Главная
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ

ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА И СКАЛОЛАЗАНИЯ УКРАИНЫ



А Л Ь П И Н И З М
У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А
П О Д Г О Т О В К И А Л Ь П И Н И С Т О В

Киев


МІНІСТЕРСТВО УКРАЇНИ

У СПРАВАХ СІМ'І, МОЛОДІ ТА СПОРТУ


ФЕДЕРАЦІЯ АЛЬПІНІЗМУ і СКЕЛЕЛАЗІННЯ УКРАЇНИ

ЗАТВЕРДЖУЮ ЗАТВЕРДЖУЮ


Президент Федерації Заступник Міністра України


альпінізму і скелелазіння у справах сім’ї, молоді

України та спорту


________________________ _________________________

В.К. Симоненко М.В. Дутчак



АЛЬПІНІЗМ
НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА
ПІДГОТОВКИ АЛЬПІНІСТІВ

м. Київ

А Л Ь П И Н И З М:
Учебная программа подготовки альпинистов для детско-юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, спортивных секций и спортивных клубов, включая альпинистские и горные клубы, для всех альпинистских мероприятий учебного, тренировочного, спортивного и физкультурного характера.

Программу подготовили:


В. Д. Моногаров –– доктор биологических наук, профессор,

заслуженный тренер Украины;


И. К. Кавер — инструктор-методист I категории по альпинизму,

Председатель Комиссии по подготовке кадров

Федерации альпинизма и скалолазания Украины;
А. С. Фомин — инструктор-методист I категории по альпинизму,

Председатель спортивно-технической комиссии

Федерации альпинизма и скалолазания Украины;
А. В. Холопцев — инструктор-методист I категории по альпинизму,

член Комиссии по подготовке кадров Федерации

альпинизма и скалолазания Украины.

Рецензенты:


- Альпинистский клуб «Одесса», г. Одесса;

- Федерация альпинизма и скалолазания Днепропетровской области;

- Федерация альпинизма и скалолазания Харьковской области.

Программа обсуждена и утверждена решением Президиума Федерации альпинизма и скалолазания Украины от 11.03. 2006 года, протокол № 2-06



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………… 6



1. Введение ………………………………………………………………….……. 8

2. Общая характеристика подготовки. Уровни квалификации……….……... 9

2.1. Принципы, средства и методы подготовки ………………………………... 13

2.2. Нагрузки, переутомление, восстановление и адаптация альпинистов …... 14

2.3. Содержание разных сторон подготовки …………………………………… 16

2.4. Исторические основы построения рациональной многолетней

подготовки …………………………………………………………………... 23


3. Организация учебно-тренировочного процесса …………………………… 23

3.1. Система отбора и контроля …………………………………………………. 23

3.2. Структура тренировочного процесса ………………………………………. 27

3.3. Общая и специальная физическая подготовка (для все групп) .………….. 30
4. Начальная подготовка ……………………………………………...………… 33

4.1. Первый квалификационный уровень (НП-1) ……………………………… 33

4.1.1. Отбор на уровне НП-1 ………………………………………….……….… 34

4.1.2. Подготовка на уровне НП-1 …………………………………………..….. 35

4.1.3. Соревнования на уровне НП-1 ………………………………………..….. 37

4.1.4. Контроль на уровне НП-1 ……………………………………………..….. 37

4.1.5. Учебный план подготовки на уровне НП-1 (сводный) …………………. 39

4.1.6. Примерный годовой график расчета учебных часов на НП-1 …….…… 40

4.1.7. Основной программный материал НП-1 (Содержание занятий) …….… 40

4.2. Второй квалификационный уровень (НП-2) ………………………..……… 46

4.2.1. Отбор на уровне НП-2 …………………………………….….………..….. 47

4.2.2. Подготовка к достижению уровня НП-2 ….……………………………… 48

4.2.3. Соревнования на уровне НП-2…………………………………………….. 51

4.2.4. Контроль на уровне НП-2……………………………………………….…. 51

4.2.5. Учебный план подготовки на уровне НП-2 (сводный) ………………..… 53

4.2.6. Примерный годовой график расчета учебных часов на НП-2 ………….. 54

4.1.7. Основной программный материал НП-2 (Содержание занятий)………. 54

4.3. Методические рекомендации по подготовке на уровнях НП …………….. 65
5. Спортивная подготовка ……………………………………..………………… 67

