Роль и место произведений оружейного искусства Златоустовской оружейной фабрики на фоне общероссийского и мирового развития культуры и искусства.



Расширить знания студентов о прикладном характере гравюры, показать ее связь с особым жанром – оружейным



2





7


6


Развитие гравюры в условиях оружейного производства XIX в. Роль ученых-металлургов. Сложение первого коллектива художников-гравёров и основ Златоустовской школы художественного металла.


Формировать представление о тенденциях развития отечественной и уральской школ художественной металлообработки и гравюры на металле как синтезе науки, искусства и ремесла

2




8

7


Развитие гравюры на стали в условиях оборонного предприятия. Предметы ширпотреба.

Утрата прикладного характера гравюры.

Особенности стиля, декора изделий. Подарочные изделия.


Расширить знания студентов о русской гравюре в период СССР, формировать представление о характере и содержании произведений гравюры

познакомить с творческим наследием мастеров златоустовской гравюры


2





9

8


Художественный металл Златоуста 1990 – нач. XXI в.

Традиции и новаторство: обращение к «классическим» основам Златоустовской школы художественной гравюры на металле



Формировать представление о жанрах в искусстве; дать представление и развитии и тенденциях уральской гравюры

на примере творчества художников-гравёров


2







Контрольные вопросы по практическим занятиям


Практическое занятие № 1

  1. Понятие о видах искусства.

  2. Основные черты и характер проявления гравюры

  3. Основные причины и условия рождения совершенно нового вида искусства

  4. Особенности гравюры как печатной техники

  5. Роль тиражируемого вида искусства в расширении знаний, науки и искусства.

Практическое занятие № 2

1. Своеобразие гравюры в ее технологической составляющей

2. Ремесла как основа для формирования видов и техник гравюры

3. Специфика гравюрных техник

4. Формирование норм и правил искусства.

5. Демократизм гравюры

6. Новое мировоззрение художников Высокого Возрождения и развитие искусства гравюры

7. Переодизация стилей и техник европейской гравюры
Практическое занятие № 3


  1. Потребность в гравюре и ее широкое распространение в Германии на рубеже 15–16 вв.

  2. Особое положение гравюры в Германии, ее утилитарность. Первые печатные листы – игральные карты.

  3. Основная тематика немецкой гравюры

  4. Формирование двух центров немецкой гравюры

  5. Начальная периодизация (три основные стадии) развития немецкой гравюры

  6. Значение творчества А. Дюрера в развитии немецкой гравюры

  7. Графическое искусство крупнейших немецких живописцев эпохи

  8. Иллюзия и реальность в нидерландкой графике 15 в.

  9. Достижения в области ксилографической книги

  10. Особенности резцовой гравюры

  11. Влияние творчества крупнейших художников Германии и Нидерландов на развитие гравюры

  12. Проявление национального в графике Нидерландов

  13. Роль творчества Л. Лейденского в общем художественном развитии эпохи

  14. Династии гравёров-издателей

Практическое занятие № 4



  1. Искания итальянского гуманизма и развитие видов изобразительного искусства

  2. Ранние миниатюры – «ниелло»

  3. Влияние творчества Боттичелли и Поллайоло на формирование итальянской гравюры на меди

  4. Образовательный характер так называемых тарокки

  5. Художественный лаконизм гравюр большого стиля Андреа Мантенья

  6. Венецианская ксилография Тициана

  7. Технические и художественные находки Возрождения – техники кьяроскуро и офорт

  8. Образный строй и содержание офортов Тьеполо

  9. «Архитектурные фантазии» и перспективные композиции гравёра Пиранези

  10. Готическая традиция в гравюре Франции 15 в.

  11. Роль церкви в развитии гравированных листов – индульгенций

  12. Влияние идей Возрождения и Клейн-мейстеров на развитие французской гравюры

  13. Дифференциация гравюры по видам и жанрам в 16 в.

  14. Достижение французского искусства 16 в. – развитие жанра портрета

  15. Творчество офортиста Жака Калло

  16. Репродукционная гравюра 17 в.

  17. Новаторство в гравюре 18 в.

18. Восточная гравюра:

  1. Истоки японской гравюры

  2. Школа укиё-э

  3. Особенности и периодизация японской ксилографии

  4. Искусство «читать линию» 17 – 18 вв.

