Главная
страница 1 ... страница 16страница 17страница 18страница 19

Тема 6.17. Совершенствование техники передвижения и страховки на сложном ледовом рельефе при работе в связке и в группе. Экзамен по теме (практика - 16 ч)


В подготовительный период (10 час.). Повторение темы 5.14 на маршрутах большей сложности и разнообразности рельефа. Занятия проводятся на замерзших водопадах, обледенелых склонах, на ледовых стендах. Совершенствование индивидуальной и групповой (в связках по 2, 4 и 6 человек) техники передвижения и страховки при движении по ледовым склонам различной крутизны, в т.ч. отвесам, с применением ледовых молотков и айс фи-фи, со сменой ведущего и чередованием связок. Подготовка снаряжения.

В основной период (практика — 6 час.). Проверка индивидуальной техники и техника передвижения и страховки при движении по ледовому рельефу большой крутизны в связке из 2-х чел., в команде из 4-6 человек.

Экзамен по технике передвижения и страховки связок на сложном ледовом рельефе. Экзамен сдают специально назначенной комиссии из опытных инструкторов (тренеров) по действующей программе требований для выпуска на первый маршрут 5-й к.с. Допускается составление программы и методики экзамена тренерским советом альпсбора.

Тема 6.18. Общая и специальная физическая подготовка альпиниста

(практика - 360 час.)


Проводится в подготовительный период. Как и на предыдущих уровнях, цель ОФП на данном КУ — повышение общего физического развития: регулярные тренировки (2-3 раза в неделю), общефизические упражнения, участие в соревнованиях по другим видам спорта (лыжные гонки, скалолазание, спортивное ориентирование, кроссы), спортивные игры. Целевая задача: ОФП и специальная физическая подготовка. Ориентир по содержанию — тема 4.19 уровня СП-2. Минимальные целевые показатели физподготовки — нормативы уровня СС.

Тема 6.19. Выполнение контрольных нормативов по общефизической

подготовке и зачеты по теоретической части Программы

(теория — 3 час., практика — 13 час.)

В подготовительный период (14 час. = 2 час. теории + 12 час. практики).

Теория (2 час.). Зачеты по теоретической подготовке сдаются по всей Программе в конце подготовительного периода перед выездом в горы.

Практика (12 час.). Контроль физической подготовки: периодический — на промежуточных этапах плана подготовки и итоговый — в конце подготовительного периода перед выездом в горы.

Результаты зачетов по теории и физических нормативов заносятся в справку (карточку спортсмена). Эти результаты должны соответствовать требованиям уровня СС по итогам подготовительного периода, т.е. перед выездом в горы.

В основной период (2 час. = 1 час теории + 1 час практики). Входной контроль в горах. Он проводится в виде собеседования по теоретической (по всей Программе) и зачетов по физической подготовке (по нормативам уровня СС).

Теория (1 час). Зачеты по теоретической подготовке.

Практика (1 час). Сдача нормативов по физической подготовке.

Собеседование проводится в 1—2 день пребывания в горах. Оно должно выявить теоретические знания альпиниста, его технические и тактические навыки, а зачеты по ОФП — состояние спортивной формы.

Тема 6.20. Оказание доврачебной помощи при травмах и заболеваниях

(теория — 2 час., практика — 3 час.)

Тема 6.21. Совершенствование транспортировки пострадавшего подручными

средствами на горном рельефе (практика — 6 час.)

В подготовительный период. Темы 6.20 и 6.21 отрабатываются совместно: практика — 8 час., в т.ч. тема 6.20 — 2 час., тема 6.21 — 6 час.

Все элементы отрабатываются в зимних условиях. Определение травмы или заболевания. Оказание доврачебной помощи. Совершенствование умений подготовки пострадавшего к транспортировке и его транспортировки. Отрабатываются различные ситуации(разные травмы и соответствующие способы подготовки к перемещению и собственно перемещения условно пострадавшего).

В основной период. Только тема 6.20. Входной контроль по теме — собеседование 3 час., в т.ч. проверка теоретических знаний — 2 час. и практических умений — 1 час. Определение травмы или заболевания. Оказание доврачебной помощи. Подготовка пострадавшего к транспортировке. Организация транспортировки пострадавшего.



Тема 6.22. Радиосвязь в горах и особенности радиосвязи в районе восхождений

(практика — 1 час)

Проводится в основной период. Повтор темы 5.20. Особенности связи в данном районе. Правила радиосвязи: вызов, отклик, последовательность передачи информации при ведении переговоров, окончание радиосвязи; ведение журнала радиосвязи. График радиосвязи. Развертывание и подготовка к работе р/станций.



Тема 6.23. Консультации по маршрутам (теория — 2 час.)

Проводится в основной период. Получение информации о маршрутах, их характеристиках и особенностях, а также получение консультации по оформлению маршрутной документации.



Тема 6.24. Совершение восхождений (тренировочных, квалификационных и

экзаменационного — 2Б-5А к.с.) (практика — 95 час.)

