Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ



УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-проректор по учебной работе

_______________И.К. Андрончев

«____»_________________2011 г.


ОТЧЕТ


о самообследовании основной образовательной программы по специальности

270201 «Мосты и транспортные тоннели»

Самара 2011

Содержание отчета

1. Общие сведения о специальности и выпускающей кафедре



2.Структура подготовки специалистов. Сведения по основной образовательной программе

3 Содержание подготовки специалиста

3.1 Учебные программы дисциплин и практик, диагностические средства

3.2 Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям

4. Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе

5. Качество подготовки специалистов

5.1 Оценка уровня требований при приеме студентов

5.2 Эффективность системы текущего и промежуточного контроля

5.3Анализ результатов контроля знаний студентов в процессе самообследования

5.4. Итоговая аттестация выпускников. Востребованность выпускников

6. Кадровое обеспечение подготовки специалистов

7. Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение

7.1Обеспеченность основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой

7.2Учебно-методические материалы, разработанные преподавателями выпускающей кафедры

7.3 Программно-информационное обеспечение учебного процесса

8. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность

9. Материально-техническая база

10. Воспитательная деятельность

11.Об устранении недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аккредитации

12. Заключение и выводы

Приложения к отчету



1 Общие сведения о специальности и выпускающей кафедре
Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 270201 «Мосты и транспортные тоннели» ведется в Самарском государственном университете путей сообщения с 2003 года. Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 мая 2009 серия АА №001572, рег. № 1566. Специальность аккредитована (свидетельство о государственной аккредитации от 05.05.2009 г. серия АА №001955, рег.№1916).

Подготовка специалистов ведется в Институте Транспортной Техники и Сооружений (ИТТС). Выпускающей кафедрой является кафедра Мосты и транспортные тоннели. Год основания кафедры – 2003, зав. кафедрой – д.т.н. Рахчеев Валерий Геннадьевич.


За кафедрой закреплено 19 учебных дисциплин. Среднегодовой объем учебной работы кафедры составляет 2341 часов по очной форме обучения и 2131 часов по заочной форме обучения, из них: аудиторная работа - очная форма обучения 1138часов, заочная форма обучения 278 часов.


Свою деятельность по подготовке дипломированных специалистов специальности «Мосты и транспортные тоннели» кафедра осуществляет на основании Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Устава вуза, приказа о лицензировании специальности, Государственного образовательного стандарта по специальности, примерного учебного плана и программ дисциплин, разработанных в установленном порядке, плана набора, приказов Министерства образования и науки РФ, ректора университета и решений Ученого совета вуза и совета института, а также иных нормативных документов.

2 Структура подготовки специалистов. Сведения по основной образовательной программе

2.1 Динамика приема, контингента и выпуска по годам





Год

Прием, кол-во студентов

Выпуск, кол-во студентов

Отношение прием/выпуск

2007

22

21

1,047

2008

23

22

1,045

2009

32

25

1,28

2010

26

26

1

2.2 Динамика числа студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат на обучение, на основе направлений от предприятий, организаций, доля студентов, отчисленных по неуспеваемости




Год

Число студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат на обучение

Число студентов, обучающихся на основе направлений от предприятий, организаций

Доля студентов, отчисленных по неуспеваемости, (%)


2007

4

10

5

2008

4

7

5

2009

-

9

28

2010

-

5

0

Прием абитуриентов ориентирован на потребности железнодорожной отрасли и региона, имеет место наличие заказа потребителей на подготовку специалистов;

Объем еженедельной аудиторной нагрузки по очной форме обучения -27. Стоимость обучения одного студента по очной форме за один учебный год для обучающихся на платной основе - 34 тыс.руб.

Кафедра осуществляет подготовку аспирантов по научной специальности: 05.23.01 Строительные конструкции, здания и сооружения; 05.22.07 Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация.

Контингент аспирантов ( по формам обучения) – 1 чел.

Кафедра участвует в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования: 18013 «Ремонтник искусственных сооружений» обучающихся по ним составляет 18 человек.


Выводы и рекомендации комиссии по разделу 2.