  5. Цвет и принципы цветового решения в японской гравюре

  6. «Большие головы» Утамаро – жанр женского портрета

  7. Универсализм гравюр Хокусая. 19 в.

Практическое занятие № 5



  1. Петровская эпоха в истории русского искусства

  2. «Европеизация» русской гравюры

  3. Формирование стиля петербургской гравюры

  4. Творчество гравёров братьев Зубовых.

  5. Центры гравирования: петербургская типография и Академия наук

. Новая школа русских гравёров 18 в.

  1. Академия художеств и развитие художественной гравюры

  2. Мастерство гравёра Ивана Соколова. Жанры, в которых он работа

  3. Особенности «бытописания» Петербурга И.А. Соколова

  4. Судьба и творчество Евграфа Чемесова

  5. Класс ландшафтной гравюры.

  6. Творчество Семена Щедрина

  7. Поэтичность и классическая ясность русской гравюры 19 в.

  8. Образы современников в портретной гравюре Н.И. Уткина

  9. Очерковая гравюра в карикатуре, лубочных картинках и иллюстрации.

  10. Причины и условия распространения в России первой половины 19 в. литографии

  11. Деятельность «Общества русских аквафортистов»

  12. Офорты И.И. Шишкина

  13. Творчество В. В. Матэ.

  14. Роль гравюры в деятельности «Мира искусства»

  15. Шедевры 20 в.

Практическое занятие № 6



  1. Русская гравюра и оружейное дело: Оружейная палата Московского Кремля, Петровские оружейные заводы

  2. Истоки уральской гравюры

  3. Переселение на уральский завод мастеров Золингена и Клингенталя

  4. Влияние традиций западноевропейского и восточного оружейного искусства

  5. Открытие Златоустовской Оружейной фабрики

Практическое занятие № 7



  1. Деятельность выдающихся русских металлургов – ученых, исследователей, администраторов П.П. Аносова и П.М. Обухова

  2. Зарождение основ Златоустовской школы художественной гравюры на металле

  3. Творчество И.Н. Бушева – основоположника Златоустовской школы авторского холодного украшенного оружия и стальной миниатюры

  4. Художественная манера И.П. Бояршинова

  5. Шедевры первого коллектива художников-гравёров Златоуста

Практическое занятие № 8

1. Спад в развитии художественной гравюры пореформенного времени

2. Состояние Златоустовской гравюры на рубеже 19–20 вв.

3.Развитие после революционных потрясений и Гражданской войны

4. Поиски новых форм и художественного содержания

5. Гравюра и предметы ширпотреба

6. Художественная гравюра – вид продукции оборонного предприятия

7. Творческое наследие А.И. Боронникова

8. Жанры в художественной гравюре


Практическое занятие № 9

  1. Деятельность цеха гравюры в послевоенный период

  2. Создание художественного совета

  3. Художники-гравёры – члены творческой группы

  4. Возрождение «классических» основ Златоустовской школы художественной гравюры

  5. Творчество Г.М. Берсенева

  6. Дар Леонида Валиева

  7. Гравюры А. Кузьмичева и Г. Драгуна

  8. «Лирическая» стилистика первой женщины-гравёра Н. Лохтачевой

  9. Художники-гравёры – члены СХ СССР, СХ РФ, заслуженные художники РФ




следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины дв. 3 01. 02 История рисунка и графики для 261400 Технология художественной обработки материалов
604.29kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины б 01 Иностранный язык (немецкий язык) для 261400 Технология художественной обработки материалов
373.89kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины в 01 Деловой иностранный язык (немецкий язык) для 261400 Технология художественной обработки материалов
222.09kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «архитектурные стили»
157.61kb.
1 стр.
Учебное пособие 12. 12. 00. «Технология художественной обработки материалов»
2012.19kb.
14 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины " материаловедение и технология конструкционных материалов " Цикл
131.83kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины процессы получения и обработки материалов
209.16kb.
1 стр.
Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций (геммология). Составители: Шмакин Б. М., Золотарева Е. В
1814.93kb.
18 стр.
Примерная программа дисциплины технология конструкционных материалов
229.31kb.
1 стр.
«Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья»
332.5kb.
1 стр.
Учебное пособие предназначено для обучающихся в высших технических образовательных учреждениях. Список сокращений 8 Глава Основные понятия и определения, цель и задачи дисциплины «Технология конструкционных материалов»
88.19kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История экономических учений»
436.59kb.
1 стр.