Проводится в основной период. Продолжение накопления опыта восхождений, закрепление навыков передвижения и страховки на скалах, снегу и льду; накопление опыта ориентирования в горах, выбора безопасного пути, оборудования бивуака на всем маршруте высокогорного похода. Возрастает роль тренера группы в составлении планов восхождений, выборе маршрутов, контроле, определении очередности руководителей из числа участников группы. Совершение тренировочного восхождения 2Б к.с. под руководством тренера. Разработка плана восхождений с учетом рекомендаций тренера и в соответствии с Правилами восхождений и планом альпмероприятия. Восхождения 3-4 к.с. носят более спортивный характер как по набору технических сложностей, так и по организационно-тактическим условиям. Перед первым восхождением 5А к.с. необходимо в совершенстве владеть всеми техническими приемами и тактическими навыками в альпинизме и продемонстрировать их применение на практике. После каждого восхождения проводится разбор и зачет восхождения. Зачетом совершенного восхождения 5А к.с. заканчивается этап СС-2.



Тема 6.25. Разборы занятий и восхождений (теория — 5 час.)

Проводится в основной период. Разборы проводятся после каждого занятия и восхождения. Порядок и цели разбора. Анализ действий группы и каждого участника на тренировочных занятиях и восхождениях. Выполнение участниками поставленной задачи. Выявление индивидуальных ошибок и ошибок при работе связки, группы. Оценка действий каждого участника по ликвидации проявившихся источников опасности. Оценка подготовленности, личных и моральных качеств, личной и групповой дисциплины. Разборы проводятся выпускающим тренером, результаты разборов кратко протоколируются.


6.3. Методические рекомендации по подготовке на уровнях СС

Этап спортивного совершенствования является этапом подготовки на пути к высокому мастерству альпиниста. Целевая задача этапа — совершенствование умений и навыков до уровня, обеспечивающего безаварийное прохождение маршрутов выше средней сложности самостоятельной группой (без тренера или с тренером как участником группы), накопление опыта прохождения таких маршрутов, формирование основы для прохождения маршрутов высокой категории сложности, а также создание базы для выполнения норм 1-го спортивного разряда по альпинизму.

В процессе тренировочных и теоретических занятий должны решаться задачи достижения высокого уровня личной физической и технической подготовки, углубления теоретических знаний в области альпинизма и смежных с ним дисциплинах, выработки качеств инициативы и самостоятельности. В процессе восхождений самостоятельной группой по маршрутам выше средней сложности выявляются индивидуальные качества альпиниста, проявляется и растет уровень вероятностного мышления и психологической готовности к преодолению экстремальных ситуаций, проявляются и вырабатываются качества, необходимые руководителю сложного восхождения.

Программа спортивного совершенствования рассчитана на пребывание альпиниста в горах непрерывно не менее двух десятков дней в году (предпочтительнее — 30 дней) и со своей группой (командой). За меньший срок и без команды маловероятны полный качественный всесторонний тренировочный процесс для совершенствования требующихся знаний, умений, навыков, оценки уровня подготовки, и последующее накопление требующегося опыта восхождений с проявлением достигнутых знаний, умений, навыков и их закреплением в реальных условиях. При более длительном пребывании в горах соответственно увеличивается время для спортивных восхождений. При этом значительная часть тем подготовки может быть перенесена на учебно-тренировочные восхождения 3-4 к.с. Рельеф на таких восхождениях должен соответствовать поставленным задачам. При менее длительном пребывании часть тем подготовки должна повторяться в следующем сезоне. Объем определяется решенными и нерешенными задачами подготовки.

На этом этапе подготовки одними из важнейших задач являются совершенствование тактической грамотности и закрепление навыков планирования каждого восхождения. Для этого целесообразно в перспективном плане восхождений предусматривать несколько восхождений 3-4 к.с. по маршрутам с разнообразными рельефом и условиями прохождения. На разборе должен проводиться анализ выполнения каждого тактического плана восхождения с обсуждением как удачных, так и неудачных решений (с целью недопущения их в дальнейшем).

Одной из основополагающих задач этапа является формирование своей группы (команды) в более-менее постоянном составе из 4-6 альпинистов. Такая группа при надлежащей подготовке и практике совместных восхождений, в результате схоженности и притирки друг к другу, становится сильным самостоятельным коллективом способным безаварийно решать сложные задачи, эффективно и с малыми затратами времени накапливать опыт восхождений и повышать свое мастерство. В то же время альпинисты-одиночки (без коллективов) сталкиваются с проблемой поиска группы, а попав в группу вынуждены принимать ее условия. Это самый непростой и медленный путь к своему совершенствованию, к достижению своих целей и быстрый путь к разочарованию.