Расширить программу дополнительного профессионального образования.



3 Содержание подготовки специалистов

ООП разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности с учетом примерного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин, утвержденных Минобрнауки России.

В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- государственный образовательный стандарт по соответствующему направлению подготовки или по специальности;

- примерный учебный план;

- перечень специализаций профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности, утвержденных Ученым советом университета (и согласованных с соответствующим учебно-методическим объединением) ;

- учебный план по специальности, разработанный в университете;

- совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации.

Структура учебного плана по образовательной программе соответствует требованиям ГОС ВПО: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – 1800 часов, из них 900 часов аудиторных занятий; цикл математических и естественно-научных дисциплин – 1840 часов, из них 920 часов аудиторных; цикл общепрофессиональных дисциплин – 1765 часов, из них 880 часов аудиторных занятий; цикл дисциплин предметной подготовки – 450 часов, из них 420 часов аудиторных занятий; цикл специальных дисциплин – 1085 часов, в том числе 500 часов аудиторных занятий и т.д.. Объём аудиторной нагрузки студентов составляет 27 часов в неделю (норматив 27 часов в неделю), что соответствует требованиям ГОС.

Согласно приказу ректора от 10.11.2005 г. № 432 в УМК дисциплины входят:

- государственный образовательный стандарт ВПО;

- рабочая учебная программа дисциплины;

- методические указания по выполнению курсовых проектов (работ);

- методические указания по выполнению лабораторных работ;

- методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ;

- фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

- комплект образцов экзаменационных билетов;

- справка об обеспеченности дисциплины учебной и учебно-методической литературой;

- справка об обеспеченности дисциплины кадрами профессорско-преподавательского состава;

- перечень программного обеспечения;

- сведения об оснащенности учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием.
3.1 Учебные программы дисциплин и практик, диагностические средства

Все рабочие программы в наличии, периодичность пересмотра рабочих программ по всем дисциплинам – один раз в 5 лет, периодичность пересмотра программ практик – 1 раз в 5 лет.

Дисциплины соответствуют базовым дидактическим единицам, приведенным в ГОС; учебные программы достаточно современны, в том числе и по перечню учебной литературы; виды самостоятельной работы соответствуют требованиям к выпускникам, содержащихся в ГОС; диагностические средства (экзаменационные билеты, тесты, комплексные контрольные задания и др.) соответствуют требованиям к знаниям и умениям выпускников.
3.2 Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям

Программы итоговой государственной аттестации соответствуют требованиям к выпускникам в ГОС; в содержании выпускной квалификационной работы отражены задачи деятельности выпускника (соответствие требованиям ГОС).


Выводы и рекомендации комиссии по разделу 3.

  1. Уменьшить периодичность пересмотра рабочих программ по дисциплинам -1 раз в 2 года, периодичность пересмотра программ практик – 1 раз в 3 года.



4 Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе

Расписания занятий соответствует рабочему учебному плану (по количеству учебных недель в семестре, совпадению сроков начала и окончания семестра, сессии, практик, каникул, соблюдению установленных форм аттестации); аудиторная нагрузка соответствует по ГОС действующему расписанию занятий в вузе; расхождений с учебным планом нет; применяется внутрисеместровая аттестация; формы самостоятельной работы студентов: написание реферата, в учебном процессе используются результаты сотрудничества с ОАО «РЖД», Волгомостотряд № 21, Самарский метрополитен, Самарская мостоиспытательная станция, Трансстроймост, Самара – автомост, Волгоспецстрой в форме целевой подготовки специалистов и хоз. договорных работ.

Качество организации практической подготовки студентов

Объем практики соответствует программе в учебном плане ГОС; цели практики соответствуют общим целям образовательной программы; количество и состояние баз практик, наличие договоров с предприятиями, учреждениями и организациями указаны в Прил. 4; контроль прохождения практик - в виде отчетов;

доля студентов, проходящих практику на оплачиваемых рабочих местах – 37,78%.

