Главная
страница 1
Конспект урока литературы

в 8 классе

М.Ю.Лермонтов «ПОЭМА МЦЫРИ»

Сороковая Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лешуконская средняя

общеобразовательная школа»

164670 Архангельская область,

с. Лешуконское, ул. Победы, д.38.

т. 3-19-02

3 – 22-76
2009 год

Цели и задачи урока.

Образовательные и развивающие


  • Понять характер главного героя поэма «Мцыри»

  • Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.

  • Учить работать с текстом художественного произведения.

  • Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

  • Всматриваясь в нарисованный Лермонтовым характер и осмысляя пафос «Мцыри», воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.

  • Воспитание любви к Родине, осознание понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.

  • Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность сопричастности человеческому содружеству.



Оборудование урока. Оформление классной доски.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» что значит для Мцыри жить?

Эпиграф:

«Могучий дух, огненная душа, сосредоточенное чувство».

В.Г.Белинский
Иллюстрации к поэме:

Слайды презентации:

1.

Монахи (думают)

Мцыри (думает)

….


2. Для Мцыри жить – это значит:

1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…

2. Не томиться в душных кельях, а …

3. Не склоняться перед алтарем, а …

4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…




3.



Ход урока.


  1. Постановка задач урока


Слово учителя

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?



В чем смысл жизни для Мцыри?

(Это проблемный вопрос записан на доске).




  1. Работа с текстом.


- Начнем с вопроса: кому в поэме непонятен и чужд Мцыри? (монахам).

- О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам.

Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам 2.3 и 26, 20 главы.

Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. (Устно).

На экране таблица: (предварительно открыты только заголовки).

Вся таблица появляется на слайде после ответов учащихся.

Монахи (думают)

Мцыри (думает)

  • «После к плену он привык»

  • «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»

  • «В стенах хранительных спасен»

  • «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».

  • Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.

  • «Я жил в плену»

  • «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».

  • «Мечты звала от келий душных и молитв…»

  • Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.

  • Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».


Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.

- Почему же все – таки они не стали спасителями?
Ответы, размышления учащихся.

Обобщение учителя.

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.


III. Работа с текстом (6,10,11 главки)

- Что же увидел и узнал Мцыри, вырвавшись на свободу?

«Ты хочешь знать, что видел я на воле?»

«Ты хочешь знать, что делал я на воле?»



- Итак, что видел Мцыри на воле?


Смотрите также:
Конспект урока литературы в 8 классе М. Ю. Лермонтов «поэма мцыри» Сороковая Е. А., учитель русского языка и литературы
38.1kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 11 классе Сергей Есенин в стихах и в жизни Учитель русского языка и литературы
74kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе Тема: М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (1839): история создания произведения, тема и композиция поэмы
49.62kb.
1 стр.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы : Лобачёва Валентина Васильевна
159.27kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы высшей категории Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
78.18kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.
Конспект урока литературы, проведенного учителем русского языка и литературы, Порфирьевой Любовью Вениаминовной. Человек с каменным сердцем
49.35kb.
1 стр.
Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: Одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы гоу сош №985 Саморукова Л. Н. Цель
65.94kb.
1 стр.