5.1. Третий квалификационный уровень (СП-1) ……………….………………. 67

5.1.1. Отбор на уровне СП-1 …………………………………………………….. 69

5.1.2. Подготовка к достижению уровня СП-1 …………………………………. 70

5.1.3. Соревнования на уровне СП-1 ……………………………………………. 73

5.1.4. Контроль на уровне СП-1 …………………………………………………. 74

5.1.5. Учебный план подготовки на уровне СП-1 (сводный)………………….. 77

5.1.6. Примерный годовой график расчета учебных часов на СП-1 ………….. 77

5.1.7. Основной программный материал СП-1 (Содержание занятий) …….…. 79
5.2. Четвертый квалификационный уровень (СП-2) ……………..…………….. 95

5.2.1. Отбор на уровне СП-2 …………………………………………………….. 97

5.2.2. Подготовка к достижению уровня СП-2 ……………………………..….. 99

5.2.3. Соревнования на уровне СП-2 …………………………………….……… 102

5.2.4. Контроль на уровне СП-2 ………………………….……………………… 103

5.2.5. Учебный план подготовки на уровне СП-2 (сводный)…………………... 104

5.2.6. Примерный годовой график расчета учебных часов на СП-2 ………….. 104

5.1.7. Основной программный материал СП-2 (Содержание занятий) ………. 106

5.3. Методические рекомендации по подготовке на уровнях СП …………….. 121
6. Спортивное совершенствование ……………………………………………… 123

6.1. Пятый квалификационный уровень (СС-1)………………..……………….. 123

6.1.1. Отбор на уровне СС-1 …………………………………………………….. 125

6.1.2. Подготовка к достижению уровня СС-1 …………………………………. 126

6.1.3. Соревнования на уровне СС-1 …………………………………….……… 129

6.1.4. Контроль на уровне СС-1 …………………………………………………. 130

6.1.5. Учебный план подготовки на уровне СС-1 (сводный)…………………... 132

6.1.6. Примерный годовой график расчета учебных часов на СС-1 ………….. 132

6.1.7. Основной программный материал СС-1 (Содержание занятий) ………. 134

6.2. Шестой квалификационный уровень (СС-2) …………..………………….. 142

6.2.1. Отбор на уровне СС-2 …………………………………………………….. 144

6.2.2. Подготовка к достижению уровня СС-2 …………………………………. 146

6.2.3. Соревнования на уровне СС-2 ……………………………………………. 150

6.2.4. Контроль на уровне СС-2 …………………………………………………. 150

6.2.5. Учебный план подготовки на уровне СС-2 (сводный).………………….. 152

6.2.6. Примерный годовой график расчета учебных часов на СС-2 ………….. 152

6.1.7. Основной программный материал СС-2 (Содержание занятий) ………. 155

6.3. Методические рекомендации по подготовке на уровнях СС ……………... 168
7. Спортивное мастерство …….…………………………………………………. 170

7.1. Отбор на этапе СМ …………………………………………………………... 172

7.2. Подготовка на этапе спортивного мастерства ……………………….…….. 174

7.3. Программа подготовки на этапе СМ (Темы занятий) …………………….. 175

7.4. Соревнования на этапе СМ …………………………………………………. 176

7.5. Контроль на квалификационных уровнях этапа СМ ……………………… 176

7.6. Программный материал на этапе СМ (Содержание тем) …………………. 179

7.7. Методические рекомендации по достижению квалификационных

уровней этапа СМ ……………………………………………………………. 181

Литература ………………………………………………………………………… 183
Предисловие
Альпинизм (нем. — Alpen, франц. — Alpes, от кельтского alp — высокая гора) — специфический вид деятельности человека, связанный с восхождениями на горные вершины с чисто спортивных, хозяйственных, военных, романтических или эстетических соображений.