Этап спортивного совершенствования не ограничивается сроками по времени. Он считается завершенным, когда совершено экзаменационное (контрольное) восхождение 5А к.с. и выполнены все квалификационные требования, подтверждающие накопление необходимого объема знаний, умений и навыков в процессе совершенных восхождений.
7. СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО

Спортивное мастерство — комплекс теоретической и практической подготовки в подготовительный и основной периоды, направленной на углубление знаний, касающихся альпинизма и смежных с ним областей (метеорология, гляциология и др.), на совершенствование ранее освоенных на этапах НП, СП и СС умений, выработку и закрепление навыков, позволяющих безаварийно совершать восхождения высшей категории сложности 5Б, 6А и 6Б, что соответствует 7 (СМ-1), 8 (СМ-2) и 9 (СМ-3) квалификационным уровням.

КУ СМ-1 является первой ступенью этапа спортивного мастерства альпиниста и ставит своей целью продолжение накопления знаний, совершенствования приобретенных и приобретение новых умений в новых условиях (совершения восхождений высокой сложности), а также закрепление ранее приобретенных навыков, до уровня достаточного для совершения любых восхождений 5Б к.с. в спортивной группе в соответствии с Правилами восхождений. После совершения контрольного восхождения 5Б к.с. при положительной аттестации считается, что альпинист получил достаточную подготовку для совершения безаварийных восхождений от 1Б до 5Б к.с. и для дальнейшего повышения альпинистской квалификации до уровня СМ-2, т.е. альпинист получает право выхода для совершения спортивного восхождения

6А к.с. в соответствии с Правилами восхождений.

После совершения контрольного восхождения 6А к.с. при положительной аттестации считается, что альпинист достиг КУ СМ-2, т.е. приобрел опыт и получил достаточную подготовку как для безаварийного совершения восхождений от 1Б до 6А к.с., так и для продолжения совершенствования до КУ СМ-3. Это означает, что альпинист получает право выхода для совершения спортивного восхождения высшей 6Б к.с. в соответствии с Правилами восхождений. Освоение Программы КУ СМ-2 предоставляет альпинисту возможность выполнения норм спортивного разряда “кандидат в мастера спорта” по альпинизму.

После совершения первого восхождения 6Б к.с. при положительной аттестации считается, что альпинист достиг КУ СМ-3, т.е. достиг базового (минимального) уровня спортивного мастерства и получил достаточную подготовку для безаварийного совершения любых спортивных восхождений.

При подготовке на уровнях этапа спортивного мастерства, принимая во внимание знания, умения, навыки и опыт, приобретенные на этапах НП, СП и СС, альпинист должен

ЗНАТЬ:

— место альпинизма в структуре спорта;

— правила соревнований по альпинизму в различных классах;

— принципы формирования команд в соревнованиях по альпинизму;

— классификацию маршрутов и правила их описания;

— порядок организации восхождений всех категорий сложности;

— правила составления отчетов о спортивных восхождениях;

— принципы обеспечения надежности и безопасности в альпинизме;

— альпинистские особенности конкретного района проведения мероприятия;

— задачи подготовки тактического плана восхождения, методику его составления при подготовке и реализации при восхождении;

— методику анализа происшествий в горах;

— основы спортивной психологии, психологической подготовки альпинистов, психологии безопасности в альпинизме;

—принципы анализа совершенных восхождений и их тактической реализации

УМЕТЬ:

— совершать восхождения любой категории сложности; выполнять требования безопасности в любых условиях восхождения;

— работать в спортивной группе или команде в любом качестве;

— владеть прочными навыками индивидуальной работы на любом месте в группе при преодолении снежного, ледового и комбинированного рельефа на маршруте;

— владеть мастерством преодоления особо сложного скального, снежного и ледового рельефов с обеспечением страховки, в т.ч. с организацией искусственных точек опоры (ито), включая применение экстремальных технических средств (например, skyhoock — “небесный” крюк и др.);

— обеспечивать прохождение особо протяженных скальных стенных маршрутов и длительную жизнедеятельность на них группы с использованием подвесных платформ;

— организовывать все виды страховки на маршрутах любой сложности с применением тормозных систем и амортизаторов;

— организовывать взаимодействие связок, работать на маршруте при взаимодействии связок, оценивать и уместно корректировать индивидуальную и групповую работу на маршруте;

— помогать напарнику в аварийной ситуации, самостоятельно перемещать его подручными средствами в случае травмы;

— организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группой;

— прогнозировать условия работы на маршруте и принимать правильные решения;

— проявлять на практике тактическую грамотность в альпинизме;

— анализировать совершенные восхождения и особенности тактики их реализации.

СОВЕРШИТЬ:

— на КУ СМ-1 — в спортивных группах восхождения от 2 по 5Б к.с. с положительной аттестацией;

— на КУ СМ-2 — в спортивных группах восхождения от 2 по 5Б к.с., в т.ч. 5Б к.с. - в двойке по комбинированному маршруту, а затем восхождение 6А к.с. с положительной аттестацией;

— на КУ СМ-3 — в спортивных группах восхождения от 2 по 6А к.с., а затем восхождение 6Б к.с. с положительной аттестацией.