5 Качество подготовки специалистов
В университете в целом, а также в рамках аттестуемой ООП создана система контроля качества подготовки специалистов – система менеджмента качества (СМК). Анализ эффективности данной системы включает в себя оценку уровня требований при приеме студентов, эффективность системы контроля текущих аттестаций, оценку качества подготовки выпускников.

5.1 Оценка уровня требований при приеме студентов

Оценка контингента абитуриентов: хорошо

Уровень требований при приеме студентов, результаты мониторинга вступительных испытаний приведены в Прил. 5.

Вступительные испытания абитуриентов по аттестуемой специальности (направлению) в университете проводятся в соответствии с федеральными нормативными актами, конкретизируемыми в «Правилах приема в СамГУПС», утверждаемых ежегодно. В целом контингент абитуриентов достаточен для отбора наиболее подготовленных для обучения по аттестуемой специальности.

Специфической особенностью абитуриентов по аттестуемой специальности (направлению) является то, что 37 % поступающих - выпускники заведений начального и среднего профессионального образования с целевыми направлениями.

Кафедра активно участвует в профориентационной работе.


5.2 Эффективность системы текущего и промежуточного контроля
Предоставлены данные о следующих формах контроля:

- отчеты кураторов о посещаемости и успеваемости студентов 1-го и 2-го курсов;

- результаты текущих аттестаций студентов;

- анализ результатов внутреннего тестирования;

- показатели абсолютной и качественной успеваемости по результатам экзаменационных сессий;

- участие дисциплин кафедры в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО);

- участие студентов кафедры в Интернет-олимпиадах.

Краткий анализ показателей эффективности промежуточного и текущего контроля представлен в Прил. 6.


5.3 Анализ результатов контроля знаний студентов в процессе самообследования
Анализ результатов внутривузовского тестирования и Интернет-экзаменов.

представлен в Прил. 7.



5.4 Итоговая аттестация выпускников. Востребованность выпускников
Результаты итоговой аттестации выпускников представлены в Прил. 8, 9.

Тематика дипломных проектов (работ) соответствует профилю подготовки специалиста, тематика актуальна и практически ценна. Основные вопросы, рассматриваемые в дипломных проектах: конструкторские, технологические, организационные, повышение эффективности производства, научно-исследовательские; специальные разделы дипломных проектов и работ: разработка новых конструктивных решений мостовых сооружений, учитывающих современные инженерные решения, полученные на основе анализа патентной документации; основные замечания председателей ГАК и рецензентов своевременно устраненяются; выполнение дипломных проектов по заказам предприятий и организаций - 39 %, участие выпускных работ в конкурсах и грантах - 1%; количество выпускников, продолживших обучение в аспирантуре или магистратуре – 0,3%.


Выводы и рекомендации комиссии по разделу 5.


  1. Совершенствовать практическую подготовку студентов за счет прохождений практики на строительных объектах при возведении больших мостов.

  2. Повысить востребованность выпускников.


6 Кадровое обеспечение подготовки специалистов
Кадровый состав, осуществляющий реализацию образовательной программы, приводится в Прил. 10. Качественный состав ППС в целом по ООП и по циклам дисциплин отражается в Прил. 11.

Сводные сведения:

Образовательный процесс по специальности «Мосты и транспортные тоннели» обеспечивают 8 преподавателей, из них с учёной степенью доктора наук и учёным званием кандидата наук - 5 человек. Процент штатных ППС составляет 100%.

Блок ЕН обеспечивает 2 человека, общая остепенённость – 50%.

Блок ОПД обеспечивает 4 человека, общая остепенённость – 50%.

Блок СД обеспечивает 6 человек, общая остепенённость – 67%.

Общая остепенённость (по ставкам) по ООП составляет 63%, доля преподавателей с учёной степенью доктора наук – 25%.