Такая деятельность человека сопровождается его пребыванием в горах, как правило, в высокогорной зоне.

Условия высокогорья характеризуются определенными сложностями и опасностями для людей, находящихся в высокогорье и передвигающихся по горным маршрутам. Поэтому альпинизм можно определить еще как систему знаний, умений и навыков, позволяющих человеку успешно и безопасно находиться и действовать в условиях высокогорья, подниматься на горные вершины с любыми целями, в т.ч. и спортивными.

Предлагаемая Учебная программа подготовки альпинистов (в дальнейшем — Программа) направлена на приобретение занимающимися альпинизмом необходимых знаний, умений и навыков для успешного и безаварийного передвижения в горах, прохождения горных перевалов и подъёма на вершины гор по выбранным маршрутам, в т.ч. и со спортивными целями.

Программа разработана для альпинистской подготовки на базе детско-юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, спортивных секций и спортивных клубов, включая альпинистские и горные клубы, а также на всех альпинистских мероприятиях учебного, тренировочного, спортивного и физкультурного характера, и является основополагающим документом для планирования и организации учебно-тренировочной и воспитательной работы. При составлении Программы учитывались требования Типового положения для ДЮСШ, утвержденного приказом Министерства Украины по делам молодежи и спорта № 1681 от 02.09.1992 г., с дополнениями и изменениями приказом Госкомспорта Украины № 2311 от 18.08.1995 г., № 3317 от 26.12.1995 г., № 121 от 25.11.1996 г., № 65 от 12.01.1998 г.

Учебный материал предполагает многолетнюю круглогодичную подготовку как по месту жительства (подготовительный период), так и в горах (основной период). При планировании обучения допускается дробление, более частое чередование периодов подготовки.

Альпинистский опыт дается не сразу, поэтому исторически система подготовки предусматривала постепенное усложнение совершаемых восхождений. Этот подход сохранен и в настоящей Программе.

Программа включает как квалификационную и методическую части (разделы “Общая характеристика подготовки” и “Организация учебно-тренировочного процесса”), так и собственно учебный материал (разделы “Начальная подготовка”, “Спортивная подготовка”, “Спортивное совершенствование”, “Высшее спортивное мастерство”).

Предлагаемая Учебная программа подготовки альпинистов является первым учебным материалом для подготовки украинских альпинистов. Но она создавалась не на пустом месте. Она подготовлена не только на базе опыта и представлений её разработчиков, но и с широким использованием программ и материалов советского периода развития альпинизма и сегодняшних зарубежных (в основном российских) материалов. При подготовке текста больше других были использованы педагогические, методические, информационные, справочные и другие материалы Антоновича И. И., Ануфрикова М. И., Гарфа Б. А., Затуловского Д. М., Захарова П. П. , Кропфа Ф. А., Кудинова И. Б., Мартынова И. А., Мартынова А. И., Миненкова Б. В., Непомнящего А. В., Овчарова В. В., Романова Б. Т., Рукодельникова Б. Л., Снесарева А. А., Собенко П. Т., Степенко Т. В., Шардина В. И., Шатаева В. Н. и др.

Принимая во внимание характер альпинистской деятельности, необходимо помнить, что помимо квалификационных уровней и спортивных разрядов мерилом альпинистской квалификации является качество совершенных восхождений и их осознанный опыт.



1. Введение

Альпинизм, как вид спорта, — это восхождения на вершины гор по сложным, труднодоступным маршрутам, которые команды совершают с целью не просто пройти маршрут, а пройти его лучше, качественней, чем пройдут другие команды этот или подобный маршрут. Преодолевая маршруты восходители должны учитывать характер горного рельефа, жизнедеятельность гор, высоту вершин над уровнем моря, климатические и метеорологические условия — сложный для преодоления скальный, снежный и ледовый рельеф, гигантские ледники с трещинами, провалами, резкую смену температуры и погоды, сильные ливни, грозы необычайной силы, ураганные ветры, сели, обвалы, снежные лавины, недостаточность кислорода — обстоятельства, которые могут быть небезопасны для жизни человека. Альпинист должен ориентироваться при передвижении в горах, владеть необходимой техникой передвижения по различным формам горного рельефа в различных погодных условиях, организовывать места отдыха (бивуаки) на этих формах и в этих условиях, обеспечивать безопасность жизни себе и своим товарищам по команде. Это требует усовершенствования и развивает физическую силу, волю и настойчивость, смелость и решительность, терпение и мужество, отвагу, четкость и дисциплинированность, осторожность и самоконтроль, ориентирование в выборе пути.