7.1. Отбор на этапе СМ

7.1.1. Отбор в группы альпинистов, готовящихся к достижению спортивного мастерства (КУ СМ-1, СМ-2 и СМ-3), проводится тренерами (инструкторами альпинизма), которые ведут эту подготовку.

При этом для перспективных спортсменов (для резерва в сборные команды) и кандидатов в сборные команды тренер ведет отбор совместно с соответствующими тренерскими советами, которые направляют и контролируют подготовку).



7.1.2. Критерии отбора для совершенствования на этапе СМ:

— наличие положительного заключения тренера (тренерского совета), контролировавшего подготовку на предыдущем КУ;

— возраст кандидатов в группы спортивного мастерства — не менее 20 лет;

— наличие справки врачебно-физкультурного диспансера о допуске к занятию альпинизмом с большими физическими и психологическими нагрузками;

— наличие паспорта гражданина Украины;

—наличие рекомендации альпинистской секции(клуба), субъекта Федерации.



7.1.3. Порядок отбора для подготовки на уровне СМ-1: изучение представленных альпинистских документов, результатов разбора восхождений и рекомендаций; результаты тестирования физической подготовки по нормативам уровня СС-2, теоретической подготовки (в форме собеседования), технической и специальной подготовки по нормативам уровня СС-2. Определяющими являются результаты тестирования по физической и технической подготовке.
Тестовые показатели:

Норматив

Мужчины

Женщины

*ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

+

+

Правила соревнований, Положение о классификации маршрутов, порядок организации и проведения восхождений 4-й и 5А к.с.

+

+

Руководящие документы ФАиС Украины и Минспорта Украины

+

+

Специальное альпинистское снаряжение для применения на сложных маршрутах, его характеристика и особенности

+

+

Принципы формирования спортивной группы, права и обязанности руководителя и участников

+

+

Порядок оформления маршрутных документов, составления тактических планов восхождений

+

+

Особенности тактики стенных, высотных, зимних восхождений и траверсов

+

+

Результаты анализа происшествий в горах

+

+

Основы психологической, физической, технической и тактической подготовки группы к восхождению

+

+

*ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (см. табл. 3.1.2)

+

+

Подтягивание на перекладине

12

4

Отжимание от пола

25

20

Приседание на одной ноге

12 + 12

8 + 8

Наклоны корпуса назад, сидя на скамейке

50

40

Продолжение тестовых показателей

Норматив

Мужчины

Женщины

Прохождение бревна

(кол-во прохождений/ кол-во поворотов)



3/3

3/3

Зацеп (смешанный или простой вис на передних фалангах пальцев), с

80



*ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

+

+

Уметь использовать специальное альпинистское снаряжение для страховки и прохождения маршрутов 5 к.с. с участками 6 к.с.

+

+

Уметь организовывать самостраховку и страховку, задерживать сорвавшегося партнера по связке на любой форме горного рельефа

+

+

Уметь оказывать помощь партнеру по связке при работе двойки на сложном рельефе,

в т.ч. и первую до врачебную



+

+

Уметь передвигаться и страховаться при работе в связке и в группе на сложном скальном, ледовом и снежном рельефе

+

+

Уметь анализировать и решать ситуационные задачи любой направленности

+

+

Иметь опыт восхождений 5А к.с. в группе до 6 человек, в т.ч. 4-й к.с. в двойке

+

+

*СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

+

+

Уметь оказывать первую доврачебную помощь

+

+

Уметь организовать и проводить транспортировку пострадавшего на любом горном рельефе подручными средствами силами малой группы

+

+


7.1.4. Порядок отбора для подготовки на уровнях СМ-2 и СМ-3 аналогичен порядку отбора для уровня СМ-1: изучение представленных альпинистских документов, результатов разбора восхождений и рекомендаций; но тестирование по всем видам подготовки проводится по контрольным показателям уровня СМ. Определяющими являются результаты тестирования по физической и технической подготовке.

7.2. Подготовка на этапе спортивного мастерства

7.2.1. В группах спортивного мастерства повышается интенсивность трени-ровочных нагрузок. Основные задачи спортивной подготовки на данном этапе:

— развитие специальных физических качеств;

— усовершенствование физической, технической, психологической и тактической подготовленности;

— овладение теоретическими (медико-физиологическими) основами спортивного тренинга;

— разработка и реализация индивидуального плана-графика тренировок специальной физической и технической подготовки;

— совершенствование технико-тактических знаний и навыков с учетом индивидуальных физических возможностей;

— отработка различных технических элементов на сложном рельефе;

— участие в соревнованиях по скалолазанию, ориентированию, ледолазанию, горным лыжам и в соревнованиях по альпинизму.