- штат полностью укомплектован;



  • качественный состав ППС: доля профессоров – 2(3) , докторов наук – 2(2), доцентов, кандидатов наук – 2(2);

  • возрастной состав ППС – 58 лет;

  • количество штатных ППС с ученой степенью и/или званием в возрасте до 35 лет - 0;

  • количество штатных ППС с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора в возрасте до 50 лет - 1;

  • наличие у штатных преподавателей опыта работы на производстве - 8;

  • доля академиков, чл.-корр., лауреатов гос.премий и пр - 0.;

  • требования к ППС при избрании на вакантные должности – 100%;

  • организация повышения квалификации ППС, доля преподавателей, закончивших курсы повышения квалификации или прошедших переподготовку (по годам за период с 2007 г.) – 100%;

  • доля преподавателей, защитивших за последние 5 лет докторские и кандидатские диссертации - 0;

  • количество преподавателей, обучающихся в аспирантуре или докторантуре, в том числе вуза - 1;

  • базовое образование преподавателей соответствует.

  • Научные специальности преподавателей соответствуют преподаваемым дисциплинам;

  • оценка «текучести» ППС (сколько человек убыло и прибыло за период с 2007 г., их квалификация и должности, насколько это повлияло на качественные характеристики научно-педагогических кадров) – 1 чел., улучшились качественные характеристики научно-педагогических кадров.

Дополнительно характеризуется академическая мобильность преподавательского состава:

- количество иностранных преподавателей, принятых на стажировку (преподававших) в вузе (с указание объема нагрузки) - 0;

- количество преподавателей, принятых на стажировку (для преподавания) из других вузов России (с указание объема нагрузки) - 0;

- количество преподавателей, направленных на стажировку (для преподавания) - 1.


Выводы и рекомендации комиссии по разделу 6.

Увеличить число ППС с учеными степенями и званиями.



7 Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение


    1. Обеспеченность основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой

В отчете должны быть отражены:

- достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам учебного плана специальности;

- наличие основной учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной;

- наличие в библиотечном фонде достаточного числа экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы (количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента);

- использование периодических изданий, в том числе зарубежных.

Сведения об обеспеченности обучающихся основной учебной и учебно-методической литературой по всем дисциплинам учебного плана представлены в Прил. 13.
7.2 Учебно-методические материалы, разработанные преподавателями выпускающей кафедры
Учебники и учебные пособия с грифами Минобразования и УМО, методические разработки по самостоятельной работе студентов, лабораторным работам, курсовым и дипломным проектам (работам), проведению практик в период с 2007 года на кафедре «Мосты и транспортные тоннели» не издавались.
7.3 Программно-информационное обеспечение учебного процесса
Кафедра располагает компьютерным классом, а также соответствующим программным обеспечением, как собственного производства (представлены в таблице ниже), так и сторонних производителей (лицензионное программное обеспечение MIDAS).

Таблица


Программное обеспечение, разработанное ППС кафедры


Год

Авторы

Наименование программы

Наименование органа, зарегистрировавшего программу

Наименование и номер документа о регистрации программы

Дисциплины в которой используется программа

2003 г.




RAMS




Программа расчета рамы методом сил.

Строительная механика

2003 г.




RAMP




Программа расчета рамы методом перемещений.

Строительная механика

2005 г.




Arka3




Расчет трехшарнирной арки

Строительная механика

2005 г.




Arka2




Расчет двухшарнирной арки

Строительная механика

2003 г.




Svaja-21




Определение количества опор моста

Проектирование мостов и труб



Выводы и рекомендации комиссии по разделу 7.

Разработать программу по проектированию мостов и мостовых переходов.



  1. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность

Обще сведения:

- уровень организации научно-исследовательской работы на выпускающей кафедре – удовлетворительный;

-наличие научных школ, участие преподавателей и студентов в НИР (представлено в прил. 16-18);

Основная тематика госбюджетных и хоздоговорных НИР – разработка проектной документации, расчет фундаментов и перекрытий. На кафедре обучаются 1 аспирант и 2 докторанта. На кафедре ежегодно проводятся научные конференции и семинары, число участников которых увеличивается.
Состояние научно-методической работы – хорошее, на заседаниях кафедры постоянно обсуждаются вопросы учебно-методической работы, уровень собственных учебно-методических разработок находится на должном уровне. Также в процессе обучения используется лицензионное ПО «MIDAS CIVIL FEM», значительно ускоряющее процесс расчета прочности и устойчивости конструкций.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 8.