Данная Программа связывает в единое целое обучение, тренировочный процесс, контроль, отбор и восхождения в рамках подготовки и соревнований. При этом годичный цикл занятий альпинизмом разделяется на подготовительный период (по месту жительства и в горах) и основной период (в горах — на учебно-тренировочных восхождениях и соревнованиях, в том числе квалификационных).

Программа определяет принципы, средства и методы формирования спортивных, личностных и социальных качеств альпинистов, их безопасной деятельности в экстремальных горных условиях и преследует ц е л и:

— согласования задач обучения, последовательности обучения и спортивной подготовки с разрядными требованиями и правилами проведения альпинистских мероприятий;

— интенсификации и повышения качества учебно-тренировочного процесса в подготовительный период годичного цикла занятий спортом;

— установления готовности спортсменов к восхождениям той или иной сложности, наряду с количественными показателями критериев качества их подготовки.

Для интегральной оценки результатов обучения и воспитания альпинистов Программа вводит уровни квалификации, характеризующие комплексную подготовленность к восхождениям соответствующей категории сложности.

Каждый квалификационный уровень (далее — КУ) определяется обязательным объемом знаний и умений, как правило, опережающих сложность восхождений данного уровня (данной категории сложности). Подготовка альпиниста к восхождению дифференцируется тренером еще в сфере календарного планирования подготовительного периода, когда, в зависимости от оценки подготовленности спортсмена, возможно расширение объема занятий, их повтор, изучение по месту жительства вопросов (тем), отводимых на освоение в горах. Любой календарный план может считаться приемлемым, если обеспечивает требуемый уровень подготовки.

Настоящая Программа обязательна для всех альпинистов, их организаций и альпмероприятий, организованных под эгидой Федерации альпинизма и скалолазания Украины, и направлена на обеспечение минимально необходимого уровня подготовленности спортсменов на каждом этапе их обучения и спортивного совершенствования для безаварийного совершения восхождения. Программа может быть также рекомендована прочим организациям Украины, работающим в этой области.


2. Общая характеристика подготовки

Уровни квалификации

Подготовка альпинистов Украины осуществляется в направлении формирования и развития физических и морально-волевых качеств молодого поколения в духе патриотизма, общечеловеческих ценностей, коллективизма, взаимопомощи, взаимопонимания, любви к природе, здорового образа жизни.

Основные задачи подготовки:

— формирование умений и навыков безопасного передвижения на различных формах горного рельефа, организации жизни и спортивных занятий в горах, выхода из чрезвычайных ситуаций и оказания помощи;

— обогащение научно-техническими знаниями, помогающими жизни в условиях высокогорья: метеорологии, географии, истории, геологии, гляциологии, медицины катастроф, экологии, радиосвязи;

— становление социально-экономических позиций спортсмена в обществе, обеспечение эффективной деятельности в среде обитания.

Для классификации этапов обучения и фактической подготовленности альпинистов в в о д я т с я 9 уровней альпинистской квалификации:

— два уровня начальной подготовки (НП): НП-1 и НП-2;

— два уровня спортивной подготовки (СП): СП-1 и СП-2;

— два уровня спортивного совершенствования (СС): СС-1 и СС-2;

— три уровня спортивного мастерства (СМ): СМ-1, СМ-2 и СМ-3.

Если, начиная с квалификационного уровня НП-2, подготовка альпинистов и экзаменационное восхождение проведены в горах Крыма, то для совершения восхождений, соответствующих тому же квалификационному уровню, в других горах требуется дополнительное обучение в этих горах и совершение необходимых экзаменационных восхождений в этих горах с положительной рекомендацией тренера (инструктора альпинизма).