7.2.2. В процессе подготовки на этапе СМ при совершении восхождений высшей категории сложности возникают задачи повышенной сложности, которые содержат проблемные ситуации и которые необходимо решать в реальных условиях. Такое положение требует индивидуального подхода к каждому спортсмену и творческого подхода к подготовке группы (команды) в целом. В этой связи практически теряет смысл регламентирования подготовки, даже в виде примерного учебного плана. Тем не менее, в данном разделе приводится перечень и программная развертка тем, изучение которых принесет пользу любому спортсмену, даже при многократном повторении, поскольку темы не связаны с комплексом устоявшихся знаний, напротив, относятся к динамичным, развивающимся областям человеческой деятельности. Этот перечень можно дополнять, основываясь на оценке реальной подготовленности, и соответственно определять необходимое количество часов подготовки (см. табл. 7.1).

7.3. Программа подготовки на этапе СМ (темы занятий)

Таблица 7.1

Примерные темы программы подготовки на этапе СМ

№ п/п

Темы

1

Личностные качества успешного альпиниста, их формирование и оценка (теория)

2

Резервные возможности человека, их использование (теория)

3

Групповая деятельность в альпинизме: принципы и методы повышения эффективности и безопасности (теория)

4

Организация альпинистских мероприятий (теория и практика)

5

Обеспечение безопасности альпмероприятий (теория и практика)

6

Тактика восхождений высшей категории сложности (теория и практика)

7

Современное снаряжение альпиниста (теория)

продолжение табл. 7.1

№ п/п

Темы

8

Современные методы динамической страховки (практика)

9

Спасательные работы силами спортивной группы (практика)

10

Медицинская помощь на сложном восхождении (теория и практика)

11

Совершенствование индивидуальной и групповой техники передвижения на всех видах горного рельефа (практика)

12

Психорегулирующая и общефизическая подготовка (практика)


7.4. Соревнования на этапе СМ

7.4.1. Соревнования между альпинистами, проходящим подготовку на этапе СМ, в подготовительный период проводятся с целью определения уровня их тренированности и объективной оценки общего уровня текущей подготовки.

Рекомендуется проведение соревнований по общефизической подготовке (бег, подтягивание, отжимание, лазание по канату и т.п.), технической подготовке (техника передвижения по скалам, снегу, льду (или имитации льда — ледолазание), специальной подготовке (вопросы доврачебной помощи, организации транспортировки пострадавшего и его транспортировка, и т.п.).

Соревнования в основной период — это участие в чемпионатах, кубках, первенствах по альпинизму, включая квалификационные соревнования. Соревнования заключаются в оценке судьями по спорту качества восхождений, совершенных командами альпинистов, и последующее сопоставления этих оценок с целью определения уровня подготовки и мастерства команды и альпиниста на момент соревнования. Такие соревнования способствуют повышению уровня подготовки альпинистов в результате накопления опыта и обмена им, а также стимулируют спортивное совершенствование каждого альпиниста и команды в целом.

7.5. Контроль на квалификационных уровнях этапа СМ

7.5.1. Текущий контроль результатов подготовки производится тренером в ходе каждого занятия или тренировки. Его результаты используются для оценки текущих результатов и корректировки (при необходимости) индивидуальных планов подготовки.

7.5.2. Периодический контроль охватывает теоретическую, общефизическую, техническую и специальную подготовки. Его рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал по пройденным на момент проверки разделам Программы. Показатели подготовки анализируются тренером совместно с тренерским советом для оценки общего уровня подготовки и для выработки рекомендаций по корректировке индивидуальных планов подготовки (при необходимости).

7.5.3. Итоговый контроль проводится после завершения подготовительного периода. К этому времени альпинист должен показать наличие знаний и умений, соответствующих как предыдущим уровням подготовки, так и данному квалификационному уровню, в т.ч.

ЗНАТЬ:

— место альпинизма в структуре спорта;

— правила соревнований по альпинизму в различных классах;

— принципы формирования команд в соревнованиях по альпинизму;

— классификацию маршрутов и правила их описания;

— порядок организации восхождений всех категорий сложности;

— правила составления отчетов о спортивных восхождениях;

— принципы обеспечения надежности и безопасности в альпинизме;

— альпинистские особенности конкретного района проведения мероприятия;

— задачи подготовки тактического плана восхождения, методику его составления при подготовке и реализации при восхождении;

— методику анализа происшествий в горах;

— основы спортивной психологии, психологической подготовки альпинистов, психологии безопасности в альпинизме;

принципы анализа совершенных восхождений и их тактической реализации.
УМЕТЬ:

— совершать восхождения любой категории сложности;

— выполнять требования безопасности в любых условиях восхождения;

— работать в спортивной группе или команде в любом качестве;

—владеть прочными навыками индивидуальной работы на любом месте в группе при преодолении скального, снежного, ледового и комбинированного рельефа на маршруте;

— владеть мастерством преодоления особо сложного скального, снежного и ледового рельефов с обеспечением страховки, в т.ч. с организацией ИТО, включая применение экстремальных технических средств (например, skyhoock — “небесный” крюк и др.);

— обеспечивать прохождение особо протяженных скальных стенных маршрутов и длительную жизнедеятельность на них группы с использованием подвесных платформ;

— организовывать все виды страховки на маршрутах любой сложности с применением тормозных систем и амортизаторов;

— организовывать взаимодействие связок, работать на маршруте при взаимодействии связок, оценивать и уместно корректировать индивидуальную и групповую работу на маршруте;

— помогать напарнику в аварийной ситуации, самостоятельно перемещать его подручными средствами в случае травмы;

— организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группой;

—прогнозировать условия работы на маршруте и принимать верные решения;

— проявлять на практике тактическую грамотность в альпинизме;

— анализировать совершенные восхождения и особенности тактики их реализации.


СДАТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:
Таблица 7.2


№ п/п

Упражнения

Нормативы

мужчины

женщины

1

2

3

4

1

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

15

5

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, к-во раз

30

25

3

Приседание на одной ноге (“пистолетик”), к-во раз

15 + 15

10 + 10

4

Зацеп (смешанный или простой вис на передних фалангах пальцев), с

90

-

5


Прохождение бревна с опущенными руками и поворотом на 360о в середине бревна

(кол-во прохождений/ кол-во поворотов)



3/3

3/3

6

Кросс по пересеченной местности

(мужчины — 5000 м; женщины — 2000 м), мин.



18,3

8,1

7


Пройти свободным лазанием с верхней стра-ховкой скальную трассу 5-6 к.с. протяженностью не менее 20-25 м

+

+

Продолжение табл. 7.2

№ п/п

Упражнения

Нормативы

мужчины

женщины

1

2

3

4

8


Подняться по перилам по скальной стенке средней крутизной до 75-80о, 4-5 к.с., протяженностью не менее 20 м, и спуститься по ней, сидя на веревке

+

+

9


Подняться в двойке по скальной стенке средней крутизной до 75-80о, 5-6 к.с., протяженностью не менее 20 м, и спуститься по ней, сидя на веревке

+

+

Результаты итогового контроля фиксируются в книжке спортсмена и тренер (для сборной команды — тренерский совет) вырабатывает рекомендации для дальнейшей подготовки и участия в соревнованиях в основной период.


7.6. Программный материал на этапе СМ (содержание тем)

Тема 7.1. Личностные качества успешного альпиниста, их формирование и оценка (теория)

Методы определения спортивно-значимых качеств альпиниста. Портрет идеального восходителя. Психология безопасности: факторы надежности и факторы риска, защищенность от аварийных ситуаций. Самооценка защищенности. Пути развития и совершенствования качеств успешного альпиниста.

Литература: Л. 3, Л. 18, Л. 24, Л. 25.

Тема 7.2. Резервные возможности человека, их использование (теория)

Медико-биологические основы альпинизма. Проблемы выживания в экстремальных ситуациях. Специальные тренировки для совершенствования: восприятия, практики принятия решений, психомоторных реакций и двигательных навыков. Методы психорегулирующих тренировок.

Литература: Л. 9, Л. 13, Л. 14.

Тема 7.3. Групповая деятельность в альпинизме: принципы и методы повышения эффективности и безопасности (теория)

Социальная психология. Лидер — антилидер, психологический климат и совместимость в группе, социальные стрессоры, категории готовности, стресс без дистресса. Уровни развития групп. Социометрия. Принципы групповой сплоченности и ее развитие. Общение и его тренинг. Формирование альпгрупп: принципы добровольности и дополнительности, ролевое распределение, неформальные отношения. Принятие групповых решений, групповые ценности. Динамика развития спортивных групп. Референтные группы.

Литература: Л. 25, Л. 32.

Тема 7.4. Организация альпинистских мероприятий (теория и практика)

Сбор информации о районе и выбор маршрутов. Регистрация мероприятия и оформление документов. Материально-техническое обеспечение. Взаимодействие с другими сборами. Отчет о мероприятии.



Тема 7.5. Обеспечение безопасности альпмероприятий (теория и практика)

Системный анализ безопасной деятельности в альпинизме.

Групповая направленность на безопасную работу. Материальное обеспечение безопасности. Задачи спасательной службы мероприятия.

Литература: Л. 3, Л. 10, Л. 20, Л. 26.



Тема 7.6. Тактика восхождений высшей категории сложности (теория и практика)

Общие тактические правила организации и проведения восхождений, тактические приемы. Формулирование цели и выбор объектов восхождений. Состав и особенности группы. Тактический план восхождения: маршрут и его особенности, время, снаряжение, питание, связь, наличие резервов, безопасность. Нештатные ситуации. Совершенствование достигается в ходе разнообразных восхождений.



Тема 7.7. Современное снаряжение альпиниста (теория)

Занятие желательно проводить в виде семинара по ознакомлению с новыми видами снаряжения, его оценке и обмену опытом по применению этого снаряжения.



Тема 7.8. Современные методы динамическом страховки (практика)
Занятия проводятся на страховочном стенде с отработкой и повторением приемов реальной динамической страховки.
Тема 7.9. Спасательные работы в горах силами спортивной группы (практика)

Выполнение задания проводится на реальном рельефе. Вводная группе может быть задана тренером или начальником спасательного отряда без предварительного уведомления.