Увеличить объем НИР на единицу НПП


9 Материально-техническая база
Кафедра располагает материально-технической базой, достаточной для качественной подготовки специалиста.

На кафедре активно используется различное проектно-расчетное программное обеспечение, имеется 1 компьютерный класс с 20 компьютерами, подключенными к сети Интернет.

Кафедра взаимодействует с базовыми предприятиями, организациями, учреждениями и использует их базы и кадровый потенциал для подготовки специалистов.
Выводы и рекомендации комиссии по разделу 9.

Организовать филиал кафедры на базовом предприятии «Волгомостоотряд № 21»


10 Воспитательная деятельность

Преподаватели кафедры поддерживают академическую активность студентов (наличие кураторов, организация научно-исследовательской работы со студентами,);


Выводы и рекомендации комиссии по разделу 10.

Повысить уровень воспитательной работы среди студентов.




11 Об устранении недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аккредитации
Представлен перечень выявленных в ходе аттестации 2006 года кафедры «Мосты и транспортные тоннели» недостатков, а также мероприятий по их устранению.

  1. Для повышения эффективности учебного процесса, повышения качества дипломного и курсового проектирования необходимо продолжить работу по созданию новых инновационных технологий обучения, включающие более высокий уровень системного подхода к решению поставленных задач.

Мероприятия по устранению недостатков:

В 2007 г. приобретено новое лицензионное программное обеспечение MIDAS Civil FEM, позволяющее проводить инженерный анализ напряженно-деформированного состояния конструкций с помощью метода конечных элементов. Данное ПО используется в дисциплине «Численные методы в строительной механике», а также в дипломном проектировании.



  1. Продолжить работу по оснащению лабораторной базы современной техникой и оборудованием, используемым в мосто- и тоннелестроении.

Мероприятия по устранению недостатков:

За период с 2006 по 2007 г. приобретены прибор для экспресс-определения прочности бетона – склерометр Шмидта и прибор для определения защитного слоя бетона - ИЗС.



  1. Необходимо расширить объемы выполнения хоздоговорных работ и привлекать к выполнению НИР студентов.

Мероприятия по устранению недостатков:

За период с 2003 до 2006 года объем хоздоговорных работ составил 250 тыс. руб., количество работ – 1. За период с 2006 по 2010 г. кафедра выполнила 6 научно-исследовательских работ на общую сумму 96 тыс. руб. Несмотря на снижение суммы НИОКР, значительно возросло количество выполняемых работ.
12 Заключение и выводы
Основные достижения выпускающей кафедры при реализации ООП за период с 2007 г. представлены в Прил. 20.

Главные достижения кафедры: повышение качества подготовки специалистов за счет внедрения в учебный процесс инновационного программного обеспечения.

Основные недостатки и проблемы в подготовке специалистов: недостаточный показатель НИОКР студентов.

Содержание и качество подготовки обучающихся соответствует требованиям государственного образовательного стандарта; имеются достаточные условия для реализации профессиональной образовательной программы; специальность готов к внешней проверке.





Председатель комиссии

Члены комиссии:



Отчет рассмотрен на заседании Совета …………………..(института) факультета "____"________201__ г., протокол заседания №___







Смотрите также:
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 270201 «Мосты и транспортные тоннели»
183.23kb.
1 стр.
Члену умк! Организационный комитет приглашает Вас принять участие в заседании Учебно-методической комиссии по специальности 270201 “Мосты и транспортные тоннели” с приглашением представителей вузов и заведующих кафедрами, ведущих подготовку по
46.93kb.
1 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 020801. 65
2671.12kb.
15 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности
633.43kb.
5 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению)
2254.84kb.
9 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности
827.6kb.
7 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы
3080.07kb.
15 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы
2843.32kb.
13 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению
2323.25kb.
6 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности
411.76kb.
4 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности спо
3005.96kb.
13 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело
4700.81kb.
23 стр.