Первый КУ (НП-1) соответствует знаниям и умениям, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 1Б категории сложности (далее — к.с.) в составе учебной группы. Для достижения этой квалификации начинающий альпинист должен пройти предварительную подготовку в альпинистской секции по месту проживания и после обучения в горах по соответствующей программе совершить экзаменационные восхождения 1Б к.с. (два восхождения в горах Крыма или одно восхождение в других горах) с положительной рекомендацией тренера (инструктора альпинизма). КУ НП-1 завершается выполнением норматива “Альпинист Украины”.

Второй КУ (НП-2) соответствует знаниям и умениям, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 2А и 2Б к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в объеме НП-1, выполнить норматив «Альпинист Украины», пройти подготовку по программе, соответствующей уровню НП-2, иметь опыт двух восхождений IБ к.с. на вершины свыше 3000 м или в период с декабря по март в Крыму и совершить экзаменационные восхождения 2А и 2Б к.с. (в соответствии с Правилами восхождений) с положительной рекомендацией тренера (инструктора альпинизма). Достижение КУ НП-2 предоставляет альпинисту возможность выполнения 3-го разряда по альпинизму в соответствии с разрядными требованиями при соблюдении Правил восхождений.

Третий КУ (СП-1) соответствует знаниям и умениям, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 3А к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в объеме НП-2, пройти подготовку по программе, соответствующей уровню СП-1, иметь опыт двух восхождений 2Б к.с. в Крыму с ноября по март (для последующих восхождений в Крыму по маршрутам 3А к.с.) и по два восхождения 2А и 2Б к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершины свыше 3000 м (для последующих восхождений в этих горах по маршрутам 3А к.с.), и совершить контрольное восхождение 3А к.с. (в соответствующих горах и в соответствии с Правилами восхождений) с положительным заключением тренера (инструктора альпинизма).

Четвертый КУ (СП-2) соответствует знаниям и умениям, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 3Б к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в полном объеме СП-1, пройти подготовку по программе, соответствующей уровню СП-2, иметь опыт двух восхождений 3А к.с. в Крыму с ноября по март (для последующих восхождений в Крыму по маршрутам 3Б к.с.) и двух восхождений 3А к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершины свыше 3000 м (для последующих восхождений в этих горах по маршрутам 3Б к.с.), и пройти контрольный маршрут 3Б к.с. (в соответствующих горах и в соответствии с Правилами восхождений) с положительным заключением тренера (инструктора альпинизма). Достижение КУ СП-2 предоставляет альпинисту возможность выполнения 2-го разряда по альпинизму в соответствии с разрядными требованиями при соблюдении Правил восхождений.

Пятый КУ (СС-1) соответствует знаниям, умениям и навыкам, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 4А и 4Б к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в полном объеме СП-2, пройти тренировочные занятия в основной период, соответствующие уровню СС-1, совершить два восхождения 3Б к.с. в Крыму с ноября по март (для последующих восхождений в Крыму по маршрутам 4А и 4Б к.с.) и два восхождения 3Б к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершину свыше 3000 м (для последующих восхождений в этих горах по маршрутам 4А и 4Б к.с.), и пройти контрольные маршруты 4А и 4Б к.с. (в соответствующих горах и в соответствии с Правилами восхождений).

Шестой КУ (СС-2) соответствует знаниям, умениям и навыкам, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 5А к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в полном объеме СС-1, пройти тренировочные занятия в основной период, соответствующие уровню СС-2, приобрести опыт двух восхождений 4Б к.с. в Крыму с ноября по март (для последующих восхождений в Крыму по маршрутам 5А к.с.) и двух восхождений 4Б к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершину свыше 3000 м (для последующих восхождений в этих горах по маршрутам 5А к.с.), и пройти контрольный маршрут 5А к.с. (в соответствующих горах и в соответствии с Правилами восхождений). Достижение КУ СС-2 предоставляет альпинисту возможность выполнения 1-го разряда по альпинизму в соответствии с разрядными требованиями при соблюдении Правил восхождений.