Тема 7.10. Медицинская помощь на сложном восхождении (теория и практика)

Занятия проводит врач. Практические занятия на учебных скалах могут быть совмещены с решением ситуационных задач. Пример: участник группы (условно) повисает после срыва на отвесе, имеет травму. Задание: оказать медицинскую и техническую помощь.



Тема 7.11. Совершенствование индивидуальной и групповой техники передвижения на всех видах горного рельефа (практика)

Объем практических занятий определяется тренерским составом в зависимости от конкретных целей. В эту же тему включается отработка организации бивуаков на сложном рельефе и решение ситуационных задач.



Тема 7.12. Психорегулирующая и общефизическая подготовка (практика)

Практические занятия круглогодичного цикла. Направленность ОФП: развитие выносливости, силы, ловкости, координации, специальных качеств. Практическое освоение приемов аутогенной, психорегулирующей, психотехнической и мыслительной тренировок.

Литература: Л. 3, Л. 14, Л. 33.
7.7. Методические рекомендации по достижению квалификационных уровней этапа СМ

К началу подготовки на этапе СМ альпинист должен:

— освоить основополагающий объем знаний, касающихся как альпинизма в целом (во всех областях, связанных с этим понятием), так и жизнедеятельности гор, в частности;

— уметь анализировать разные ситуации при подготовке и проведении высокогорного похода с целью грамотного составления тактического плана похода, его грамотной реализации на всех этапах похода (подхода, восхождения, спуска, бивуаков, возвращения на базу) и его грамотной корректировки с учетом реальной или изменившейся обстановки;

— уметь выполнять все технические приемы, необходимые как для индивидуального передвижения и группового взаимодействия в высокогорном походе (включая собственно восхождение), так и для обеспечения своей и групповой безопасности;

— выработать необходимые качества, характеризующие требуемый уровень психологически-волевой подготовки.

То есть быть практически подготовленным во всех областях альпинизма, иметь достаточные теоретические знания и практический опыт для безаварийного перемещения в горной местности и безаварийного прохождения альпинистских маршрутов до 5А к.с. включительно.

На ступени СМ не прекращается обучение альпиниста. На этой стадии, стадии освоения, приобретения опыта восхождений высшей сложности, перед альпинистом стоят задачи, требующие как дополнительных новых знаний и умений, так и углубления прежних. На этом этапе повышается роль самоподготовки и в области теоретических знаний, и в области освоения новой информации, касающейся всех сторон альпинизма, и в областях физической, технической и тактической подготовки, и в области психологически-волевой подготовки.

При формировании команд (групп) и составлении планов подготовки следует принимать во внимание, что члены команды (группы) могут иметь разную подготовку, они могли обучаться у разных инструкторов и поразному освоить отдельные темы или приемы, иметь пробелы в обучении. Это соответственно должно учитываться при формировании планов и при реализации этих планов.

На этом КУ спортсмены должны уметь руководить действиями необученных людей.

На основе задач, стоящих перед командой (группой), и фактической подготовленности каждого члена команды тренер команды составляет учебный план и программу для группы или нескольких подгрупп, составляет учебно-календарный план на весь год или на альпмероприятие.

Основными методическими направлениями на этой ступени являются:

— обучение на учебно-тренировочных и спортивных восхождениях;

— комплексное освоение приемов и правил;

— расширение арсенала тактических приемов;

— критическая оценка действий своих и других участников, группы в целом;



— постановка ситуационных задач и их решение.

Литература



1. Закон Украины «О физической культуре и спорте». Киев. 1994. — 22 с.

2. Агаджанян Н. А., Миррахимов М. М. Горы и резистентность организма. — М.: “Наука”, 1970. - 184 с., ил.

3. Альпинизм: Пособие /под ред. И. И. Антоновича. — К.: Вища школа, 1981. — 344 с.

4. «Альпинизм». Программа для спортивных секций коллективов физической культуры, спортивных клубов и альпинистских мероприятий. Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР, программно-методический отдел, Федерация альпинизма СССР. М.— 1975. — 143 с.

5. «Альпинизм сегодня и завтра». Научно-методические и информационные материалы. Выпуск 1: Программа подготовки и обучения альпинистов. И. А. Мартынов, И. Б. Кудинов, А. И. Мартынов, В. Н. Шатаев. Под редакцией А. В. Непомнящего. — Днепропетровск, 1989. — 135 с.

6. «Альпинизм сегодня и завтра». Научно-методические и информационные материалы. Выпуск 2: Методика обучения. Проблемные вопросы. Обмен опытом. Под редакцией А. В. Непомнящего. — Днепропетровск, 1989. — 110 с.

7. Антонович И. И. Спортивное скалолазание. — М.: ФиС, 1978. — 87 с.

8. Бондарчук А. П. Тренировка легкоатлета. — К.: Здоров’я, 1986. — 157 с.

9. Боген М. М. Обучение двигательным навыкам. —М.: ФиС, 1985.