Седьмой КУ (СМ-1) соответствует знаниям, умениям и навыкам, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 5Б к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в полном объеме СС-2, пройти тренировочные занятия в основной период в соответствии с программой уровня СМ-1, приобрести опыт двух восхождений 5А к.с. в Крыму с ноября по март (для последующих восхождений в Крыму по маршрутам 5Б к.с.) и двух восхождений 5А к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершину свыше 3000 м (для последующих восхождений в этих горах по маршрутам 5Б к.с.), и пройти маршрут 5Б к.с. (в соответствующих горах и в соответствии с Правилами восхождений).

Восьмой КУ (СМ-2) соответствует знаниям, умениям и навыкам, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 6А к.с. Для достижения этой квалификации альпинист должен иметь подготовленность в полном объеме СМ-1, пройти тренировочные занятия в основной период, соответствующие уровню СМ-2, приобрести опыт двух восхождений 5Б к.с. в Крыму с ноября по март (для последующих восхождений в Крыму по маршрутам 6А к.с.) и двух восхождений 5Б к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершину свыше 3000 м (для последующих восхождений в этих горах по маршрутам 6А к.с.), и пройти маршрут 6А к.с. (в соответствующих горах и в соответствии с Правилами восхождений). Достижение КУ СМ-2 предоставляет альпинисту возможность выполнения разряда “Кандидат в мастера спорта” по альпинизму в соответствии с разрядными требованиями при соблюдении Правил восхождений.

Девятый КУ (СМ-3) соответствует знаниям, умениям и навыкам, минимально достаточным для успешного совершения восхождений 6Б к.с. Для этого альпинист должен иметь подготовленность в объеме критериев КУ СМ-2, пройти соответствующие уровню СМ-3 тренировки в основной период, приобрести опыт двух восхождений 6Б к.с. в Крыму с ноября по март (для восхождений в Крыму по маршрутам 6Б к.с.) и двух восхождений 6А к.с. в других горных районах мира в любое время года на вершину свыше 3000 м и пройти маршрут 6Б к.с. (в соответствии с Правилами восхождений). КУ СМ-3 предоставляет альпинисту возможность выполнения условий для присвоения звания “Мастер спорта Украины” по альпинизму.
2.1. Принципы, средства и методы подготовки

Основные принципы альпинистской подготовки:

— одновременное овладение приемами передвижения в горах, изучение мер безопасности и овладение приемами страховки;

— следование главному принципу дидактики “от простого к сложному” и принципам активности, систематичности, наглядности, доступности, прочности, от знаний к умениям и навыкам в освоении приемов;

— многократное повторение учебного материала с наращиванием интенсивности обучения; соблюдение единства теории и практики;

— применение в обучении различных форм состязательности и создания в группах подготовки духа здоровой конкуренции и товарищества;



следующая страница >>
Смотрите также:
Министерство украины по делам семьи, молодежи и спорта федерация альпинизма и скалолазания украины
3765.72kb.
19 стр.
Дидактические особенности проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития
409.07kb.
3 стр.
Министерство по делам семьи, молодёжи и спорта Украины Министерство по делам семьи, молодёжи и гендерной политике ар крым Всеукраинская общественная организация
136.73kb.
1 стр.
Мастер спорта Украины международного класса
52.67kb.
1 стр.
Мастер спорта Украины международного класса Занять места на одном из перечисленных соревнований: (мужчины и женщины) в виде соревнований «большие горы»
55.26kb.
1 стр.
Информация о работе Министерства по делам молодежи
163.74kb.
1 стр.
Экспедиция на чукотку
112.72kb.
1 стр.
Порядок действий для оформления спортивных званий и разрядов согласно положениям Единой спортивной классификации Украины І
44.46kb.
1 стр.
Главное управление по делам семьи молодежи и спорта харьковской облгосадминистрации
115.92kb.
1 стр.
Программа подготовки инструкторов альпинизма
14.8kb.
1 стр.
Молодёжи и спорта украины
210.02kb.
1 стр.
Национальная академия наук украины государственное космическое агентство украины
36.86kb.
1 стр.