10. Винокуров В. К., Левин И. С., Мартынов И. А. Безопасность в альпинизме —М.: ФиС, 1983. — 168 с., ил.

11. Гарф Б. А., Снесарев А. А., Барзыкин В. В., Малеинов А. А. Техника спортивных восхождений. — М.: ФиС, 1962. — 168 с.

12. Гранильщиков Ю. В., Вейцман С. Г., Шимановский В. Ф. Горный туризм. — М.: ФиС, 1966. — 112 с.

13. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — Политиздат, 1987.

14. Гиппенрейтер Б. С. Восстановительные процессы при спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1966. — 56 с.

15. Друзь В. А. Моделирование процесса спортивной тренировки. — К.: Здоров’я, 1976. — 95 с.

16. Дьячков В. М. Методы совершенствования физической подготовки спортсменов старших разрядов // Проблемы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1961. — 26 с.

17. Захаров П. П. Инструктору альпинизма // Серия “Школа альпинизма”. — М. Спортакадемпресс, 2001. — 280 с. с ил.

18. Котик М. А. Психология и безопасность. — Таллин, «Валгус», 1987.

19. Кропф Ф. А. Спасательные работы в горах. Учебное пособие. —М.: Профиздат, 1975. — 224 с., ил.

20. Мартынов И.А., Мартынов А.И. Системный анализ альпинистской деятельности. Сборник «Альпинизм сегодня и завтра». Выпуск 2 / под ред. А.В. Непомнящего. — Днепропетровск, 1989. - 110 (с. 47 — 63).

21. Матвеев Л. Н. Проблемы периодизации спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1965. — 244 с.

22. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Сокр. пер. с болгар. — М.: ФиС, 1981. — 208 с., ил.

23. Миненков Б. В. Зимние восхождения. —М.: ФиС, 1967, — 152 с.

24. Новиков М. А. Портрет восходителя, «Химия и жизнь», № 8, 1981.

25. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. —М.: ФиС, 1981. — 111 с., ил.

26. Обеспечение безопасности в горах/Метод. рекомендации. — М.: Турист, 1989. — 48 с.

27. Организация страховки при прохождении горных маршрутов/Метод. рекомендации. — М.: Турист, 1987. — 56 с.

28. Пиратинский О. Е. Подготовка скалолаза. — М.: ФиС, 1987. — 112 с.

29. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

30. Прочностные характеристики отдельных видов самодеятельного страховочного снаряжения / Метод. рекомендации. — М.: Турист, 1988. — 32 с.

31. Рекомендации по питанию спортсменов / Под ред. А. А. Покровского. — М.: ФиС, 1975. — 48 с.

32. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Пер. с фр./ предисловие А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1988.

33. Собенко П. Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов. — К.: Здоров’я, 1986. — 112 с., ил.

34. Спутник альпиниста/под ред. Д. М. Затуловского. - М.: ФиС, 1957. - 407 с.

35. Спутник альпиниста/составитель М. И. Ануфриков.-М.: ФиС, 1970.-335 с.

36. Спутник туриста / Сборник. — М.: ФиС, 1969. — 496 с.

37. Техника и организация восхождений. Ситуационные задачи. / Метод. рекомендации. — М.: Турист, 1988. — 54 с.

38. Хубер Г. Альпинизм сегодня: пер. с нем. — М.: ФиС, 1980. — 260 с., ил.

39. Шардин В. И. Контроль физической подготовленности альпинистов. Сборник «Альпинизм сегодня и завтра». Выпуск 2 / под ред. А.В. Непомнящего. — Днепропетровск. 1989. — 110 с. (с.64 — 73).

40. Школа альпинизма. Начальная подготовка // Учебное пособие / Составители Захаров П. П. , Степенко Т. В. — М.: ФиС, 1989. - 463 с. с ил.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Министерство украины по делам семьи, молодежи и спорта федерация альпинизма и скалолазания украины
3765.72kb.
19 стр.
Дидактические особенности проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития
409.07kb.
3 стр.
Министерство по делам семьи, молодёжи и спорта Украины Министерство по делам семьи, молодёжи и гендерной политике ар крым Всеукраинская общественная организация
136.73kb.
1 стр.
Мастер спорта Украины международного класса
52.67kb.
1 стр.
Мастер спорта Украины международного класса Занять места на одном из перечисленных соревнований: (мужчины и женщины) в виде соревнований «большие горы»
55.26kb.
1 стр.
Информация о работе Министерства по делам молодежи
163.74kb.
1 стр.
Экспедиция на чукотку
112.72kb.
1 стр.
Порядок действий для оформления спортивных званий и разрядов согласно положениям Единой спортивной классификации Украины І
44.46kb.
1 стр.
Главное управление по делам семьи молодежи и спорта харьковской облгосадминистрации
115.92kb.
1 стр.
Программа подготовки инструкторов альпинизма
14.8kb.
1 стр.
Молодёжи и спорта украины
210.02kb.
1 стр.
Национальная академия наук украины государственное космическое агентство украины
36.86kb.
1 стр.